Меню Закрыть

Управление и эксплуатация. ZF-Ecosplit КамАЗ-5490 – руководство по эксплуатации.

Управление и эксплуатация. ZF-Ecosplit КамАЗ-5490 – руководство по эксплуатации.

3. Управление и эксплуатация.

При соблюдении следующих указаний по эксплуатации гарантирован экономичный и сберегающий горючее режим вождения:

Управление и эксплуатация. ZF-Ecosplit КамАЗ-5490 – руководство по эксплуатации.

  • Вождение при среднем диапазоне частоты вращения.
  • Использование наивысшей передачи.

Управление и эксплуатация. ZF-Ecosplit КамАЗ-5490 – руководство по эксплуатации.

  • Предусмотрительное вождение.
  • Недопущение ненужных торможений и ускорений.

3.1 Запуск двигателя и трогание с места.

  • Затянуть стояночный тормоз (предотвращает непреднамеренное скатывание транспортного средства).
  • Переключить коробку передач в нейтральное положение.
  • Запустить двигатель.
  • Полностью выжать педаль сцепления.
  • Включить передачу (предпочтительно 1-ю передачу для меньшего изнашивания сцепления).
  • Отпустить стояночный тормоз и мягко отпустить сцепление. Соблюдайте также указания производителя автомобиля.

Опасность.

  • При покидании транспортного средства с работающим двигателем транспортное средство может непреднамеренно покатиться.
  • Необходимо затянуть стояночный тормоз!

3.2 Выжимание сцепления.

  • Всегда полностью выжимать педаль сцепления.

Осторожно.

  • Переключение передач при не полностью разъединенном сцеплении ведет к износу синхронизаторов коробки передач.

3.3 Переключение коробки передач.

Коробки передач ZF Ecosplit являются синхронизированными коробками передач. Шестерни передач включаются синхронизаторами. Вследствие этого переключение может производиться комфортабельно.

Осторожно.

  • Не требуется двойное выключение сцепления при переключении на более высокую передачу.
  • Не требуется нажатие на педаль акселератора и двойное выключение сцепления при переключении на более низкие передачи, даже на уклонах и в трудных ситуациях.

3.3.1 Схема переключения передач.

Каскадное H.

Схема переключения передач каскадное H (Рис. 6) имеет в ряду 3/4 (низший диапазон демультипликатора) и 7/8 (высший диапазон демультипликатора) подпружиненное нейтральное положение (положение холостого хода).

Для выбора рядов 1/2 и 5/6 необходимо перевести удерживаемый пружиной рычаг переключения передач в соответствующее направление и при включении передачи удерживать против этой силы пружины.

Рычаг переключения передач возвращается в нейтральное положение, если его отпустить в среднем положении ряда.

Положение заднего хода предохраняется блокировочной скобой и требует большего усилия.

Рис. 6. Рычаг переключения передач со схемой каскадное Н, преселектор делителя и преселектор демультипликатора.

Управление и эксплуатация. ZF-Ecosplit КамАЗ-5490 – руководство по эксплуатации.

Двойное H.

Схема переключения двойное H (Рис. 6a) имеет в рядах 3/4 (низший диапазон демультипликатора) и 5/6 (высший диапазон демультипликатора) подпружиненное нейтральное положение (положение холостого хода).

Для выбора рядов 1/2 и 7/8 необходимо перевести удерживаемый пружиной рычаг переключения передач в соответствующий ряд, а затем включить передачу.

Рычаг переключения передач возвращается в нейтральное положение, если его отпустить в среднем положении ряда.

Низший диапазон демультипликатора отделен от высшего диапазона демультипликатора более сильным пружинным фиксатором («кулачок демультипликатора»).

Положение заднего хода предохраняется блокировочной скобой и требует большего усилия.

Разная сила нажатия пружины делает возможной хорошую ориентацию в схеме переключения передач, т.е. уверенное нахождение передач.

Рис. 6a. Рычаг переключения передач со схемой переключения передач двойное H и преселектором делителя.

Управление и эксплуатация. ZF-Ecosplit КамАЗ-5490 – руководство по эксплуатации.

3.3.2 Включение передач.

Осторожно.

  • Необходимо всегда полностью выжимать педаль сцепления во время всего процесса включения, вследствие этого предотвращается повреждение синхронизаторов коробки передач.
  • При переключении с низшей на высшую передачу и обратно могут переключаться макс. две ступени коробки передач (например, с 4L на 6L). Переключение больше чем на две ступени коробки передач ведет к износу синхронизаторов коробки передач.
  • Для предотвращения повреждения коробки передач и двигателя необходимо переключать на следующую низшую передачу только тогда, когда вследствие торможения достигнута максимальная скорость включаемой передачи.
  • Во время работы приводимой от сцепления коробки отбора мощности ни в коем случае не должно производиться переключение передач (также переключение делителя), так как это ведет к износу синхронизаторов коробки передач. Нужно отключить коробку отбора мощности, если переключение передач необходимо для изменения скорости движения.

Рычаг переключения передач необходимо переводить равномерно и без приложения большого усилия. Это особенно важно при еще холодном трансмиссионном масле.

Рекомендуется движение рычага переключения передач открытой рукой, как на Рис. 7a.

При включении передачи удерживать рычаг переключения передач против давления до окончания синхронизации и вхождения передачи в зацепление.

Каскадное H.

Предварительное переключение демультипликатора производится преселектором на рычаге переключения передач (Рис. 7).

Рис. 7.

Управление и эксплуатация. ZF-Ecosplit КамАЗ-5490 – руководство по эксплуатации.

Переключение на более высокую передачу из ряда 3/4 в 5/6:

  • преселектором предварительно выбрать высший диапазон демультипликатора;
  • полностью выжать педаль сцепления;
  • переключить коробку передач в нейтральное положение, при этом демультипликатор начинает переключаться;
  • выбрать ряд 5/6;
  • включить 5-ю передачу основной коробки передач, демультипликатор в это время переключился на высший диапазон;
  • включить сцепление;
  • оставить преселектор в выбранном диапазоне.

Указание.

  • Преселектор включать только тогда, если сразу после этого должен включаться демультипликатор.

Осторожно.

  • Постоянное переключение с приложением высокого усилия к рычагу переключения передач может вести к повышенному износу деталей синхронизаторов.
  • Для предотвращения повреждения синхронизаторов коробки передач переключение на низший диапазон демультипликатора должно производиться только при скорости менее прим. 28 км/ч. Во время движения другой диапазон демультипликатора может предварительно выбираться только непосредственно перед предстоящим включением. Если другой диапазон демультипликатора был предварительно выбран слишком рано, то вследствие быстро изменяющихся условий движения, например, при следующем переключении передач, может происходить непроизвольное переключение, что ведет к износу синхронизаторов коробки передач.

Двойное H.

  • Переключение из ряда 3/4 в 5/6 или наоборот должно происходить коротким толчком ладонью по рычагу переключения передач. Рычаг переключения передач необходимо переводить равномерно и без приложения большого усилия (Рис. 7a).

Рис. 7a.

Управление и эксплуатация. ZF-Ecosplit КамАЗ-5490 – руководство по эксплуатации.

Указание.

  • Если демультипликатор не переключился и передача не может быть включена, необходимо переключить обратно в предыдущий ряд и повторить процесс включения передачи при более низкой скорости движения.

Осторожно.

  • Переключение между рядами 5/6 и 3/4 или наоборот при скорости транспортного средства более прим. 28 км/ч недопустимо.
  • Смена рядов ведет к переключению синхронизаторов демультипликатора, что при скоростях транспортного средства выше прим. 28 км/ч приводит к преждевременному износу.

Задний ход.

Осторожно.

  • Включать задний ход только при стоящем транспортном средстве.
  • Включать и выключать задний ход только при стоящем транспортном средстве.
  • Полностью выжать педаль сцепления при холостых оборотах двигателя.
  • Для выбора ряда заднего хода преодолеть усилие фиксатора заднего хода.
  • Включать задний ход равномерно и без приложения большого усилия.
  • Медленно включить сцепление.

Указание.

  • Треск при включении заднего хода недопустим.
  • Задний ход включать только тогда, когда остановился промежуточный вал. Не остановившийся промежуточный вал ведет к треску при включении заднего хода.
  • Времена остановки различаются в зависимости от рабочего состояния и могут укорачиваться путем короткого синхронизирования 1-й передачей. При необходимости увеличить время ожидания до включения.

3.4 Включение коробок отбора мощности.

3.4.1 Приводимые от сцепления коробки отбора мощности.

Коробки отбора мощности могут использоваться при стоящем и движущемся транспортном средстве.

  • Включать и выключать коробку отбора мощности только при стоящем транспортном средстве.
  • Полностью выжать педаль сцепления при оборотах холостого хода двигателя.
  • Включить коробку отбора мощности.
  • Медленно включить сцепление и выйти на рабочую частоту вращения.

Указание.

  • Треск при включении коробки отбора мощности недопустим.
  • Коробку отбора мощности включать только тогда, когда остановился промежуточный вал. Не остановившийся промежуточный вал ведет к треску при включении коробки отбора мощности.
  • Времена остановки различаются в зависимости от рабочего состояния и могут укорачиваться путем короткого синхронизирования 1-й передачей. При необходимости увеличить время ожидания до включения.

Осторожно.

  • При работе коробки отбора мощности переключение передач недопустимо.
  • При длительной стоянке транспортного средства (например, ночью) необходимо всегда выключать коробку отбора мощности.

Блокирование передачи (опция).

Блокирование передач требуется:

  • если транспортное средство не должно двигаться при включенной коробке отбора мощности.
  • если коробка отбора мощности не должна включаться во время движения. Поэтому для всех приводимых от сцепления коробок отбора мощности может поставляться пневматическая система блокирования передач производства ZF, которая предотвращает неправильное управление транспортным средством.

Включение системы происходит автоматически.

3.4.2 Приводимые от двигателя коробки отбора мощности.

Включение происходит независимо от сцепления транспортного средства.

  • Включение или выключение только при работающем двигателе:
  • мин. частота вращения двигателя 600 мин⁻¹;
  • макс. частота вращения двигателя 2000 мин⁻¹.
  • Работа приводимой от двигателя коробки отбора мощности возможна при стоящем и движущемся транспортном средстве.

Указание.

  • При включении коробки отбора мощности не должны превышаться следующие частоты вращения двигателя:
  • 2000 мин⁻¹при NMV-передаточном числе 0,98;
  • 1300 мин⁻¹при NMV-передаточном числе 1,55.
  • Частоты вращения двигателя зависят от соединяемых моментов инерции массы и моментов ведения.

Указание.

  • См. также руководство по эксплуатации 1315 758 950.

3.5 Парковка.

  • Переключить коробку передач на низший диапазон демультипликатора (1-4-я передачи).
  • Затянуть стояночный тормоз.

В качестве дополнительной страховки при парковке включить передачу:

  • При стоящем на подъем транспортном средстве: передача для движения передним ходом!
  • При стоящем на спуск транспортном средстве: задний ход!
  • Загруженные транспортные средства необходимо дополнительно страховать противооткатными упорами.

3.6 Буксировка для пуска двигателя.

Запустить двигатель буксировкой с включенным высшим диапазоном демультипликатора.

Осторожно.

  • Чтобы предотвратить повреждение коробки передач, транспортное средство должно буксироваться для пуска двигателя только с включенным высшим диапазоном демультипликатора (передача 5-8).

3.7 Буксировка на дальние расстояния.

Буксировка транспортных средств возможна только при следующих условиях:

  • встроенный резервный насос рулевого управления;
  • включен высший диапазон демультипликатора, рычаг переключения передач в нейтральном положении;
  • расстояние буксировки макс. 100 км;
  • макс, допустимая скорость буксировки определяется в зависимости от передаточного отношения осей и размера шин по диаграмме (Рис. 8).

Указание.

  • Необходимо обязательно соблюдать предписания производителя транспортного средства.

Осторожно.

  • Если одно из названных условий не выполняется, то для предотвращения повреждения коробки передач необходимо отсоединить фланец карданного вала от заднего моста или соответственно снять полуось.
  • При подозрении на повреждение коробки передач необходимо также отсоединить фланец карданного вала от заднего моста или соответственно снять полуоси.

Рис. 8.

Управление и эксплуатация. ZF-Ecosplit КамАЗ-5490 – руководство по эксплуатации.

Пример считывания: i ось = 6, R дин = 0,5 м;

Скорость буксировки по диаграмме: V макс = 25 км/ч.

Указание.

  • Необходимо соблюдать национальные законодательства стран в отношении макс. скорости буксировки.

3.8 Аварийная эксплуатация.

Неисправности при переключении демультипликатора (например, из ряда 3/4 в 5/6 или наоборот) могут иметь следующую причину:

  • Повреждение шланга компрессорной установки.
  • Неисправны клапан переключения (1) или соответственно рабочий цилиндр (2) демультипликатора (конденсат или загрязнение).

Рис. 9.

Управление и эксплуатация. ZF-Ecosplit КамАЗ-5490 – руководство по эксплуатации.

1 – Клапан переключения демультипликатора.

2 – Рабочий цилиндр демультипликатора.

Указание.

  • Дальнейшее движение возможно только тогда, когда включен низший диапазон демультипликатора (1-4 передача).
  • Если остается включенным высший диапазон демультипликатора, транспортное средство должно буксироваться.

3.8.1 Встроенное устройство пневматического переключения с сервоусилителем (Servoshift).

При отказе Servoshift переключение передач возможно, однако требуется более высокое усилие на рычаге переключения передач.

3.9 Подготовка транспортного средства к эксплуатации при низких температурах.

Коробка передач заправлена маслом в соответствии с перечнем смазочных материалов TE-ML 01 или TE-ML 02 от ZF. При наружных температурах ниже –15 °C необходимо проверить пригодность масла по перечню смазочных материалов TE-ML 01 или TE-ML 02. Если требуется, необходимо сменить масло в коробке передач.

Альтернативно может производиться разогрев перед запуском двигателя. Он может производиться, например, теплым воздухом, температура которого на коробке передач не должна превышать 130 °C.

Опасность.

  • При покидании транспортного средства с работающим двигателем транспортное средство может непреднамеренно покатиться.
  • Необходимо затянуть стояночный тормоз.

Указание.

  • Запуск двигателя и трогание с места см. раздел 3.1;
  • Обязательно должны соблюдаться предписания производителя транспортного средства.

3.9.1 Стоянка транспортного средства при низких температурах.

При наружных температурах ниже 0°C при постановке транспортного средства на стоянку необходимо обращать внимание на то, чтобы был включен низший диапазон демультипликатора коробки передач (рычаг переключения передач в положении 1-й передачи или в нейтральном положении ряда 3/4).

Должны соблюдаться предписания производителя транспортного средства.

Поделиться ссылкой:

Похожие статьи

Руководства