Приборы и их датчики «ГАЗон Next» 10 т.
7.10. Приборы и их датчики.
Перейти к:
Датчик указателя уровня топлива.
Датчик засоренности воздушного фильтра.
Датчик уровня охлаждающей жидкости.
Датчик аварийного давления воздуха.
Для контроля за системами автомобиль оборудован электронной комбинацией приборов C41RB3.3801010 (рис. 7.47), в которой установлены контрольные приборы: тахометр, спидометр, указатель температуры двигателя, указатель уровня топлива, сигнализаторы и многофункциональный дисплей маршрутного компьютера.
Рис. 7.47. Комбинация приборов.
1 – тахометр; 2 – указатель температуры охлаждающей жидкости двигателя; 3 – кнопка «Режим»/ управления маршрутным компьютером; 4 – многофункциональный дисплей маршрутного компьютера; 5 – кнопка установки на нуль показаний суточного пробега/перевода часов и минут; 6 – указатель уровня топлива; 7 – спидометр.
Для проверки работоспособности стрелочных приборов и аварийных сигнализаторов необходимо использовать режим «самотестирования» комбинации приборов и воспользоваться «Методикой проверки работоспособности комбинации приборов в составе автомобиля» (см. раздел «Приложения»). Комбинация приборов относится к необслуживаемым и неремонтируемым изделиям. В случае отказа комбинацию приборов заменить на новую.
Снятие комбинации приборов необходимо проводить в следующем порядке:
– снять крышку блока предохранителей и опустить рулевую колонку в нижнее положение;
– вынуть заглушку на минитаймере предпускового подогревателя-отопителя, отвернуть винт крепления, разъединить электрический разъем и снять минитаймер с прокладкой;
– снять облицовку комбинации приборов;
– отвернуть четыре винта крепления комбинации; разъединить электрический разъем и снять комбинацию приборов.
Установку комбинации приборов необходимо выполнять в последовательности, обратной снятию, с учетом следующего:
– затяжку винтов крепления комбинации приборов необходимо проводить, начиная с верхних точек крепления;
– момент затяжки винта крепления минитаймера предпускового подогревателя-отопителя – 0,4-0,8 Н·м (0,04-0,08 кгс·м).
7.10.2. Датчики.
Датчики, установленные на двигателе – см. документацию по техническому обслуживанию и ремонту двигателя.
7.10.2.1. Датчик указателя уровня топлива.
Указатель уровня топлива состоит из приемника указателя уровня топлива, расположенного в комбинации приборов и датчика C41R11.3827100 указателя уровня топлива, установленного в топливном баке.
Датчик состоит из рычага с поплавком и соединенного с ним реостата. В зависимости от количества топлива в топливном баке на электромагнитный указатель уровня топлива подается ток, который определяется сопротивлением реостата датчика.
При проверке датчика рычаг с поплавком должен перемещаться плавно, без скачков и заеданий. При этом во всех положениях рычага (рис. 7.48) должен быть обеспечен электрический контакт в цепи датчика. Поплавок должен быть герметичен.
Контакты сигнализатора минимального резерва топлива в баке (около 12 литров) датчика при опускании и подъеме рычага с поплавком (между положениями поплавка 0-1/4) должны замыкаться и размыкаться.
Значения сопротивления реостата в зависимости от уровня топлива и положения поплавка указаны в табл. 7.4.
Таблица 7.4. Сопротивление реостата в зависимости от уровня топлива и положения поплавка.
Уровень топлива в баке | Положение поплавка (Н), мм | Сопротивление, Ом |
Пустой бак | 290 (-0,5) | 330±15 |
1/4 | 228 (-0,5) | 185±10 |
1/2 | 160 (-0,5) | 118±10 |
3/4 | 91 (-0,5) | 65±5 |
Полный бак | 25 (-0,3) | 11 (+5;-4) |
Датчик относится к необслуживаемым и неремонтируемым изделиям, при выходе из строя датчик заменить новым.
Датчик установить в топливный бак, предварительно установив уплотнительную резиновую прокладку, и затянуть винты крепления, обеспечив герметичность соединения.
Рис. 7.48. Схема проверки указателя уровня топлива.
Схема электрическая.
7.10.2.2. Датчик засоренности воздушного фильтра.
Датчик ДСФ-65 засоренности воздушного фильтра установлен в соединительную трубу воздушного фильтра (cм. раздел «Двигатель») и предназначен для включения сигнальной лампы в щитке приборов при засоренности фильтра выше допустимой.
Замыкание контактов датчика должно происходить при разрежении 6-7 кПа (600-700 мм вод. ст.) при температуре плюс 15-25 °С.
Замыкание контактов датчика проверяют на стенде, создающем разрежение.
Датчик установить в вертикальное положение клеммной частью вверх. При этом штуцер или минусовую клемму (указана на датчике) соединить с «массой». К другой клемме подключить электрическую цепь с сигнальной лампой мощностью 2-3 Вт ГОСТ 2023-75. Датчик плавно, со скоростью не более 200 Па (20 мм вод. ст.) в секунду, нагрузить разрежением от нуля до момента включения сигнальной лампы. По контрольному прибору определить величину разрежения, после чего разрежение сбросить до нуля. Скорость нарастания разрежения определяют с помощью секундомера.
Герметичность датчика проверяют на этом же стенде. Выдержать датчик в течение 1 мин при разрежении, превышающем номинальное на 30 %, при этом стрелка контрольного прибора не должна показывать уменьшение разрежения.
Датчик засоренности воздушного фильтра относится к необслуживаемым и неремонтируемым изделиям, при выходе из строя заменить новым.
При установке в соединительную трубу воздушного фильтра датчик затянуть моментом 6-8 Н∙м (0,6-0,8 кгс∙м), предварительно установив на датчик уплотнительную резинометаллическую шайбу.
7.10.2.3. Датчик уровня охлаждающей жидкости.
Датчик уровня охлаждающей жидкости КДБА.407721.001 (рис. 7.49) расположен в расширительном бачке ниже отметки MIN и предназначен для информирования водителя (загорается соответствующий сигнализатор в комбинации приборов) об утечке охлаждающей жидкости из системы охлаждения двигателя. Датчик не освобождает водителя от необходимости регулярного контроля уровня охлаждающей жидкости.
Сигнализатор (оранжевый) низкого уровня охлаждающей жидкости в комбинации приборов загорается при опускании поплавка датчика в случае снижения уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке.
Внимание.
- При загорании сигнализатора необходимо устранить причину утечки охлаждающей жидкости и довести уровень жидкости в расширительном бачке до нормы.
Рис. 7.49. Установка датчика уровня охлаждающей жидкости.
1 – бачок расширительный; 2 – датчик уровня охлаждающей жидкости.
Проверку работоспособности датчика проводят следующим образом:
– изменяя уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке (сливая охлаждающую жидкость), визуально зафиксировать момент замыкания контактов (загорится сигнализатор). При этом уровень охлаждающей жидкости должен быть не ниже оси датчика;
– для проверки непосредственно датчика следует подключить датчик к электрической цепи, как показано на рис. 7.50, установив ток не более 1А.
Рис. 7.50. Схема проверки замыкания контактов датчика.
1 – датчик уровня охлаждающей жидкости; 2 – лампа; 3 – аккумуляторная батарея; А – амперметр; R – реостат.
При опускании поплавка на корпус датчика лампа 2 должна загореться, а при поднятии поплавка – погаснуть. Если этого не происходит, датчик считается неработоспособным.
Проверить «легкость» поворота поплавка на оси, заедания при повороте не допускаются.
Датчик уровня охлаждающей жидкости относится к необслуживаемым и неремонтируемым изделиям, и в случае отказа заменяется на новый.
Установку датчика в расширительный бачок проводить поворотом датчика по часовой стрелке до упора, поплавком вверх.
7.10.2.4. Датчик импульсов (скорости).
В приводе спидометра автомобиля установлен датчик импульсов (датчик скорости) А63R42.3843010 (ПД8093-7) (на части автомобилей может быть установлен датчик скорости A63R42.3843010-01 или A63R42.3843010-02) (рис. 7.51). Датчик импульсов предназначен для преобразования угловой скорости вращения ротора в частоту электрических импульсов.
Рис. 7.51. Датчик импульсов (скорости).
Распиновка датчика скорости.
Контакт | Наименование |
1 | Питание “плюс” |
2 | Питание “минус” |
3 | – |
4 | Сигнал с датчика скорости |
Техническая характеристика датчика импульсов А63R42.3843010 (ПД8093-7).
Номинальное напряжение, В | 12 |
Напряжение питания, В | 6-16 |
Потребляемый ток при номинальном напряжении питания, А, не более | 0,016 |
При перемещении зубьев ротора коробки передач на расстоянии (1,4±0,6) мм от чувствительного элемента датчик обеспечивает выходной импульсный сигнал прямоугольной формы: | |
низкого уровня сигнала, В | от 0 до 0,9 |
высокого уровня сигнала, В | от 4 до 16 |
Для проверки датчика импульсов подключить датчик в соответствии с рис. 7.52. Светодиод должен вспыхивать при повороте зубчатого ротора на каждом зубе.
Рис. 7.52. Схема проверки датчика импульсов.
1 – датчик импульсов; 2 – ротор; 3 – аккумуляторная батарея; 4 – разъем штекерный датчика; R1 – сопротивление 600 Ом; V1 – светодиод.
Датчик импульсов относится к необслуживаемым и неремонтируемым изделиям, и в случае отказа заменяется на новый.
Установку датчика проводить в соответствии с требованиями подраздела «Коробка передач».
7.10.2.5. Датчик аварийного давления воздуха.
Датчики 6032.3829-01 аварийного давления воздуха контуров пневматической системы установлены на воздушных баллонах (рис. 7.53), и соединены с сигнализаторами на комбинации приборов.
Техническая характеристика датчика.
Давление воздуха при размыкании контактов датчика, МПа (кгс/см²) | 0,45-0,55 (4,5-5,5) |
Давление воздуха при замыкании контактов датчика, МПа (кгс/см²) | 0,55-0,45 (5,5-4,5) |
Критерием отказа датчика является изменение параметров давления размыкания и замыкания контактов более чем на 20 %. Датчик относится к неремонтируемым и необслуживаемым изделиям и в случае отказа подлежит замене на новый.
Замену датчика см. раздел «Тормоза».
Рис. 7.53. Установка датчика аварийного давления воздуха на воздушном баллоне.
1 – датчик аварийного давления воздуха; 2 – прокладка; 3 – штуцер; 4 – шайба специальная; 5 – кольцо уплотнительное; 6 – баллон воздушный.
Схема электрическая принципиальная.
7.10.2.6. Датчик давления на тормозном кране.
Датчик давления 4410441020 (рис 7.54) установлен на тормозном двухсекционном кране и предназначен для передачи данных о давлении сжатого воздуха в тормозной системе автомобиля в блок управления АБС.
Снятие и установка датчика давления, проверка работоспособности изложены в документации поставщика «Датчик давления. 4410441020» (см. раздел «Приложения»).
Датчик давления поставляется в запасные части в сборе с уплотнительным кольцом.
Момент затяжки датчика давления – 22-32 Н∙м (2,2-3,2 кгс∙м).
Рис. 7.54. Установка датчика давления на тормозном кране.
1 – датчик давления; 2 – кран тормозной двухсекционный.