Меню Закрыть

Диагностика двигателей семейства ЯМЗ-530 CNG.

Диагностика двигателей семейства ЯМЗ-530 CNG.

Система диагностики ЭСУД выполняет следующие задачи:

  • тестирование и определение неисправных компонентов системы;
  • хранение кодов обнаруженных неисправностей и параметров двигателя;
  • взаимодействие с диагностическими приборами (передача сохраненной информации).

Чтение идентификационных данных (версия программного обеспечения, версия калибровочных данных, модель двигателя и т.д.) и кодов неисправностей с помощью диагностических приборов является основной частью работ по поиску неисправностей ЭСУД как владельцем ТС, так и СЦ.

САМОКОНТРОЛЬ ЭСУД ВО ВРЕМЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТС.

САМОДИАГНОСТИКА ЭСУД.

Главным компонентом БД системы является ЭБУ. Он постоянно держит под контролем сигналы любых датчиков системы управления, и некоторые важные для двигателя параметры. Эти сигналы сравниваются с контрольными значениями, хранящимися в памяти ЭБУ. Если значения сигнала выходят за пределы контрольных значений, ЭБУ определяет это состояние как неисправность, формирует его и записывает в память ошибок, запускает алгоритм управления диагностической лампой и обеспечивает запуск аварийного режима работы ЭСУД.

Функционировать БД система начинает при активации зажигания и прекращает при его выключении. Момент запуска того или другого алгоритма диагностики, и, конечно, его работа могут быть ограничены определёнными режимами работы двигателя.

Диагностические алгоритмы, которые заложены в ЭБУ, разделяются на три группы:

Диагностика датчиков ЭСУД.

Датчики контролируется на замыкание сигнальной цепи, обрыв, источник питания. Существуют датчики, в которых реализована проверка выходного сигнала на его достоверность. В таких случаях ЭБУ отслеживает, чтобы информация сигнала датчика была в ожидаемом допустимом диапазоне.

Диагностика исполнительных механизмов.

Диагностика исполнительных механизмов контролируются так же, как и первая группа алгоритмов.

Функциональная диагностика.

В ЭСУД существуют следующие подсистемы:

  • зажигания;
  • топливоподачи;
  • нейтрализации отработавших газов.

Каждая из вышеперечисленных подсистем выполняет свою конкретную задачу. К любой из них предъявляются определённые требования допустимых отклонений от средних значений её параметров. В этих случаях бортовая диагностика отслеживает величины уже не отдельно взятых датчиков и исполнительных механизмов, а целую группу параметров, которые показывают работу всей подсистемы. К примеру, о качестве действий подсистемы зажигания можно судить по наличию пропусков воспламенения в камере сгорания двигателя. Адаптационные параметры подачи топлива показывают данные о значениях состояния подсистемы топливоподачи.

Функциональная диагностика показывает качество работы всех подсистем в целом.

КОНТРОЛЬ ВХОДНЫХ СИГНАЛОВ.

Состояния датчиков и жгутов проводов, идущих к блоку управления, контролируются посредством анализа входных сигналов. С помощью данного мониторинга определяются неисправности датчиков, короткие замыкания в цепях питания от аккумуляторной батареи (напряжение UBatt), короткие замыкания на «массу», а также обрывы цепей. Для этого используются следующие методы:

  • контроль напряжения питания датчиков;
  • проверка измеряемых величин на допустимые значения (например, температура охлаждающей жидкости должна быть между минус 40°С и плюс 140°С, напряжение 0,5 … 4,5 В);
  • при наличии дополнительной информации, проверка достоверности регистрируемых величин (например, сравнение частоты вращения коленчатого и распределительного валов);
  • резервирование критичных компонентов (например, датчики положения педали акселератора дублируются). Это позволяет выполнять прямое сравнение сигналов датчиков непосредственно друг с другом.

КОНТРОЛЬ ВЫХОДНЫХ СИГНАЛОВ.

Контроль исполнительных механизмов и устройств осуществляется через выходные цепи электронного блока управления. В процессе мониторинга выявляются не только неисправности самих устройств, но и определяются короткие замыкания и обрывы в соединительных линиях. Для этого используются следующие методы:

  • аппаратный контроль контуров выходных сигналов оконечных каскадов блока управления, которые проверяются на короткие замыкания или на обрывы проводников;
  • проверка системных действий исполнительных механизмов на достоверность. Состояние исполнительных устройств системы (например, клапана системы РОГ) контролируется косвенным способом (например, по реакциям системы) и частично при помощи датчиков положения (например, датчика положения заслонки EGR).

КОНТРОЛЬ ВНУТРЕННИХ ФУНКЦИЙ ЭЛЕКТРОННОГО БЛОКА УПРАВЛЕНИЯ.

Для обеспечения правильной работы двигателя в ЭБУ заложены функции аппаратного и программного контроля.

В процессе мониторинга выполняется проверка состояния всех компонентов блока управления (микропроцессора, стираемого программируемого постоянного запоминающего устройства – EEPROM, оперативного запоминающего устройства – О3У или RAM).

Многие проверки проводятся сразу после поворота ключа, установленного в замок включения приборов и стартера, в фиксируемое положение «I» (приборы включены), а затем выполняются с регулярными интервалами во время работы с целью оперативного выявления выхода из строя любого конструктивного элемента. Процессы, требующие большого объема вычислений (например, проверка модуля памяти EPROM), не могут выполняться во время эксплуатации ТС, поэтому проводятся после останова двигателя. Это позволяет избежать их влияния на выполнение функции других компонентов электронной системы управления двигателем.

КОНТРОЛЬ СВЯЗИ МЕЖДУ ЭЛЕКТРОННЫМИ БЛОКАМИ УПРАВЛЕНИЯ ТС.

Связь между различными электронными блоками управления ТС осуществляется по шине CAN, которая обеспечивает высокую надежность передачи информации. Большинство сообщений передается по шине CAN через регулярные промежутки времени, поэтому ЭБУ определяет отказы шины CAN посредством контроля этих промежутков.

УСТРОЙСТВА ДЛЯ ОПОВЕЩЕНИЯ О ПОЯВЛЕНИИ НЕИСПРАВНОСТИ.

Диагностические коды неисправностей регистрируются в постоянном запоминающем устройстве (ПЗУ) электронного блока управления и выводятся на комбинацию приборов, устанавливаемую заводом-изготовителем ТС на панель приборов.

Индикация неисправностей в комбинации приборов обеспечивается с помощью световых сигнализаторов и монитора параметров. Например, на автобусы ПАЗ устанавливается комбинация приборов ПАЗ 71.3801-01 (КП ПАЗ) производства ОАО «ЭЛАРА» г. Чебоксары. Она работает в двух режимах: основном – на монитор выводятся параметры для контроля работы двигателя и дополнительном, который включает в себя режим «Диагностика», предназначенный для вывода на монитор диагностических (коды ошибок) и предупреждающих сообщений. Переход в данный режим осуществляется нажатием управляющей кнопки, при условии, что включен стояночный тормоз.

При обнаружении отклонений в работе двигателя на приборной панели транспортного средства загорается диагностическая лампа ИС, свидетельствующая об активной (не устраненной) ошибке. Некоторые ТС дополнительно оснащаются контрольно-диагностическими приборами, позволяющими считывать диагностические коды непосредственно на монитор. Порядок просмотра диагностических кодов с помощью таких устройств приводится в соответствующем Руководстве, прикладываемом заводом-изготовителем ТС.

Активные коды отражают неисправности, присутствующие в ЭСУД в данный момент. Эти неисправности следует определять и устранять в первую очередь.

После регистрации диагностических кодов в памяти ЭБУ, соответствующие им неисправности могут оказаться уже устраненными. Такие коды не указывают на необходимость выполнения ремонта и являются неактивными (диагностическая лампа не горит).

Коды сигнализируют о том, что в ЭСУД присутствует неисправность, и примерно указывают на ее характер. Коды облегчают поиск и устранение неисправностей.

Коды, зарегистрированные в памяти ЭБУ, после устранения неисправностей следует удалить.

ЛАМПЫ ИНДИКАЦИИ НЕИСПРАВНОСТЕЙ.

В комбинации приборов ТС, в соответствии с требованиями фирмы Westport, установлены четыре лампы индикации неисправностей, обозначение которых в зависимости от изготовителя приборной панели могут несколько отличаться. Примерное обозначение трех ламп из четырех (кроме лампы AWL) приведено на рисунке.

Диагностические лампы индикации неисправностей.

а) MIL

Диагностика двигателей семейства ЯМЗ-530 CNG.

Диагностика двигателей семейства ЯМЗ-530 CNG.б) PL

Диагностика двигателей семейства ЯМЗ-530 CNG.

в) RSL Диагностика двигателей семейства ЯМЗ-530 CNG.

 

Когда система управления двигателем обнаруживает возникновение неисправностей, связанных с обеспечением норм выбросов ОГ, на приборном щитке ТС включается лампа MIL – Malfunction Indicator Lamp или лампа индикатора сбоев (ИС), называемая также «Ошибка системы нейтрализации отработавших газов (EOBD)», янтарного (оранжевого) цвета. Эта лампа горит только при наличии активных кодов неисправностей.

В случае возникновения неисправностей, связанных с отклонением параметров работы двигателя от заданных значений (например, температура ОЖ превышает заданное значение), включается лампа PL – Engine Protect Lamp или лампа «Неисправность двигателя» янтарного (оранжевого) цвета.

При возникновении неисправностей, связанных с системами ТС (например, ошибки подключения датчиков двигателя) и не требующих немедленной остановки ТС, включается лампа AWL – Amber Warning Lamp или лампа «Предупреждение о неисправности» янтарного цвета, на рисунке 60 не показана. Лампа AWL может дублировать лампу PL.

При возникновении серьезных неисправностей, которые имеют достаточно тяжелые последствия, включается лампа RSL – Red Stop Lamp или лампа «Движение запрещено» красного цвета.

Лампа MIL или лампа ИС.

Если загорается лампа MIL, не стоит впадать в панику! Индикатор лишь информирует водителя о неисправности того или иного компонента ЭСУД, вызвавшего превышение предельно допустимых концентраций вредных веществ в ОГ.

Для проверки функционирования лампы ИС, следует включить зажигание (когда на приборном щитке загораются все индикаторы). В этот момент проводится диагностика ЭСУД. При исправной системе ЭСУД лампа по истечении периода диагностики должна погаснуть (через 2-30 с). При пуске двигателя и отсутствии в нем неисправностей лампа также должна погаснуть. В случае, если лампа ИС не гаснет, в системе присутствуют неисправности (активные ошибки).

ВНИМАНИЕ! ЕСЛИ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ЛАМПА ГОРИТ И НЕ ГАСНЕТ, ТО В ЭЛЕКТРОННОЙ СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ИМЕЕТСЯ НЕИСПРАВНОСТЬ, КОТОРУЮ НЕОБХОДИМО УСТРАНИТЬ.

Лампа ИС не обязательно загорается при первом появлении неисправности. Срабатывание этого индикатора зависит от того, насколько серьезна неисправность. Если она считается серьезной и ее устранение не терпит отлагательств, лампочка загорается немедленно. Такая неисправность относится к разряду активных. В случае если устранение неисправности может быть отложено, индикатор не горит и неисправности присваивается сохраняемый статус (неактивная). Для того чтобы такая неисправность стала активной, она должна проявиться в течение нескольких ездовых циклов. Ездовой цикл это процесс, при котором холодный двигатель запускается и работает до достижения нормальной рабочей температуры при движении ТС и останавливается.

В соответствии с требованиями Правил ООН № 49-05, индикатор MIL должен загораться не позднее, чем по окончании третьего цикла движения после обнаружения неисправности.

В течение этого цикла должны быть выполнены все тестовые процедуры, относящиеся к выхлопным газам.

После устранения неисправности (например, после восстановления ослабевшего контакта), ошибке присваивается статус неактивной, при этом информация по данной ошибке остается записанной в памяти ЭБУ. Продолжительность хранения ошибки зависит от её класса. Лампа ИС гаснет после трех циклов движения при отсутствующих неисправностях.

РЕГИСТРАЦИЯ КОДОВ НЕИСПРАВНОСТЕЙ.

ЭСУД обеспечивает возможность регистрации и хранения, возникающих неисправностей в электронной памяти ЭБУ.

ОБНАРУЖЕНИЕ И УСТРАНЕНИЕ ОШИБОК И НЕИСПРАВНОСТЕЙ.

ОБНАРУЖЕНИЕ ОШИБОК И НЕИСПРАВНОСТЕЙ.

Коды неисправностей ЯМЗ CNG.

При возникновении неисправности, пока она не будет классифицирована, ЭСУД будет использовать последнее зарегистрированное значение. После классификации, если для данной неисправности предусмотрена определенная реакция двигателя (снижение частоты вращения, снижение крутящего момента, останов), начинается переход на аварийный режим работы.

Для большинства ошибок доступна функция распознавания восстановленного сигнала. Для этого необходимо, чтобы сигнал в течение определенного времени был определен, как исправный.

СОХРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ О НЕИСПРАВНОСТЯХ.

Все неисправности записываются в энергонезависимой области памяти ЭБУ в виде кодов ошибок. К неисправностям можно отнести короткое замыкание, обрыв цепи, недостоверность сигнала, выход за пределы допустимого диапазона.

Кроме того, каждая запись кода неисправности сопровождается записью дополнительной информации: статус ошибки (активная или неактивная); счетчик, показывающий количество появлений данной ошибки; Freeze Frame или «стоп-кадр», содержащий условия эксплуатации и параметры окружающей среды на момент возникновения неисправности (например, частота вращения коленчатого вала двигателя, температура охлаждающей жидкости и т.д.).

После записи ошибки диагностика продолжается. Если в дальнейшем ошибка больше не возникает (единичная ошибка), то после выполнения определенных условий она удаляется из памяти ошибок.

ФУНКЦИИ В АВАРИЙНОМ РЕЖИМЕ (LIMP HOME).

При возникновении неисправности, в дополнение к использованию фиксированных значений определенных параметров, ЭСУД может быть переведена в аварийный режим работы (например, режим ограничения мощности или частоты вращения коленчатого вала двигателя).

Данные действия служат для:

  • обеспечения безопасности движения;
  • предотвращения последующих повреждений двигателя и систем ТС;
  • снижения вредных выбросов ОГ.

СЧИТЫВАНИЕ И УДАЛЕНИЕ ОШИБОК.

В память ЭБУ записываются диагностические коды двух типов: активные и неактивные.

Зарегистрированные диагностические коды (ошибки) можно извлекать из памяти ЭБУ с помощью монитора, установленного в комбинацию приборов ТС, а также с помощью внешних диагностических сканеров, подключенных к колодке диагностического разъема OBD-II. После считывания ошибок из памяти ЭБУ при помощи диагностических сканеров и их исправления на СЦ, они удаляются из памяти. Удаляются только неактивные (устраненные) ошибки.

ВНИМАНИЕ! ПЕРЕД УДАЛЕНИЕМ ОШИБОК СОХРАНИТЕ ИДЕНТФИКАЦИОННУЮ И ДИАГНОСТИЧЕСКУЮ ИНФОРМАЦИЮ, СЧИТАННУЮ ИЗ ПАМЯТИ ЭБУ. ОТСУТСТВИЕ ЭТИХ ДАННЫХ МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К СНЯТИЮ ДВИГАТЕЛЯ С

РАБОТА ДВИГАТЕЛЯ ПРИ НАЛИЧИИ АКТИВНЫХ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ КОДОВ.

При обнаружении неисправности записывается сообщение о ней в виде кода неисправности. Если в ходе эксплуатации двигателя загорается диагностическая лампа, то это означает, что система выявила ситуацию, выходящую за пределы, предусмотренные техническими характеристиками. Для просмотра активных диагностических кодов используйте монитор в комбинации приборов ТС или диагностические сканеры.

В зависимости от серьезности неисправности, выявленной при диагностике ЭСУД, влияние её на работу двигателя может быть различной. При этом происходит следующее:

  • частота вращения, крутящий момент двигателя не ограничиваются;
  • ограничивается только крутящий момент двигателя без ограничения частоты вращения;
  • ограничивается частота вращения и крутящий момент двигателя;
  • двигатель останавливается и не пускается.

Эти меры направлены на обеспечение безопасности ТС, предотвращение дальнейших повреждений двигателя, сведение к минимуму вредных выбросов ОГ и позволяют добраться до СЦ своим ходом. Например, при перегреве двигателя по температуре ОЖ, масла, топлива или воздуха, ЭБУ ограничивает мощность двигателя, что продолжается до тех пор, пока неисправность не будет устранена.

При появлении активных диагностических кодов необходимо при первой же возможности устранить их причины. После устранения всех причин появления активных кодов диагностическая лампа выключится.

РАБОТА ДВИГАТЕЛЯ С ПЕРИОДИЧЕСКИ ВОЗНИКАЮЩИМИ ДИАГНОСТИЧЕСКИМИ КОДАМИ.

Если во время работы двигателя диагностическая лампа периодически начинает мигать, то это может указывать на периодически возникающие неисправности. Возникновение этой неисправности регистрируется в памяти ЭБУ.

В большинстве случаев при периодически возникающих диагностических кодах останавливать двигатель нет необходимости. Однако водитель должен зафиксировать все факторы, которые могли послужить причиной загорания диагностической лампы, обратив внимание на следующие признаки:

  • Снижение мощности.
  • Ограничение частоты вращения двигателя.
  • Повышенное дымление и тому подобное.

Эта информация может оказаться полезной при поиске и устранении причины выявленных неисправностей в сервисном центре. Ее можно использовать также при выполнении сравнительного анализа появления диагностических кодов в будущем.

КОМПЬЮТЕРНАЯ ДИАГНОСТИКА ДВИГАТЕЛЯ.

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ДВИГАТЕЛЯ.

Для считывания информации о неисправностях, записанной в память ЭБУ, используется канал обмена информацией с диагностическим оборудованием. После подключения к диагностической колодке диагностического тестера, между ним и ЭБУ начинается обмен по специально предназначенному для этого протоколу.

Термин «тестер» или «диагностическое оборудование» подразумевает персональный компьютер или специализированный прибор, оснащённый программой, которая нужна, чтобы проводить работы на двигателях с электронной системой управления в составе ТС. ЭБУ двигателей семейства ЯМЗ-530 CNG работают с диагностическим оборудованием согласно международному стандарту SAE J 1939.

Диагностический протокол обмена данными позволяет диагностическому оборудованию получить из ЭБУ:

Информацию о двигателе или идентификационные данные.

К таким данным можно отнести номер и версию программного обеспечения ЭБУ, модель двигателя и др.

Информацию, касающуюся значений основных параметров работы двигателя.

Тестер выводит на дисплей значения текущих параметров работы двигателя либо в физических величинах, либо в графиках временых изменений. В типовой набор включаются следующие параметры: температура охлаждающей жидкости, скорость вращения коленчатого вала, напряжение бортовой сети, положение дроссельной заслонки, масса воздуха, параметры для регулирования состава топливовоздушной смеси, и многие другие.

Кроме значений параметров, тестер получает от ЭБУ значения напряжения сигналов с датчиков. При анализе значений текущих параметров, выявить можно те неисправности в работе, которые игнорируются самодиагностикой. К примеру, сюда можно отнести значение температуры охлаждающей жидкости, которое на тестере показывает 30 градусов, а на панели приборов уже почти приблизилось к зоне красного цвета – это говорит о том, что датчики температуры работают неисправно. Или, когда педаль акселератора полностью отпущена, а значение положения дроссельной заслонки составляет пять процентов – это говорит о проблемах в механической части положения дросселя или о неисправности датчика положения дроссельной заслонки.

Информацию о неисправностях в работе двигателя.

Выше говорилось, что память ошибок ЭБУ содержит следующую информацию: Freeze Frame или «стоп-кадр», код ошибки и статус-флаги. Рассмотрим эту информацию более подробно.

Freeze Frame или «стоп-кадр». Это замороженный или зафиксированный список значений параметров работы двигателя на момент возникновения неисправности. При использовании этого списка параметров можно определить, когда именно возникла неисправность. Это позволяет выяснить причину появления неисправности.

Код ошибки. Любая неисправность системы кодируется в соответствии с международным стандартам SAE J 1939 кодом SPN из 2-4 символов и FMI из 1-2 символов, например, SPN 3050 FMI 13.

Статус-флаги. Показывают дополнительную информацию об ошибке. Позволяют узнать постоянная она или непостоянная, активная или неактивная, влияет или нет на увеличение токсичности, ведёт или нет к зажиганию диагностической лампы. Некоторые ЭБУ способны дополнительно сообщать тестеру о том, сколько раз уже случались неисправности, время после того, как контроллер сделает сброс и так до того, как будут достигнуты три значения параметров системы в тот момент, когда была фиксирована ошибка.

4. Включить тесты, проверяющие исполнительные устройства.

При проведении диагностических работ, нередко возникает необходимость в том, чтобы проверить работоспособность исполнительных устройств. В таких случаях тестер подаёт команду на изменение состояния (то есть, включение или выключение) устройства.

Диагностика современных двигателей, как правило, выполняется с использованием компьютеризированного диагностического тестера. При диагностике оценивается состояние различных узлов и агрегатов двигателя по прямым и косвенным признакам. Сюда входят не только анализ ошибок, сохраненных в ЭБУ, но и анализ значений параметров, выдаваемых тем или иным датчиком.

Для диагностики ЭСУД, в качестве диагностических приборов, ПАО «Автодизель» одобрены:- диагностический комплекс Westport производства компании Westport, Австралия, рисунок 61.

В состав комплекса Westport входят: адаптер ValueCan3, кабель OBD и чемоданчик.

Для диагностики двигателей семейства ЯМЗ-530 CNG с помощью диагностического комплекса Westport на ПК необходимо первоначально установить программное обеспечение YaMZ Service Tool разработки компании Westport, использующее протоколы J1939 и UDS. Для подключения ПК к CAN-шине используется кабель OBD и адаптер ValueCan3.

Диагностический комплекс позволяет:

а) прочитать / сохранить / удалить коды неисправностей;

б) прочитать / изменить некоторые параметры ECU;

в) выбрать параметры ECU для тестов и сохранить результаты;

г) перепрограммировать ECU;

д) выполнить ряд сервисных функций.

При работе с тестером необходимо руководствоваться Руководством пользователя.

Диагностический комплекс Westport.

 

Диагностика двигателей семейства ЯМЗ-530 CNG.

 

 

Диагностика двигателей семейства ЯМЗ-530 CNG.

Диагностический комплекс ДК-5 производства ООО «Электронная автоматика» г. Ярославль.

Диагностический кабель ДК-5.

Диагностика двигателей семейства ЯМЗ-530 CNG.

В состав ДК-5 входят:

а) кабель-адаптер;

б) руководство по эксплуатации и паспорт;

в) диск с программным обеспечением, на котором размещаются:

− дистрибутивы программ EDCDiags, EDCFlasher и PumpTune;

− драйвер для операционной системы Windows;

− руководство по эксплуатации DK-5_РЭ.pdf.

Комплекс ДК-5 от российского производителя является недорогим и доступным. Программное обеспечение имеет руссифицированный интерфейс.

Для диагностики двигателей семейства ЯМЗ с помощью диагностического комплекса ДК-5 необходимо сначала на персональный компьютер установить, прикладываемые к комплексу, следующие программы: EDCDiags, PumpTune, EDCFlasher. Программа EDCDiags запускается для диагностики электронной системы управления двигателем, а EDCFlasher – для программирования ЭБУ. При работе с комплексом необходимо пользоваться Руководством по эксплуатации и Паспортом комплекса диагностического ДК-5.

Компьютер подключается непосредственно к диагностическому разъему ТС с помощью диагностического кабеля.

ДК-5 позволяет:

а) считывать параметры системы управления;

б) диагностировать ошибки;

в) сохранять результаты мониторинга на диск ПК.

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ.

  • К проведению диагностики двигателей с электронным управлением допускается только квалифицированный технический персонал, прошедший специальный курс подготовки по обслуживанию данных систем.
  • Перед началом проведения диагностики необходимо внимательно изучить настоящую инструкцию и руководство по эксплуатации соответствующей модели двигателя семейства ЯМЗ-530 CNG.
  • В процессе проведения диагностики двигателей с электронным управлением необходимо использовать только соответствующее специальное диагностическое и измерительное оборудование.
  • При использовании диагностического и измерительного оборудования необходимо выполнять инструкции предприятия-изготовителя этого оборудования.
  • Отсоединение и подсоединение разъемов ЭБУ допускается проводить только при полностью отключенном питании (ключ Выключателя приборов и стартера должен находиться в положении «0», а «масса» выключена).
  • Не допускается переполюсовка (перепутывание полярности питания) контактов аккумуляторной батареи и электронного блока управления.
  • Нельзя отсоединять от бортовой сети электронные и электрические системы при включенном ключе Выключателя приборов и стартера.

Во время переходного процесса может возникнуть скачок напряжения. Особенно это касается:

  1. зажимов аккумулятора;
  2. обмоток различных соленоидов и реле;
  3. форсунок;
  4. катушек зажигания;
  5. соединительных кабелей ЭБУ;
  6. ЭБУ.
  • Провода от аккумуляторной батареи другого ТС подключаются только при выключенном ключе Выключателя приборов и стартера.
  • Электросварочные работы на ТС проводятся только при отключенном ЭБУ и отключенной от «массы» аккумуляторной батарее.
  • Для снятия статического заряда перед работой с каким-либо электронным устройством следует коснуться рукой с рабочим инструментом корпуса ТС.
  • При измерениях в цепях датчиков следует использовать высокоомные цифровые приборы. Стрелочные приборы должны использоваться только там, где это оговорено.
  • Контрольной лампой при диагностике цепей ЭБУ пользоваться нельзя, вместо нее применяются высокоомные логические пробники.
  • Нельзя касаться рукой, незаземленным рабочим инструментом выводов ЭБУ: статический заряд человека может вывести его из строя.
  • Если диагностику и устранение возникшей неисправности не удается выполнить своими силами, необходимо ТС доставить на сервисный центр предприятия-изготовителя.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ДИАГНОСТИКИ.

Проводить компьютерную диагностику необходимо в следующем порядке:

  1. Подключить диагностическое оборудование, рекомендованное в п. 3.4.1, с помощью кабеля-адаптера к колодке диагностического разъема OBD-II, рисунок 3, системы управления двигателем (см. схему электрическую ТС). При этом ключ Выключателя приборов и стартера должен находиться в положении «0» – питание выключено.
  2. Установить ключ Выключателя приборов и стартера в положение «I» – приборы включены.
  3. После установления связи между диагностическим оборудованием и блоком управления, на экране компьютера или тестера появится соответствующее сообщение. Блок управления распознается автоматически и далее, диагност, проводя определенные действия в соответствии с инструкцией по работе с диагностическим оборудованием, считывает действительные значения параметров, память ошибок и другие специфические данные.
  4. Идентификационные данные блока управления по модели, исполнению и версии программного обеспечения должны соответствовать документации на блоки управления и на двигатель в сборе.
  5. Сохранить идентификационную и диагностическую информацию, считанную из памяти ЭБУ. Отсутствие этих данных может привести к снятию двигателя с гарантии.
  6. В случае выявления неисправностей в системе управления, их необходимо устранить при выключенном питании, т.е. ключ Выключателя приборов и стартера находится в положении «0». Подробнее см. п. 3.5.
  7. После устранения неисправностей необходимо удалить все ошибки и провести повторную диагностику системы управления двигателем.
  8. По окончании диагностики повернуть ключ Выключателя приборов и стартера в положение «0». Не ранее чем через 25 секунд выключить «массу» и отключить диагностическое оборудование.

КОДЫ НЕИСПРАВНОСТЕЙ.

Коды неисправностей ЯМЗ CNG.

При обнаружении отказа или нарушения нормального функционирования ЭСУД электронный блок управления устанавливает соответствующий код неисправности.

В зависимости от диагностического оборудования обнаруженные неисправности могут быть представлены несколькими диагностическими кодами. Например, программное обеспечение ЭБУ поддерживает блинк-коды и коды SPN и FMI (SAE J 1939).

Блинк-код – код, позволяющий идентифицировать сбой при помощи включения диагносической лампы.

Код SPN (номер подозреваемого параметра), соответствующий стандарту SAE J 1939, используется для многих целей; некоторые из них, предназначенные для диагностики, следующие:

  • определение системы двигателя, ЭБУ или агрегата, в которой произошел сбой;
  • определение подсистемы и/или узлов с отклонениями в работе;
  • определение частных явлений или условий, о которых должно быть сообщено; 
  • оповещение о нестандартных формах сбоя компонентов.

SPN определяется Органом стандартов SAE.

Код FMI (указатель типа сбоя), соответствующий стандарту SAE J 1939. Определяет тип сбоя, выявленного в подсистеме, идентифицированной SPN. Фиксированный ряд FMI определяется Органом стандартов SAE.

Если выявленные неисправности не удается устранить своими силами, необходимо обращаться в сервисный центр.

ПОИСК И УСТРАНЕНИЕ НЕИСПРАВНОСТЕЙ.

Процедура поиска и устранения неисправностей подразумевает: анализ кодов ошибок, записанных в память ЭБУ во время эксплуатации ТС, использование диагностических модулей, встроенных в диагностический тестер, дополнительного испытательного и измерительного оборудования СЦ.

Функциональные тесты диагностических приборов, дополнительное испытательное и измерительное оборудование СЦ могут быть использованы только когда ТС неподвижно. Двигатель, при необходимости, может работать на холостом ходу.

Некоторые неисправности двигателя могут непосредственно ощущаться водителем по внешнему проявлению. Неисправности, связанные с ЭСУД, фиксируются посредством записи кодов ошибок в память ЭБУ. Поэтому при диагностике мастер СЦ должен сначала идентифицировать симптом, как отправную точку процедуры поиска и устранения неисправностей.

Все неисправности, возникающие во время эксплуатации, записываются в память ЭБУ вместе с условиями (параметрами двигателя), имевшими место на момент возникновения неисправности (стоп-кадр). Эти данные могут быть считаны с использованием диагностического тестера, который также позволяет удалять эти записи из памяти ЭБУ.

Возможности диагностики могут быть расширены при помощи дополнительного измерительного оборудования (например, токовых клещей и манометра).

Диагностические приборы, рекомендуемые ПАО «Автодизель» для проведения диагностики, позволяют проводить следующие тесты: тест форсунок, тест свечей зажигания, тест заслонки EGR.

После определения характера неисправности необходимо выключить питание, повернув ключ Выключателя приборов и стартера в положении «0», и устранить ее причину.

ДИАГНОСТИКА ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ.

В блоке управления находится программа диагностики исполнительных механизмов, позволяющая активизировать отдельный исполнительный механизм и проверить его работоспособность в СЦ. Этот тестовый режим можно задействовать при помощи диагностического оборудования только, когда двигатель работает на холостом ходу или вообще остановлен. Работоспособность исполнительного механизма проверяется также акустически (например, стук якоря включаемого электромагнитного клапана), визуально (например, перемещение заслонки EGR) или другими упрощенными методами. При помощи диагностического комплекса Westport можно диагностировать положение заслонки EGR, дроссельной заслонки, педали акселератора, работу форсунок и свечей зажигания.

 

Поделиться ссылкой:

Похожие статьи

Руководства