Особенности двигателей ВАЗ-2104 И ВАЗ-21067.
Двигатель.
Элементы системы охлаждения.
1 – отводящий шланг радиатора; 2 – насос охлаждающей жидкости; 3 – шланг подачи охлаждающей жидкости в насос; 4 – перепускной шланг термостата; 5 – термостат; 6 – трубка отвода охлаждающей жидкости; 7 – патрубок подвода охлаждающей жидкости к радиатору отопителя; 8 – датчик температуры охлаждающей жидкости для комбинации приборов; 9 – отводящий шланг узла подогрева корпуса дроссельной заслонки; 10 – датчик температуры охлаждающей жидкости системы управления; 11 – подводящий шланг узла подогрева корпуса дроссельной заслонки; 12 – подводящий шланг радиатора.
Описание конструкции.
Двигатель – бензиновый, четырехтактный, четырехцилиндровый, восьмиклапанный, рядный, с верхним расположением распределительного вала. Порядок работы цилиндров: 1-3-4-2, отсчет – от шкива коленчатого вала. Тип системы питания – распределенный впрыск топлива.
Управление двигателем осуществляет контроллер, обеспечивающий нормы токсичности Евро-2. В системе выпуска отработавших газов установлен каталитический нейтрализатор.
Справа на двигателе (по ходу автомобиля) расположены: ресивер с корпусом дроссельной заслонки, датчиком положения дроссельной заслонки и регулятором холостого хода; впускная труба и выпускной коллектор; топливная рампа с форсунками и регулятором давления топлива; датчик температуры охлаждающей жидкости системы управления; термостат; насос охлаждающей жидкости; генератор; стартер (закреплен на картере сцепления). Слева на двигателе расположены: свечи зажигания и провода высокого напряжения, модуль зажигания, маслоуказательный щуп, масляный фильтр, датчики указателя температуры охлаждающей жидкости (в комбинации приборов) и давления масла.
Корпус воздушного фильтра с датчиком массового расхода воздуха закреплен на отдельном кронштейне слева от двигателя.
Спереди расположен клиноременный привод генератора и насоса охлаждающей жидкости, а также датчик положения коленчатого вала.
Блок цилиндров, коленчатый вал, шатунно-поршневая группа, привод газораспределительного механизма, масляный насос двигателя ВАЗ-2104 аналогичны соответствующим деталям и узлам двигателя ВАЗ-2103, а вышеперечисленные элементы двигателя ВАЗ-21067 аналогичны элементам двигателя ВАЗ-2106.
Элементы системы охлаждения впрыскового двигателя отличаются от элементов системы охлаждения карбюраторного двигателя. В основном изменения в системе связаны с установкой на двигатель впускной трубы измененной конструкции (отсутствует полость во впускной трубе для циркуляции охлаждающей жидкости) и корпуса дроссельной заслонки. Корпус дроссельной заслонки подогревается охлаждающей жидкостью для предотвращения обмерзания дроссельной заслонки при малых углах ее открытия в условиях низких температур и высокой влажности окружающего воздуха.
В отводящем патрубке (на головке блока цилиндров) рубашки охлаждения двигателя установлен датчик температуры охлаждающей жидкости, выдающий информацию для контроллера. Электровентилятор системы охлаждения включается и выключается по команде контроллера через реле, установленное в блоке реле и предохранителей системы управления (см. «Система управления двигателем», с. 225). Радиатор системы охлаждения впрыскового двигателя отличается от радиатора карбюраторного двигателя конфигурацией патрубков и отсутствием в бачке радиатора резьбового отверстия под датчик электровентилятора. Насос охлаждающей жидкости, термостат, радиатор отопителя, расширительный бачок остались без изменения.
Системы управления, питания и выпуска отработавших газов описаны в соответствующих разделах.
Снятие грязезащитных щитков силового агрегата.
Работу удобнее выполнять на смотровой канаве или эстакаде.
Ключом или головкой «на 8» отворачиваем
четыре самореза переднего крепления, четыре самореза бокового крепления и четыре болта заднего крепления переднего грязезащитного щитка (эти болты крепят также задний грязезащитный щиток).
Снимаем передний грязезащитный щиток.
Отвернув головкой «на 8» два самореза заднего крепления
снимаем задний грязезащитный щиток.
Установку грязезащитных щитков проводим в обратной последовательности. При этом сначала наживляем, а затем затягиваем все болты и саморезы крепления щитков.
Замена прокладки крышки головки блока цилиндров.
Пассатижами ослабляем затяжку хомута крепления шланга вакуумного усилителя тормозов на патрубке ресивера
и снимаем шланг с патрубка ресивера.
Крестообразной отверткой ослабляем хомут крепления шланга вентиляции картера на патрубке рукава подвода воздуха к корпусу дроссельной заслонки
и снимаем шланг с патрубка рукава.
Отгибаем лепестки держателя жгута проводов на щитке передка.
Аналогично отгибаем лепестки еще двух держателей и вынимаем из них жгут проводов.
Головкой «на 10» отворачиваем болт крепления соединительной муфты рукавов подвода воздуха к кронштейну крышки головки блока цилиндров.
Отвернув ключом «на 10» стяжной болт кронштейна топливного фильтра
вынимаем из кронштейна фильтр, не отсоединяя от него топливные трубки.
Головкой «на 10» отворачиваем восемь гаек крепления крышки головки блока цилиндров.
С левой стороны крышки снимаем со шпильки головки блока цилиндров кронштейн держателя шланга вакуумного усилителя тормозов и троса привода дроссельной заслонки.
Снимаем со шпилек головки блока цилиндров восемь специальных прижимных шайб крышки.
С левой передней шпильки снимаем кронштейн держателя жгута проводов.
Снимаем крышку головки блока цилиндров
и прокладку крышки.
Очистив привалочные поверхности крышки и головки блока цилиндров от масла и грязи, устанавливаем новую прокладку и проводим сборку в обратной последовательности. Гайки крепления крышки затягиваем предписанным моментом в последовательности.
Снятие ресивера.
Снимаем ресивер для доступа к топливной рампе, при замене уплотнительной прокладки ресивера, а также при демонтаже впускной трубы и выпускного коллектора.
Отсоединяем трос привода от сектора корпуса дроссельной заслонки (см. «Замена троса привода дроссельной заслонки»).
Ключом «на 10» отворачиваем два болта крепления кронштейна троса привода дроссельной заслонки к ресиверу
отводим кронштейн с тросом в сторону.
Отвернув две гайки крепления корпуса дроссельной заслонки к ресиверу (см. «Снятие корпуса дроссельной заслонки»), отводим корпус в сторону, не отсоединяя от его штуцеров шланги подвода и отвода охлаждающей жидкости, вентиляции картера, продувки адсорбера, а от датчика положения дроссельной заслонки и регулятора холостого хода – колодки проводов.
Ослабляем хомут крепления шланга вакуумного усилителя тормозов к патрубку ресивера и снимаем шланг с патрубка (см. «Замена прокладки крышки головки блока цилиндров»).
Отсоединяем от патрубка ресивера шланг регулятора давления топлива и снимаем держатель топливных трубок (см. «Замена регулятора давления топлива»).
Головкой «на 13» отворачиваем две гайки верхнего крепления
и три гайки нижнего крепления ресивера к впускной трубе.
Снимаем кронштейн держателя топливных трубок.
Снимаем ресивер со шпилек впускной трубы.
Снимаем уплотнительную прокладку.
На длинные шпильки впускной трубы установлена дистанционная прокладка.
Устанавливаем ресивер в обратной последовательности.
Замена прокладки впускной трубы и выпускного коллектора.
Для удобства работы снимаем с автомобиля аккумуляторную батарею.
Снимаем с кронштейна бачок омывателя ветрового стекла, не отсоединяя от выводов электронасоса наконечники проводов, а от патрубка насоса – шланг. Отводим бачок в сторону, расположив его на площадке под аккумуляторную батарею.
Снимаем ресивер (см. «Снятие ресивера») и топливную рампу (см. «Снятие топливной рампы и форсунок, проверка форсунок»).
Ключом «на 13» отворачиваем болт крепления к впускной трубе переднего опорного кронштейна.
Тем же инструментом ослабляем затяжку гайки крепления переднего опорного кронштейна к шпильке кронштейна правой опоры силового агрегата.
Снимаем передний опорный кронштейн.
Ключом «на 13» отворачиваем болт крепления заднего опорного кронштейна к впускной трубе.
Ослабив верхний болт крепления стартера (см. «Снятие стартера»).
отводим задний опорный кронштейн от впускной трубы.
Отсоединяем приемную трубу от выпускного коллектора (см. «Замена деталей системы выпуска»).
Головкой «на 13» отворачиваем гайку крепления «массового» провода и переднего рыма силового агрегата.
Снимаем со шпильки головки блока цилиндров наконечник «массового» провода
и рым.
Ключом «на 13» отворачиваем две гайки верхнего крепления впускной трубы (1) и две гайки общего верхнего крепления впускной трубы и выпускного коллектора (2).
Высокой головкой «на 13» с удлинителем отворачиваем две гайки нижнего общего крепления впускной трубы и выпускного коллектора.
Отворачиваем две гайки и болт крепления щитка стартера и снимаем щиток со шпилек выпускного коллектора.
Осторожно отгибая отверткой, отводим кронштейн трубки отвода охлаждающей жидкости от шпильки выпускного коллектора.
Высокой головкой «на 13» отворачиваем гайку переднего крепления выпускного коллектора.
Головкой «на 13» с карданным шарниром отворачиваем гайку заднего крепления выпускного коллектора.
Снимаем десять шайб со шпилек крепления.
В четырех местах стыковки впускной трубы и выпускного коллектора на шпильках установлены утолщенные шайбы.
Отведя выпускной коллектор от головки блока цилиндров
снимаем впускную трубу со шпилек головки блока цилиндров.
Снимаем выпускной коллектор
и уплотнительную прокладку впускной трубы и выпускного коллектора.
Отверстия под шпильки общего крепления впускной трубы и выпускного коллектора
Перед монтажом очищаем привалочные плоскости головки блока цилиндров, впускной трубы и выпускного коллектора от остатков старой прокладки и нагара.
Заменив прокладку новой, установку проводим в обратной последовательности. На шпильки головки блока цилиндров наносим графитовую смазку.