Сцепление. Двигатели А274-100 и А275-100 – устройство, техническое обслуживание и ремонт.
- Конструкция и обслуживание. Двигатели А274-100 и А275-100 – устройство, техническое обслуживание и ремонт.
- Двигатели А274-100 и А275-100. Устройство, техническое обслуживание и ремонт.
3.8 Сцепление.
Устройство.
Сцепление (ZF Sachs) однодисковое, сухое, с диафрагменной нажимной пружиной.
Рисунок 20. Сцепление.
1 – маховик; 2 – ведомый диск, 3 – нажимной диск; 4 – кожух сцепления; 5 – пружина диафрагменная; 6 – кольцо опорное; 7 – болт центрирующий.
Устанавливается на маховик 1 посредством специальной центрирующей оправки. Фиксируется специальными центрирующими болтами 7.
Нажимной диск сцепления состоит из кожуха 4, диска 3, диафрагменной пружины 5 и опорных колец 6.
Кожух сцепления 4 – стальной штампованный.
Диафрагменная пружина 5 – штампованная из листовой пружинной стали.
Ведомый диск сцепления представляет собой сборочную единицу, состоящею из ступицы, фрикционных накладок и демпфирующих пружин.
Внимание.
На АО «УМЗ» производится совместная динамическая балансировка коленчатого вала, маховика и сцепления в сборе.
Проверка технического состояния сцепления.
После снятия с двигателя, диск сцепления необходимо подвергнуть внимательному осмотру, обратив внимание на надежность заклёпочных соединений, отсутствие погнутости, изношенности, трещин, забоин и обломов на нажимном и ведомом дисках, пружинных пластинах, пружинах, ступице, кожухе и на других деталях механизма.
Нажимной диск.
При отсутствии на нажимном диске видимых повреждений: надиров, кольцевых канавок, прижогов и выработки более 0,3 мм на рабочей поверхности, износов концов лепестков диафрагменной пружины более 0,3 мм, деформации соединительных пластин, зазоров между ними и т. д. – необходимо проверить расположение концов лепестков диафрагменной пружины и плавность выключения диска.
Рисунок 21. Проверка нажимного диска.
1 – маховик; 2 – нажимной диск; 3 – шайба.
Для этого необходимо закрепить нажимной диск на рабочей поверхности нового маховика, поместив между ними три равномерно расположенные шайбы толщиной 7,8 мм.
Закрепить диск 6-ю болтами с равномерным приложением нагрузки до момента затяжки 20 – 25 Н·м (необходимо для исключения коробления кожуха и соответственно повышенного биения лепестков диафрагменной пружины). Размер от торца маховика до концов лепестков должен быть 42±1 мм; отклонение от положения в одной плоскости лепестков – не более 0,65 мм. При перемещении концов лепестков на 8,5 мм отход нажимного диска должен быть не менее 1,4 мм.
Ведомый диск.
Мелкие забоины, заусенцы и ржавчину на шлицах ступицы ведомого диска зачистить.
Для контроля торцового биения поверхностей трения (накладок), диск установить с натягом на шлицевой вал (для исключения влияния зазоров в шлицах). Затем вал установить в центрах приспособления и замерить биение у края диска. Биение должно быть не более 1,2 мм.
При большей величине биения диск необходимо заменить.
Для контроля плоскостности диск положить на новый маховик и щупом замерить зазор между накладками и маховиком. Контроль производить с обеих сторон диска.
Если сумма отклонений торцевого биения и плоскостности превышает величину 1,25 мм, то диск необходимо заменить.
Возможные неисправности сцепления.
№ п/п | Возможные причины неисправности | Методы устранения |
1 | Сцепление не выключается. | |
1.1 | «Проваливается» педаль сцепления. | |
1.1.1 | Неисправность в механизме привода сцепления. | Заменить дефектные детали. |
1.1.2 | Наличие воздуха в системе гидропривода. | Подтянуть соединения, «прокачать» систему гидропривода. |
2 | Неполное выключение сцепления (сцепление «ведет»). | |
2.1 | Неправильная регулировка привода сцепления. | |
Увеличенные зазоры в приводе. | Отрегулировать привод сцепления согласно «Руководству по эксплуатации» автомобиля. Обратиться на СТО для регулировки привода сцепления. |
|
2.2 | Неисправность привода сцепления. | |
2.2.1 | В систему гидропривода попал воздух. | Подтянуть соединения, «прокачать» систему. |
2.2.2 | Перекос или износ вилки выключения. | Заменить вилку. |
2.2.3 | Износ или перекос направляющей втулки выжимного подшипника (крышки первичного вала коробки перемены передач (КПП)). | Торцовое биение поверхности фланца, прилегающего к КПП, должно быть не более 0,05мм.
Изношенную втулку заменить. |
2.3 | Коробление ведомого диска. | |
2.3.1 | Деформация диска из-за перегрева. | При торцовом биении поверхности диска более 1,2 мм заменить диск. |
2.4 | Коробление или перекос нажимного диска. | |
Деформация диска при перегреве, механическом воздействии. | Заменить нажимной диск в сборе. | |
2.5 | Лепестки диафрагменной пружины не лежат в одной плоскости. | |
Повреждение при монтаже. | Допускается выступание (утопание) лепестков относительно друг друга на величину не более 0,65 мм. Подогнуть лепестки или заменить нажимной диск в сборе. | |
2.6 | Обламывание лепестков диафрагменной пружины. | |
Неправильная установка сцепления с применением чрезмерного усилия. | Заменить нажимной диск в сборе. | |
2.7 | Износ лепестков диафрагменной пружины в месте контакта с нажимным подшипником. | |
2.7.1 | Заклинивание выжимного подшипника. |
Заменить подшипник и нажимной диск в сборе. |
2.7.2 | Несоосность двигателя и КПП. | Устранить несоосность, заменить нажимной диск в сборе. |
2.7.3 | Перекос направляющей втулки выжимного подшипника (крышки первичного вала КПП). | Торцовое биение поверхности фланца, прилегающего к КПП должно быть не более 0,05мм.
Нажимной диск в сборе и изношенную крышку первичного вала КПП заменить. |
2.8 | Неравномерный износ, задиры на рабочих поверхностях маховика и нажимного диска. | |
Износ накладок ведомого диска до предельной остаточной толщины (головки заклепок должны быть утоплены на глубину не менее 0,2 мм. | Заменить ведомый диск. | |
2.9 | Заедание ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала КПП. | |
Попадание посторонних частиц на поверхности шлицев. | Очистить, смазать поверхности шлицев. | |
2.10 | Повреждение ступицы ведомого диска (забоины). | |
Неправильная установка КПП с применением чрезмерного усилия (ведомый диск при установке не был центрирован). | При мелких забоинах обработать поверхности, при значительном повреждении – заменить диск. | |
2.11 | Износ шлицев ступицы ведомого диска (образование конических зубцов). | |
2.11.1 | Неисправность опорного подшипника первичного вала КПП. | Заменить подшипник, ведомый диск. |
2.11.2 | Несоосность двигателя и КПП. | Устранить причину, заменить диск. |
2.12 | Погнутость, поломка соединительной пластины нажимного диска. | |
2.12.1 | Повреждение при монтаже. | Заменить нажимной диск в сборе. |
2.13 | Ведомый диск выгнут («тарельчатость»). | |
Фланец ступицы погнут при неправильном монтаже КПП. | Заменить ведомый диск. | |
2.14 | Пластины ведомого диска выломаны с одной стороны. | |
Перекос КПП в процессе неправильной установки. | Заменить ведомый диск. | |
2.15 | Пластины ведомого диска выломаны по всему контуру. | |
2.15.1 | Перекос КПП в процессе неправильной установки. | Заменить ведомый диск. |
2.15.2 | Неисправность подшипника первичного вала КПП. | Установить исправный подшипник. |
2.16 | Ослабление заклепок, срыв фрикционной накладки. | |
Износ фрикционных накладок более допустимого. | Заменить ведомый диск. | |
2.17 | Фрикционные накладки ведомого диска прилипли к маховику и (или) нажимному диску. | |
Большой перерыв в эксплуатации автомобиля. | Устранить неисправность. | |
3 | Сцепление не полностью включается («буксует»). | |
3.1 | Замасливание маховика, нажимного диска, фрикционных накладок ведомого диска. | |
Попадание масла на трущиеся поверхности через изношенные манжеты двигателя или КПП. | Устранить причину замасливания. Тщательно промыть бензином или уайт-спиритом замасленные поверхности и насухо протереть. | |
3.2 | Неправильная регулировка привода сцепления. | |
Мал или отсутствует свободный ход педали сцепления. | Отрегулировать привод. | |
3.3 | Точечный перегрев нажимного диска. | |
3.3.1 | Попадание масла на трущиеся поверхности через изношенные манжеты двигателя или КПП. | Устранить причину замасливания. Тщательно промыть бензином или уайт-спиритом замасленные поверхности и насухо протереть. При значительных повреждениях – диск заменить. |
3.3.2 | Мал или отсутствует свободный ход педали сцепления. | Отрегулировать привод. При значительных повреждениях – диск заменить. |
3.3.3 | Последствие неумелого управления автомобилем (ошибки при буксировке и переключении передач КПП). | Соблюдать рекомендации по управлению автомобилем. При значительных повреждениях диска – заменить. |
3.4 | Поломка нажимного диска. | |
Перегрев нажимного диска в результате длительной пробуксовки из-за:
замасливания накладок; износа накладок; неисправности привода выключения сцепления. |
Устранить причину, заменить диск в сборе. | |
3.5 | Перегрев и глубокие борозды на поверхности нажимного диска. | |
3.5.1 | Неисправность привода выключения сцепления. | Устранить неисправность. Заменить нажимной диск в сборе. |
3.5.2 | Износ накладок ведомого диска до предельной толщины. | Заменить нажимной диск в сборе, ведомый диск. |
3.6 | Износ или пригорание фрикционных накладок ведомого диска. | |
Неисправность привода выключения сцепления. | Устранить причину, заменить ведомый диск. | |
3.7 | Обугливание поверхности или расслоение фрикционных накладок. | |
Перегрев ведомого диска в результате длительной пробуксовки по причине:
замасливания накладок; неисправности привода выключения сцепления. |
Устранить неисправность. Заменить ведомый диск. | |
3.8 | Выработка на лепестках диафрагменной пружины нажимного диска. | |
3.8.1 | Заклинивание выжимного подшипника. | Заменить подшипник и нажимной диск. |
3.8.2 | Неисправность привода выключения сцепления (превышение постоянного усилия давления выжимного подшипника на лепестки диафрагменной пружины во включенном сцеплении). | Отрегулировать привод, заменить нажимной диск в сборе. |
3.8.3 | Несоосность двигателя и КПП после замены картера сцепления. | Устранить несоосность, заменить нажимной диск в сборе. |
3.8.4 | Перекос направляющей втулки выжимного подшипника (крышки первичного вала КПП). | Торцовое биение поверхности фланца, прилегающего к КПП должно быть не более 0,05мм.
Нажимной диск в сборе и изношенную крышку первичного вала заменить. |
3.9 | Снижение усилия диафрагменной пружины. | |
Перегрев нажимного диска. | Заменить нажимной диск. | |
4 | Рывки при работе сцепления. | |
4.1 | Рывки при трогании с места. | |
4.1.1 | Попадание посторонних частиц, ржавчины на поверхности шлицев ступицы ведомого диска и первичного вала КПП. | Очистить, смазать поверхности шлицев. |
4.1.2 | Замасливание фрикционных накладок. | Устранить причину замасливания. Тщательно промыть бензином или уайт-спиритом замасленные поверхности и насухо протереть. |
4.1.3 | Неправильная регулировка систем двигателя. | Отрегулировать системы двигателя. |
4.1.4 | Деформация ведомого диска. | При торцовом биении поверхности диска более 1,2 мм – заменить диск. |
4.1.5 | Ослабление крепления фрикционных накладок ведомого диска, износ или трещины на накладках. | Заменить диск. |
4.1.6 | Задиры на рабочих поверхностях маховика или нажимного диска. | Устранить задиры или заменить маховик и нажимной диск в сборе. |
4.2 | Повреждение шлицев ступицы ведомого диска (забоины). | |
Неправильная установка КПП с применением чрезмерного усилия (ведомый диск при установке не был центрирован). | При значительном повреждении заменить диск. | |
4.3 | Погнутость лепестков диафрагменной пружины. | |
Изгиб лепестков при неправильной установке сцепления. | Заменить нажимной диск в сборе. Допустимое выступание (утопание) лепестков относительно друг друга не более 0,65 мм. | |
4.4 | Погнутость, поломка соединительной пластины нажимного диска. | |
4.4.1 | Повреждение при транспортировке, монтаже. | Заменить нажимной диск в сборе. |
4.4.2 | Последствие неумелого управления автомобилем (ошибки при буксировке и переключении передач КПП). | Заменить нажимной диск в сборе. |
5 | Шумы при работе сцепления. | |
5.1 | Равномерный шум при включенном сцеплении или его выключении. | |
Износ, повреждение нажимного подшипника сцепления. | Заменить подшипник. | |
5.2 | Износ шлицев ступицы ведомого диска. | |
5.2.1 | Неисправность опорного подшипника первичного вала КПП. | Заменить подшипник и ведомый диск. |
5.2.2 | Несоосность двигателя и КПП. | Устранить несоосность, заменить диск. |
5.2.3 | Износ или задиры направляющей втулки выжимного подшипника (крышки первичного вала КПП). | Ведомый диск и изношенную крышку первичного вала заменить. |
5.3 | Выработка на лепестках диафрагменной пружины нажимного диска. | |
5.3.1 | Заклинивание выжимного подшипника. |
Заменить подшипник и нажимной диск в сборе. |
5.3.2 | Несоосность двигателя и КПП. | Устранить несоосность. Заменить нажимной диск в сборе. |
5.3.3 | Перекос направляющей втулки выжимного подшипника (крышки первичного вала КПП). | Торцовое биение поверхности фланца, прилегающего к КПП должно быть не более 0,05мм. Нажимной диск в сборе и изношенную крышку первичного вала заменить. |
5.4 | Износ упорных пальцев, разрушение гасителя крутильных колебаний ведомого диска. | |
Последствие неумелого управления автомобилем (разрушение при езде на высокой передаче при малой скорости движения и полной нагрузке). | Заменить ведомый диск. | |
5.5 | Выламывание пружины гасителя крутильных колебаний. | |
5.5.1 | Неисправность привода выключения сцепления. | Устранить неисправность привода, заменить ведомый диск. |
5.5.2 | Несоосность двигателя и КПП. | Устранить несоосность, заменить ведомый диск. |
5.5.3 | Неправильная регулировка систем двигателя. | Отрегулировать системы, заменить ведомый диск. |