Меню Закрыть

Сцепление. Двигатели А274-100 и А275-100 – устройство, техническое обслуживание и ремонт.

Сцепление. Двигатели А274-100 и А275-100 – устройство, техническое обслуживание и ремонт.

3.8 Сцепление.

Устройство.

Сцепление (ZF Sachs) однодисковое, сухое, с диафрагменной нажимной пружиной.

Рисунок 20. Сцепление.

Сцепление. Двигатели А274-100 и А275-100 – устройство, техническое обслуживание и ремонт.

1 – маховик; 2 – ведомый диск, 3 – нажимной диск; 4 – кожух сцепления; 5 – пружина диафрагменная; 6 – кольцо опорное; 7 – болт центрирующий.

Устанавливается на маховик 1 посредством специальной центрирующей оправки. Фиксируется специальными центрирующими болтами 7.

Нажимной диск сцепления состоит из кожуха 4, диска 3, диафрагменной пружины 5 и опорных колец 6.

Кожух сцепления 4 – стальной штампованный.

Диафрагменная пружина 5 – штампованная из листовой пружинной стали.

Ведомый диск сцепления представляет собой сборочную единицу, состоящею из ступицы, фрикционных накладок и демпфирующих пружин.

Внимание.

На АО «УМЗ» производится совместная динамическая балансировка коленчатого вала, маховика и сцепления в сборе.

Проверка технического состояния сцепления.

После снятия с двигателя, диск сцепления необходимо подвергнуть внимательному осмотру, обратив внимание на надежность заклёпочных соединений, отсутствие погнутости, изношенности, трещин, забоин и обломов на нажимном и ведомом дисках, пружинных пластинах, пружинах, ступице, кожухе и на других деталях механизма.

Нажимной диск.

При отсутствии на нажимном диске видимых повреждений: надиров, кольцевых канавок, прижогов и выработки более 0,3 мм на рабочей поверхности, износов концов лепестков диафрагменной пружины более 0,3 мм, деформации соединительных пластин, зазоров между ними и т. д. – необходимо проверить расположение концов лепестков диафрагменной пружины и плавность выключения диска.

Рисунок 21. Проверка нажимного диска.

Сцепление. Двигатели А274-100 и А275-100 – устройство, техническое обслуживание и ремонт.

1 – маховик; 2 – нажимной диск; 3 – шайба.

Для этого необходимо закрепить нажимной диск на рабочей поверхности нового маховика, поместив между ними три равномерно расположенные шайбы толщиной 7,8 мм.

Закрепить диск 6-ю болтами с равномерным приложением нагрузки до момента затяжки 20 – 25 Н·м (необходимо для исключения коробления кожуха и соответственно повышенного биения лепестков диафрагменной пружины). Размер от торца маховика до концов лепестков должен быть 42±1 мм; отклонение от положения в одной плоскости лепестков – не более 0,65 мм. При перемещении концов лепестков на 8,5 мм отход нажимного диска должен быть не менее 1,4 мм.

Ведомый диск.

Мелкие забоины, заусенцы и ржавчину на шлицах ступицы ведомого диска зачистить.

Для контроля торцового биения поверхностей трения (накладок), диск установить с натягом на шлицевой вал (для исключения влияния зазоров в шлицах). Затем вал установить в центрах приспособления и замерить биение у края диска. Биение должно быть не более 1,2 мм.

При большей величине биения диск необходимо заменить.

Для контроля плоскостности диск положить на новый маховик и щупом замерить зазор между накладками и маховиком. Контроль производить с обеих сторон диска.

Если сумма отклонений торцевого биения и плоскостности превышает величину 1,25 мм, то диск необходимо заменить.

Возможные неисправности сцепления.

№ п/п Возможные причины неисправности Методы устранения
1 Сцепление не выключается.
1.1 «Проваливается» педаль сцепления.
1.1.1 Неисправность в механизме привода сцепления. Заменить дефектные детали.
1.1.2 Наличие воздуха в системе гидропривода. Подтянуть соединения,  «прокачать» систему гидропривода.
2 Неполное выключение сцепления (сцепление «ведет»).
2.1 Неправильная регулировка привода сцепления.
  Увеличенные зазоры в приводе. Отрегулировать привод сцепления согласно «Руководству по эксплуатации» автомобиля.

Обратиться на СТО для регулировки привода сцепления.

2.2 Неисправность привода сцепления.
2.2.1 В систему гидропривода попал воздух. Подтянуть соединения, «прокачать» систему.
2.2.2 Перекос или износ вилки выключения. Заменить вилку.
2.2.3 Износ или перекос направляющей втулки выжимного подшипника (крышки первичного вала коробки перемены передач (КПП)). Торцовое биение поверхности фланца, прилегающего к КПП, должно быть не более 0,05мм.

Изношенную втулку заменить.

2.3 Коробление ведомого диска.
2.3.1 Деформация диска из-за перегрева. При торцовом биении поверхности диска более 1,2 мм заменить диск.
2.4 Коробление или перекос нажимного диска.
  Деформация диска при перегреве, механическом воздействии. Заменить нажимной диск в сборе.
2.5 Лепестки диафрагменной пружины не лежат в одной плоскости.
  Повреждение при монтаже. Допускается выступание (утопание) лепестков относительно друг друга на величину не более 0,65 мм. Подогнуть лепестки или заменить нажимной диск в сборе.
2.6 Обламывание лепестков диафрагменной пружины.
  Неправильная установка сцепления с применением чрезмерного усилия. Заменить нажимной диск в сборе.
2.7 Износ лепестков диафрагменной пружины в месте контакта с нажимным подшипником.
2.7.1 Заклинивание выжимного
подшипника.
Заменить подшипник и нажимной диск в сборе.
2.7.2 Несоосность двигателя и КПП. Устранить несоосность, заменить нажимной диск в сборе.
2.7.3 Перекос направляющей втулки выжимного подшипника (крышки первичного вала КПП). Торцовое биение поверхности фланца, прилегающего к КПП должно быть не более 0,05мм.

Нажимной диск в сборе и изношенную крышку первичного вала КПП заменить.

2.8 Неравномерный износ, задиры на рабочих поверхностях маховика и нажимного диска.
  Износ накладок ведомого диска до предельной остаточной толщины (головки заклепок  должны  быть утоплены на глубину не менее 0,2 мм. Заменить ведомый диск.
2.9 Заедание ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала КПП.
  Попадание посторонних частиц на поверхности шлицев. Очистить, смазать поверхности шлицев.
2.10 Повреждение ступицы ведомого диска (забоины).
  Неправильная установка КПП с применением чрезмерного усилия (ведомый диск при установке не был центрирован). При мелких забоинах обработать поверхности, при значительном повреждении – заменить диск.
2.11 Износ шлицев ступицы ведомого диска (образование конических зубцов).
2.11.1 Неисправность опорного подшипника первичного вала КПП. Заменить подшипник, ведомый диск.
2.11.2 Несоосность двигателя и КПП. Устранить причину, заменить диск.
2.12 Погнутость, поломка соединительной пластины нажимного диска.
2.12.1 Повреждение при монтаже. Заменить нажимной диск в сборе.
2.13 Ведомый диск выгнут («тарельчатость»).
  Фланец ступицы погнут при неправильном монтаже КПП. Заменить ведомый диск.
2.14 Пластины ведомого диска выломаны с одной стороны.
  Перекос КПП в процессе неправильной установки. Заменить ведомый диск.
2.15 Пластины ведомого диска выломаны по всему контуру.
2.15.1 Перекос КПП в процессе неправильной установки. Заменить ведомый диск.
2.15.2 Неисправность подшипника первичного вала КПП. Установить исправный подшипник.
2.16 Ослабление заклепок, срыв фрикционной накладки.
  Износ фрикционных накладок более допустимого. Заменить ведомый диск.
2.17 Фрикционные накладки ведомого диска прилипли к маховику и (или) нажимному диску.
  Большой перерыв в эксплуатации автомобиля. Устранить неисправность.
3 Сцепление не полностью включается («буксует»).
3.1 Замасливание маховика, нажимного диска, фрикционных накладок ведомого диска.
  Попадание масла на трущиеся поверхности через изношенные манжеты двигателя или КПП. Устранить причину замасливания. Тщательно промыть бензином или уайт-спиритом замасленные поверхности и насухо протереть.
3.2 Неправильная регулировка привода сцепления.
  Мал или отсутствует свободный ход педали сцепления. Отрегулировать привод.
3.3 Точечный перегрев нажимного диска.
3.3.1 Попадание масла на трущиеся поверхности через изношенные манжеты двигателя или КПП. Устранить причину замасливания. Тщательно промыть бензином или уайт-спиритом замасленные поверхности и насухо протереть. При значительных повреждениях – диск заменить.
3.3.2 Мал или отсутствует свободный ход педали сцепления. Отрегулировать привод. При значительных повреждениях – диск заменить.
3.3.3 Последствие неумелого управления автомобилем (ошибки при буксировке и переключении передач КПП). Соблюдать рекомендации по управлению автомобилем. При значительных повреждениях диска – заменить.
3.4 Поломка нажимного диска.
  Перегрев нажимного диска в результате длительной пробуксовки из-за:

замасливания накладок;

износа накладок;

неисправности привода выключения сцепления.

Устранить причину, заменить диск в сборе.
3.5 Перегрев и глубокие борозды на поверхности нажимного диска.
3.5.1 Неисправность привода выключения сцепления. Устранить неисправность. Заменить нажимной диск в сборе.
3.5.2 Износ накладок ведомого диска до предельной толщины. Заменить нажимной диск в сборе, ведомый диск.
3.6 Износ или пригорание фрикционных накладок ведомого диска.
  Неисправность привода выключения сцепления. Устранить причину, заменить ведомый диск.
3.7 Обугливание поверхности или расслоение фрикционных накладок.
  Перегрев ведомого диска в результате длительной пробуксовки по причине:

замасливания накладок;

неисправности привода выключения сцепления.

Устранить неисправность. Заменить ведомый диск.
3.8 Выработка на лепестках диафрагменной пружины нажимного диска.
3.8.1 Заклинивание выжимного подшипника. Заменить подшипник и нажимной диск.
3.8.2 Неисправность привода выключения сцепления (превышение постоянного усилия давления выжимного подшипника на лепестки диафрагменной пружины во включенном сцеплении). Отрегулировать привод, заменить нажимной диск в сборе.
3.8.3 Несоосность двигателя и КПП после замены картера сцепления. Устранить несоосность, заменить нажимной диск в сборе.
3.8.4 Перекос направляющей втулки выжимного подшипника (крышки первичного вала КПП). Торцовое биение поверхности фланца, прилегающего к КПП должно быть не более 0,05мм.

Нажимной диск в сборе и изношенную крышку первичного вала заменить.

3.9 Снижение усилия диафрагменной пружины.
  Перегрев нажимного диска. Заменить нажимной диск.
4 Рывки при работе сцепления.
4.1 Рывки при трогании с места.
4.1.1 Попадание посторонних частиц, ржавчины на поверхности шлицев ступицы ведомого диска и первичного вала КПП. Очистить, смазать поверхности шлицев.
4.1.2 Замасливание фрикционных накладок. Устранить причину замасливания. Тщательно промыть бензином или уайт-спиритом замасленные поверхности и насухо протереть.
4.1.3 Неправильная регулировка систем двигателя. Отрегулировать системы двигателя.
4.1.4 Деформация ведомого диска. При торцовом биении поверхности диска более 1,2 мм – заменить диск.
4.1.5 Ослабление крепления фрикционных накладок ведомого диска, износ или трещины на накладках. Заменить диск.
4.1.6 Задиры на рабочих поверхностях маховика или нажимного диска. Устранить задиры или заменить маховик и нажимной диск в сборе.
4.2 Повреждение шлицев ступицы ведомого диска (забоины).
  Неправильная установка КПП с применением чрезмерного усилия (ведомый диск при установке не был центрирован). При значительном повреждении заменить диск.
4.3 Погнутость лепестков диафрагменной пружины.
  Изгиб лепестков при неправильной установке сцепления. Заменить нажимной диск в сборе. Допустимое выступание (утопание) лепестков относительно друг друга не более 0,65 мм.
4.4 Погнутость, поломка соединительной пластины нажимного диска.
4.4.1 Повреждение при транспортировке, монтаже. Заменить нажимной диск в сборе.
4.4.2 Последствие неумелого управления  автомобилем (ошибки при буксировке и переключении передач КПП). Заменить нажимной диск в сборе.
5 Шумы при работе сцепления.
5.1 Равномерный шум при включенном сцеплении или его выключении.
  Износ, повреждение нажимного подшипника сцепления. Заменить подшипник.
5.2 Износ шлицев ступицы ведомого диска.
5.2.1 Неисправность опорного подшипника первичного вала КПП. Заменить подшипник и ведомый диск.
5.2.2 Несоосность двигателя и КПП. Устранить несоосность, заменить диск.
5.2.3 Износ или задиры направляющей втулки выжимного подшипника (крышки первичного вала КПП). Ведомый диск и изношенную крышку первичного вала заменить.
5.3 Выработка на лепестках диафрагменной пружины нажимного диска.
5.3.1 Заклинивание выжимного
подшипника.
Заменить подшипник и нажимной диск в сборе.
5.3.2 Несоосность двигателя и КПП. Устранить несоосность. Заменить нажимной диск в сборе.
5.3.3 Перекос направляющей втулки выжимного подшипника (крышки первичного вала КПП). Торцовое биение поверхности фланца, прилегающего к КПП должно быть не более 0,05мм. Нажимной диск в сборе и изношенную крышку первичного вала заменить.
5.4 Износ упорных пальцев, разрушение гасителя крутильных колебаний ведомого диска.
  Последствие неумелого управления автомобилем (разрушение при езде на высокой передаче при малой скорости движения и полной нагрузке). Заменить ведомый диск.
5.5 Выламывание пружины гасителя крутильных колебаний.
5.5.1 Неисправность привода выключения сцепления. Устранить неисправность привода, заменить ведомый диск.
5.5.2 Несоосность двигателя и КПП. Устранить несоосность, заменить ведомый диск.
5.5.3 Неправильная регулировка систем двигателя. Отрегулировать системы, заменить ведомый диск.

Поделиться ссылкой:

Похожие статьи

Руководства