Двигатель ЯМЗ-651 – руководство по ремонту.
Двигатель ЯМЗ-651 – руководство по ремонту.
Издание составлено по состоянию на 27 февраля 2012 г.
В связи с постоянной работой по совершенствованию двигателей, направленной на повышение их технико-экономических показателей, а также в связи с расширением сфер применяемости в составе новых изделий, в конструкцию двигателей могут быть внесены соответствующие изменения и дополнения, не отражённые в настоящем издании.
Перейти к:
2. Технические характеристики.
3. Порядок полной разборки двигателя.
4. Разборка и сборка агрегатов двигателя.
- Блок цилиндров.
- Маховик.
- Кривошипно-шатунный механизм (КШМ).
- Вал коленчатый.
- Вал распределительный.
- Гаситель крутильных колебаний (демпфер).
- Коллектор выпускной.
- Компрессор воздушный.
- Головка цилиндров.
- Система смазки.
- Система охлаждения.
- Система впрыска топлива.
- Установка вала коленчатого.
- Установка шатунно-поршневой группы.
- Установка листа торцевого.
- Установка картера маховика.
- Установка манжеты картера маховика.
- Установка маховика.
- Установка усилителя жесткости блока.
- Установка насоса масляного.
- Установка шестерен промежуточных.
- Установка вала распределительного.
- Установка насоса топливного.
- Установка крышки передней.
- Установка манжеты вала коленчатого передней.
- Установка компрессора воздушного.
- Установка картера масляного.
- Установка крышки крыльчатки маслоотделителя.
- Установка толкателей.
- Установка головки блока цилиндров.
- Установка коромысел с осью и стойками в сборе.
- Регулировка коромысел.
- Установка жгутов двигателя.
- Установка крышки головки блока цилиндров.
- Установка рампы и трубок высокого давления.
- Установка фильтра тонкой очистки топлива.
- Установка трубок низкого давления.
- Установка маслоочистителя центробежного.
- Установка коллектора впускного.
- Установка коллектора выпускного.
- Установка турбокомпрессора.
- Установка экранов теплозащитных и системы рециркуляции отработавших газов (EGR).
- Установка заслонки моторного тормоза.
- Установка насоса водяного.
- Установка стартера.
- Установка привода вентилятора.
- Установка демпфера.
- Установка генератора.
- Установка ремней приводов агрегатов и натяжных приспособлений.
- Установка электронного блока управления.
- Установка теплообменника жидкостно-масляного.
- Общие технические требования к разборке двигателя.
- Общие технические требования на мойку, очистку деталей и узлов двигателя.
- Общие технические требования на дефектацию и ремонт.
- Общие технические требования по сборке двигателя.
- Условные обозначения. Приложение А.
- Моменты затяжки. Приложение Б.
- Размеры и допуски. Приложение В.
- Список инструментов. Приложение Г.
- Детали, не подлежащие повторной установке. Приложение Д.
- Номинальные и предельно-допустимые размеры основных деталей и узлов ДВС. Приложение Ж.
- Возможные неисправности двигателя и способы их устранения. Приложение З.
1.1. Предупреждающая информация.
В данном руководстве рекомендации по технике безопасности представлены следующими условными обозначениями:
Опасность!
- Несоблюдение описанной процедуры, небрежность или невнимание могут повлечь за собой причинение вреда здоровью вплоть до летального исхода.
Внимание!
- Использование несоответствующей методики выполнения ремонта может привести к повреждению двигателя.
Примечание!
- Данный значок предлагает обратить внимание на особенности методики выполняемого ремонта.
Защита окружающей среды.
- Строго соблюдать действующие нормы по утилизации и переработке отработанных деталей и отходов.
1.2. Общие сведения о двигателях.
Настоящее «Руководство» предназначено для использования при ремонте двигателей ЯМЗ-651, ЯМЗ-6511 и ЯМЗ-6512.
Двигатель ЯМЗ-651 конструктивно выполнен на основе двигателя базовой модели ЯМЗ-650.10, отличается регулировками топливной аппаратуры за счет изменения параметров настройки электронного блока управления, комплектуется вентилятором Behr диаметром 720 мм со встроенной вискомуфтой Behr ER 175 с управлением от ЕСУ двигателя, водяным насосом повышенной производительности, заслонкой системы рециркуляции выпускных газов (EGR) с электромагнитным клапаном привода заслонки EGR, охладителем отработавших газов.
Двигатели ЯМЗ-6511 и ЯМЗ-6512 являются модификациями двигателя ЯМЗ-651, отличаются регулировками топливной аппаратуры за счет изменения параметров настройки ЭБУ.
Двигатели предназначены для эксплуатации в составе автомобилей, седельных тягачей, шасси, а также автопоездов на их базе производства ОАО «МАЗ».
Рис. 1. Двигатель ЯМЗ-651 – вид справа.
Рис. 2. Двигатель ЯМЗ-651 – вид слева.
1.3. Практические рекомендации.
До выполнения любых ремонтных работ необходимо:
– отключить аккумулятор;
– очистить агрегат, его комплектующие и окружающую зону (см. раздел “Мойка автомобиля” в руководстве по эксплуатации автомобиля);
– пометить, если необходимо, трубопроводы и электрические провода;
– заглушить все отверстия, чтобы исключить попадание посторонних предметов;
– при проведении транспортировочных работ, хранении также заглушить все отверстия впускного и выпускного трактов, водяной, масляной и топливной систем.
– перед отсоединением топливной системы сбросить давление в контуре.
Подготовка перед сборкой:
– тщательно очистить и проверить все детали;
– новый подшипник рекомендуется распаковывать непосредственно перед установкой, не удалять консервационную смазку с новых подшипников;
– запрещено повторное использование стопорных колец и уплотнений, снятых при разборке;
– при тугой посадке деталей не следует пользоваться медным или латунным молотком;
– все детали, предназначенные для напрессовки, должны быть предварительно смазаны;
– рекомендуется использовать каждый раз специально приспособленную оправку, чтобы исключить попадание металлических частиц в картеры и подшипники;
– в некоторые уплотнительные кольца должна быть заложена консистентная смазка внутри закраин;
– детали, монтируемые “на горячую”, подогреваются струей горячего воздуха, в термокамере и т.п.
Запрещается нагревать в открытом пламени.
Примечание.
- С помощью редуктора момента затяжки отрегулировать динамометрический ключ с мультипликатором на необходимый момент.
Стопорящие, крепёжные, герметизирующие и клеящие средства.
Перед началом сборки следует тщательно очистить все поверхности деталей, на которые будут наноситься данные средства. Остатки старого средства подлежат удалению. Резьбовые соединения очищаются щёткой, при необходимости нарезаются метчиком.
Для обеспечения нормальной работы двигателя необходимо использовать рекомендованные средства, соблюдая при этом условия использования, указанные на упаковке:
– состояние поверхностей;
– температура использования;
– время реагирования, сушки и т.п.;
– срок годности.
Для обеспечения качественного ремонта соблюдать рекомендованный порядок сборки.