Описание принципа диагностики лямда-зонда, нейтрализатора, адсорбера, регистрации пропусков воспламенения системы управления А12.2 (A21R26.3763000) двигателя А3055.
Описание принципа диагностики лямда-зонда до нейтрализатора.
В процессе управления составом смеси система управления двигателем периодически изменяет состав топливовоздушной смеси с богатого на бедный и обратно для поддержания среднего состава смеси, равного стехиометрическому. Это приводит к периодическим колебаниям сигнала первого лямбда – зонда, установленного перед нейтрализатором. Диагностическим параметром работоспособности первого лямбда – зонда является временной интервал периода колебаний этого сигнала. При старении лямбда-зонда период колебаний сигнала увеличивается.
Система диагностики непрерывно измеряет временной интервал периода колебаний сигнала первого лямбда – зонда. При выполнении условий разрешения диагностики первого лямбда-зонда, полученный измеренный период колебаний делится стандартный (программный) период колебаний, заданный в зависимости от режимной точки двигателя – комбинации частоты вращения и цикловым наполнением цилиндра двигателя. Полученное отношение, коэффициент превышения периода колебаний, обрабатывается фильтром для исключения влияния помех и сравнивается с заданной границей. При превышении заданной границы устанавливается признак неисправности – медленный отклик на изменение состава смеси.
Описание принципа диагностики нейтрализатора.
В процессе управления составом смеси система управления двигателем периодически изменяет состав топливовоздушной смеси с богатого на бедный и обратно для поддержания среднего состава смеси, равного стехиометрическому. При прохождении отработавших газов через нейтрализатор амплитуда колебаний состава смеси отработавших газов уменьшается благодаря способности нейтрализатора накапливать кислород (OSC Oxygen Storage Capability). Диагностическим параметрам способности нейтрализатора накапливать кислород является амплитуда колебаний сигнала второго лямбда-зонда, установленного после нейтрализатора. При уменьшении способности нейтрализатора накапливать кислород, колебания состава смеси на входе в нейтрализатор подавляются в нейтрализаторе в меньшей степени, чем в новом. Это приводит к увеличению колебаний состава смеси на выходе из нейтрализатора (по сравнению с исправным) и, соответственно, увеличению колебаний сигнала второго лямбда – зонда.
Система диагностики непрерывно измеряет амплитуду колебаний второго лямбда-зонда. Измеренная амплитуда вычитается из стандартной (программной) амплитуды колебаний, заданной в зависимости от режимной точки двигателя. Полученная разность (превышение амплитуды колебаний второго лямбда зонда) при выполнении диагностики нейтрализатора, интегрируется в заданной зоне режимных точек двигателя в течение заданного времени и сравнивается с программной границей. При превышении программной границы устанавливается признак неисправности.
Данная процедура повторяется заданное число раз после пуска двигателя.
Описание принципа диагностики адсорбера.
Система управления двигателем с помощью регулятора состава смеси по лямбда-зонду корректирует подачу топлива для поддержания среднего состава смеси, равного стехиометрическому. При этом, чем меньше заполненность (загрузка) адсорбера, тем меньше топлива поступает из него, тем большую коррекцию подачи топлива необходимо проводить для поддержания среднего состава смеси, близкого к стехиометрическому.
Продувка адсорбера включается при достижении температуры охлаждающей жидкости 70 о С и работает непрерывно с заданной скважностью в зависимости от режима работы двигателя.
Блок управления диагностирует неисправность канала управления и клапана продувки адсорбера на обрыв цепи и короткое замыкание с регистрацией соответствующего кода ошибки.
Описание принципов регистрации пропусков воспламенения.
Пропуски воспламенения определяют по неравномерности частоты вращения коленчатого вала. Измерение частоты вращения проводится за цикл работы двигателя для идентификации циклов работы и цилиндров двигателя с недопустимыми отклонениями частоты вращения, соответствующими пропускам воспламенения. Угловая фаза интервала измерения частоты вращения выбрана так, что пропуск воспламенения в цилиндре вызывает максимальное изменение цикловой частоты вращения по отношению к цикловой частоте вращения цилиндров, работающих без пропусков воспламенения. Угловой интервал измерения частоты вращения разных цилиндров соответствует, в общем случае, разным сегментам диска синхронизации, имеющим разную угловую длину в результате технологических допусков при изготовлении диска синхронизации. Измерение длительности временного интервала двигателя выполняется за 180 градусов поворота коленчатого вала двигателя. Фаза замера – (90 градусов рабочего хода, 90 градусов выпуска). Измерение частоты вращения для 1 и 4-го цилиндра выполняются на верхнем сегменте диска синхронизации (такт «сжатия» за 90 градусов до ВМТ – такт «рабочий ход» за 90 градусов до НМТ), 2 и 3 цилиндров на нижнем сегменте диска синхронизации (такт «рабочий ход» за 90 градусов до НМТ – такт «выпуск» за 90 градусов до ВМТ).
Для определения пропусков воспламенения, текущее значение изменения частоты вращения и сравнивается с программным и, в случае его превышения, регистрируется пропуск воспламенения. Регистрируемые пропуски суммируются индивидуально по каждому цилиндру на заданном временном интервале и с весовым коэффициентом, зависящим от нагрузки на двигатель, в результате чего, блок рассчитывает интенсивность пропусков. При превышении текущей интенсивности пропусков заданного программного значения регистрируется неисправность – «превышение порога токсичности при пропусках воспламенения». При превышении текущей интенсивности пропусков предельного программного значения, которое соответствует опасности разрушения катализатора, блок управления выключает подачу топлива через форсунки в соответствующие цилиндры.