Меню Закрыть

Смазочная система двигателя. Автомобиль ВАЗ-2105 – многокрасочный альбом.

Смазочная система двигателя. Автомобиль ВАЗ-2105 – многокрасочный альбом.

Смазочная система двигателя.

Смазочная система двигателя. Автомобиль ВАЗ-2105 – многокрасочный альбом.

1 – Масляный насос. 2 – Противодренажный клапан масляного фильтра. 3 – Канал подачи масла от масляного насоса к фильтру. 4 – Канал подачи масла в главную масляную магистраль. 5 – Канал подачи масле к шестерне привода масляного насоса и распределителя зажигания. 6 – Канал подачи масла от коренного подшипника к шатунному. 7 – Передний сальник коленчатого вала. 8 – Канал подачи масла от масляной магистрали к коренному подшипнику. 9 – Шестерня привода масляного насоса и распределителя зажигания. 10 – Валик привода масляного насоса и распределителя зажигания. 11 – Полость блока цилиндров для слива масла и вентиляции картера. 12 – Шкив распределительного вала. 13 – Сальник распределительного вала. 14 – Масляный канал в кулачке распределительного вала. 15 – Масляный канал распределительного вала. 16 – Масляный канал в опорной шейке распределительного вала. 17 – Корпус подшипников распределительного вала. 18 – Канавка в опоре распределительного вала для приема масла из главной масляной магистрали. 19 – Крышка маслоналивной горловины. 20 – Канал в головке цилиндров для подачи масла к механизму газораспределения. 21 – Канал в блоке цилиндров для подачи масла к механизму газораспределения. 22 – Магистральный канал в блоке цилиндров. 23 – Датчик давления масла. 24 – Канал подачи масла от масляной магистрали к коренному подшипнику. 25 – Канал подачи масла от коренного подшипника к шатунному. 26 – Масляный картер. 27 – Коленчатый вал. 28 – Указатель уровня масла. 29 – Фильтр очистки масла. 30 – Перепускной клапан. 31 – Фильтрующий элемент. 32 – Патрубок вытяжной системы вентиляции картера. 33 – Пламегаситель. 34 – Шланг вытяжной системы вентиляции. 35 – Крышка маслоотделителя. 36 – Маслоотделитель. 37 – Сливная трубка маслоотделителя. 38 – Впускной трубопровод. 39 – Дроссельная заслонка карбюратора. 40 – Трубка вентиляции. 41 – Карбюратор. 42 – Фильтрующий элемент воздушного фильтра. 43 – Перепускное отверстие. 44 – Золотник.

Смазочная система двигателя. Смазывание трущихся поверхностей в двигателе уменьшает трение и повышает механический КПД двигателя, уменьшает износ трущихся деталей, охлаждает детали двигателя и выносит продукты износа из сопряжений.

Смазочная система обеспечивает также очистку циркулирующего масла от механических и других вредных примесей.

Смазочная система двигателя комбинированная: под давлением и разбрызгиванием. Коренные и шатунные подшипники, опоры распределительного вала и вала масляного насоса, кулачки распределительного вала и втулка шестерни привода масляного насоса смазывается под давлением по каналам, показанным на иллюстрации. Маслом, вытекающим из зазоров и разбрызгиваемым движущимися деталями, смазываются стенки цилиндров, поршня с поршневыми кольцами, поршневые пальцы в бобышках поршня, опоры рычагов привода клапанов, а также стержни клапанов в их направляющих втулках.

Циркуляция масла при работе двигателя происходит следующим образом. Масляный насос 1. приводимый в движение парой шестерен со спиральными зубьями, засасывает масло из картера 26 через фильтрующую сетку маслозаборного патрубка и подает его по каналу 3 в полнопоточный фильтр. Отфильтрованное масло по каналу 4 в блоке попадает в продольный магистральный канал 22, а оттуда по каналам 8 и 24 подается к переднему подшипнику валика привода масляного насоса, к коренным подшипникам коленчатого вала и к распределительному валу. Во вкладышах коренных подшипников имеются отверстия, через которые масло попадает в кольцевые канавки вкладышей. Из канавок часть масла поступает на смазку коренных подшипников, а другая по каналам 6 и 25, просверленным в шейках и щеках коленчатого вала, к шатунным подшипникам, и от них через отверстия на нижних головках шатунов струя масла попадает на зеркало цилиндра в момент совпадения отверстия подшипника с каналом в шатунной в шейке. К заднему подшипнику валика привода масляного насоса масло поступает от переднего подшипника по каналу, проходящему в самом валике.

К центральной опоре распределительного вала масло подводится по каналу 21 блока и каналу 20 головки цилиндров. Каналы 21 и 20 сообщаются между собой, через отверстие в прокладке головки цилиндров. Масло, подошедшее к центральной опоре распределительного вала через канавку 18 в опорной шейке, попадает в центральный канал 15 распределительного вала, а из него через каналы 14 в кулачках и 16 в опорных шейках – к кулачкам, рычагам и опорам вала. К втулке шестерни 9 привода насоса масло подводится по отдельному каналу 5, расположенному перед масляным фильтром в полости блока цилиндров.

Для того чтобы при работе двигателя на любом режиме обеспечить необходимое давление масла в магистрали, а также для компенсации увеличивающегося при износе двигателя расхода масла, масляный насос имеет избыточную производительность.

Для предотвращения повышения давления масла сверх допустимого в системе установлен редукционный клапан, перепускающий избыточное масло в масло приемник. Редукционный клапан отрегулирован на заводе тарировкой его пружины.

Фильтрация масла осуществляется через бумажный элемент 31. Фильтр имеет противодренажный клапан 2, предотвращающий стекание масла из системы при остановке двигателя, и перепускной клапан 30, срабатывающий при засорении фильтрующего элемента.

Система вентиляции картера двигателя обеспечивает отсос картерных газов, которые, взаимодействуя с маслом, ухудшают его смазочные качества и уменьшают срок службы. Кроме того, вентиляция картера не допускает повышения давления в картере из-за проникновения в него отработавших газов. Картерные газы под действием разрежения во впускном трубопроводе 30 двигателя отсасываются из картера по шлангу 34, надетому на патрубок крышки маслоотделителя 35. В вытяжной шланг картерные газы попадают через маслоотделитель 36, установленный в приливе блока цилиндров. Отделившееся от газов масло стекает по трубке 37 в картер.

Отсасываемые газы поступают в вытяжной патрубок 32, размещенный под воздушным фильтром. Оттуда газы могут отсасываться двумя путями: вверх в пространство за фильтрующим элементом 42  воздушного  фильтра  и  дальше  через карбюратор во впускной трубопровод двигателя, а также по трубке в золотниковое устройство карбюратора и дальше в задроссельное пространство карбюратора.

Золотниковое устройство регулирует режим отсоса газов при различной частоте вращения коленчатого вала. Оно состоит из золотника 44, жестко установленного на оси дросселя первичной камеры, и калиброванного перепускного отверстия 43.

При малой частоте вращения коленчатого вала (при закрытых дроссельных заслонках) разрежение на входе в карбюратор незначительное и основная масса газов отсасывается по трубке через отверстие 43 в задроссельное пространство карбюратора. Калиброванное отверстие ограничивает количество отсасываемых газов, и система вентиляции оказывает малое влияние на величину разрежения за дроссельной заслонкой.

С повышением частоты вращения коленчатого вала при открывании дроссельной заслонки золотник 44 поворачивается и открывает дополнительный путь для газов по канавке золотника. Общее количество отсасываемых газов увеличивается.

Наконец, при высокой частоте вращения коленчатого вала (дроссельная заслонка полностью открыта) основная масса газов отсасывается через воздушный фильтр в пространство за фильтрующим элементом.

Поделиться ссылкой:

Похожие статьи

Руководства