Разборка двигателя переднеприводных автомобилей. Двигатели автомобилей LADA – ремонт.
3.2 Разборка двигателя переднеприводных автомобилей.
3.2.1 Установить двигатель на стенд для разборки и слить масло из картера (таль электрическая или ручная, ключи гаечные 17 и 19, стенд 67.21.053, кронштейны 67.7822-9540, угловая отвертка типа 43210012 ф. “Stahlwille”, захват типа 67.7820-9550, установка типа 24164 ф. “ALFA”(Италия) для сбора отработанного масла).
3.2.2 Снять с двигателя дополнительное оборудование.
На двигателях ВАЗ 2108-21083, 2110:
– снять шланг 1, рисунок 15, вентиляции картера (отвертка крестообразная);
– снять жгут 7 высоковольтных проводов;
– отсоединить вакуумный шланг и топливный шланг 3 от карбюратора и топливного насоса (отвертка крестообразная);
– снять карбюратор 2, теплоизолирующую прокладку и прокладки (ключ гаечный кольцевой 13);
– снять топливный насос 4 (ключ гаечный кольцевой 13 или головка сменная 13, вороток и удлинитель);
– снять распределитель зажигания 5 и корпус вспомогательных агрегатов 6 (ключ торцовый 5 мм под внутренний шестигранник, ключ гаечный кольцевой 10 или головка сменная 10, вороток и удлинитель или гайковерт типа ИП-3111);
– снять датчик контрольной лампы давления масла и свечи зажигания (ключ тор -цовый шарнирный типа 43280208 ф. “Stahlwille”);
– снять датчик уровня масла (головка сменная 10, вороток и удлинитель) (только для двигателей ВАЗ 21083, 2110).
Рис. 15.
На двигателе ВАЗ 2111:
– снять шланг 1, рисунок 16, вентиляции картера (отвертка крестообразная);
– отсоединить от дроссельного патрубка трубку 3 вентиляции картера и шланги подогрева дроссельного патрубка (отвертка крестообразная);
– снять дроссельный патрубок 4, прокладку и ресивер 2 (головка сменная 13, вороток и удлинитель или гайковерт типа ИП-3111);
– снять передние топливную и сливную трубки (отвертка крестообразная, ключ гаечный 24);
– снять жгут проводов форсунок;
– отсоединить от регулятора давления вакуумный шланг, снять рампу форсунок 6 с регулятором давления и форсунками в сборе (ключ торцовый 5 мм под внутренний шестигранник);
– снять датчик фаз (головка сменная 10, вороток);
Рис. 16.
– снять заглушку 7 (головка сменная 10, вороток и удлинитель или гайковерт типа ИП-3111);
– снять жгут 8 высоковольтных проводов и модуль (катушку) зажигания 9 с кронштейном в сборе (головки сменные 13, 17, вороток и удлинитель или гайковерт типа ИП-3111);
– снять датчик контрольной лампы давления масла, датчик уровня масла и свечи зажигания (ключ торцовый шарнирный типа 43280208 ф. “Stahlwille” или ключ для свечей зажигания S 21, удлинитель, головка сменная 10 и вороток или ключ гаечный 10, отвертка крестообразная, отвертка плоская);
– снять датчик детонации (ключ гаечный 13 или ключ гаечный 22);
– снять датчик положения коленвала (головка сменная 10, вороток и удлинитель);
– отсоединить от крышки головки цилиндров шланг верхний 5 вентиляции картера (отвертка крестообразная).
На двигателе ВАЗ 11183-20/30:
– снять шланг 1, рисунок 17, вентиляции картера (отвертка крестообразная);
– отсоединить от дроссельного патрубка трубку 5 вентиляции картера и шланги подогрева дроссельного патрубка (отвертка крестообразная);
– снять дроссельный патрубок 4, прокладку и модуль впуска 3 (головка сменная 13, вороток и удлинитель или гайковерт типа ИП-3111);
– снять жгут проводов форсунок;
– снять рампу форсунок с форсунками в сборе (ключ торцовый 5 мм под внутренний шестигранник);
– снять датчик фаз (головка сменная 10, вороток);
– снять заглушку (головка сменная 10, вороток и удлинитель или гайковерт типа ИП-3111);
Рис. 17.
– снять жгут 6 высоковольтных проводов и катушку зажигания 2 с кронштейном в сборе (головки сменные 13, 17, вороток и удлинитель или гайковерт типа ИП-3111);
– снять датчик контрольной лампы давления масла и свечи зажигания (ключ торцовый шарнирный типа 43280208 ф. “Stahlwille” или ключ для свечей зажигания S 21, удлинитель, головка сменная 10, вороток или ключ гаечный 10, отвертка крестообразная, отвертка плоская);
– снять датчик детонации (головка сменная 13, вороток и удлинитель);
– снять датчик положения коленвала (головка сменная 10, вороток и удлинитель);
– отсоединить от крышки головки цилиндров шланг верхний 5 вентиляции картера (отвертка крестообразная).
На двигателе ВАЗ 2112:
– снять жгут 1, рисунок 18, высоковольтных проводов;
– отсоединить от дроссельного патрубка шланги 3 и 5 подогрева и вакуумный шланг 4 (отвертка крестообразная);
– снять модуль зажигания 6 (головка сменная 10, вороток и удлинитель или гайковерт типа ИП-3111);
– снять дроссельный патрубок 2 (головка сменная 13, вороток и удлинитель или гайковерт типа ИП-3111);
– снять ресивер 14 и соединительные муфты 13 (отвертка крестообразная, головка сменная 10, вороток и удлинитель или гайковерт типа ИП-3111);
– отсоединить шланг 15 вентиляции картера (отвертка крестообразная);
Рис. 18.
– отсоединить жгут 10 проводов форсунок и вакуумный шланг от рампы форсунок;
– снять передние сливную 7 и топливную 8 трубки (отвертка крестообразная, ключ гаечный 24);
– снять рампу форсунок 9 с регулятором давления и форсунками в сборе (ключ торцовый 5 мм под внутренний шестигранник);
– снять датчик детонации 12 (ключ гаечный 13 или ключ гаечный 22);
– снять свечи зажигания (ключ для свечей зажигания S 21);
– снять датчик контрольной лампы давления масла и датчик уровня масла (ключ торцовый шарнирный типа 43280208 ф. “Stahlwille”, головка сменная 10 и вороток или ключ гаечный 10, отвертка крестообразная, отвертка плоская);
– снять датчик положения коленвала и датчик фаз (головка сменная 10, вороток и удлинитель).
На двигателях ВАЗ 21124, 21126, 11194:
– отсоединить от дроссельного патрубка шланги подогрева и вакуумный шланг (отвертка крестообразная);
– снять дроссельный патрубок 1, рисунок 19 (головка сменная 13, вороток и удлинитель или гайковерт типа ИП-3111);
– извлечь указатель 4 уровня масла и отсоединить трубку направляющую указателя уровня от модуля впуска (отвертка крестообразная);
– снять модуль впуска 2 и прокладку (отвертка крестообразная, головка сменная 13, вороток и удлинитель или гайковерт типа ИП-3111);
– отсоединить шланг 5 вентиляции картера (отвертка крестообразная);
– отсоединить жгут проводов форсунок от рампы форсунок;
– снять рампу форсунок 6 с форсунками в сборе (ключ торцовый 5 мм под внут -ренний шестигранник);
Рис. 19.
Рис. 20.
– снять датчик детонации (головка сменная 13, вороток и удлинитель);
– отсоединить катушки зажигания 3 от свечей зажигания и снять свечи 4, рисунок 20 (головка сменная 10, вороток, ключ для свечей зажигания S 21);
– снять датчик контрольной лампы давления масла (ключ торцовый шарнирный типа 43 28 02 08 ф. “Stahlwille”, головка сменная 10 и вороток или ключ гаечный 10, отвертка крестообразная, отвертка плоская);
– снять датчик положения коленвала и датчик фаз (отвертка крестообразная, головка сменная 10, вороток и удлинитель).
3.2.3 Снять генератор с двигателя.
На всех двигателях:
– заблокировать маховик 1, рисунок 21, при помощи фиксатора 2 (фиксатор 67.7820-9526).
Рис. 21.
На двигателях ВАЗ 2108-21083:
– ослабить натяжение ремня и снять ремень 1, рисунок 22 (ключи кольцевые 17, 19 или головки сменные 17, 19, вороток и удлинитель или гайковерт типа ИП-3111);
– снять установочную планку 5 генератора, генератор 4 и кронштейн 3 крепления генератора (ключ кольцевой 19, головки сменные 13, 17, 19, вороток и удлинитель или гайковерт типа ИП-3111);
– отвернуть болт крепления и снять шкив 2 коленвала (головка сменная 19, вороток и удлинитель или гайковерт типа ИП-3111).
Рис. 22.
На двигателях ВАЗ 2110, 2111, 21114, 11183, 2112, 21124:
– ослабить натяжение ремня привода генератора и снять ремень 1, рисунок 23 (ключи кольцевые 10, 13 или головки сменные 10, 13, вороток и удлинитель);
– снять установочную планку 5 генератора и генератор 6 (ключи кольцевые 10, 13, 17 или головки сменные 10, 13, 17, вороток и удлинитель);
– снять кронштейн 4 генератора верхний (головка сменная 13, вороток и удлинитель или гайковерт типа ИП-3111);
– снять кронштейн 7 генератора нижний и кронштейн 3 правой опоры двигателя (головки сменные 13, 15, 17, вороток и удлинитель или гайковерт типа ИП-3111);
– отвернуть болт крепления и снять демпфер 2 коленвала (головка сменная 19, вороток и удлинитель или гайковерт типа ИП-3111).
Рис. 23.
Для двигателей ВАЗ 21114, 11183-00/10:
– отвернуть контргайку 1, рисунок 24, натяжителя и ослабить натяжение ремня 8 привода генератора (ключи кольцевые 19 и 8 или головка сменная 8, вороток и удлинитель);
– ослабить болт 6 (головка сменная 13, вороток и удлинитель);
– отвернуть гайку 3, крепления генератора 5 к кронштейну 2 и извлечь болт 4 (ключ гаечный 13);
– повернуть генератор вниз и снять ремень 8 привода навесных агрегатов;
– отвернуть и извлечь болт 6, снять генератор (головка сменная 13, вороток и удлинитель);
– отвернуть болт крепления и снять демпфер 10 коленвала (головка сменная 19, вороток и удлинитель или гайковерт типа ИП-3111).
Рис. 24.
3.2.4 Снять детали привода газораспределительного механизма (ГРМ).
На двигателях ВАЗ 2108 – 21083, 2110, 2111, 21114, 11183:
– снять переднюю защитную крышку 1, рисунок 25, с уплотнителем (головка сменная 10, гайковерт типа ИП -3111 или вороток и удлинитель);
– ослабить крепление шкива 5 (приспособление 67.7812-9565, головка сменная 19 и вороток);
– ослабить натяжение, снять ремень 8 привода ГРМ и шкив 5 распредвала (ключ кольцевой 17 или головка сменная 17 и вороток);
– снять эксцентрик 2 и натяжной ролик 4 (дет. 2105-1006124 – на двигателях выпуска до 10.94 г.) или натяжной ролик 3 (дет. 2108-1006120)
Рис. 25.
– снять водяной насос 7, шкив 9 коленвала и заднюю защитную крышку 6 (головка сменная 10, гайковерт типа ИП-3111 или вороток и удлинитель).
На двигателях ВАЗ 2112, 21124, 21126, 11194:
– снять переднюю защитную крышку 1, рисунок 26, (на двигателе ВАЗ 2112) или переднюю верхнюю защитную крышку 10 и переднюю нижнюю защитную крышку 9 (на двигателях ВАЗ 21124, 21126, 11194) (ключ 5 мм под внутренний шестигранник, головка сменная 10, гайковерт типа ИП-3111 или вороток и удлинитель);
– ослабить крепление шкивов 3 и 4 (приспособление 67.7812-9565, ключ кольцевой 17 или головка сменная 17 и вороток);
– ослабить натяжение и снять ремень 8 привода ГРМ (ключ кольцевой 17 или головка сменная 17 и вороток);
– снять натяжной ролик 2 или натяжитель автоматический (для двигателей 11194 и 21126) и опорный ролик 6 (головка сменная 17 и вороток или гайковерт типа ИП-3111);
– снять шкивы 3 и 4 распредвалов и шкив 7 коленвала (головка сменная 17 и вороток или гайковерт типа ИП-3111, отвертка плоская – 2 шт.);
– снять заднюю защитную крышку 5 (головка сменная 10, гайковерт типа ИП-3111 или вороток и удлинитель).
Рис. 26.
3.2.5 На всех двигателях:
– снять маховик 1, рисунок 21, и фиксатор 2 (головка сменная 17, гайковерт типа ИП – 3111 или вороток и удлинитель);
– снять фильтр масляный и штуцер крепления фильтра (ключ кольцевой 24);
– снять указатель уровня масла и трубку направляющую указателя (для ВАЗ 2112, 21124, 21126, 11194) (головка сменная 10, гайковерт типа ИП-3111 или вороток и удлинитель).
3.2.6 Снять газопроводы.
На двигателях ВАЗ 2108 – 21083, 2110:
– снять трубу 1, рисунок 27, впускную, коллектор 2 выпускной и прокладки 8 (головка сменная 13, гайковерт типа ИП-3111 или вороток и удлинитель).
На двигателе ВАЗ 2111:
– снять опорный 4 и поддерживающий 5 кронштейны (головка сменная 13, гайковерт типа ИП-3111 или вороток и удлинитель);
– снять трубу 6 впускную, экран 7 коллектора, коллектор 3 выпускной и прокладки 8 (головка сменная 13, гайковерт типа ИП-3111 или вороток и удлинитель).
Рис. 27.
На двигателях ВАЗ 21114, 11183:
– снять опорный 1, рисунок 28, и поддерживающий 2 кронштейны (головка сменная 13, гайковерт типа ИП-3111 или вороток и удлинитель);
– снять прижим 7 кронштейна приемной трубы (головка сменная 13, гайковерт типа ИП – 3111 или вороток и удлинитель);
– снять трубу 3 впускную, трубу 6 приемную с нейтрализатором в сборе и прокладку 5 газопровода (головка сменная 13, гайковерт типа ИП-3111 или вороток и удлинитель);
– снять кронштейн 4 приемной трубы (головка сменная 13, гайковерт типа ИП-3111 или вороток и удлинитель).
Рис. 28.
На двигателе ВАЗ 2112:
– снять трубу 1, рисунок 29, впускную и прокладку 2 (головка сменная 13, гайковерт типа ИП-3111 или вороток и удлинитель);
– снять экран 3 коллектора, коллектор 4 выпускной и прокладку 5 (головка сменная 13, гайковерт типа ИП-3111 или вороток и удлинитель).
Рис. 29.
Для двигателя ВАЗ 21124:
– отвернуть две гайки и снять прижим 1, рисунок 30, приемной трубы 2 (головка сменная 13, гайковерт типа ИП-3111 или вороток и удлинитель);
– отвернуть восемь гаек и снять трубу 2 приемную с нейтрализатором в сборе и прокладку 3 газопровода (головка сменная 13, гайковерт типа ИП-3111 или вороток и удлинитель);
– снять кронштейн 4 приемной трубы (головка сменная 13, гайковерт типа ИП-3111 или вороток и удлинитель).
Для двигателей ВАЗ 21126, 11194:
– отвернуть два болта крепления приемной трубы 2, рисунок 30, к кронштейну (головка сменная 13, гайковерт типа ИП-3111 или вороток и удлинитель);
– отвернуть восемь гаек и снять трубу 2 приемную с нейтрализатором в сборе и прокладку 3 газопровода (головка сменная 13, гайковерт типа ИП-3111 или вороток и удлинитель);
– снять кронштейн 4 приемной трубы (головка сменная 13, гайковерт типа ИП-3111 или вороток и удлинитель).
Рис. 30.
3.2.7 Снять головку цилиндров.
На двигателях ВАЗ 2108 – 21083, 2110, 2111, 21114, 11183:
– снять крышку 1, рисунок 31, головки цилиндров и прокладку 2 (головка сменная 10, вороток или гайковерт типа ИП-3111);
– снять корпусы 3 и 7 подшипников распредвала (ключ гаечный 13, головка сменная 13, вороток и удлинитель или гайковерт типа ИП-3111);
– снять распредвал 4 и сальник 6 распредвала;
– снять головку цилиндров 5 и прокладку (насадка типа 02 15 12 10 ф. “Stahlwille”, 234N 10L ф. “USAG”, IN 30L 10 ф. “GEDORE”, S09 Н410 ф. “JONNESWAY” для болтов 2108-1003271 или головка сменная 14, ключ ТЛ-98-110 размера Е14 для болтов 2108-1003271-01, вороток и удлинитель или гайковерт типа ИП-3111).
Рис. 31.
На двигателях ВАЗ 2112, 21124, 21126, 11194:
– снять крышку 1, рисунок 32, головки цилиндров (головка сменная 8, вороток коловоротный или гайковерт типа ИП-3111);
– снять корпус 2 подшипников распредвалов и извлечь трубы направляющие 9 (при наличии) свечей зажигания с уплотнительными кольцами (головка сменная 8, вороток или гайковерт типа ИП-3111);
– снять впускной 4 и выпускной 8 распредвалы, сальники 7 и заглушки 3;
– снять головку цилиндров 5 и прокладку 6 (для болтов 2112-1003271 насадка типа 02 15 12 10 ф. “Stahlwille”, 234N 10L ф. “USAG”, IN 30L 10 ф. “GEDORE”, S09 Н410 ф. “JONNESWAY”, для болтов 2112-1003271-01 головка сменная 14, ключ ТЛ-98-110 размера Е14 вороток и удлинитель или гайковерт типа ИП – 3111).
Рис. 32.
Рис. 33.
3.2.8 Снять масляный насос:
– снять масляный картер 1 и прокладку 2, рисунок 33 (головка сменная 10 и вороток коловоротный или удлинитель и гайковерт типа ИП-3111);
– снять маслоприемник 5 (головка сменная 10 и вороток или удлинитель и гайковерт типа ИП-3111);
– снять масляный насос 4 с сальником и прокладку, извлечь сальник 3 из корпуса насоса (головка сменная 10 и вороток или удлинитель и гайковерт типа ИП-3111).
3.2.9 Снять водяной насос и детали системы охлаждения:
На двигателях ВАЗ 2108-21083, 2110, 2111, 21114, 2112, 21124, 21126, 11194, 11183:
– снять датчик 6 температуры, рисунок 34, охлаждающей жидкости (ключ торцовый шарнирный типа 43280208 ф. “Stahlwille”);
– снять трубу подводящую 4 (2108-1303055, или 2110-1303055, или 2110-1303055-10) или 5 (2112-1303055-10) и прокладку 3 (головка сменная 10, вороток и удлинитель);
– снять водяной насос 1 и прокладку 2 (на двигателе ВАЗ 2112) (головка сменная 10, головка сменная 5 под внутренний шестигранник, вороток и удлинитель или гайковерт типа ИП-3111).
Рис. 34.
3.2.10 Снять коленчатый вал и шатунно-поршневую группу:
– снять держатель 1, рисунок 35, заднего сальника и прокладку 2, извлечь сальник 13 из держателя (головка сменная 10 и вороток или удлинитель и гайковерт типа ИП-3111, молоток, бородок);
– снять крышки и вкладыши 8 и 9 шатунных подшипников (головка сменная 13 или 14, вороток и удлинитель или гайковерт типа ИП-3111);
Примечание. Для двигателей ВАЗ 11194/21126 болты 11194-1004062 крепления шатуна подлежат замене.
– снять крышки коренных подшипников и извлечь из них вкладыши (головка сменная 17, вороток и удлинитель или гайковерт типа ИП-3111);
Рис. 35.
– снять коленчатый вал 5, верхние вкладыши 3 коренных подшипников и упорные полукольца 4;
– извлечь из блока цилиндров поршни с шатунами (выколотка технологическая пластмассовая или деревянная диаметром 30 мм и длиной 300 мм);
– снять с поршней поршневые кольца 10 (отвертка плоская), клещи типа 11069-1 код 74152001 ф. “Stahlwille”;
– выпрессовать поршневые пальцы 12 или снять стопорные кольца и извлечь поршневые пальцы 6 (на двигателях с “плавающим” пальцем) и разъединить поршни 11 с шатунами 7 (опора А.95615/1, оправка А.60308, пресс типа Р 324 ГАРО или отвертка плоская).
Примечание. Для сохранения порядка установки промаркировать детали шатунно-поршневой группы любым способом, не приводящем к повреждению деталей.
3.2.11 Промыть детали двигателя и продуть сжатым воздухом (установка L-90 для мойки узлов и деталей, пистолет типа АН 050101 для обдува сжатым воздухом).