Диагностика неисправностей электрооборудования автомобилей ВАЗ-2107, -21047.
- Диагностика неисправностей автомобилей ВАЗ-2107, -21047.
- ВАЗ-2107, -21047 – сборник инструкций по устройству, обслуживанию, диагностике и ремонту.
Диагностика неисправностей электрооборудования.
Аккумуляторная батарея.
См. также “Диагностика неисправностей двигателя”: “Коленчатый вал не проворачивается стартером”.
Условные обозначения:
[К] – только для автомобилей с контактной системой зажигания.
[Б] – только для автомобилей с бесконтактной системой зажигания (устанавливалась на часть автомобилей с 1988 года).
[СТО] – работу рекомендуется производить на станции технического обслуживания.
Причина неисправности | Метод устранения |
Аккумуляторная батарея разряжена | |
Автомобиль длительное время не эксплуатировался | Зарядите батарею с помощью зарядного устройства или на другом автомобиле |
Неисправен генератор | |
Нарушен контакт в электрических цепях: ослабло крепление проводов на генераторе, блоке предохранителей (предохранитель F10), клемм на аккумуляторной батарее,окислились поверхности клемм или штырей | Зачистите окислившиеся поверхности, подтяните соединения, замените перегоревший предохранитель (после проверки защищаемой им цепи) |
При выключенном зажигании работает много потребителей электроэнергии (магнитола, сигнализация, радиостанция и т.п.) | Уменьшите количество потребителей, работающих от аккумуляторной батареи. При длительной стоянке вынимайте магнитолу (как правило, для питания ее памяти требуется значительный ток – несколько десятков миллиампер) |
Повреждение изоляции электрических цепей, утечка тока по поверхности батареи | Проверьте ток утечки (не более 0,01 А при выключенных потребителях), очистите поверхность батареи раствором питьевой соды или нашатырным спиртом |
Короткое замыкание между пластинами (“кипение” электролита, местный нагрев батареи) | Замените батарею |
В электролит попали соли железа, другие примеси (ускоренный саморазряд батареи) | Замените батарею |
Сульфатация пластин из-за высокой концентрации кислоты или естественного старения батареи (мала ее емкость) | Замените батарею |
Низкий уровень электролита | Если не было случаев выплескивания электролита, долейте дистиллированную воду |
Электролит на поверхности батареи | |
Повышенный уровень электролита | Отберите электролит из банок аккумуляторной батареи пипеткой с резиновой грушей |
“Кипение” электролита из-за перезаряда батареи (повышенное напряжение в бортовой сети) | См. “Генератор” |
“Кипение” электролита из-за сильной сульфатации пластин или их короткого замыкания (напряжение заряда в норме) | Замените батарею |
Трещины на корпусе батареи, неплотно завернуты крышки | Заверните крышки, прочистите вентиляционные отверстия, батарею с трещинами на корпусе замените |
Генератор.
Причина неисправности | Метод устранения |
Контрольная лампа разряда аккумуляторной батареи загорается при работающем двигателе | |
Плохо натянут или оборван ремень генератора | Подтяните или замените ремень |
Неисправна цепь возбуждения генератора (он выдает положенное напряжение только на высоких оборотах при небольшом токе отдачи), поврежден регулятор напряжения (для проверки используйте два источника постоянного тока напряжением 12 и 15 В (см. “Электрооборудование”) или замените регулятор заведомо исправным) | Зачистите окислившиеся контакты, обожмите клеммы, замените перегоревший предохранитель F10, неисправный регулятор напряжения |
Зависли или изношены щетки, окислены контактные кольца (генератор выдает положенное напряжение только на высоких оборотах при небольшом токе отдачи). Выступание щеток из щеткодержателя должно быть не менее 5 мм | Зачистите контактные кольца мелкой стеклянной шкуркой, проверьте отсутствие биения. Устраните зависание щеток, при их износе замените щеткодержатель |
Отпайка выводов обмотки возбуждения от контактных колец, замыкание или обрыв в обмотке | Припаяйте выводы или замените ротор генератора или генератор в сборе |
Обрыв или короткое замыкание в обмотке статора, замыкание ее на “массу” (при замыкании генератор “воет”) | Проверьте омметром обмотку. Замените статор или генератор в сборе |
Короткое замыкание одного или нескольких положительных вентилей | Замените радиатор с положительными вентилями |
Обрыв в одном или нескольких вентилях | Замените радиатор с положительными вентилями, перепрессуйте отрицательные вентили или замените заднюю крышку генератора |
Обрыв между штекером “85” генератора и центром звезды обмоток статора (проверяется омметром) | Восстановите соединение |
Неисправно реле контрольной лампы заряда (см. “Электрооборудование”) | Замените реле |
Лампа сигнализатора заряда аккумуляторной батареи не загорается, но аккумуляторная батарея заряжается плохо (стартер с трудом прокручивает коленчатый вал при пуске). Напряжение в бортовой сети ниже 13,6 В (проверяется автотестером) | |
Плохо натянут ремень генератора | Подтяните ремень |
Включено слишком много мощных потребителей электроэнергии, особенно при низких оборотах двигателя. Короткое замыкание в потребителях (обычно это обмотки электродвигателей) | Ограничьте использование мощных потребителей на холостом ходу, не подключайте дополнительные потребители сверх допустимой мощности генератора, проверьте обмотки электродвигателей на отсутствие короткого замыкания |
Неисправны цепь возбуждения генератора, регулятор напряжения | Зачистите окислившиеся контакты, обожмите клеммы, замените неисправный регулятор напряжения |
Зависли или изношены щетки, окислены контактные кольца (генератор выдает положенное напряжение только на высоких оборотах при небольшом токе отдачи). Выступание щеток из щеткодержателя должно быть не менее 5 мм | Зачистите контактные кольца стеклянной шкуркой, проверьте отсутствие биения. Устраните зависание щеток, при их износе замените щеткодержатель |
Отпайка выводов обмотки возбуждения от контактных колец, замыкание или обрыв в обмотке | Припаяйте выводы или замените ротор генератора или генератор в сборе |
Ослабло крепление или окислены наконечники проводов на выводе “+” генератора, аккумуляторной батарее, клеммы в разветвителе (на правом брызговике в моторном отсеке) | Зачистите клеммы и наконечники, подтяните соединения |
Обрыв или короткое замыкание в обмотке статора, замыкание ее на “массу” (при замыкании генератор “воет”) | Проверьте омметром обмотку. Замените статор или генератор в сборе |
Повреждены диоды выпрямительного блока | Замените диоды или выпрямительный блок |
Аккумуляторная батарея перезаряжается (быстро понижается уровень электролита). Напряжение в бортовой сети автомобиля выше 14,7 В (проверяется автотестером) | |
Неисправен регулятор напряжения | Замените регулятор |
Замыкание между винтом крепления щеткодержателя и шиной щетки, присоединяемой к выводу “Ш” регулятора (Г-222) | Устраните замыкание или замените пластмассовое основание щеткодержателя |
Контрольная лампа разряда аккумуляторной батареи не загорается при включении зажигания | |
Лампа перегорела | Замените лампу |
Отошли или окислились контакты держателя лампы | Зачистите, обожмите контакты |
Неисправно реле контрольной лампы заряда (см. “Электрооборудование”) | Замените реле |
Короткое замыкание в одном или нескольких отрицательных вентилях | Перепрессуйте отрицательные вентили или замените заднюю крышку генератора |
Замыкание обмотки статора на “массу” (генератор “воет”) Обрыв цепи между штекером “87” контрольной лампы заряда и блоком предохранителей | Проверьте омметром обмотку. Замените статор или генератор в сборе. Восстановите соединение |
Шум генератора | |
Повреждены подшипники генератора (визг, “вой”), износ посадочного места в крышке генератора. (Шум остается при отключении проводов от генератора, но исчезает, если снять ремень) | Замените подшипники, крышку или генератор в сборе |
Ротор задевает за полюсы статора | Проверьте биение вала ротора, износ подшипников и посадочных мест. Замените дефектные детали или генератор в сборе |
Короткое замыкание в обмотке статора, замыкание ее на “массу” (генератор “воет”). Шум исчезает, если отключить провода от генератора | Замените статор или генератор в сборе |
Короткое замыкание в одном из основных вентилей. Шум исчезает, если отключить провода от генератора | Замените радиатор с положительными вентилями, перепрессуйте отрицательные вентили или замените заднюю крышку генератора |
Стартер.
См. “Диагностика неисправностей двигателя и его систем”: “Коленчатый вал не проворачивается стартером”, “Сильный шум при работе стартера”.
Система зажигания.
См. “Диагностика неисправностей двигателя и его систем”.
Освещение и световая сигнализации.
Причина неисправности | Метод устранения |
Не горят лампы фар, фонарей | |
Перегорела нить лампы | Замените лампу |
Слабый контакт в патроне лампы | Зачистите поверхности, обожмите патрон |
Перегорел предохранитель | Прежде чем заменить предохранитель, проверьте омметром защищаемую перегоревшим предохранителем цепь на отсутствие замыкания на “массу” |
Повреждены провода, окислены или неплотно надеты их наконечники | Обожмите клеммы, замените неисправные провода |
Окислены контакты реле, перегорели обмотки реле, неисправны выключатели | Замените реле, выключатели, обожмите клеммы, зачистите контакты |
Не работает аварийная сигнализация (см. также “Не горят лампы фар, фонарей”) | |
Неисправен выключатель аварийной сигнализации | Замените выключатель |
Не включается свет заднего хода (см. также “Не горят лампы фар, фонарей”) | |
Неисправен выключатель фонарей заднего хода (на коробке передач) | Замените выключатель |
Рычаг переключателя указателей поворота не возвращается в исходное положение, не фиксируются рычаги подрулевого переключателя | |
Сломаны фиксаторы, потеряны пружинки | Замените неисправный переключатель |
Запотевает рассеиватель фары | |
Между корпусом и рассеивателем проникает вода | Промажьте щели герметиком |
Трещины в рассеивателе фары | Замените фару |
Вода попала со стороны моторного отсека | Вынув лампу, промокательной бумагой удалите воду. При мойке моторного отсека под давлением закрывайте фары |
Стеклоочиститель.
Причина неисправности | Метод устранения |
Электродвигатель стеклоочистителя не работает | |
Повреждены провода, окислены или неплотно надеты их наконечники, перегорел предохранитель F2 | Обожмите клеммы, замените неисправные провода, предохранитель. Устраните причину его перегорания |
Щетки примерзли к стеклу | Повернув ключ зажигания в положение “выключено”, осторожно отделите щетки от стекла, убедитесь в целости резинового скребка, восстановите подвижность соединений щетки |
Между движущимися деталями кривошипа попал посторонний предмет | Проверьте правильность установки рычагов, выправьте деформированные рычаги или замените стеклоочиститель |
Неисправен подрулевой переключатель стеклоочистителя Зависли щетки электродвигателя, сильно загрязнен или подгорел коллектор | Замените неисправный переключатель. Устраните зависание щеток, зачистите коллектор или замените моторедуктор |
Обрыв или короткое замыкание в обмотке якоря электродвигателя | Замените моторедуктор |
Электродвигатель стеклоочистителя не работает в прерывистом режиме | |
Неисправно реле стеклоочистителя | Замените реле |
Неисправен подрулевой переключатель | Неисправен подрулевой переключатель |
Электродвигатель стеклоочистителя не останавливается в прерывистом режиме | |
Неисправно реле стеклоочистителя | Зачистите контакты прерывателя, при необходимости замените реле |
Контактная пластина концевого выключателя моторедуктора не отгибается при прохождении кулачка | Разберите моторедуктор и подогните контактную пластину или замените моторедуктор |
Окислены контакты концевого выключателя | Зачистите контакты или замените моторедуктор стеклоочистителя |
Щетки останавливаются в произвольном положении | |
Контакты концевого выключателя плохо прижимаются или окислены | Зачистите контакты, при необходимости подогните пластину выключателя или замените моторедуктор |
Ослабла гайка крепления кривошипа на валу моторедуктора | Правильно установив кривошип, затяните гайку (предварительно нанесите на резьбу краску или анаэробный герметик) |
Электродвигатель стеклоочистителя работает, но щетки не движутся | |
Ослабла гайка крепления кривошипа на валу моторедуктора | Правильно установив кривошип, затяните гайку (предварительно нанесите на резьбу краску или анаэробный герметик) |
Выкрошены зубья шестерни моторедуктора | Выкрошены зубья шестерни моторедуктора |
Элемент обогрева заднего стекла.
Причина неисправности | Метод устранения |
Отдельные нити элемента обогрева не нагреваются | |
Обрыв нитей | Замените стекло с элементом обогрева |
Ни одна нить не нагревается | |
Неисправны выключатель, реле, предохранитель обогрева заднего стекла, повреждены провода, окислены или плохо соединены наконечники, отсоединился контакт от элемента обогрева стекла | Неисправные выключатель, реле, предохранитель, провода замените. Зачистите, обожмите клеммы. В случае отпайки клеммы от элемента обогрева замените стекло с элементом обогрева |
Звуковой сигнал.
Причина неисправности | Метод устранения |
Сигнал не работает | |
Неисправен сигнал, его выключатель, реле, перегорел предохранитель, повреждены провода, окислены или плохо соединены их наконечники | Если напряжение на сигнал подается, попробуйте восстановить звучание, поворачивая винт на корпусе сигнала. Зачистите, обожмите наконечники проводов. Неисправные сигнал, выключатель, реле, провода, перегоревший предохранитель замените |
Слабый или хриплый звук сигнала | |
Неисправен сигнал, реле, повреждены провода, окислены или плохо соединены их наконечники | Попробуйте отрегулировать звучание, поворачивая винт на корпусе сигнала. Зачистите, обожмите наконечники проводов. Неисправные сигнал, выключатель, реле, провода замените |
Электродвигатель вентилятора системы охлаждения.
См. “Диагностика неисправностей двигателя и его систем”.
Контрольные лампы и приборы.
Причина неисправности | Метод устранения |
Не работает указатель температуры охлаждающей жидкости или уровня топлива | |
Неисправен указатель (см. “Контрольные приборы”) | Замените указатель или комбинацию приборов |
Неисправен датчик (см. “Контрольные приборы”) | Замените датчик |
Повреждены провода, окислены или неплотно надеты их наконечники | Обожмите клеммы, замените неисправные провода |
При полном баке стрелка указателя уровня топлива перемещается к нулевой отметке (при неполном баке показания правильные) | |
Токосъемник датчика уровня топлива выходит за пределы обмотки резистора | Подогните рычаг датчика уровня топлива |
Стрелка указателя уровня топлива дергается и часто отклоняется к нулевой отметке | |
Слабое касание резистора датчика токосъемником | Подогните токосъемник |
Обрыв в обмотке резистора датчика уровня топлива | Замените датчик |
Постоянно горит контрольная лампа резерва топлива | |
Замыкание провода датчика на “массу” | Устраните замыкание |
Не загораются контрольные лампы | |
Перегорела лампа | Замените лампу |
Плохой прижим патрона к цоколю лампы или контактов патрона к печатной плате | Зачистите контактирующие поверхности, подогните контакты патрона лампы или замените плату |
Неисправен соответствующий датчик | Замените датчик |
Повреждены провода, окислены или неплотно надеты их наконечники | Обожмите клеммы, замените неисправные провода |
Не работает спидометр | |
Отвернулись гайки крепления наконечников гибкого вала спидометра | Затяните гайки от руки |
Изношены наконечники гибкого вала спидометра, ответные гнезда в спидометре и в валике датчика скорости. Ослабла посадка упорного кольца на валу спидометра (у верхней гайки) | Замените гибкий вал |
Неисправен спидометр | Замените спидометр |
Обрыв гибкого вала спидометра | Замените гибкий вал |
Шум гибкого вала привода спидометра (Как правило, шум возникает в определенном интервале скоростей) |
|
Монтаж гибкого вала выполнен с малыми радиусами изгиба | Заново проложите гибкий вал, смажьте его моторным маслом |
Деформирована оболочка гибкого вала | Замените гибкий вал |
Не работает тахометр | |
Повреждены цепи питания комбинации приборов, управляющая цепь тахометра (от генератора), генератор, дорожки платы комбинации приборов | Обожмите клеммы, замените неисправные провода, комбинацию приборов |
Неисправен тахометр | Замените тахометр или комбинацию приборов в сборе |
Система отопления и вентиляции.
Причина неисправности | Метод устранения |
Электродвигатель вентилятора отопителя не работает | |
Повреждены провода, окислены или неплотно надеты их наконечники | Обожмите клеммы, зачистите наконечники, замените неисправные провода |
Износ, зависание щеток электродвигателя, обрыв в обмотке якоря, окисление, износ коллектора | Зачистите коллектор или замените электродвигатель |
Замыкание на “массу” обмотки якоря (сразу перегорает предохранитель) | Замените электродвигатель |
Неисправен переключатель отопителя | Замените переключатель |
Электродвигатель вентилятора отопителя не работает на малой скорости | |
Сгорел дополнительный резистор, повреждены его провода или неплотно надеты их наконечники | Замените резистор, обожмите клеммы, зачистите наконечники, замените неисправные провода |
Неисправен переключатель отопителя | Замените переключатель |
Якорь электродвигателя вентилятора отопителя вращается медленно | |
Загрязнен или окислен коллектор | Зачистите коллектор или замените электродвигатель |
Межвитковое замыкание обмотки якоря (может перегорать предохранитель) | Замените электродвигатель |
Заедание вала якоря в подшипниках (скрип, визг, может перегорать предохранитель) | Замените электродвигатель |
Салон автомобиля обогревается плохо | |
Недостаточная температура охлаждающей жидкости | См. “Диагностика неисправностей двигателя и его систем”: “Двигатель долго прогревается до рабочей температуры” |
Мало жидкости в системе охлаждения | См. “Диагностика неисправностей двигателя и его систем”: “Падение уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке” |
Заедание крана в закрытом положении, заедание заслонок тросов или обрыв тросов управления, ослабление их крепления | Замените неисправные кран, тросы, заслонки. Надежно закрепите оболочки тросов, смажьте тросы моторным маслом, отрегулируйте приводы |
Неисправен радиатор отопителя | Замените радиатор |
Температура в салоне не регулируется | |
Заедание крана отопителя, заслонок, тросов в оболочках или их обрыв, ослабло крепление оболочек тросов | Замените неисправные кран, тросы, заслонки. Надежно закрепите оболочки тросов, смажьте тросы моторным маслом, отрегулируйте приводы |