Меню Закрыть

Пуск, работа и остановка двигателей семейства ЯМЗ-530 CNG.

Пуск, работа и остановка двигателей семейства ЯМЗ-530 CNG.

ПОДГОТОВКА К ПУСКУ НОВОГО ДВИГАТЕЛЯ, А ТАКЖЕ, ПОСЛЕ ДЛИТЕЛЬНОЙ СТОЯНКИ, ТО, РЕМОНТА.

Правила настоящего раздела подготовки к пуску распространяются на первичный пуск двигателя в следующих случаях:

  • Нового двигателя.
  • Двигателя, не работавшего длительное время (5 суток и более).
  • Двигателя, прошедшего очередное техническое обслуживание.
  • После смены масла и/или сменного фильтра для масла.
  • Ремонта двигателя, а особенно после замены или ремонта турбокомпрессора и других сборочных единиц и деталей, смазываемых под давлением.
  • Капитально отремонтированного двигателя.

Первичный пуск следует проводить по возможности в теплом помещении. Двигатель к пуску следует готовить в указанной ниже последовательности:

  • Очистить двигатель от пыли и грязи.
  • Произвести тщательный наружный осмотр двигателя и установленных на нем агрегатов. Убедиться в отсутствии посторонних предметов.
  • Если при длительной стоянке производился ремонт или осмотр с разборкой отдельных узлов и агрегатов, необходимо дополнительно тщательно осмотреть и проверить отремонтированные или подвергавшиеся разборке и сборке агрегаты и узлы.
  • Проверить соединения и надежность крепления трубопроводов подвода газа. Проверить соединения на герметичность мыльной пеной или специальным прибором.
  • Наружным осмотром проверить состояние кабелей датчиков системы электронного управления.

ПОДГОТОВКА К ПУСКУ ПРИ ЕЖЕДНЕВНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ.

  • Убедиться в наличии достаточного количества газа в баллонах по величине давления.
  • Проверить уровень масла в масляном картере двигателя, при необходимости залить чистое масло до верхней метки указателя уровня масла.
  • Проверить наличие охлаждающей жидкости и ее уровень в системе охлаждения.
  • Открыть запорный кран подачи газа из баллонов и убедиться с помощью манометра в наличии давления в магистрали.
  • Наружным осмотром убедиться в герметичности трубопроводов и агрегатов систем смазки, питания и охлаждения.

При применении масел класса вязкости SAE 15W-40 и SAE 15W-30 пуск осуществляется при температуре воздуха до минус 20°С, при применении масел SAE 10W-40 – до минус 25°С и при применении масел SAE 5W-30 – до минус 30°С с помощью электрического теплоэлемента, установленного на впускном коллекторе двигателя.

При температурах окружающего воздуха ниже приведенных, необходим подогрев двигателя системой тепловой подготовки машины (предпусковым подогревателем автомобиля) согласно руководству по эксплуатации автомобиля.

ПУСК ДВИГАТЕЛЯ.

  • Включить общий выключатель массы.
  • Убедиться, что включен стояночный тормоз.
  • Убедиться, что КП в нейтральном положении.
  • Повернуть ключ Выключателя приборов и стартера из положения «0» – все выключено, в положение «I» – включены приборы, при этом производится тестирование электронной системы управления двигателем (сигнальные лампы тестирования должны погаснуть). Если сигнальные лампы горят, то возможно имеется неисправность в электронной системе, которую необходимо устранить.
  • Включить стартер, повернув ключ до упора в нефиксированное положение «II», не нажимая на акселератор. Как только двигатель начнет работать, отпустить ключ. Он должен вернуться в положение «I». Продолжительность непрерывной работы стартера не более 10 секунд при положительной температуре и 20 секунд в холодное время года. Более длительная непрерывная работа стартера приведет к выходу его из строя из-за перегрева. Если через указанное время двигатель не начнет устойчиво работать, то спустя 1-2 минуты повторить пуск. Если после трех попыток двигатель не начнет работать, найти и устранить неисправность.
  • После того, как произойдет пуск двигателя, не трогаться с места, прежде чем погаснет сигнальная лампочка давления воздуха в тормозной системе.
  • Выключить стояночный тормоз и начать движение.

ПУСК ДВИГАТЕЛЯ В ХОЛОДНОЕ ВРЕМЯ ГОДА (В ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ).

Зимние условия эксплуатации характеризуются устойчивой температурой воздуха ниже 5°С.

При пуске двигателя в холодное время года следует использовать средства облегчения пуска, которыми оборудован двигатель и транспортное средство.

Двигатель оснащен системой электрического подогрева воздуха, которая включаются автоматически при температуре ниже минус 15°С. ТС оснащено пусковым подогревателем, правила использования которого приводятся в руководствах по эксплуатации ТС и подогревателя. Пусковой подогреватель должен подогревать жидкость в системе охлаждения и масло в масляном картере.

Для обеспечения бесперебойной работы двигателя в зимних условиях в качестве охлаждающей жидкости применять низкозамерзающую охлаждающую жидкость (см. раздел “Эксплуатационные материалы”). Если объем охлаждающей жидкости уменьшился за счет испарения, а не из-за течи, в систему охлаждения добавлять только дистиллированную воду, так как количество этиленгликоля вследствие высокой температуры его кипения остается постоянным.

Двигатель при работе на рекомендованных маслах и питании стартера от аккумуляторных батарей общей емкостью 88 А·ч при полностью выжатом сцеплении должен надежно пускаться:

  • без применения средств облегчения пуска при температуре окружающего воздуха до минус 10°С;
  • с применением электрического нагревательного элемента воздуха при температуре окружающего воздуха от минус 20°С до минус 30°С в зависимости от класса вязкости применяемого масла.

ВНИМАНИЕ! ДВИГАТЕЛЬ РЕКОМЕНДУЕТСЯ ПУСКАТЬ, ПОСЛЕ ТОГО, КАК ПОГАСНЕТ ЛАМПА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ПРОГРЕВА ВОЗДУХА.

При температуре окружающего воздуха ниже минус 20°С при работе на маслах класса вязкости по SAE 15W-40 и 15W-30, ниже минус 25°С при работе на масле класса вязкости SAE 10W-40 и ниже минус 30°С на масле класса вязкости SAE 5W-30 перед пуском необходим прогрев двигателя с помощью системы тепловой подготовки транспортного средства.

Время подготовки двигателя к пуску не менее 25 минут.

Не выключая подогреватель, пустить двигатель. Дальнейшие действия как обычно при пуске двигателя.

Время готовности двигателя к принятию нагрузки (с учетом времени подготовки и пуска) при температуре окружающего воздуха до минус 10°С – 8 мин; при температуре окружающего воздуха до минус 22°С10 мин.

При зимней эксплуатации следить за температурой охлаждающей жидкости, ни в коем случае не использовать двигатель на полную мощность, пока не будет достигнута рабочая температура 80-110°С.

Не следует прогревать двигатель, допуская его длительную работу на минимальной частоте вращения холостого хода.

Не рекомендуется работа двигателя на минимальной частоте вращения холостого хода более 10-12 минут.

После пуска двигатель работает с частотой вращения холостого хода выше минимальной и по мере прогрева охлаждающей жидкости (до 25°С) она снижается до минимальной. Чем ниже температура окружающего воздуха, тем продолжительнее работа двигателя с повышенной частотой.

Снижение частоты вращения холостого хода до минимальной считается окончанием времени готовности двигателя к принятию нагрузки.

После пуска прогрев двигателя до рабочей температуры 80-110°С производить под нагрузкой следующим образом. По окончании времени готовности двигателя к принятию нагрузки и наличии в системе тормозов рабочего давления, следует включить низшую передачу и начать движение, постепенно увеличивая частоту вращения до среднего значения.

ВНИМАНИЕ! ПОЛНАЯ НАГРУЗКА НЕПРОГРЕТОГО ДО РАБОЧЕЙ ТЕМПЕРАТУРЫ ДВИГАТЕЛЯ НЕ ДОПУСКАЕТСЯ.

КОНТРОЛЬ ЗА РАБОТОЙ ДВИГАТЕЛЯ.

При эксплуатации двигателя следить за показаниями контрольно-измерительных приборов и сигнальных устройств:

  • Температура охлаждающей жидкости двигателя должна быть в пределах 80-110°С. Допускается кратковременное (до 10 минут) повышение температуры до 115°С. Система управления двигателем включает сигнал аварийной температуры охлаждающей жидкости на выходе из двигателя в пределах 113-118°С. При указанных параметрах охлаждающей жидкости максимальная температура масла достигает 125°С. Система управления двигателем включает корректировку подачи топлива при температуре масла 130°С.
  • После пуска прогрев двигателя до рабочих температур производить под нагрузкой. Не следует прогревать двигатель, допуская его длительную работу на минимальной частоте вращения холостого хода. Как только двигатель начнет реагировать на изменение подачи топлива и в системе тормозов будет обеспечено нормальное рабочее давление, постепенно увеличивать частоту вращения до средней рабочей и начинать движение на пониженных передачах. Полная нагрузка непрогретого двигателя не допускается.
  • Давление масла в магистрали блока прогретого двигателя до рабочей температуры 80-100ºС должно быть в пределах 400…635 кПа (4,1…6,5 кгс/см2) при номинальной частоте вращения и не менее 100 кПа (1,0 кгс/см2) при минимальной частоте вращения коленчатого вала 700±50 мин1. Система управления двигателем включает сигнал аварийного давления масла при давлении в системе смазки 60-80 кПа (0,61 – 0,81 кгс/см²).
  • После длительной эксплуатации двигателя допускается падение давления масла не ниже 300 кПа (3,0 кгс/см2) при номинальной частоте вращения и не ниже 60 кПа (0,61 кгс/см2) при минимальной частоте вращения холостого хода.
  • При сигнале индикатора засоренности воздушного фильтра работа двигателя не допускается. Провести обслуживание воздушного фильтра или заменить фильтрующие элементы.
  • Течь масла и охлаждающей жидкости, а также пропуск отработавших газов через все соединения при продольных и поперечных кренах до 35º не допускаются.
  • При работе двигателя следить за появлением посторонних шумов.

ОСТАНОВКА ДВИГАТЕЛЯ.

Перед остановкой двигатель должен в течение 2…3 минут работать без нагрузки при минимальной частоте вращения холостого хода 700 мин -1.

Для остановки двигателя повернуть ключ в выключателе приборов и стартера в положение «0».

ВНИМАНИЕ! ДЛЯ ИСКЛЮЧЕНИЯ ЗАМЕРЗАНИЯ КОНДЕНСАТА ВОДЫ В СИСТЕМЕ ПОДАЧИ ГАЗА ПРИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ТЕМПЕРАТУРАХ ОКРУЖАЮЩЕГО ВОЗДУХА ЗАПРЕЩАЕТСЯ ОСТАНОВКА ДВИГАТЕЛЯ СРАЗУ ПОСЛЕ ПУСКА, ДВИГАТЕЛЬ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПРОГРЕТ ДО РАБОЧЕЙ ТЕМПЕРАТУРЫ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ

ОБКАТКА НОВОГО ДВИГАТЕЛЯ.

Обкатка двигателя происходит в течение первых 100 часов работы или 2500-3000 км пробега ТС.

В период обкатки рекомендуется избегать полных нагрузок и высоких оборотов двигателя. В этот период происходит равномерная приработка деталей цилиндро-поршневой группы, шестерен, подшипников и других деталей в целях сокращения их последующего износа, стабилизируется расход масла. Перегрузка в этот период отрицательно скажется на приработке деталей и повлечет за собой сокращение срока службы двигателя.

В период обкатки необходимо внимательно следить за температурой охлаждающей жидкости, уровнем и давлением масла.

Температура охлаждающей жидкости должна быть в пределах 80-110°С.

Давление масла в системе смазки двигателя, прогретого до указанной температуры, должно быть в пределах, кПа (кгс/см2): при 700±50 мин-1 – не менее 100 (1,0); при номинальных оборотах – 400-635 (4,1-6,5).

УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ.

В соответствии с требованием Правил ООН №49-05B2 (G) система бортовой диагностики сигнализирует водителю миганием лампы MIL о наличии неисправности в работе систем двигателя и системы нейтрализации отработавших газов, которые приводят к превышению выбросов NOx более 3,5 г/(кВт·ч) по циклу испытаний ESC. В случае превышения порогового значения выбросов NOx 7 г/(кВт·ч) и эксплуатации ТС с неисправностью в течение 36 часов система бортовой диагностики ограничивает крутящий момент двигателя до 60% номинального крутящего момента независимо от частоты вращения двигателя.

Система бортовой диагностики обеспечивает хранение кодов ошибок и передачу посредством CAN-линии данных ЭБУ, а также фиксацию времени работы двигателя при активной индикации неисправностей связанных с выбросами вредных веществ.

Система бортовой диагностики работоспособна:

  • при всех температурах окружающего воздуха от минус 7°C до 35°C;
  • на всех высотах ниже 1600 м над уровнем моря;
  • при температурах охлаждающей жидкости двигателя от 70°C до 100°C.

 

Поделиться ссылкой:

Похожие статьи

Руководства