Система отопления и вентиляции автомобилей ВАЗ-2107 и ВАЗ-21047.
Система отопления и вентиляции.
Отопитель.
1 – воздухопровод обогрева ветрового стекла; 2 – крышка воздухопритока; 3 – радиатор; 4 – кожух радиатора; 5 – тяга крана отопителя; 6 – отводная труба; 7 – подводная труба; 8 – кран отопителя; 9 – правый воздухопровод обогрева бокового стекла; 10 – сопло обогрева бокового стекла; 11 – заслонка правого воздухопровода; 12 – добавочный резистор; 13 – воздухораспределительная крышка; 14 – заслонка воздухопровода обогрева ветрового стекла; 15 – электродвигатель вентилятора; 16 – крыльчатка вентилятора; 17 – воздухопровод внутренней вентиляции; 18 – рычаг воздухораспределительной крышки; 19 – наружный рычаг заслонки воздухопровода обогрева ветрового стекла; 20 – кронштейн рычагов управления; 21 – рукоятка управления заслонками воздухопроводов обогрева стекол; 22 – рукоятка управления крышкой воздухопритока; 23 – рукоятка управления краном отопителя; 24 – тяга крышки воздухопритока; 25 – тяга заслонки обогрева ветрового стекла; 26 – левый воздухопровод обогрева бокового стекла; 27 – центральные сопла вентиляции салона кузова; 28 – лопатка сопла; 29 – сопло; 30 – рычаг сопла; 31 – зубчатое колесо привода заслонки сопла; 32 – задний уплотнитель трубы воздухопритока; 33 – труба воздухопритока; 34 – передний уплотнитель трубы воздухопритока; 35 – клапан трубы воздухопритока; 36 – защелка трубы воздухопритока; 37 – заслонка с зубчатым сектором.
Схема работы отопителя.
1 – воздухораспределительная крышка; 2 – электродвигатель вентилятора; 3 – крыльчатка; 4 – кран отопителя; 5 – подводная труба; 6 – отводная труба; 7 – кожух радиатора; 8 – крышка люка воздухопритока; 9 – капот; 10 – воздухопровод обогрева ветрового стекла; 11 – труба воздухопритока; 12 – корпус центральных сопел вентиляции салона кузова; 13 – кронштейн рычагов управления; 14 – рукоятки управления; 15 – радиатор; 16 – заслонка воздухопровода обогрева ветрового стекла; 17 – воздухопровод внутренней вентиляции; 18 – рычаг воздухораспределительной крышки.
Описание конструкции.
Система отопления – жидкостная. В качестве теплоносителя используется охлаждающая жидкость из рубашки охлаждения двигателя. Система состоит из собственно отопителя, кронштейна с рычагами управления и воздухопроводов. В корпусе отопителя установлены радиатор отопителя с краном, электровентилятор и четыре воздушные заслонки, две из которых тягами соединены с рычагами блока управления. Третья тяга подходит к блоку от крана отопителя. Крайнее правое положение верхнего рычага соответствует полному открытию крана и максимальному потоку охлаждающей жидкости через радиатор отопителя.
При аналогичном положении среднего рычага полностью открыта заслонка забора воздуха из подкапотного пространства. Нижний рычаг управляет распределением потоков воздуха на обогрев ветрового стекла и стекол передних дверей. Нижняя заслонка (воздухораспределительная крышка) с блоком управления отопителем не связана. Она открывается и закрывается рычагом, расположенным на ней с левой (водительской) стороны.
Скорость воздушного потока через отопитель регулируется трехпозиционным переключателем режима работы электровентилятора. С его помощью задается частота вращения крыльчатки (малая или большая).
Два центральных сопла панели приборов с отопителем не соединяются. Они служат только для подачи в салон холодного воздуха из короба воздухопритока. Интенсивность воздушного потока из них зависит от скорости движения автомобиля и регулируется двумя (по одной на каждое сопло) внутренними заслонками. Они приводятся в действие зубчатыми колесами, установленными в соплах.
Вентиляция салона осуществляется через опущенные стекла дверей, а также центральные, верхние и боковые сопла панели приборов и отверстия кожуха отопителя.
Замена электродвигателя вентилятора отопителя.
Снимаем панель приборов (см. «Замена панели приборов»).
Ключом «на 7» отворачиваем болт, снимаем скобу
и отсоединяем от рычага тягу.
Аналогично отсоединяем остальные две тяги. Снимаем кронштейн с рычагами.
Крестообразной отверткой отворачиваем два самореза крепления верхних воздухопроводов к кожуху вентилятора
и снимаем верхние воздухопроводы отопителя.
Ключом «на 10» отворачиваем по одной гайке крепления боковых воздухопроводов к кузову.
Отсоединяем и снимаем правый воздухопровод (см. «Замена крана отопителя»), а левый отсоединяем и отодвигаем от отопителя.
Ключом «на 10» отворачиваем гайку переднего левого крепления корпуса радиатора к кузову автомобиля и снимаем со шпильки крепления «минусовой» провод питания электродвигателя вентилятора отопителя.
Поддеваем отверткой и поочередно снимаем четыре пружинные скобы крепления кожуха вентилятора отопителя.
Снимаем кожух вентилятора отопителя.
Ключом «на 7» отворачиваем саморез и отсоединяем тягу привода заслонок управления потоком воздуха.
Поддев шлицевой отверткой, снимаем с вала двигателя пружинную скобу,
затем крыльчатку вентилятора.
Переворачиваем кожух и открываем воздухораспределительную крышку.
Протаскиваем внутрь кожуха провода электродвигателя.
Отсоединяем красный провод, соединяющий электровентилятор с добавочным резистором,
и снимаем направляющий кожух вместе с электродвигателем.
Отверткой поддеваем и снимаем две пружинные скобы.
Вынимаем электродвигатель вместе с двумя резиновыми подушками.
Новый электродвигатель устанавливаем в порядке, обратном снятию, проверив, чтобы не было задевания крыльчаткой кожуха.
Замена радиатора отопителя и кожуха радиатора.
Радиатор отопителя заменяем в случае утечек охлаждающей жидкости, т. к. ремонту он не подлежит.
Сливаем жидкость из системы охлаждения двигателя (см. «Замена охлаждающей жидкости»).
Отсоединяем шланги от труб радиатора отопителя и снимаем уплотнитель (см. «Замена крана отопителя»).
Снимаем кожух вентилятора (см. «Замена электродвигателя вентилятора отопителя»).
Вынимаем радиатор из его кожуха.
Ключом «на 10» отворачиваем два болта
и снимаем трубу отвода охлаждающей жидкости с уплотнительной прокладкой.
Снимаем кран с радиатора (см. «Замена крана отопителя»).
Новый радиатор устанавливаем на место в порядке, обратном снятию.
При этом места соединения шлангов подвода охлаждающей жидкости с трубами радиатора отопителя тщательно промазываем герметиком. Штатные (ленточные) хомуты заменяем червячными, они лучше обжимают шланги и герметизируют соединения.
При необходимости снимаем кожух радиатора, для чего:
ключом «на 10» отворачиваем оставшиеся три гайки крепления
и снимаем кожух радиатора.
Устанавливаем кожух радиатора в обратной последовательности.
Замена крана отопителя.
Сливаем жидкость из системы охлаждения двигателя (см. «Замена охлаждающей жидкости»).
Отверткой ослабляем затяжку хомутов и снимаем шланги с труб радиатора.
Ключом «на 8» отворачиваем два самореза
и снимаем уплотнитель.
В салоне снимаем полку панели приборов (см. «Замена полки панели приборов»).
Для удобства снимаем корпус вещевого ящика (см. «Замена корпуса вещевого ящика»).
Ключом «на 10» в открывшемся проеме отворачиваем гайку
и, поддев шлицевой отверткой четыре защелки по периметру воздухопровода, снимаем его.
Ключом «на 7» ослабляем затяжку болта и отсоединяем от крана тягу привода.
Ключом «на 10» отворачиваем два болта крепления крана к радиатору отопителя
и снимаем кран отопителя вместе с впускным патрубком и резиновой прокладкой.
Ключом «на 10» отворачиваем два болта и отсоединяем от крана впускной патрубок со второй прокладкой.
Обратите внимание на форму прокладки, она должна совпадать с формой фланца.
Снимаем и переставляем на новый кран скобу крепления тяги привода.
Устанавливаем новый кран с новыми прокладками в порядке, обратном снятию. При этом места соединения шлангов с трубами радиатора отопителя тщательно промазываем герметиком. Штатные (свертные) хомуты заменяем червячными.
Заполняем охлаждающей жидкостью систему охлаждения. При этом кран отопителя должен находиться в открытом положении (см. «Описание конструкции»).
Внимание! При открытом кране отопителя и закрытой заслонке не включайте вентилятор во избежание выхода из строя его электродвигателя.
Часто возникающий дефект электродвигателя вентилятора отопителя – громкий свист при работе. Временно устранить свист можно, разобрав электродвигатель и смазав его подшипники (см. «Ремонт электродвигателя отопителя»), но лучше заменить электродвигатель.