Техническая характеристика. Двигатели ЯМЗ-650, ЯМЗ-6501, ЯМЗ-6502 – руководство по эксплуатации.
Техническая характеристика.
Силовые агрегаты и двигатели изготовлены в исполнении УХЛ по ГОСТ 15150-69 и рассчитаны на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от минус 60 до плюс 50°С, относительной влажности воздуха до 98% при плюс 25 °С, запыленности воздуха до 0,4 г/м³ и в районах, расположенных на высоте до 1500 м без снижения мощностных, экономических и других показателей и до 4500 м над уровнем моря с преодолением перевалов высотой до 4650 м с соответствующим снижением мощностных, экономических и других показателей.
Модель силового агрегата и двигателя, их комплектации, а также состав силового агрегата приводятся в таблице 1.
Силовые агрегаты ЯМЗ-650, ЯМЗ-6501 (см. рис. 1, 1.1) производства ОАО «Автодизель» предназначены для установки на автомобили ОАО «АЗ Урал».
Двигатель ЯМЗ-650.10 (рис. 1.2, 1.3, 1.4) представляет собой базовую шестицилиндровую модель рядного четырехтактного двигателя с турбонаддувом производства ОАО «Автодизель» и предназначен для установки на автомобили РУП «МАЗ», ОАО «АЗ Урал».
Двигатели ЯМЗ-6501.10 и ЯМЗ-6502.10 являются модификациями двигателя ЯМЗ-650.10, конструктивно выполнены аналогично базовой модели, отличаются регулировками топливной аппаратуры за счет изменения параметров настройки электронного блока управления и турбокомпрессором.
Двигатели ЯМЗ-650.10, ЯМЗ-6501.10 и ЯМЗ-6502.10 соответствуют требованиям экологических нормативов Евро-3.
Рис. 1. Силовой агрегат ЯМЗ-6501 – вид слева.
Рис. 1.1. Силовой агрегат ЯМЗ-6501 – вид справа.
Рис. 1.2/ Силовой агрегат ЯМЗ-650.10 – вид слева.
Рис. 1.3. Двигатель ЯМЗ-650.10 – вид спереди.
Рис. 1.4. Двигатель ЯМЗ-650.10 – вид справа.
Таблица 1. Основные параметры и характеристики.
Основные параметры и характеристики | ЯМЗ-650.10 | ЯМЗ-6501.10 | ЯМЗ-6502.10 |
Тип двигателя | Четырехтактный, с воспламенением от сжатия, турбонаддувом, жидкостным охлаждением, промежуточным охлаждением наддувочного воздуха в теплообменнике типа «воздух-воздух», установленном на автомобиле, передним шестеренчатым приводом агрегатов | ||
Число цилиндров | 6 | ||
Расположение цилиндров | Рядное | ||
Порядок работы цилиндров | 1 – 5 – 3 – 6 – 2 – 4 | ||
Направление вращения двигателя | Правое | ||
Диаметр цилиндра, мм | 123 | ||
Ход поршня, мм | 156 | ||
Рабочий объем всех цилиндров, л | 11,12 | ||
Степень сжатия | 16,4 | ||
Допустимые углы кренов двигателя, град., не более: | |||
продольные | 25 (35*) | ||
поперечные | 25 | ||
Скоростная характеристика | См. рис. 2 | См. рис. 3 | См. рис. 4 |
Номинальная мощность, кВт (л.с.), не менее | 303 (412) | 266 (362) | 230(311) |
Частота вращения коленчатого вала при номинальной мощности, мин⁻¹ | 1900±25 | 2000±25 | |
Максимальный крутящий момент, Н·м (кгс·м), не менее | 1870 (191) | 1670 (170) | 1215 (124) |
Частота вращения коленчатого вала, соответствующая максимальному крутящему моменту, мин⁻¹ | 1200±100 | ||
Частота вращения холостого хода, мин⁻¹: | |||
минимальная | 700±50 | ||
максимальная, не более | 2400±50 | ||
Удельный расход топлива по скоростной характеристике, г/кВт·ч (г/л.с.ч.): | |||
минимальный, при частоте вращения 1300±100 мин⁻¹ | 194,5 (143) | ||
при номинальной мощности | 217,5 (160) | ||
Часовой расход топлива при номинальной мощности, кг/ч, не более | 67,5 | 60 | 52 |
Относительный расход масла на угар в % к расходу топлива, не более | 0,1 | ||
Способ смесеобразования | Непосредственный впрыск | ||
Блок цилиндров | Шестицилиндровый, отлит вместе с верхней частью картера из серого чугуна, на нижней части блока установлен элемент жесткости | ||
Крышка передняя | Из алюминиевого сплава, является несущей деталью для агрегатов, приводимых спереди | ||
Вал коленчатый | Стальной, штампованный, коренные шейки Ø108 мм, шатунные Ø77 мм, подвергнуты закалке, число опор 7 | ||
Шатун | Стальной, с прямым разъемом | ||
Коренные подшипники | Скольжения, со сменными вкладышами | ||
Шатунные подшипники | Скольжения, со сменными вкладышами | ||
Маховик | Чугунный, с зубчатым венцом с модулем 3,175 для пуска двигателя стартером | ||
Гильза цилиндра | «Мокрого» типа, материал – чугун | ||
Поршень | Составной, с головкой из легированной стали и юбкой из алюминиевого сплава, которые соединяются поршневым пальцем – на двигатель ЯМЗ-650.10; целиковый из алюминиевого сплава – на двигатели ЯМЗ-6501.10, ЯМЗ-6502.10 Охлаждение поршня маслом производится из форсунки | ||
Поршневые кольца |
На поршень устанавливается комплект поршневых колец: первое компрессионное кольцо имеет в сечении двухстороннюю трапецию, рабочая поверхность с покрытием хромокерамикой второе компрессионное кольцо прямоугольного сечения, минутное маслосъемное кольцо коробчатого типа с витым расширителем, рабочие кромки покрыты хромом |
||
Головка цилиндров | Общая на 6 цилиндров, чугунная, в процессе эксплуатации контроля затяжки болтов не требуется | ||
Вал распределительный | Стальной, штампованный, с шестеренчатым приводом, число опор 7 | ||
Число клапанов на один цилиндр | Два впускных и два выпускных. Управление клапанами: одно коромысло на два клапана, привод клапанов через траверсы | ||
Зазор между траверсой и коромыслом, мм: | |||
впускной | 0,4 мм | ||
выпускной | 0,7 мм | ||
Механизм проворота коленчатого вала | На картере маховика в нижней части имеется отверстие, закрытое пробкой. Для проворачивания коленчатого вала необходимо вывернуть пробку и с помощью специального приспособления, вставляемого в это отверстие, проворачивать коленчатый вал | ||
Система смазки | Смешанная, с «мокрым картером» | ||
Насос масляный | Шестеренчатого типа, с шестеренчатым приводом, передаточное отношение привода 1,31:1 | ||
Давление масла (в магистрали блока цилиндров) двигателя, прогретого до 80-95 °С, кПа (кгс/см²): | |||
при номинальной частоте вращения | 400-650 (4,0-6,6) | ||
при минимальной частоте вращения, не менее | 100 (1,0) | ||
при срабатывании датчика аварийного давления масла | 60-80 (0,61-0,81) | ||
Система охлаждения масла | Жидкостно-масляный теплообменник трубчатого типа, выполненный в одном корпусе с фильтром очистки масла и трубой подвода охлаждающей жидкости к блоку цилиндров и установленный на блоке с правой стороны | ||
Масляные фильтры | Два: полнопоточный фильтр очистки с двумя сменными фильтрующими элементами и фильтр центробежной очистки со сменным патроном. Система смазки включает в себя защитные клапаны | ||
Система питания: | |||
Топливная аппаратура | Common Rail System с электронным управлением подачей топлива, обеспечивает давление впрыска топлива до 140 МПа (1400 кгс/см²) | ||
Насос топливный | 650.1111005 (0 445 020 086), с шестеренчатым топливоподкачивающим насосом и двумя плунжерными секциями высокого давления, с шестеренчатым приводом, передаточное отношение привода 0,5:1, модели СР 2.2+, фирмы BOSCH | ||
Форсунки | 650.1112010 (0 445 120 142), электроуправляемые, модели CRIN2, фирмы BOSCH | ||
Топливные фильтры: | |||
грубой очистки топлива PreLine 420 (PL 420) | Полнопоточный фильтр-отстойник с влагоотделителем, ручным топливозакачивающим насосом и сменным фильтрующим элементом. Фильтр устанавливается на автомобиле | ||
тонкой очистки топлива | Полнопоточный фильтр с двумя сменными фильтрующими элементами и устройством для автоматического подогрева топлива в холодное время года | ||
Система управления подачей топлива – электронный блок управления (ЭБУ) | 650.3763010 (0 281 020 111), микропроцессорный блок модели EDC7UC31 фирмы BOSCH | ||
Жгут форсунок в сборе | 650.3724010 фирмы BOSCH | ||
Жгут датчиков двигателя в сборе | 650.3724012 фирмы BOSCH | ||
Жгут промежуточный в сборе |
650.3724014 фирмы BOSCH (МАЗ) 650.3724017 фирмы BOSCH (Урал) |
||
Система наддува | Газотурбинная, с охлаждением наддувочного воздуха в теплообменнике типа «воздух-воздух», установленном на автомобиле | ||
Турбокомпрессор | С радиальной центростремительной турбиной и центробежным компрессором. На двигателях ЯМЗ-6501.10 и ЯМЗ-6502.10 применяется турбокомпрессор другой модели | ||
Система охлаждения двигателя | Жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости, оборудована термостатическим устройством для поддержания постоянного теплового режима работы двигателя, рассчитана на всесезонное применение низкозамерзающих жидкостей | ||
Насос водяной | Центробежного типа, с встроенным термостатом, с шестеренчатым приводом, передаточное отношение привода 1,727:1 | ||
Вентилятор с муфтой включения | Вентилятор Behr 680 с крыльчаткой из пластика и встроенной виско-муфтой Behr ER130 с управлением от ЭСУ двигателя, фирмы BEHR GMBH (Германия) | ||
Электрооборудование: | |||
Генератор | Модели A004TR5091ZT, номинальным напряжением 28 В, максимальным током нагрузки 90 А, переменного тока. Привод поликлиновым ремнем, передаточное отношение привода 3,2:1, фирмы MITSUBISHI ELECTRIC СО | ||
Пусковое устройство | Электрический стартер модели М009Т60471, номинальное напряжение 24 В, номинальная мощность 5,5 кВт, фирмы MITSUBISHI ELECTRIC СО, приводится в действие от аккумуляторной батареи общей емкостью не менее 190 Ач | ||
Средство облегчения пуска | На двигателе устанавливаются четыре электрические свечи модели А 0 102 124 416 RVI фирмы BERU AKTIENGESELLSCHATF (Германия) | ||
Реле включения средства облегчения пуска | Модели V23132-B2002-A100, фирмы Тусо Electronics | ||
Заслонка в системе выпуска отработавших газов | С пневматическим приводом, фирмы GT PRECISION (Великобритания) | ||
Пневматический клапан заслонки в системе выпуска отработавших газов | Модели 131К0646 или модели 131KS9316C2, модели 131К0648, фирмы Parker | ||
Система останова двигателя типа «J» (моторный тормоз) | Два механизма останова типа «J» с дистанционной деталью (проставкой), установленные под крышкой головки цилиндров с креплением болтами к головке цилиндров | ||
Компрессор пневмотормозов | Модели 0ЕВ02615, двухцилиндровый, поршневой, с шестеренчатым приводом, передаточное отношение привода 1,31:1, производительностью 500 л/мин при противодавлении 0,7 МПа, фирмы KNORR BREMSE (Россия) | ||
Насос гидроусилителя руля | Модели LF78-25-20-150-R-MMB-78-11 или модели LF78-25-25-150-R-MMB-78-11 фирмы IXETIC | ||
Масса незаправленного двигателя, кг | 970 | ||
Сцепление | См. разделы «Особенности комплектации силовых агрегатов», «Сцепление» | ||
Коробка передач | См. разделы «Особенности комплектации силовых агрегатов», «Коробка передач» | ||
Заправочные объемы, л | |||
Система смазки двигателя: | |||
сухой двигатель | 36,4 | ||
с заменой фильтров | 34 | ||
Система смазки коробки передач (КП): | |||
ZF | 11 | ||
ЯМЗ | 11,5 (+0,5) | ||
Система охлаждения двигателя (без заправочного объема радиатора) | 36 | ||
Масса заправленного маслом силового агрегата в сборе со сцеплением и КП в комплектности поставки, кг: | |||
с КП ZF | 1350 | ||
с КП ЯМЗ | 1400 |
* – выполняется для полноприводных автомобилей и других изделий по требованию предприятия-потребителя.
Рис. 2. Скоростная характеристика двигателя ЯМЗ-650.10.
Ме – крутящий момент брутто; Ne – номинальная мощность брутто; ge – удельный расход топлива; n – частота вращения коленчатого вала.
Рис. 3. Скоростная характеристика двигателя ЯМЗ-6501.10.
Ме – крутящий момент брутто; Ne – номинальная мощность брутто; ge – удельный расход топлива; n – частота вращения коленчатого вала.
Рис. 4. Скоростная характеристика двигателя ЯМЗ-6502.10.
Ме – крутящий момент брутто; Ne – номинальная мощность брутто; ge – удельный расход топлива; n – частота вращения коленчатого вала.