Разборка двигателя заднеприводных и полноприводных автомобилей. Двигатели автомобилей LADA – ремонт.
3.1 Разборка двигателя заднеприводных и полноприводных автомобилей.
3.1.1 Установить двигатель на стенд для разборки и слить масло из картера (таль электрическая или ручная, ключи гаечные 17 и 19, стенд типа 67.21.053, кронштейны 67.7822-9540, угловая отвертка типа 43210012 ф. “Stahlwille”, захват типа 67.7820-9550, установка № 24164 ф. “ALFA” (Италия) для сбора отработанного масла).
3.1.2 Снять с двигателя дополнительное оборудование.
На двигателях ВАЗ 2101-2103, 2105, 2106, 2121, 21213:
– отсоединить от карбюратора шланги 1 и 4, рисунок 2, подогрева корпуса дроссельных заслонок и топливный шланг 6 (отвертка крестообразная);
– снять карбюратор 2, прокладки 10 и термоизолирующую прокладку 3 (ключ гаечный кольцевой 13);
Рис. 2.
– отсоединить жгут 9 высоковольтных проводов от свечей и распределителя зажигания;
– снять распределитель зажигания 5 (ключ гаечный кольцевой 13);
– снять топливный насос 7 (ключ гаечный кольцевой 13 или головка сменная 13, вороток и удлинитель);
– снять датчик 8 контрольной лампы давления масла, датчик давления масла (при наличии) и свечи зажигания (ключ гаечный 19, ключ торцовый шарнирный типа 43280208 ф. “Stahlwille” или ключ для свечей зажигания S 21, удлинитель);
– снять крышку сапуна вентиляции картера (ключ гаечный 13, ключ гаечный кольцевой 13 или головка сменная 13 и вороток коловоротный).
На двигателях ВАЗ 21214:
– снять агрегат центрального впрыска 1, рисунок 3, и прокладку (ключ гаечный кольцевой 13);
– отсоединить жгут 4 высоковольтных проводов от свечей и модуля зажигания;
– снять модуль 2 зажигания с кронштейном в сборе (головка сменная 13, вороток и удлинитель или гайковерт типа ИП-3111);
– снять датчик 3 контрольной лампы давления масла и свечи зажигания (ключ гаечный 19, ключ торцовый шарнирный типа 43280208 ф. “Stahlwille” или ключ для свечей зажигания S 21, удлинитель);
– снять датчик концентрации кислорода и датчики температуры охлаждающей жидкости (ключ типа 02190022 ф. “Stahlwille”, ключ гаечный 27, ключ торцовый шарнирный типа 43280208 ф. “Stahlwille”, или ключ для свечей зажигания S 21, удлинитель, ключ гаечный 19);
– снять крышку сапуна вентиляции картера (ключ гаечный кольцевой 13 или головка сменная 13 и вороток коловоротный).
Рис. 3.
На двигателях ВАЗ 2104, 21067, 21214-10:
– отсоединить от дроссельного патрубка 1, рисунок 4, шланги подогрева и шланг вентиляции картера (отвертка крестообразная);
– снять дроссельный патрубок и прокладку (головка сменная 13, вороток и удлинитель или гайковерт типа ИП-3111);
– снять ресивер 6 и прокладку ресивера (головка сменная 13, вороток и удлинитель или гайковерт типа ИП-3111);
– отсоединить от форсунок и снять с двигателя жгут проводов форсунок;
– снять передние топливную и сливную трубки (отвертка крестообразная, ключ гаечный 24);
– отсоединить вакуумный шланг 7 и снять рампу 8 с регулятором давления и форсунками 9 в сборе (ключ торцовый 5 мм под внутренний шестигранник);
Рис. 4.
– отсоединить жгут 5 высоковольтных проводов от свечей и от модуля зажигания;
– снять модуль 2 зажигания с кронштейном в сборе (головка сменная 13, вороток и удлинитель или гайковерт типа ИП-3111);
– снять датчик 3 контрольной лампы давления масла и свечи зажигания (ключ торцовый шарнирный типа 43280208 ф. “Stahlwille”);
– снять трубку 4 подвода масла к гидронатяжителю цепи (ключ гаечный 10, отвертка плоская);
– снять датчики положения коленвала, детонации, фаз (при наличии), температуры охлаждающей жидкости, (ключ торцовый шарнирный типа 43280208 ф. “Stahlwille” или ключ для свечей зажигания S 21, удлинитель, ключ гаечный 19, головка сменная 10 и вороток или ключ гаечный 10, отвертка крестообразная);
– снять крышку сапуна вентиляции картера (ключ гаечный кольцевой 13 или головка сменная 13 и вороток коловоротный).
3.1.3 Снять с двигателя генератор.
Рис. 5.
Рис. 6.
На всех двигателях:
– заблокировать маховик 1, рисунок 5, при помощи фиксатора 2 (фиксатор A.60330/R);
– ослабить натяжение ремня привода генератора (ключи кольцевые 17, 19 или головка сменная 17, головка сменная 19, удлинитель, вороток трещоточный);
– снять (при наличии) вентилятор 1, рисунок 6, и ремень 4 привода генератора (голов ка сменная 13, вороток и удлинитель или гайковерт типа ИП-3111);
– снять установочную планку 6, генератор 5 и кронштейн крепления генератора (головка сменная 17, гайковерт или вороток и удлинитель, молоток);
– отвернуть храповик 3 или гайку крепления шкива коленчатого вала и снять шкив 2 (усиленный накидной гаечный ключ типа 42020038, рукоятка типа 48030001 ф. “Stahl-wille”).
3.1.4 Снять детали привода газораспределительного механизма (ГРМ).
На двигателе ВАЗ 21214-10:
– отвернуть болт перепускной штуцера шланга переднего тормоза и отсоединить трубку подвода масла от гидронатяжителя цепи (ключ гаечный кольцевой 14 или головка сменная 14 и ключ трещоточный);
– отвернуть штуцер крепления датчика указателя давления масла и отсоединить трубку от блока цилиндров (ключ гаечный кольцевой 21 или головка сменная 21 и ключ трещоточный);
– отвернуть гайку крепления кронштейна трубки подвода масла и болт крепления кронштейна катушки зажигания и снять трубку подвода масла с кронштейнами в сборе (ключ гаечный кольцевой 10 или головка сменная 10 и ключ трещоточный);
На двигателях ВАЗ 2101-2106, 21067, 2121, 21213, 21214, 21214-10, 2130:
Рис. 7.
– снять крышку 1, рисунок 7, головки цилиндров и прокладку (головка сменная 10 и вороток коловоротный или удлинитель и гайковерт типа ИП-3111);
– снять крышку 2 привода ГРМ и извлечь из крышки сальник коленвала (головка сменная 10 и вороток коловоротный или удлинитель и гайковерт типа ИП-3111, отвертка плоская);
– снять натяжитель 8 цепи привода ГРМ и прокладку (головка сменная 10 и вороток коловоротный или удлинитель и гайковерт типа ИП-3111);
– ослабить крепление звездочек 3 и 10 (отвертка плоская, головка сменная 17, гайковерт типа ИП – 3111 или вороток и удлинитель);
– снять башмак 6 (2103-1006090) или 9 (21213-1006090 или 21214-1006090) натяжителя цепи (головка сменная 17, гайковерт типа ИП – 3111 или вороток и удлинитель);
– вывернуть ограничительный палец 5 (кроме двигателей ВАЗ 21214-10) (ключ гаечный 10);
– снять успокоитель цепи 11 (2107-1006100, или 21213-1006100, или 21214-1006100) или 12 (2101-1006100) (головка сменная 10, гайковерт типа ИП-3111 или вороток и удлинитель);
– отвернуть болт крепления и снять звездочку 3 масляного насоса (головка сменная 17, гайковерт типа ИП-3111 или вороток и удлинитель);
– отвернуть болт крепления звездочки 10 распределительного вала и снять цепь 7 привода ГРМ со звездочкой (головка сменная 17, гайковерт типа ИП-3111 или вороток и удлинитель);
– снять звездочку 4 коленвала (съемник № 11051 ф. “Stahlwille”).
Применяемость деталей привода ГРМ согласно таблице 2.
Таблица 2.
На двигателе ВАЗ 2105:
– снять защитные крышки 1, 5, 6, рисунок 8, зубчатого ремня (ключ гаечный 10 или головка сменная 10, вороток и удлинитель или гайковерт типа ИП – 3111);
– ослабить крепление шкивов 8 и 11 (головка сменная 17, гайковерт типа ИП -3111 или вороток и удлинитель, приспособление 67.7812-9565);
– снять натяжную пружину 3 (плоскогубцы);
– ослабить натяжение ремня привода ГРМ и снять натяжной ролик 2 (головки сменные 13, 30, вороток и удлинитель);
– снять зубчатый ремень 4 привода ГРМ;
– снять кронштейн 10 натяжного ролика (головка сменная 13, вороток и удлинитель или гайковерт типа ИП-3111);
Рис. 8.
– снять шкивы 8 масляного насоса и 11 распредвала (головка сменная 17, гайковерт типа ИП-3111 или вороток и удлинитель);
– снять шкив 7 коленвала (съемник № 11051 ф. “Stahlwille”);
– снять крышку 9 привода ГРМ и извлечь из крышки сальники коленвала и валика привода масляного насоса (головка сменная 10 и вороток коловоротный или удлинитель и гайковерт типа ИП-3111, отвертка плоская).
3.1.5 На всех двигателях:
– снять маховик 1, рисунок 5, и фиксатор 2 (головка сменная 17, гайковерт типа ИП -3111 или вороток и удлинитель);
– снять фильтр масляный и штуцер крепления фильтра (ключ кольцевой 24);
– снять переходный фланец, прокладку и штуцер крепления переходного фланца (для ВАЗ 2105) (ключ кольцевой 17, головка сменная 17, гайковерт типа ИП – 3111 или вороток и удлинитель);
– снять указатель уровня масла.
3.1.6 Снять газопроводы.
На двигателях ВАЗ 2101-2103, 2105, 2106, 21213, 21214, 2130:
– снять трубу 1, рисунок 9, впускную, коллектор 2 выпускной и прокладки 3 и 4 (головка сменная 13, гайковерт типа ИП-3111 или вороток и удлинитель).
На двигателях ВАЗ 2104,21067,21214-10:
– снять опорный 6 и поддерживающий 10 кронштейны (головка сменная 13, гайковерт типа ИП – 3111 или вороток и удлинитель);
– снять трубу 9 впускную, экран 5 защитный коллектора, коллектор 7 выпускной и прокладку 8 (головка сменная 13, гайковерт типа ИП-3111 или вороток и удлинитель).
Рис. 9.
3.1.7 Снять головку цилиндров.
На двигателях ВАЗ 2101-21067, 2121, 21213, 21214, 21214-10, 2130:
– снять крышку 1, рисунок 10, головки цилиндров и прокладку 2 (головка сменная 10, гайковерт типа ИП-3111 или вороток и удлинитель);
– снять корпус 3 распредвала и извлечь распредвал 4 (головка сменная 13, гайковерт типа ИП-3111 или вороток и удлинитель);
– вывернуть гидравлические опоры 9 и снять масляную рампу 7 (для ВАЗ 21214-10) (ключ гаечный кольцевой 24 или головка сменная 24 и ключ трещоточный);
– извлечь гидравлические опоры, вывернуть втулки гидроопор и снять масляную рампу (для ВАЗ 21214-30) (ключ гаечный кольцевой 22 или головка сменная 22 и ключ трещоточный)
– снять рычаги 10 клапанов, пружины 11, регулировочные винты 8 и втулки винтов (ключи гаечные 13, 17, головка сменная 21 и ключ трещоточный);
– снять головку цилиндров 5 и прокладку 6 (головка сменная 19 для болтов 2101-1003271, головка сменная 12 для болтов 21213-1003271, ключ ТЛ-98-110 размера Е16 для болтов 21213-1003271-01, вороток и удлинитель или гайковерт типа ИП-3111).
Рис. 10.
На двигателе ВАЗ 2105:
– снять крышку 1, рисунок 11, головки цилиндров и прокладку 2 (головка сменная 10, гайковерт типа ИП-3111 или вороток и удлинитель);
– снять корпус 3 распредвала и извлечь распредвал 4 (головка сменная 13, гайковерт типа ИП-3111 или вороток и удлинитель);
– снять головку цилиндров 5 и прокладку 6 (головка сменная 19, вороток и удлинитель или гайковерт типа ИП-3111);
– снять держатель 8 с сальником 7, упорный фланец 9 (головка сменная 10, гайковерт типа ИП-3111 или вороток и удлинитель).
Рис. 11.
3.1.8 Снять масляный насос:
– снять масляный картер 1, рисунок 12, и прокладку 8 (головка сменная 10 и вороток коловоротный или удлинитель и гайковерт типа ИП-3111);
– снять фиксатор 6 шестерни (для ВАЗ 21214-10) (ключ гаечный кольцевой 13 или головка сменная 13, вороток коловоротный или гайковерт типа ИП-3111);
– снять шестерню 3 привода масляного насоса;
– снять упорный фланец 4 и валик 5 привода масляного насоса (головка сменная 10 и вороток коловоротный или удлинитель и гайковерт типа ИП-3111);
– снять масляный насос 2 (головка сменная 13, вороток и удлинитель или гайковерт типа ИП-3111);
– снять маслоотделитель 7 (ключ для шпилек, ключ кольцевой 17, головка сменная 10, вороток и удлинитель).
Рис. 12.
3.1.9 Снять водяной насос и детали системы охлаждения:
– снять патрубок отводящий 1, рисунок 13, и прокладку 6 (головка сменная 13, вороток и удлинитель или гайковерт типа ИП-3111);
– снять трубу подводящую 2 и прокладку 3 (ключ гаечный кольцевой 10 или головка сменная 10, вороток и удлинитель);
– снять водяной насос 4 и прокладку 5 (головка сменная 13, вороток и удлинитель или гайковерт типа ИП-3111).
Рис. 13.
3.1.10 Снять коленчатый вал и шатунно-поршневую группу:
– снять переднюю крышку картера сцепления (на двигателях ВАЗ 2101 – 21067, 2121, 21213, 21214, 21214-10, 2130) (головка сменная 10, вороток и удлинитель или гайковерт типа ИП – 3111);
– снять держатель 1, рисунок 14, заднего сальника и прокладку 2, извлечь сальник 13 из держателя (головка сменная 10 и вороток коловоротный или удлинитель и гайковерт типа ИП – 3111, молоток, бородок);
– выпрессовать из коленчатого вала подшипник первичного вала КП (съемник 1570-D из набора КА-1570 ф. “КТ KINGTOOL”);
– снять крышки и вкладыши 8 и 9 шатунных подшипников (головка сменная 13 или 14, вороток и удлинитель или гайковерт типа ИП-3111);
– снять крышки коренных подшипников и извлечь из них вкладыши (головка сменная 17, вороток и удлинитель или гайковерт типа ИП-3111);
Рис. 14.
– снять коленчатый вал 5, верхние вкладыши 3 коренных подшипников и упорные полукольца 4;
– извлечь из блока цилиндров поршни с шатунами (выколотка технологическая пластмассовая или деревянная диаметром 30 мм и длиной 300 мм);
– снять с поршней поршневые кольца 10 (отвертка плоская, клещи №11069-1 код 74152001 ф. “Stahlwille”);
– выпрессовать поршневые пальцы 12 или снять стопорные кольца и извлечь поршневые пальцы 6 (на двигателях с “плавающим” пальцем) и разъединить поршни 11 с шатунами 7 (опора А.95615/1, оправка А.60308, пресс типа Р 324 ГАРО или отвертка плоская).
Примечание. Для сохранения порядка установки промаркировать детали шатунно-поршневой группы любым способом, не приводящем к повреждению деталей.
3.1.11 Промыть детали двигателя и продуть сжатым воздухом (установка L-90 для мойки узлов и деталей, пистолет типа АН 050101 для обдува сжатым воздухом).