Сборка. Двигатель ЗМЗ-40522.10 – руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту.
- Ремонт двигателя. Двигатель ЗМЗ-40522.10 – руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту.
- Двигатель ЗМЗ-40522.10 – руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту.
Сборка двигателя.
Подготовка к сборке.
Оборудование и организация работ в производственном помещении должны исключать наличие пыли, грязи в зоне рабочего места для сборки двигателя. Стеллажи, рабочий инструмент, спецодежда рабочего должны исключать загрязнение двигателя в процессе его сборки. Детали и узлы при установке на двигатель должны быть чистыми, без следов коррозии, грязи, пыли, волосовин и ниток от ткани. Распаковывать детали и расконсервировать следует только непосредственно перед установкой их на двигатель.
Перед сборкой двигателя необходимо все его детали очистить от нагара и смолистых отложений.
Нельзя промывать в щелочных растворах детали изготовленные из алюминиевых сплавов (головку цилиндров, поршни, крышки и др.), так как эти растворы разъедают алюминий.
Для очистки деталей от нагара рекомендуются следующие растворы:
для алюминиевых деталей | |
сода (Na2СО3), г | 18,5 |
мыло (зеленое или хозяйственное), г | 10,0 |
жидкое стекло, г | 8,5 |
вода, л | 1,0 |
для стальных и чугунных деталей | |
каустическая сода (NаОН), г | 25 |
сода (Na2СO3), г | 33 |
мыло (зеленое или хозяйственное), г | 8,5 |
жидкое стекло, г | 1,5 |
вода, л | 1 |
При сборке двигателя необходимо соблюдать следующие условия:
1. Протереть все детали чистой салфеткой и продуть сжатым воздухом, а все трущиеся поверхности (поверхности цилиндров, вкладыши и шейки коленчатого вала, опоры распределительного вала в головке цилиндров и шейки вала и т.п.) смазать чистым моторным маслом, применяемым для двигателя.
2. Осмотреть детали перед постановкой на место (нет ли трещин, сколов, забоин и других дефектов), проверить надежность посадки запрессованных в них других деталей. Дефектные детали подлежат ремонту или замене на новые.
3. Нанести на резьбовые части деталей и узлов, выходящие в полость масляной магистрали и в полость системы охлаждения, а также некоторые ответственные соединения (болты башмаков, успокоителей и т.п. – см. по тексту), анаэробный герметик «Фиксатор-6» (или «Техногерм-5», «Гермикон-2К») для надежной герметизации и стопорения соединения. Можно применять сурик или белила, разведенные на натуральной олифе. Перед нанесением герметика поверхность очистить и обезжирить. Все неразъемные соединения, например, заглушки блока цилиндров и т.п. должны ставиться на нитролаке.
4. Рекомендуется устанавливать новые уплотнительные прокладки. Допускается повторная затяжка прокладки крышки клапанов при обеспечении герметичности.
5. К постановке на двигатель не допускаются:
- шплинты, шплинтовочная проволока и стопорные пластины, бывшие в употреблении;
- пружинные шайбы, потерявшие упругость;
- поврежденные прокладки;
- детали, имеющие на резьбе более двух забитых или сорванных ниток;
- болты и шпильки с вытянутой резьбой;
- болты и гайки с изношенными гранями.
6. Размеры сопрягаемых деталей, а также зазоры и натяги в сопряжениях при сборке двигателя и его узлов приведены в приложении 1. При сборке двигателя соблюдать моменты затяжки резьбовых соединений, приведенные в приложении 4.
7. Необходимые специальные инструменты и приспособления для сборки двигателя приведены в приложении 5.
Порядок операций сборки.
Очистить все привалочные поверхности блока цилиндров от прилипших и порванных при разборке прокладок.
Закрепить блок цилиндров на стенде (рис.61), внимательно осмотреть зеркало цилиндров, при необходимости следует снять шабером неизношенный поясок над верхним компрессионным кольцом. Металл следует снимать вровень с изношенной поверхностью цилиндра.
Вывернуть пробки масляного канала и продуть все масляные каналы сжатым воздухом. Завернуть пробки на место.
Подсобрать коленчатый вал, для чего вывернуть пробки грязеуловителей шатунных шеек и удалить из них отложения, промыть и продуть воздухом, поставить пробки на место, затянуть их моментом 37…51 Н·м (3,8…5,2 кгс·м). Для надежного стопорения на резьбу пробок нанести анаэробный герметик «Стопор-9» или аналогичный («Гермикон-9», «Euroloc 6638»).
Проверить состояние рабочих поверхностей коленчатого вала. Забоины, задиры и другие наружные дефекты не допускаются.
Протереть салфеткой постели под вкладыши в блоке и в крышках коренных подшипников.
Установить в постели блока вкладыши коренных подшипников верхние (с канавками и отверстиями), а в постели крышек – нижние (без канавок), протереть вкладыши салфеткой и смазать их маслом для двигателя.
Протереть салфеткой коренные и шатунные шейки коленчатого вала, смазать их чистым маслом и установить коленчатый вал в блок цилиндров.
Смазать моторным маслом и установить полушайбы упорного подшипника, ориентируя их поверхностью с канавками в сторону коленчатого вала:
- верхние – в проточки третьей коренной постели;
- нижние – вместе с крышкой третьего коренного подшипника. Выступы нижних полушайб должны зайти в пазы крышки.
Внимание!
- Пластмассовые полушайбы подлежат установке только в передние (ближайшие к переднему торцу блока цилиндров) проточки коренной постели и крышки опоры, ориентируя поверхностью с канавками к щеке коленчатого вала.
Установить крышки остальных опор на соответствующие коренные шейки, завернуть и затянуть болты крепления крышек коренных подшипников моментом 98…107, 9 Н·м (10…11 кгс·м) (рис.62).
На нижних поверхностях 1, 2 и 4 коренных крышек выбиты их порядковые номера. На нижней поверхности крышки третьей коренной опоры расположено резьбовое отверстие для крепления держателя масляного насоса, а на боковых поверхностях – проточки и пазы для установки полушайб. Крышки коренных опор устанавливаются согласно их нумерации, ориентируясь так, чтобы пазы под ус вкладыша в крышке и блоке располагались с одной стороны.
Рис.61. Установка блока цилиндров на стенд.
Рис.62. Установка крышек коренных подшипников.
Провернуть коленчатый вал, вращение его должно быть свободным при небольшом усилии.
Проверить осевой зазор коленчатого вала (рис.63), который должен быть не более 0,36 мм. Для неизношенных коленчатого вала и полушайб упорного подшипника зазор составляет 0,06…0,27 мм. При превышении осевого зазора максимально допустимой величины заменить упорные полушайбы на новые или ремонтные, увеличенной на 0,13 мм толщины, и вновь замерить осевой зазор. Если при замере он окажется более 0,36 мм, заменить коленчатый вал.
Рис.63. Проверка осевого зазора коленчатого вала.
1 – коленчатый вал; 2 – полушайба упорного подшипника коленчатого вала нижняя; 3 – полу- шайба упорного подшипника коленчатого вала верхняя; 4 – индикатор; 5 – штатив.
Взять сальникодержатель с сальником заднего конца коленчатого вала, проверить пригодность сальника к дальнейшей работе. Если сальник имеет изношенную рабочую кромку или слабо охватывает фланец коленчатого вала – заменить его новым.
Запрессовку сальника в сальникодержатель рекомендуется производить при помощи оправки (рис.64). Сальник должен быть установлен пыльником наружу двигателя, рабочей кромкой, охватываемой пружиной, внутрь. Перед запрессовкой на наружную поверхность сальника нанести смазку «Литол-24», для облегчения запрессовки.
Рис.64. Запрессовка сальника в сальникодержатель.
1 – сальник; 2 – сальникодержатель; 3 – оправка.
Заполнить на 2/3 полости между рабочей кромкой и пыльником сальника смазкой ЦИАТИМ-221, установить и закрепить сальникодержатель с прокладкой к блоку цилиндров (рис.65).
Установить маховик на задний конец коленчатого вала, совместив отверстие в маховике под штифт с установочным штифтом, запрессованным во фланец коленчатого вала (рис.66).
Установить шайбу болтов маховика, наживить и затянуть болты моментом 70,6…78,4 Н·м (7,2…8,0 кгс·м).
Запрессовать втулку распорную и подшипник в гнездо маховика. Подшипник запрессовывать, прикладывая усилие к наружному кольцу. Запрессовка за внутреннее кольцо приведет к повреждению подшипника.
Рис.65. Установка сальникодержателя коленчатого вала.
Рис.66. Установка маховика.
Подсборка шатунно-поршневой группы.
Подобрать поршни к цилиндрам.
Поршни по наружному диаметру юбки и цилиндры по внутреннему диаметру сортируются на пять размерных групп. Буква маркировки размерной группы диаметра юбки поршня выбивается на его днище (рис.68). Буква обозначения размерной группы диаметра цилиндра наносится краской на заглушках на левой стороне блока цилиндров.
В двигатели ЗМЗ-40522.10 могут устанавливаться поршни номинального диаметра 95,5 мм, первого ремонтного размера 96,0 мм (имеют маркировку «АР») и второго ремонтного размера 96,5 мм (имеют маркировку «БР»).
Поршни могут иметь две группы по массе. Группа более тяжёлых по массе поршней маркируется – наносится крест черной краской спереди около бобышки под палец. В двигатель должны устанавливаться поршни одной группы по массе.
Поршни к цилиндрам должны быть подобраны группа в группу, в соответствии с табл.6. Допускается подбор поршней к цилиндрам, в том числе к работавшим цилиндрам без их обработки, из соседних групп при прохождении поршнем нижеприведенной проверки.
Таблица 6. Размерные группы поршней и цилиндров блока.
Обозначение ремонтного увеличения | Ремонтное увеличение | Обозначение группы | Диаметр, мм | |
Поршня (юбка) | Цилиндра | |||
– | – | A* | 95,488…95,500 | 95,536…95,548 |
B | 95,500…95,512 | 95,548…95,560 | ||
C | 95,512…95,524 | 95,560…95,572 | ||
D | 95,524…95,536 | 95,572…95,584 | ||
E | 95,536…95,548 | 95,584…95,596 | ||
АР | 0,5 | A* | 95,988…96,000 | 96,036…96,048 |
B | 96,000…96,012 | 96,048…96,060 | ||
C | 96,012…96,024 | 96,060…96,072 | ||
D | 96,024…96,036 | 96,072…96,084 | ||
E | 96,036…96,048 | 96,084…96,096 | ||
БР | 1,0 | A* | 96,488…96,500 | 96,536…96,548 |
B | 96,500…96,512 | 96,548…96,560 | ||
C | 96,512…96,524 | 96,560…96,572 | ||
D | 96,524…96,536 | 96,572…96,584 | ||
E | 96,536…96,548 | 96,584…96,596 |
* – на ранних двигателях группы обозначались буквами «А», «Б», «В», «Г», «Д» соответственно.
Рекомендуется проверить пригодность поршня для работы в цилиндре, как указано далее:
1) Поршень в перевернутом положении должен под действием собственной массы или под действием лёгких толчков пальцев руки медленно опускаться по цилиндру.
2) Замерить усилие протягивания динамометром ленты-щупа толщиной 0,05 мм и шириной 10 мм, опущенного на глубину 35 мм между стенкой цилиндра и вставленным в него в перевернутом положении поршнем. Нижний край юбки поршня должен быть углублен на 10 мм относительно верхнего торца блока.
Ленту – щуп размещать в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца, т.е. по наибольшему диаметру поршня. Усилие при протягивании ленты-щупа должно быть 29…39 Н (3…4 кгс) для новых цилиндров и поршней.
Замеры цилиндров, поршней и протяжку поршней производить при температуре деталей плюс 20±3°С.
Подобрать пальцы к поршням и шатунам и собрать поршни с шатунами и пальцами.
Поршневые пальцы по наружному диаметру сортируются на 5 размерных групп, которые маркируются краской на внутренней поверхности или торце, либо латинскими буквами на торце (табл.7).
Таблица 7. Размерные группы пальцев.
Наружный диаметр пальца, мм | Цвет маркировки размерной группы | Буква маркировки размерной группы |
21,9975…22,0000 | Белый | W (white – белый) |
21,9950…21,9975 | Зелёный | G (green – зелёный) |
21,9925…21,9950 | Жёлтый | Y (yellow – жёлтый) |
21,9900…21,9925 | Красный | R (red – красный) |
21,9875…21,9900 | Синий | B (blue – синий) |
Поршни по диаметру отверстия под палец могут сортироваться на 2 размерные группы, которые маркируются римской цифрой на днище (табл.8). Также поршни по диаметру отверстия под палец могут сортироваться на 4 размерные группы, которые маркируются краской на бобышке под палец снизу поршня (табл.9).
Таблица 8. Размерные группы отверстия.
Диаметр отверстия поршня под палец, мм | Маркировка размерной группы |
22,000…22,005 | I |
21,995…22,000 | II |
Таблица 9. Размерные группы отверстия поршней под палец.
Диаметр отверстия поршня под палец, мм | Маркировка размерной группы |
21,9975…22,0000 | Белый |
21,9950…21,9975 | Зелёный |
21,9925…21,9950 | Жёлтый |
21,9900…21,9925 | Красный |
Поршневой палец подбирать к поршню, имеющему разбивку на 4 группы по диаметру отверстия под палец, одной размерной группы или соседних групп в сторону увеличения зазора (табл.10). Установка пальца в поршень при подборе пальца одной размерной группы с поршнем должна производиться с предварительным нагревом поршня до температуры 60…80 ºС. При подборе пальца соседней размерной группы с поршнем в сторону увеличения зазора установка пальца может производиться без нагрева поршня.
Таблица 10. Подбор пальца к поршню, имеющему разбивку на 4 группы по диаметру отверстия под палец.
Палец поршневой | Поршень | ||
Сборка с нагревом | Белый | ||
Маркировка размерной группы | Маркировка размерной группы | ||
Цветовая | Буквенная | ||
Белый | W | Белый | |
Зеленый | G | Зелёный | Белый |
Желтый | Y | Жёлтый | Зелёный |
Красный | R | Красный | Жёлтый |
Синий | B | Красный |
Подбор пальцев к поршням, имеющих разбивку на две размерные группы по диаметру отверстия под поршневой палец, производить в соответствии с табл.11. Установка поршневых пальцев в поршень в данном случае производится без нагрева поршня.
Таблица 11.
Маркировка размерной группы поршня | Маркировка размерной группы поршневого пальца | |
Цветовая | Буквенная | |
I | Белый | W |
Зеленый | G | |
Желтый | Y | |
II | Желтый | Y |
Красный | R | |
Синий | B |
Шатуны по диаметру отверстия втулки под палец сортируются на 4 размерные группы и маркируются краской на стержне около поршневой головки (табл.12).
Таблица 12. Размерные группы шатунов.
Диаметр отверстия втулки под палец, мм | Цвет маркировки размерной группы |
22,0045…22,0070 | Белый |
22,0020…22,0045 | Зелёный |
21,9995…22,0020 | Жёлтый |
21,9970…21,9995 | Красный |
Поршневой палец должен устанавливаться в шатун, принадлежащему к той же или соседней размерной группе в сторону увеличения зазора. При температуре деталей 20±3°С слегка смазанный палец должен плотно входить в отверстие втулки поршневой головки шатуна под действием большого пальца руки и перемещаться без заеданий (рис.67), а так же не выпадать из отверстия шатуна под действием собственного веса в течение не менее 2 сек.
Рис.67. Подбор поршневого пальца к шатуну.
Шатуны (в сборе с болтами и гайками) по массе сортируются на четыре группы и маркируются краской на крышке шатуна. Цвет маркировки:
- белый – соответствует массе шатуна 900…905 г;
- зеленый – 895…900 г;
- желтый – 890…895 г;
- голубой – 885…890 г.
Для установки в двигатель следует брать шатуны одной группы по массе.
Разница массы устанавливаемых в двигатель узлов поршень с шатуном в сборе (поршень с поршневыми и стопорными кольцами, поршневой палец, шатун с крышкой и болтами) не должна превышать 10 грамм.
Произвести сборку поршня с шатуном и пальцем по одному из вариантов:
- с предварительным нагревом поршней перед сборкой до температуры 60…80°С если поршень по диаметру отверстия под поршневой палец и поршневой палец принадлежат к одной и той же размерной группе;
- без нагрева поршней, если поршень по диаметру отверстия под поршневой палец и поршневой палец принадлежат к соседним размерным группам.
Смазать поршневой палец маслом, применяемым на двигателе, и вставить в отверстия поршня и шатуна. Шатуны и поршни при сборке с поршневым пальцем должны быть сориентированы следующим образом: надпись «ПЕРЕД» на поршне, выступ А на кривошипной головке шатуна должны быть направлены в одну сторону (рис.68).
Рис.68. Маркировка шатуна и поршня.
Проверить зазор в стыке поршневых колец, зазор между кольцом и канавкой и установить кольца на поршень.
Замерить тепловой зазор в стыке колец (рис.69), помещенных в верхнюю неизношенную часть цилиндра (от верхней кромки цилиндра до места расположения первого компрессионного кольца при нахождении поршня в ВМТ), который должен быть не более 1,5 мм. Поверхность цилиндра предварительно очистить от нагара. Установка изношенных колец с зазором более 1,5 мм приведет к повышенному угару масла.
Рис.69. Замер теплового зазора в стыке поршневых колец.
Очистить днища поршней и канавки для поршневых колец от нагара.
Замерить щупом боковой зазор между компрессионными кольцами и стенкой поршневой канавки (рис.70). Для изношенных колец и поршней допускается максимальный зазор не более 0,15 мм. Больший зазор приведет к увеличенному угару масла за счет «насосного» действия колец. Заменить, при необходимости, изношенное кольцо или поршень.
Рис.70. Проверка бокового зазора между поршневым кольцом и канавкой в поршне.
Надеть с помощью приспособления (рис.71) поршневые кольца на поршень.
Нижнее компрессионное кольцо устанавливать надписью «TOP» (верх) или маркировкой товарного знака предприятия-изготовителя в сторону днища (верха) поршня. Кольца в канавках должны свободно перемещаться.
Рис.71. Установка поршневых колец на поршень.
Вставить поршни в цилиндры следующим образом:
- сориентировать поршень с шатуном таким образом, чтобы надпись «ПЕРЕД» на поршне была обращена в сторону переднего торца блока цилиндров;
- протереть салфеткой постели шатунов и их крышек, протереть и вставить в них вкладыши;
- повернуть коленчатый вал так, чтобы кривошипы первого и четвертого цилиндров заняли положение, соответствующее НМТ;
- смазать вкладыши, поршень, шатунную шейку вала и первый цилиндр чистым маслом для двигателя.
Развести замки поршневых колец следующим образом:
- при установке в цилиндр поршня с комплектом колец со сборным маcлосъёмным кольцом, состоящим из двух плоских кольцевых дисковых элементов и пружинного расширителя, замки компрессионных колец сместить на 180° друг относительно друга, замки кольцевых дисковых элементов маслосъемного кольца установить один к другому под углом 180° и под углом 90° к замкам компрессионных колец. Замок пружинного расширителя установить под углом 45° к замку одного из кольцевых дисковых элементов;
- при установке в цилиндр поршня с комплектом колец со сборным маслосъемным кольцом, состоящим из одного кольца и пружинного расширителя, замки комплекта колец сместить на 120° друг относительно друга. При этом стык пружинного расширителя, до установки кольца на поршень, должен быть размещен с противоположной стороны замка маслосъемного кольца.
- с помощью специальной оправки с внутренней конусной поверхностью сжать кольца и вставить поршень в цилиндр (рис.72).
Рис.72. Установка поршня с кольцами в цилиндр.
Перед установкой поршня следует еще раз проверить правильность положения поршня и шатуна в цилиндре.
Подтянуть шатун за кривошипную головку к шатунной шейке, снять с болтов защитные наконечники, надеть крышку шатуна. Крышка шатуна на шатун должна быть установлена так, чтобы уступ Б (рис.68) на крышке шатуна и выступ А на кривошипной головке или пазы под вкладыши располагались с одной стороны. Завернуть гайки болтов шатунов динамометрическим ключом моментом 68…75 Н·м (6,8…7,5 кгс·м).
В таком же порядке вставить поршень с шатуном четвертого цилиндра.
Повернуть коленчатый вал на 180° и вставить поршни с шатунами второго и третьего цилиндров.
Повернуть несколько раз коленчатый вал, который должен вращаться легко от небольшого усилия.
Дальнейшие операции по сборке двигателя.
Закрепить держатель к масляному насосу.
Установить масляный насос с прокладкой на привалочную плоскость блока цилидров и закрепить.
Срезать выступающие над плоскостью блока, крышки цепи и сальникодержателя выступающие концы прокладок крышки цепи и прокладки сальникодержателя.
Нанести на поверхности сопряжения с масляным картером блока цилиндров, сальникодержателя, крышки цепи силиконовый герметик «Loctite 5900», предварительно обезжирив поверхности. Установить и закрепить масляный картер.
Установить и закрепить усилитель картера сцепления.
Смазать маслом, применяемым для двигателя, втулки промежуточного вала, установить сегментную шпонку в паз на конце промежуточного вала и установить промежуточный вал в блок цилиндров.
Ввернуть два болта в передний фланец промежуточного вала. Установить шестерню с гайкой на задний конец вала, совместив шпоночный паз шестерни со шпонкой, и вращая промежуточный вал за два болта, завернуть гайку шестерни до упора.
Установить и закрепить фланец промежуточного вала.
Смазать маслом, применяемым для двигателя, валик привода масляного насоса и зубья шестерен и вставить валик в отверстие блока до входа в зацепление шестерен привода масляного насоса и промежуточного вала. В отверстие втулки валика привода вставить шестигранный валик привода масляного насоса, так, чтобы он зашел шестигранное отверстие валика масляного насоса.
Установить и закрепить крышку привода масляного насоса с прокладкой.
Проверить легкость вращения промежуточного вала. Вал должен вращаться свободно, без заеданий.
Установка привода распределительных валов.
Запрессовать сегментную шпонку в шпоночный паз переднего конца коленчатого вала.
С помощью специального приспособления напрессовать звездочку на коленчатый вал двигателя, ориентируя меткой вперед.
Установить резиновое уплотнительное кольцо в канавку переднего конца коленчатого вала.
Повернуть коленчатый вал двигателя до совпадения метки на звездочке коленчатого вала с меткой M1 на блоке цилиндров, что будет соответствовать положению поршня первого цилиндра в ВМТ. При этом метка на блоке цилиндров должна быть расположена симметрично относительно оси впадины зубьев звездочки.
Установить нижний успокоитель цепи, не затягивая болты крепления окончательно, предварительно нанеся на резьбу болтов анаэробный герметик «Фиксатор-6».
Надеть нижнюю цепь на ведомую звездочку (число зубьев 38) промежуточного вала и на звездочку коленчатого вала двигателя. Установить звездочку с цепью на промежуточный вал, при этом метка на ведомой звездочке промежуточного вала должна совпасть с меткой М2 на блоке цилиндров, а ведущая ветвь цепи, проходящая через успокоитель, должна быть натянута.
Установить ведущую звездочку промежуточного вала со штифтом и закрепить обе звездочки на промежуточном валу болтами моментом 24,5…26,5 Н·м (2,5…2,7 кгс·м). Отогнуть четыре угла стопорной пластины на гранях болтов.
Установить башмак натяжения нижней цепи привода распределительных валов и закрепить болтом башмака, предварительно нанеся на резьбу болта анаэробный герметик «Фиксатор-6».
Внимание!
- Избегать нанесения большого количества герметика. Нанесение излишнего количества герметика приведет к его выдавливанию из резьбы и неподвижности башмака натяжения цепи на оси.
Нажимая на башмак, натянуть цепь, проверить правильность установки звездочек по меткам и затянуть болты нижнего успокоителя. После установки нижней цепи не допускается вращение коленчатого вала до момента установки цепи привода распределительных валов и гидронатяжителей.
Установить опору верхнего башмака натяжения цепи и закрепить болтами, предварительно нанеся на резьбу болтов анаэробный герметик «Фиксатор-6».
Установить башмак натяжения верхней цепи привода распределительных валов и закрепить болтом башмака на опоре, предварительно нанеся на резьбу болта анаэробный герметик «Фиксатор-6».
Надеть на ведущую звездочку промежуточного вала верхнюю цепь привода распределительных валов.
Нанести на блок цилиндров вокруг установочной втулки крышки цепи на правой стороне блока (внутри которой находится масляный канал подачи масла к нижнему гидронатяжителю) силиконовый герметик «Юнисил Н70».
Взять крышку цепи с сальником, проверить пригодность сальника к дальнейшей работе. Если сальник имеет изношенную рабочую кромку или слабо охватывает втулку (ослабла пружина сальника) – заменить его новым. Запрессовку сальника в крышку цепи рекомендуется производить при помощи оправки.
Сальник устанавливать пыльником наружу двигателя, рабочей кромкой, охватываемой пружиной, внутрь. Перед запрессовкой на наружную поверхность сальника нанести смазку «Литол-24» для облегчения запрессовки.
Заполнить на ⅔ полость между рабочей кромкой и пыльником сальника крышки цепи смазкой ЦИАТИМ-221 или ЦИАТИМ-279.
Удерживая цепь второй ступени от соскакивания со звездочки промежуточного вала, установить и закрепить крышку цепи с прокладками и нижний кронштейн генератора.
Установить и закрепить водяной насос с прокладкой к крышке цепи, затянув болт крепления водяного насоса к крышке цепи.
Смазать чистым маслом, применяемым для двигателя, отверстие под гидронатяжитель в крышке цепи и установить «заряженный» гидронатяжитель (или гидронатяжитель с адаптером) до касания в упор башмака, но не нажимать, с целью исключения срабатывания фиксатора гидронатяжителя.
Установить в крышку шумоизоляционную шайбу, закрыть гидронатяжитель крышкой с прокладкой, вставить болты (нижний болт со скобой крепления провода датчика синхронизациии) и затянуть болты крепления крышки.
Через отверстие в крышке гидронатяжителя оправкой нажать на гидронатяжитель, перемещая его до упора, затем отпустить, при этом стопорное кольцо на плунжере выйдет из зацепления с корпусом гидронатяжителя и даст возможность плунжеру и корпусу перемещаться под действием пружины. Корпус переместится до упора, а цепь через башмак натяжения цепи будет натянута.
Завернуть пробку в крышку гидронатяжителя, предварительно нанеся на резьбу пробки анаэробный герметик «Фиксатор-6».
Срезать выступающие над плоскостью блока цилиндров и крышки цепи концы прокладок крышки цепи.
Нанести на места стыков блока цилиндров с крышкой цепи силиконовый герметик «Юнисил Н70».
Установить на штифты блока цилиндров и шпильки крышки цепи прокладку головки цилиндров.
На патрубок водяного насоса установить шланг, соединяющий водяной насос с корпусом термостата.
Установить головку цилиндров на блок цилиндров. Смазать резьбу болтов крепления головки цилиндров моторным маслом.
Внимание!
- Во избежание гидроудара при затягивании болтов и возникновения трещин в блоке цилиндров, масло в резьбовых колодцах блока должно отсутствовать.
Произвести затяжку болтов крепления головки цилиндров в последовательности, указанной на рис.73, в два этапа:
- затянуть болты моментом 67,7…80,4 Н·м (6,9…8,2 кгс·м);
- выдержать не менее 2 мин;
- довернуть болты на угол 70…75°. Допускается производить в 2 приема.
Завернуть болты крепления головки цилиндров к крышке цепи.
Рис.73. Последовательность затяжки болтов крепления головки цилиндров.
Отвернуть болты и снять крышки распределительных валов, протереть салфеткой постели под распределительные валы в головке и в крышках, перед установкой крышек смазать резьбу болтов чистым моторным маслом.
Смазать маслом, применяемым для двигателя, отверстия в головке под гидротолкатели и установить гидротолкатели в головку цилиндров. При ремонте двигателя без замены гидротолкателей следует устанавливать их в соответствии с их расположением перед разборкой. При выходе гидротолкателя из строя он подлежит замене, так как не ремонтируется. Вынимать гидротолкатели необходимо присоской или магнитом.
Установить распределительные валы на головку цилиндров, предварительно смазав постели в головке маслом, применяемым для двигателя.
Впускной и выпускной распределительные валы можно отличить по тому, куда установлен штифт 1 (рис.74) во фланце переднего конца вала. У впускного распределительного вала штифт устанавливается в левое отверстие, у выпускного распределительного вала – в правое отверстие.
Рис.74. Впускной и выпускной распределительные валы.
1 – штифт; 2 – отверстие.
Распределительный вал впускных клапанов устанавливается на головку цилиндров штифтом на звездочке вверх, а распределительный вал выпускных клапанов – штифтом звездочки вправо. За счет углового расположения кулачков данные положения распределительных валов являются устойчивыми.
Смазать опорные шейки валов чистым моторным маслом, применяемым в двигателе.
Установить переднюю крышку распределительных валов с установленными в ней упорными фланцами на установочные втулки, при этом за счет продольного перемещения распределительных валов обеспечить установку упорных фланцев в канавки. Перед установкой упорный фланец смазать чистым моторным маслом, применяемым в двигателе;
Установить крышки № 1 и № 3 распределительных валов и предварительно затянуть болты крепления крышек до соприкосновения поверхности крышек с верхней плоскостью головки цилиндров.
Установить остальные крышки в соответствии с маркировкой и затянуть болты крепления крышек предварительно.
Внимание!
- Во избежание поломки крышек болты крепления затягивать постепенно и попеременно.
Завернуть болты крепления крышек распределительных валов окончательно моментом 18,6…22,6 Н·м (1,9…2,3 кгс·м).
Крышки распределительных валов должны устанавливаться соответственно их нумерации (рис.75), ориентируясь круглыми бобышками с номерами для впускного вала – влево, выпускного – вправо, если смотреть со стороны переднего торца двигателя. Данная ориентация связана с несимметричным расположением канавки масляного канала в крышках.
Рис.75. Схема установки крышек распределительных валов.
Смазать все кулачки распределительных валов моторным маслом и проверить вращение каждого распределительного вала в опорах, для чего провернуть распределительный вал ключом за специальный четырехгранник на распределительном валу до положения полного сжатия пружин клапанов одного из цилиндров. При дальнейшем повороте распределительный вал должен самостоятельно провернуться под действием клапанных пружин до положения касания следующих кулачков с толкателями.
После проверки легкости вращения распределительных валов поворотом сориентировать их так, чтобы установочные штифты под звездочки располагались ориентировочно горизонтально и были направлены в разные стороны. Данные положения распределительных валов являются устойчивыми и обеспечиваются угловым расположением кулачков.
Установку углового положения распределительных валов начинать с выпускного вала. Для этого, накинув на звездочку выпускного распределительного вала (с одной установочной меткой) приводную цепь, установить звездочку на фланец и штифт распределительного вала, при этом для совпадения штифта и отверстия на звездочке повернуть распределительный вал за четырехгранник по часовой стрелке.
Поворотом выпускного распределительного вала против часовой стрелки натянуть ведущую ветвь цепи, при этом метка на звездочке должна совпасть с верхней плоскостью головки цилиндров. При этом коленчатый вал должен оставаться неподвижным.
Для угловой установки впускного распределительного вала накинуть на звездочку впускного распределительного вала (с двумя установочными метками – для привода распределительных валов с зубчатыми цепями) приводную цепь, установить звездочку на фланец и штифт распределительного вала при слегка провисшей ветви цепи между звездочками.
Поворотом впускного распределительного вала против часовой стрелки натянуть цепь, при этом метки на звездочке должна совпасть с верхней плоскостью головки цилиндров.
Установить и завернуть моментом 54,9…60,8 Н·м (5,6…6,2 кгс·м) болты крепления звездочек, удерживая распределительные валы от проворачивания ключом за четырехгранник.
Установить гидронатяжитель верхней цепи привода распределительных валов аналогично установке гидронатяжителя нижней цепи.
Установить средний и верхний успокоители цепи, не заворачивая болты крепления окончательно, нанеся предварительно на резьбу болтов анаэробный герметик «Фиксатор-6».
Поворотом коленчатого вала двигателя по ходу вращения натянуть рабочие ветви цепи второй ступени и окончательно закрепить средний и верхний успокоители цепи.
Установить втулку на передний конец коленчатого вала вплотную к звездочке, ориентируя большой внутренней фаской к уплотнительному резиновому кольцу.
Напрессовать с помощью специального приспособления шкив-демпфер на передний конец коленчатого вала до упора, совместив шпоночный паз шкива-демпфера со шпоночным пазом коленчатого вала.
Запрессовать призматическую шпонку в шпоночный паз переднего конца коленчатого вала и шкива-демпфера.
Завернуть стяжной болт коленчатого вала и затянуть моментом 166,6…196,0 Н·м (17…20 кгс·м).
По окончании сборки произвести контроль установки распределительных валов. Для этого провернуть коленчатый вал двигателя по ходу вращения на два оборота до совпадения метки (риски) на демпфере шкива коленчатого вала с выступом на крышке цепи. При этом метки на звездочках распределительных валов должны совпасть с верхней плоскостью головки цилиндров.
При ремонте двигателя, связанном со снятием распределительных валов, головки цилиндров и звездочек на промежуточном валу установку привода распределительных валов при сборке производить как указано выше.
В случае, если при ремонте не снимаются звездочки промежуточного вала и крышка цепи, то перед разборкой необходимо установить поршень 1-го цилиндра в положение ВМТ на такте сжатия, при этом метка на шкиве-демпфере коленчатого вала должна совпасть с выступом на крышке цепи, а метки на звездочках распределительных валов должны быть расположены горизонтально, направлены в разные стороны и совпадать с верхней плоскостью головки цилиндров.
После снятия распределительных валов и головки цилиндров поворот коленчатого вала может быть только с возвратом в исходное положение или с поворотом на 2 оборота коленчатого вала. Поворот коленчатого вала на 1 оборот даже при совпадении меток на шкиве и крышке цепи приведет к неправильной установке фаз газораспределения. При неправильной установке распределительных валов и звездочек метки на звездочках не будут совпадать с верхней плоскостью головки цилиндров. В этом случае необходимо снять звездочки, провернуть коленчатый вал по ходу вращения на 1 оборот и повторить установку звездочек как указано выше.
Проверка и корректировка фаз газораспределения.
Последующие операции по сборке двигателя.
Установить и закрепить переднюю крышку головки цилиндров с прокладкой.
Установить корпус термостата в шланг термостата и закрепить корпус термостата с прокладкой к головке цилиндров. Затянуть хомуты шланга.
Нанести на поверхность нижнего конца трубки указателя уровня масла герметик «Loctite-638» или «Euroloc 6638». Запрессовать трубку указателя уровня масла в отверстие блока цилиндров до упора и установить указатель.
Установить выпускной коллектор с прокладкой и задний кронштейн подъема двигателя на шпильки головки цилиндров. Наживить и затянуть все, кроме последней, гайки крепления коллектора.
Установить на штуцер водяного насоса шланг, соединяющий его с трубкой забора охлаждающей жидкости, и закрепить хомутом.
Надеть на трубку забора охлаждающей жидкости скобу. Вставить трубку забора охлаждающей жидкости в шланг, надетый на штуцер водяного насоса, и надеть скобу на последнюю шпильку коллектора. Закрепить скобу затяжкой гайки и затянуть хомут шланга.
Установить теплоизоляционный экран на шпильки выпускного коллектора и закрепить болтами.
Установить пробку или краник слива охлаждающей жидкости, предварительно нанеся на резьбу анаэробный герметик «Фиксатор-6» или силиконовый герметик «Юнисил-Н70».
Установить и закрепить крышку клапанов с прокладкой крышки и уплотнителями свечных колодцев. Болты крышки клапанов завернуть моментом 4,9…6,9 Н·м (0,5…0,7 кгс·м) в последовательности в соответствии с рис.76.
Установить на крышку клапанов держатель колодки датчика синхронизации и держатели скоб.
Рис.76. Последовательность затяжки болтов крепления крышки клапанов.
Установить и закрепить верхний кронштейн генератора с передним кронштейном подъема двигателя.
Установить и закрепить патрубок отопителя с прокладкой болтами к блоку цилиндров, предварительно нанеся на резьбу болтов патрубка анаэробный герметик «Фиксатор-6».
Установить и закрепить впускную трубу с прокладкой к головке цилиндров.
Установить шланг малой ветви вентиляции на патрубок трубки добавочного воздуха и трубку крышки клапанов.
Смазать резиновые уплотнительные кольца форсунок чистым моторным маслом, установить топливопровод концами форсунок в отверстия впускной трубы и завернуть болты топливопровода. Проверить усилием руки вращение форсунок вокруг их оси. При необходимости, ослабить болты крепления топливопровода и установить топливопровод с форсунками повторно с целью устранения перекосов установки форсунок.
Установить шланг отбора разрежения на штуцер впускной трубы и патрубок вакуумной камеры регулятора давления топлива топливопровода.
Установить ресивер с прокладкой на шпильки впускной трубы и закрепить гайками, предварительно нанеся на резьбу анаэробный герметик «Фиксатор-6».
Порядок установки навесного оборудования на двигатель.
Установить и закрепить винтами к ресиверу дроссель с прокладкой.
Установить шланг основной ветви вентиляции на патрубки крышки клапанов и дросселя и закрепить шланг хомутами.
Собрать регулятор холостого хода с резиновым кольцом и хомутом. Установить на патрубок регулятора холостого хода гофрированный шланг и закрепить его хомутом. Установить гофрированный шланг на трубку добавочного воздуха и закрепить хомут регулятора к ресиверу болтами. Закрепить гофрированный шланг на трубке добавочного воздуха хомутом.
Установить шланг регулятора холостого хода на патрубки регулятора холостого хода и дросселя и закрепить его хомутами.
Установить датчики сигнализатора аварийного давления масла и указателя давления масла в головку цилиндров, предварительно нанеся на резьбовую часть датчиков анаэробный герметик «Фиксатор-6» или «Техногерм-5».
Надеть на болт крепления генератора втулку крепления генератора. Совместить отверстия в верхнем кронштейне генератора и проушине генератора и установить болт со втулкой в отверстия верхнего кронштейна генератора и проушины генератора. Завернуть гайку болта генератора. Закрепить генератор болтом с гайкой к нижнему кронштейну генератора. Завернуть стяжной болт фиксации втулки в отверстии верхнего кронштейна генератора.
Установить натяжной ролик с кронштейном на крышку цепи. Установить ремень на шкивы коленчатого вала, генератора и водяного насоса и произвести его натяжение как указано в разделе «Техническое обслуживание».
Установить в отверстие головки цилиндров датчик фазы и закрепить его болтом, предварительно смазав уплотнительное кольцо датчика чистым моторным маслом. Фланец датчика должен плотно прилегать к поверхности головки цилиндров до закрепления болтом. Установить колодку датчика фазы в держатель колодки на крышке клапанов.
Установить датчик синхронизации в отверстие прилива крышки цепи. Провод датчика уложить в скобу, закрепленную нижним болтом крышки нижнего гидронатяжителя, разъем установить в держатель на крышке клапанов.
Установить датчик детонации с держателем шланга и закрепить гайкой с пружинной шайбой.
Установить шланги подогрева дросселя и закрепить их хомутами. Шланг, соединяющий дроссель с трубкой забора охлаждающей жидкости, установить в держатель шланга, закрепленный на датчике детонации.
Завернуть свечи зажигания. Свечи устанавливать легким вращением ключа, во избежание заворачивания не по резьбе, затем затягивать моментом 20…30 Н·м (2,1…3,1 кгс·м).
Установить катушки зажигания и высоковольтные провода с наконечниками. Высоковольтные провода устанавливать в соответствии с рис.77.
Рис.77. Установка высоковольтных проводов.
1 – первый цилиндр; 2 – второй цилиндр; 3 – третий цилиндр; 4 – четвертый цилиндр.
Ввернуть датчики температуры охлаждающей жидкости системы управления, указателя температуры и сигнализатора перегрева охлаждающей жидкости в отверстия корпуса термостата, предварительно нанеся на резьбовую часть датчиков анаэробный герметик «Фиксатор-6» или «Техногерм-5».
Завернуть датчик температуры воздуха в отверстие впускной трубы, предварительно нанеся на его резьбу анаэробный герметик «Фиксатор-6» или «Техногерм-5».
Установить термоклапан с прокладкой и закрепить термоклапан штуцером масляного фильтра. Термоклапан должен быть установлен так, чтобы штуцер термоклапана был наклонен назад двигателя на 30º от вертикали.
Установить масляный фильтр. Перед установкой фильтра смазать моторным маслом резиновую прокладку фильтра. Навернуть фильтр на штуцер до касания резиновой прокладкой фильтра термоклапана и затем довернуть рукой на ¾ оборота.