Техническое обслуживание. Тормоз-замедлитель (интардер) ZF КамАЗ-5490 – руководство по эксплуатации.
4. Техническое обслуживание.
Осторожно.
- Этот раздел по техобслуживанию ЗАМЕНЯЕТ соответствующие разделы руководства по техобслуживанию вашей коробки переключения передач!
4.1 Контроль уровня масла.
Опасность!
- Слишком низкий уровень масла в коробке переключения передач ведет к ее повреждению:
- Опасность аварии!
Осторожно.
- Для проверки уровня масла нельзя больше использовать тормоз-замедлитель непосредственно перед остановкой транспортного средства.
- Благодаря этому в коробке передач устанавливается точный объем масла.
Указания.
- Чтобы предотвратить неправильные измерения, проверка уровня масла коробки передач с тормозом-замедлителем ZF должна проводиться при:
- горизонтально стоящем транспортном средстве
- выключенном двигателе, и
- остывшем трансмиссионном маслe (< 40 °C).
- Регулярно проверяйте уровень масла.
- Следите за возможной негерметичностью в:
- коробке передач,
- тормозе-замедлителе,
- жидкостно-масляном теплообменнике,
- соответствующих трубопроводах системы жидкостного охлаждения.
Проверка:
- Остановите транспортное средство, при этом не используйте тормоз-замедлитель.
- При проверке уровня масла необходимо открутить резьбовую пробку маслоперепускного отверстия, позиция 4.
- Если уровень масла опустился ниже края маслоперепускного отверстия, то нужно через маслоперепускное отверстие долить масло до края отверстия.
- Снова закрутить резьбовую пробку маслоперепускного отверстия (4) с новым уплотнительным кольцом (момент затяжки см. ниже).
4.2 Заводская табличка.
На заводской табличке указаны основные данные тормоза-замедлителя. Она расположена на боковой стороне корпуса тормоза-замедлителя.
При возникших вопросах, заказах или ремонтах обязательно указывайте следующие данные:
1. Тип коробки передач.
2. Номер спецификации тормоза-замедлителя.
3. Серийный номер тормоза-замедлителя.
4. Объем масла.
5. Перечень смазочных материалов.
Пример заводской таблички.
4.3 Слив масла.
Осторожно.
- НЕЛЬЗЯ использовать тормоз-замедлитель непосредственно перед остановкой транспортного средства с целью замены масла!
- Благодаря этому в коробке передач устанавливается точный объем масла.
Указания.
- При смене масла его необходимо слить в подходящую емкость и утилизировать согласно правилам по защите окружающей среды.
- Важно: производить смену масла по завершении длинной поездки, пока трансмиссионное масло еще горячее и текучее.
Установить транспортное средство горизонтально и выключить двигатель.
Для слива масла отвинтить резьбовую пробку сливного отверстия коробки передач (Поз. 1) и резьбовую пробку сливного отверстия корпуса масляного фильтра (Поз. 2).
Опасность!
- Горячее трансмиссионное масло:
- ОПАСНОСТЬ ОЖОГОВ!
После слива масла должны быть очищены резьбовые пробки сливных отверстий (магниты) и заменены уплотнительные кольца.
Установить новый фильтр.
Затем снова вкрутить резьбовые пробки сливных отверстий.
Осторожно.
- Соблюдайте предписанный момент затяжки для резьбовых пробок сливных отверстий, указанный в Таблице в конце статьи, в противном случае возможны повреждения коробки передач!
4.4 Грузовые автомобили: резьбовые пробки маслосливного, маслоперепускного и маслоналивного отверстий.
Рис. 1. Например коробка передач Ecosplit.
1 – место слива масла коробки передач; 2 – место слива масла корпуса тормоза-замедлителя; 3 – крышка масляного фильтра корпуса тормоза-замедлителя; 4 – резьбовая пробка маслоперепускного отверстия и заливания масла после смены масла; 9 – резьбовая пробка маслоналивного отверстия после ремонта.
Альтернативным вариантом может быть установка теплообменника на коробках передач грузовых автомобилей внизу в горизонтальном положении.
Места ухода за маслом соответственно типу коробки передач.
Моменты затяжки см. в Таблице в конце статьи.
Рис. 2. Например коробка передач Ecomid 9/16 S 109 с тормозом-замедлителем ZF (вид снизу).
1 – место слива масла коробки передач; 2 – место слива масла корпуса тормоза-замедлителя; 3 – крышка масляного фильтра корпуса тормоза-замедлителя; 4 – резьбовая пробка маслоперепускного отверстия и заливания масла после смены масла; 9 – резьбовая пробка маслоналивного отверстия после ремонта.
Альтернативным вариантом может быть установка теплообменника на коробках передач грузовых автомобилей внизу в горизонтальном положении.
Места ухода за маслом соответственно типу коробки передач.
Моменты затяжки см. в Таблице в конце статьи.
Рис. 3 Коробка передач AS Tronic например, 12 AS 2301 / 16 AS 2601 (с тормозом-замедлителем ZF).
Вид снизу.
1 – место слива масла коробки передач; 2 – место слива масла корпуса тормоза-замедлителя; 3 – крышка масляного фильтра корпуса тормоза-замедлителя; 4 – резьбовая пробка маслоперепускного отверстия и заливания масла после смены масла; 9 – резьбовая пробка маслоналивного отверстия после ремонта.
Альтернативным вариантом может быть установка теплообменника на коробках передач грузовых автомобилей внизу в горизонтальном положении.
Места ухода за маслом соответственно типу коробки передач.
Моменты затяжки см. в Таблице в конце статьи.
4.5 Автобусы: резьбовые пробки маслосливного, маслоперепускного и маслоналивного отверстий.
Рис. 4. Коробка передач 8 S 2101 BD/BO с тормозом-замедлителем ZF.
1 – место слива масла коробки передач; 2 – место слива масла корпуса тормоза-замедлителя; 3 – крышка масляного фильтра корпуса тормоза-замедлителя; 4 – резьбовая пробка маслоперепускного отверстия и заливания масла после смены масла; 9 – резьбовая пробка маслоналивного отверстия после ремонта.
Моменты затяжки см. в Таблице в конце статьи.
Рис. 5. Коробка передач 6 S 1600 IT, 6 S 1601 BD, 6 S 1701 BO, 6 S 1901 BO алюминиевый теплообменник снизу.
1 – место слива масла коробки передач; 3 – крышка масляного фильтра корпуса тормоза-замедлителя; 4 – резьбовая пробка маслоперепускного отверстия и заливания масла после смены масла; 9 – резьбовая пробка маслоналивного отверстия после ремонта.
Моменты затяжки см. в Таблице в конце статьи.
Рис. 6. Коробка передач 6 S 1600 IT, 6 S 1601 BD, 6 S 1701 BO, 6 S 1901 BO теплообменник из нержавеющей стали снизу.
1 – место слива масла коробки передач; 3 – крышка масляного фильтра корпуса тормоза-замедлителя; 4 – резьбовая пробка маслоперепускного отверстия и заливания масла после смены масла; 9 – резьбовая пробка маслоналивного отверстия после ремонта.
Моменты затяжки см. в Таблице в конце статьи.
Рис. 7. Коробка передач 6 S 1600 IT, 6 S 1601 BD, 6 S 1701 BO, 6 S 1901 BO алюминиевый теплообменник справа.
1 – место слива масла коробки передач 2 – место слива масла корпуса тормоза-замедлителя 3 – крышка масляного фильтра корпуса тормоза-замедлителя 4 – резьбовая пробка маслоперепускного отверстия и заливания масла после смены масла 9 – резьбовая пробка маслоналивного отверстия после ремонта.
Моменты затяжки см. в Таблице в конце статьи.
Рис. 8. Коробка передач 6 S 1600 IT, 6 S 1601 BD, 6 S 1701 BO, 6 S 1901 BO теплообменник из нержавеющей стали справа.
1 – место слива масла коробки передач 2 – место слива масла корпуса тормоза-замедлителя 3 – крышка масляного фильтра корпуса тормоза-замедлителя 4 – резьбовая пробка маслоперепускного отверстия и заливания масла после смены масла 9 – резьбовая пробка маслоналивного отверстия после ремонта.
Моменты затяжки см. в Таблице в конце статьи.
Рис. 9. Коробка передач AS Tronic с тормозом-замедлителем (см. перечень в начале) из нержавеющей стали справа.
1 – место слива масла коробки передач; 2 – место слива масла корпуса тормоза-замедлителя (ниже масляного фильтра); 3 – крышка масляного фильтра корпуса тормоза-замедлителя; 4 – резьбовая пробка маслоперепускного отверстия и заливания масла после смены масла; 9 – резьбовая пробка маслоналивного отверстия после ремонта.
Моменты затяжки см. в Таблице в конце статьи.
4.6 Смена масляного фильтра.
Указание: При каждой смене масла использовать новый масляный фильтр (ном. для заказа: см. в Таблице в конце статьи).
Опасность: Горячее трансмиссионное масло: опасность ожогов!
ZF-Ecosplit / ZF-AS Tronic.
Отвинтить болт(ы) (10) крышки корпуса масл. фильтра (3).
Снять крышку (3) со вставленным фильтром.
Снять масляный фильтр с крышки фильтра.
(Осторожно: В корпусе масляного фильтра есть остатки масла!).
Проверить на повреждения кольцо круглого сечения (8) на крышке фильтра, при необходимости заменить его и смазать.
Надежно установить магнит (5) на новый фильтр.
Смазать кольцо круглого сечения (7) на новом фильтре.
Надеть крышку корпуса масляного фильтра (3) на новый фильтр (6).
Установить фильтр в сборе в корпус фильтра до упора.
Закрепить крышку (3) болтами (10).
Моменты затяжки см. в Таблице в конце статьи.
ZF-Ecomid / ZF-6 S 1600.
Отвинтить болт(ы) (10) крышки корпуса масл. фильтра (3).
Снять крышку (3) и вытащить фильтр из корпуса фильтра.
(Осторожно: В корпусе масляного фильтра есть остатки масла!).
Проверить на повреждения кольцо круглого сечения (8) на крышке фильтра, при необходимости заменить его и смазать.
Надежно установить магнит (5) на новый фильтр.
Смазать кольцо круглого сечения (7) на новом фильтре.
Установить новый фильтр (6) в корпус фильтра.
Закрепить крышку (3) болтами (10).
Моменты затяжки см. в Таблице в конце статьи.
4.7 Заправка масла.
После смены масла | После ремонта |
Указания Заправку маслом коробки передач и тормоза-замедлителя проводить только при стоящем горизонтально транспортном средстве и выключенном двигателе. Слить масло. Сорт и объем масла см. в Таблице в конце статьи. |
|
Отвинтить резьбовую пробку маслоперепускного отверстия (4) | Отвинтить резьбовую пробку маслоналивного отверстия (9) |
Заправить коробку передач маслом, пока оно не начнет переливаться | Заполнить маслом в позиции 9 |
Закрутить резьбовую пробку маслоперепускного отверстия (4) с новым уплотнительным кольцом | Закрутить резьбовую пробку маслоналивного отверстия (9) с новым уплотнительным кольцом |
Моменты затяжки см. в Таблице в конце статьи | |
Провести пробную поездку: расстояние 2-5 км | |
Пробная поездка:
Не использовать тормоз-замедлитель |
Пробная поездка:
В начале ОДИН РАЗ КОРОТКО задействовать тормоз-замедлитель (макс. ступень) и опять установить ступень 0 |
Конец пробной поездки: Остановка транспортного средства. Не использовать тормоз-замедлитель! |
|
Отвинтить резьбовую пробку маслоперепускного отверстия (4) | |
Осторожно Еще раз проверить уровень масла и, если необходимо, долить масло до края отверстия |
|
Опять закрутить резьбовую пробку маслоперепускного отверстия (4) с новым уплотнительным кольцом |
4.8 Охлаждающая жидкость двигателя.
Осторожно.
- При заливании охлаждающей жидкости двигателя обязательно соблюдайте правила изготовителя транспортного средства! В противном случае могут возникнуть неисправности в жидкостно-масляном теплообменнике!
Охлаждающая жидкость двигателя:
- (смесь пресной воды и защитного средства от коррозии и замерзания:
- рекомендуемое содержание защитного средства от коррозии и замерзания: 40-50 объемн. %, проверить с помощью анализатора охлаждающей жидкости.
Защитное средство от коррозии и замерзания:
- жидкостная основа: этиленгликоль с антикоррозионными ингибиторами.
Пресная вода:
- значение pH 6,5-8,5, общая жесткость < 20° dH (градусы жесткости).
Периодичность замены охлаждающей жидкости двигателя:
- макс. через 2 года при алюминиевом теплообменнике (заливать готовую смесь)
- макс. через 4 года для теплообменников из нержавеющей стали (заливать готовую смесь)
- Учитывать отличающиеся указания (более короткие интервалы смены) производителя транспортного средства и соответственно производителя двигателя.
Указание.
- Основательно промыть водой всю систему охлаждения перед новым наполнением.
- При образовании осадка или значительного снижения концентрации охлаждающая жидкость сразу же должна быть заменена.
4.8.1 Слив остатка охлаждающей жидкости из алюминиевого теплообменника.
Указание.
- После слива остатка охлаждающей жидкости закрутить резьбовую пробку сливного отверстия с новым уплотнительным кольцом.
Моменты затяжки см. в Таблице в конце статьи.
Резьбовая пробка сливного отверстия для остатка охлаждающей жидкости алюминиевого теплообменника.
4.8.2 Слив остатка охлаждающей жидкости из теплообменника из нержавеющей стали.
У теплообменников из нержавеющей стали датчик температуры 110 одновременно является резьбовой пробкой для слива остатка охлаждающей жидкости!
Указание.
- После слива остатка охлаждающей жидкости закрутить датчик температуры с новым уплотнительным кольцом.
Моменты затяжки см. в Таблице в конце статьи.
Резьбовая пробка сливного отверстия для остатка охлаждающей жидкости теплообменника из нержавеющей стали.
4.9 Удаление воздуха из тормоза-замедлителя.
Перепады в давлении уравниваются клапаном удаления воздуха коробки передач.
Соблюдайте при этом также соответствующий раздел руководства по эксплуатации коробки передач.
Замена масла и моменты затяжек.
1 – место слива масла коробки передач; 2 – место слива масла корпуса тормоза-замедлителя; 4 – резьб. пробка маслоперепускного отверстия и залив. масла после смены масла; 9 – резьбовая пробка маслоналивного отверстия после ремонта; 10 – болты крышки масляного фильтра тормоза-замедлителя; 11 – Слив остатка охлаждающей жидкости
*При горизонтальном теплообменнике объем масла повышается на 1 дм³.