Стартер. Электрооборудование ВАЗ-2106 – неисправности и их устранение.
Стартер.
Схема подключения стартера.
1 – стартер; 2 – выключатель зажигания; 3 – генератор; 4 – колодка; 5 – аккумуляторная батарея.
Расположение на автомобиле.
1 – аккумуляторная батарея; 2 – генератор; 3 – колодка; 4 – стартер; 5 – выключатель зажигания.
Неисправности и их устранение.
Признак неисправности | Причина неисправности | Способ устранения неисправности |
При включении стартера тяговое реле не срабатывает | Разряжена или неисправна АКБ (аккумуляторная батарея) | Провести полную проверку технического состояния АКБ, зарядить ее или заменить |
Окислены или слабо затянуты наконечники проводов на полюсных выводах АКБ | Снять наконечники, удалить следы окислов, пользуясь металлической щеткой, лезвием ножа или шкуркой, плотно закрепить наконечники на штырях АКБ и смазать их техническим вазелином | |
Межвитковое замыкание в обмотке, замыкание на «массу» или обрыв обмотки тягового реле | Отсоединить провод, идущий от клеммы 50 замка зажигания, и омметром измерить сопротивление обмотки тягового реле, присоединив один вывод на «массу». Если омметр показывает обрыв цепи (бесконечно большое сопротивление), снять тяговое реле, разобрать и найти обрыв. Чаще всего обрыв возникает в месте пайки конца обмотки к клемме штекера. Если, обрыв внутри обмотки, реле заменить. При межвитковом замыкании обмотки или ее пробое на «массу» дефект определяется по показанию омметра, которое сравнивается с техническими данными исправного тягового реле (сопротивление втягивающей обмотки 0,4 Ом) | |
Не замыкаются контакты 30-50 выключателя зажигания | Закрепить конец одного провода контрольной лампы на «массу», а конец другого соединить с клеммой 50 тягового реле стартера, повернуть ключ зажигания в положение «стартер». Если лампа не горит, проверить клеммный контакт 30 генератора. Убедившись в надежности контакта, проверить надежность крепления проводов в контактной группе замка зажигания (клеммы 30 и 50). Для этого свободный конец провода лампы соединить с клеммой 30 – лампа должна гореть. Если она не горит, заменить провод цепи генератор – выключатель зажигания. При условии, что лампа горит, соединить конец провода с клеммой 50 выключателя зажигания и повернуть ключ зажигания в положение «стартер». Если лампа не горит, неисправна контактная группа замка зажигания. Прочистить контактирующие элементы, проверить состояние контактов или заменить контактную группу замка зажигания | |
Заедание якоря тягового реле или возвратной пружины | Снять реле. Прочистить якорь и полость реле. Проверить свободу перемещения якоря и установку пружины | |
При срабатывании тягового реле якорь стартера не вращается или вращается медленно | Неисправна или разряжена АКБ | Зарядить или заменить АКБ |
Окислены или слабо затянуты наконечники проводов на полюсных выводах АКБ | Снять наконечники, удалить следы окислов. Плотно закрепить наконечники на штырях АКБ и смазать их техническим вазелином | |
Окислены контактные болты тягового реле или ослаблено крепление наконечников проводов | Зачистить и подтянуть все наружные контакты – и самого стартера, и АКБ, и провода «массы». Если зачистка и подтяжка результатов не принесли, стартер с машины снять. Запустить снятый стартер, подключив к «плюсу» напрямую клемму якоря (используя толстые провода с зажимами). Если якорь работает, разобрать тяговое реле. Если подгорели контакты, зачистить их плоским бархатным напильником. При значительном повреждении контактных болтов в месте соприкосновения с контактной пластиной повернуть их на 180° | |
Подгорание коллектора, износ или зависание щеток | Загрязненную или пригоревшую поверхность зачистить шлифовальной шкуркой.
Проверить надежность крепления щеткодержателей на крышке со стороны коллектора. Щеткодержатели «положительных» щеток не должны иметь замыкания с «массой». Щетки должны свободно перемещаться в пазах щеткодержателей. Щетки, изношенные по высоте до 12 мм, заменить новыми, предварительно притерев их к коллектору. Проверить динамометром давление пружин на щетки, которое должно составлять 1 кГс |
|
Обрыв обмотки якоря или статора | Заменить якорь или катушку статора | |
При включении стартера якорь вращается, не проворачивая маховик двигателя | Пробуксовка обгонной муфты свободного хода – бендикса (это явление сопровождается повышенным шумом одного тона) | Загрязненную муфту промыть в бензине, а неисправные детали муфты (ведущую и ведомую обоймы, ролики, толкатели, пружину и др.) заменить |
Выскакивание рычага включения муфты или выпадание его оси | Вставить рычаг и установить на место его ось | |
Необычный шум стартера при вращении якоря | Стартер установлен с перекосом или слабо затянуты болты крепления | Устранить перекос и затянуть болты крепления, начиная со среднего |
Чрезмерный износ втулок подшипников или шеек вала якоря. Слабо затянуты винты крепления полюсов статора. Задевание якоря за полюса статора | Прошлифовать вал якоря. По валу из бронзы выточить втулки подшипников. Подтянуть винты крепления полюсов | |
Повреждены зубья шестерни привода или венца маховика | Заправить зубья на шестерне и венце маховика или заменить привод, или маховик | |
Шестерня не выходит из зацепления с маховиком | Не размыкаются контакты 30–50 выключателя зажигания | Стартерный провод с клеммы 50 контактной группы присоединить к клемме 16 Электрическая цепь восстанавливается, но ненадолго. Прочистить контактирующие элементы, проверить состояние контактов или заменить контактную группу |
Заедание муфты на шлицах вала якоря | Прочистить шлицы и смазать их моторным маслом | |
Ослабли или поломались пружины муфты или тягового реле | Заменить пружины муфты или тягового реле |