Стартер автомобилей ВАЗ-2107 и ВАЗ-21047.
- Электрооборудование ВАЗ-2107, -21047.
- Стартер автомобилей ВАЗ-2107, -21047 с двигателями ВАЗ-2104 и ВАЗ-21067.
- ВАЗ-2107, -21047 – сборник инструкций по устройству, обслуживанию, диагностике и ремонту.
Стартер.
Стартер 35.3708 в сборе.
1 – крышка со стороны привода; 2 – стопорное кольцо; 3 – ограничительное кольцо; 4 – шестерня привода; 5 – обгонная муфта; 6 – поводковое кольцо; 7 – резиновая заглушка; 8 – рычаг привода; 9 – якорь реле; 10 – удерживающая обмотка тягового реле; 11 – втягивающая обмотка тягового реле; 12 – стяжной болт реле; 13 – контактная пластина; 14 – крышка реле; 15 – контактные болты; 16 – коллектор; 17 – щетка; 18 – втулка вала якоря; 19 – крышка со стороны коллектора; 20 – кожух; 21 – шунтовая катушка обмотки статора; 22 – корпус; 23 – винт крепления полюса статора; 24 – якорь; 25 – обмотка якоря; 26 – промежуточное кольцо.
Техническая характеристика стартера 35.3708* (СТ-221).
Номинальное напряжение, В | 12 |
Номинальная мощность, кВт | 1,3 |
Потребляемый ток при максимальной мощности, не более, А | 290 (260**) |
Потребляемый ток в заторможенном состоянии, не более, А | 550 (500**) |
Потребляемый ток в режиме холостого хода, не более, А | 60 (35**) |
* С торцевым коллектором.
** Для стартера СТ-221.
Стартер – четырехполюсный четырехщеточный электродвигатель постоянного тока со смешанным возбуждением, с устройством для соединения и разъединения шестерни привода стартера с зубчатым венцом маховика. Стартер включается электромагнитным тяговым реле с дистанционным управлением.
Стартер прикреплен тремя болтами к картеру сцепления с правой стороны двигателя. От разогретой приемной трубы выпускной системы его защищает теплоизоляционный щиток.
Корпус и крышки стартера стянуты двумя болтами. В передней и задней крышках установлены бронзо-графитные подшипники (втулки), в которых вращается вал якоря.
Крутящий момент от вала якоря передается на маховик коленчатого вала двигателя через привод стартера.
Тяговое реле служит для ввода шестерни привода в зацепление с зубчатым венцом маховика и включения питания электродвигателя стартера. При повороте ключа зажигания в положение «стартер» напряжение подается на обе обмотки тягового реле (втягивающую и удерживающую). После замыкания контактов тягового реле питание втягивающей обмотки отключается.
На валу привода установлена роликовая муфта свободного хода (обгонная муфта) с приводной шестерней. Она передает крутящий момент только в одном направлении – от стартера к двигателю, разобщая их после пуска двигателя. Это необходимо для защиты стартера от повреждения из-за чрезмерной частоты вращения.
Исправность привода определяем внешним осмотром после разборки стартера. Статор, якорь и тяговое реле проверяем на короткое замыкание и обрыв обмоток. Неисправный элемент заменяем в сборе. Внешним осмотром проверяем состояние коллектора и щеток – износившиеся щетки заменяем, замасленный коллектор протираем уайт-спиритом, растворителем или бензином.
Замена стартера.
Ключом «на 10» отворачиваем болт нижнего крепления теплозащитного щитка стартера (он расположен в труднодоступном месте)
и вынимаем его.
Снимаем шланг с заборника теплого воздуха и ключом «на 13» отворачиваем сначала одну гайку верхнего крепления щитка,
затем вторую (гайка находится под воздухозаборником).
Снимаем щиток.
Ключом «на 13» отворачиваем два верхних болта крепления стартера к картеру сцепления
и головкой «на 13» снизу автомобиля отворачиваем нижний болт крепления.
и головкой «на 13» снизу автомобиля отворачиваем нижний болт крепления.
и головкой «на 13» снизу автомобиля отворачиваем нижний болт крепления.
Вынимаем стартер вверх между приемной трубой и картером сцепления.
Новый стартер устанавливаем в порядке, обратном снятию. Подсоединяя провода, убеждаемся в надежном креплении провода питания тягового реле, т.к. на установленном стартере соскочивший провод подсоединить очень трудно.
Ремонт стартера.
Снимаем стартер с двигателя (см. «Замена стартера»).
Ключом «на 13» ослабляем затяжку гайки крепления провода к тяговому реле
и отсоединяем наконечник провода.
Подаем +12В от аккумуляторной батареи на вывод «50» реле,
«минус» – на корпус, а омметр подсоединяем к контактным болтам. При этом у исправного реле якорь должен выдвинуть обгонную муфту в окно передней крышки, а контактная пластина – замкнуть контактные болты. Неисправное тяговое реле заменяем новым.
Отворачиваем три винта
и снимаем тяговое реле.
Из корпуса реле вынимаем шток с пружиной.
Новое тяговое реле устанавливаем в обратной последовательности.
Для дальнейшей разборки стартера крестообразной отверткой отворачиваем два винта
и снимаем крышку.
Для проверки состояния щеток отверткой отворачиваем винт крепления контактного провода
и, отжав отверткой пружину, извлекаем щетку. Таким же способом извлекаем три оставшиеся щетки. Щетки, изношенные до высоты 12 мм и менее, заменяем.
Подсоединяя омметр по очереди к выводам обмоток статора, проверяем их на замыкание на корпус и на межвитковое замыкание. При этом убедитесь, что свободные выводы обмоток изолированы от корпуса.
Поддев отверткой, снимаем стопорное кольцо.
Снимаем с вала шайбу.
Ключом «на 10» отворачиваем два стяжных болта
и вынимаем их.
Разъединяем корпус стартера и вынимаем из него изоляционные трубки стяжных болтов.
Внешним осмотром проверяем состояние коллектора и обмоток. Обугливание обмоток не допускается. При незначительном обгорании коллектора зачищаем его пластины мелкой шлифовальной шкуркой. При сильном обгорании и износе лучше заменить якорь. Задиры и наволакивание бронзы от подшипников на шейки вала якоря устраняем мелкой шлифовальной шкуркой с последующей полировкой.
Омметром проверяем обмотки якоря на короткое замыкание. Неисправный якорь заменяем.
Из крышки привода вынимаем резиновый уплотнитель.
Снимаем с вала якоря регулировочную шайбу. При сборке ее необходимо установить на место.
Расшплинтовываем ось рычага.
Бородком выталкиваем ось
и вынимаем якорь с приводом.
Поддев отверткой, снимаем рычаг привода.
Шестерня должна легко вращаться в одну сторону и не вращаться в другую, не иметь сколов и забоин на заходной части зубьев. Изношенную шестерню или неисправную муфту меняем в сборе, как показано ниже.
Оперев вал якоря на деревянный брусок, через ключ «на 13» сбиваем ограничитель со стопорного кольца.
Поддев отверткой, снимаем стопорное кольцо.
Снимаем с вала ограничитель и обгонную муфту в сборе с шестерней привода.
Собираем узел в обратной последовательности, при этом надеваем ограничитель на вал конусной проточкой в сторону стопорного кольца, а затем напрессовываем ограничитель на стопорное кольцо ударами молотка через рожковый ключ «на 14» или поджимаем раздвижными пассатижами.
Сжатым воздухом удаляем угольную пыль из корпуса и щеткодержателя. Поводковое кольцо и контактирующие с ним пластмассовые поверхности смазываем Литолом-24 или смазкой №158. Опорные подшипники – втулки ротора, винтовые шлицы вала якоря и ступицу обгонной муфты смазываем моторным маслом.
Дальнейшую сборку проводим в порядке, обратном разборке.
Перед сборкой стартера вставьте стяжные болты корпуса в соответствующие отверстия.
Внимание! Если изолированным был только один болт, изоляционную трубку при сборке стартера надеваем на тот, который может касаться медной шины, соединяющей обмотки статора стартера.
Чтобы защелкнуть стопорное кольцо, поджимаем якорь стартера через втулку крышки со стороны привода.