Привод переключения передач. Автомобиль ВАЗ-2105 – многокрасочный альбом.
Привод переключения передач.
1 – Ведущий вал. 2 – Ведомый вал. 3 – Шестерня постоянного зацепления ведущего вала. 4 – Упорная шайба пружины синхронизатора. 5 – Пружина синхронизатора. 6 – Зубчатый венец синхронизатора четвертой передачи. 7 – Скользящая муфта синхронизатора третьей и четвертой передач. 8 – Вилка включения третьей и четвертой передач. 9 – Ведомая шестерня третьей передачи. 10 – Ведомая шестерня второй передачи. 11 – Вилка включения первой и второй передач. 12 – Ступица муфты синхронизатора первой и второй передач. 13 – Муфта синхронизатора первой и второй передач. 14 – Ведомая шестерня первой передачи. 15 – Ведомая шестерня заднего хода. 16 – Рычаг переключения передач. 17 – Ведущая шестерня привода спидометра. 18 – Фланец эластичной муфты. 19 – Вилка включения заднего хода. 20 – Шток вилки включения заднего хода. 21 – Шток вилки включения третьей и четвертой передач. 22 – Шток вилки включения первой и второй передач. 23 – Ограничительный болт. 24 – Промежуточный вал. 25 – Ведущая шестерня заднего хода. 26 – Ось промежуточной шестерни заднего хода. 27 – Промежуточная шестерня заднего хода. 28 – Ведомая шестерня привода спидометра. 29 – Втулка шестерни. 30 – Ведущая шестерня первой передачи. 31 – Блокирующее кольцо синхронизатора первой передачи. 32 – Блокирующее кольцо синхронизатора второй передачи. 33 – Ведущая шестерня второй передачи. 34 – Ведущая шестерня третьей передачи. 35 – Блокирующее кольцо синхронизатора третьей передачи. 36 – Ступица муфты синхронизатора третьей и четвертой передач. 37 – Блокирующее кольцо синхронизатора четвертой передачи. 38 – Шестерня постоянного зацепления промежуточного вала, 39 – Тарельчатая пружинная шайба. 40 – Стопорное кольцо ступицы синхронизатора. 41 – Блокирующие сухари. 42 – Шарик фиксатора. 43 – Пружина фиксатора. 44 – Крышка фиксаторов. 45 – Дистанционная втулка штока вилки включения заднего хода. 46 – Включатель фонаря заднего хода. 47 – Оттяжная пружина рычага. 48 – Болт оттяжной пружины. 49 – Направляющая чашка рычага. 50 – Шаровая опора рычага. 51 – Сферическая шайба. 52 – Пружина. 53 – Запорная втулка демпфера. 54 – Втулка демпфера. 55 – Упорная подушка демпфера. 56 – Стержень рычага переключения передач. 57 – Распорная втулка. 58 – Стопорное кольцо синхронизатора.
Включение и переключение передач осуществляется механическим приводом, который состоит из трёх штоков с вилками, рычага переключения передач, фиксатора и замкового устройства.
Шток 21 вилки включения третьей и четвертой передач установлен в отверстиях передней и задней стенок картера коробки передач, а штоки 20 и 22 – в отверстиях задней стенки и прилива картера. На каждом штоке закреплена болтом вилка включения передач. Вилки 8 и 11 входят в пазы скользящих муфт синхронизаторов, а вилка 19 — в кольцевую проточку промежуточной шестерни заднего хода. Для удержания штока в нейтральном или во включенном положении в нем выполнены гнезда, к которым пружиной 43 поджимается шарик 42 фиксатора. Штоки 21 и 22 имеют по три гнезда под шарик фиксатора: среднее служит для удержания штока в нейтральном положении, а крайние – для фиксации одной из включенных передач. Шток 20 вилки включения заднего хода имеет два гнезда; одно фиксирует шток в нейтральном положении, другое – во включенном положении, фиксаторы расположены во втулках, которые запрессованы в отверстия картера и закрыты общей крышкой 44 с уплотнительной прокладкой. Пружина 43 фиксатора заднего хода более жесткая и для отличия окрашена в зеленый цвет или имеет кадмиевое покрытие. Чтобы переместить шток, требуется приложить усилие на рычаг переключения передач, необходимое для выдавливания шарика фиксатора из гнезда штока.
Перемещение штоков 21 и 22 вперед ограничено упором буртиков штоков в заднюю стенку картера, а штока 20 заднего хода – упором дистанционной втулки 45 в заднюю стенку. Ход штоков назад ограничен упором штоков в бобышки задней крышки коробки передач. В головке каждого штока имеется паз, в который входит нижний конец рычага 16 переключения передач.
Чтобы исключить одновременное включение двух передач, в приводе имеется замковое устройство, состоящее из трех блокирующих сухарей 41. Два крайних сухаря установлены в отверстии задней стенки картера, а средний – в отверстии штока 21. У штоков имеются гнезда для сухарей. При включении, например, задней передачи шток 20, перемещаясь, выдавливает из своего гнезда сухарь, который входит в гнездо штока 21 и одновременно через средний сухарь прижимает другой крайний сухарь к гнезду штока 22. Таким образом штоки 21 и 22 будут зафиксированы в нейтральном положении. Аналогично происходит запирание двух каких-либо других штоков при включении любой передачи.
Рычаг 16 переключения передач имеет опорный шар, который поджимается к поверхности шаровой опоры 50 пружиной 52. Сверху к шаровой опоре этой же пружиной прижата сферическая шайба 51. От поворачивания рычаг 16 удерживается штифтом, который заходит в отверстие опоры. В нейтральном положении нижний конец рычага переключения передач расположен в пазу головки штока 21 включения третьей и четвертой передач и удерживается в этом положении пружиной 47. Перемещение нижнего конца рычага переключения передач при включении I или II передач ограничено болтом 23, ввернутым в картер коробки передач.
Для включения заднего хода необходимо нажать на рычаг вниз, чтобы сжать пружину 52. При этом выступ рычага 16 опустится ниже направляющей чашки 49 и можно будет переместить рычаг переключения передач вправо и назад. Шток 20, перемещаясь, отойдет от штока включателя 46 заднего хода и загорится лампа фонаря заднего хода.
Для облегчения снятия и установки коробки передач рычаг 16 выполнен разъемным, т. е. на рычаг переключения передач надевается стержень 56. Они соединяются через демпфер, состоящий из резиновой упорной подушки 55, двух упругих втулок 54, распорной втулки 57 и пластмассовой запорной втулки 53. Детали демпфера поглощают вибрации рычага переключения передач и способствуют более мягкому включению передач.
Работа коробки передач. При нейтральном положении рычага переключения передач, работающем двигателе и включенном сцеплении крутящий момент от ведущего вала 1 передается на промежуточный вал 24 через шестерни постоянного зацепления 3 и 38. От ведущих шестерен 30, 33 и 34 первой, второй и третьей передач промежуточного вала крутящий момент передается на одноименные шестерни ведомого вала, но ни одна из этих шестерен не будет передавать крутящий момент на ведомый вал, так как они не связаны непосредственно с валом. Их связь осуществляется через детали синхронизаторов.
При включении первой передачи муфта 13 синхронизатора соединяет малый венец шестерни 14 со ступицей 12. При этом крутящий момент через шестерни 14, муфту 13 и ступицу 12 передается на ведомый вал 2. При включении второй передачи муфта 13 соединяет зубчатый венец синхронизатора шестерни 10 со ступицей 12 и крутящий момент на ведомый вал будет передаваться через шестерню 10, муфту 13 и ступицу 12. Аналогично происходит передача крутящего момента при включении третьей передачи, но только через зубчатый венец шестерни 9.
При включении четвертой передачи муфта 7 синхронизатора соединяет зубчатый венец 6 ведущего вала 1 со ступицей 36 синхронизатора и крутящий момент передается непосредственно с ведущего вала 1 на ведомый вал 2. Поэтому эта передача называется прямой.
Для включения заднего хода рычаг 16 передвигают вправо, затем утапливают вниз и перемещают назад. При этом шток 20 через вилку 19, перемещая промежуточную шестерню 27 заднего хода, вводит ее в зацепление с шестернями 15 и 25. Крутящий момент передается на ведомый вал через шестерни 25, 27, 15.
Все передачи переднего хода синхронизированы. Принцип действия синхронизатора при включении третьей передачи показан на схемах а, б, в.
В нейтральном положении (схема а) блокирующие кольца 37 и 35 прижаты пружинами к стопорным кольцам 58. Между коническими поверхностями блокирующих колец и муфты 7 имеется зазор, а зубья блокирующих колец находятся во впадинах зубчатых венцов 6 и 9 синхронизаторов. Крутящий момент от зубчатого венца 9 через блокирующее кольцо на муфту 7 не передается.
В начале включения третьей передачи (схема б) скользящая муфта 7, перемещаясь по шлицам ступицы 36, прижимается своим конусом к конической поверхности блокирующего кольца 35. Между поверхностями возникает трение, вследствие которого блокирующее кольцо проворачивается на небольшой угол (окружной ход от 2,5 до 5 мм). При этом боковые скосы зубьев блокирующего кольца упираются в боковые скосы зубьев венца 9 и дальнейшее проворачивание кольца прекращается. Одновременно создается сопротивление дальнейшему осевому перемещению муфты 7. Это будет происходить до тех пор, пока не выровняются скорости вращения ведомого и промежуточного валов коробки передач. Выравнивание скоростей вращения валов происходит за счет сил трения между блокирующим кольцом и муфтой синхронизатора 4.
При полном включении третьей передачи (схема в), когда скорости вращения выровняются, окружная составляющая силы трения между коническими поверхностями муфты 7 и кольца 35, а также между скосами блокирующего кольца и венца 9 уменьшится и блокирующее кольцо, скользя по скосам зубьев венца 9, переместится вместе с муфтой по зубьям венца синхронизатора. При этом муфта 7 соединит шестерню третьей передачи со ступицей 36 и произойдет безударное включение третьей передачи.