Газовое оборудование ГАЗель Next CNG 3.0. Правила техники безопасности.
Другие записи по обслуживанию газового оборудования ГАЗель Next CNG 3.0:
- Техническое обслуживание и ремонт газового оборудования ГАЗель Next CNG 3.0.
- Возможные неисправности газового оборудования и методы их устранения ГАЗель Next CNG 3.0.
- Проверка после ремонта герметичности газобаллонной аппаратуры ГАЗель Next CNG 3.0.
- Снятие и установка газового редуктора, фильтра очистки газа, баллонного вентиля ГАЗель Next CNG 3.0.
- Снятие и установка заправочного устройства ГАЗель Next CNG 3.0.
- Снятие и установка блока газовых баллонов ГАЗель Next CNG 3.0.
- Проверка токсичности отработавших газов на холостом ходу ГАЗель Next CNG 3.0
- Заправка блока баллонов компримированным природным газом ГАЗель Next CNG 3.0.
Особенности газового оборудования автомобилей.
Для работы на компримированном (сжатом) природном газе (CNG) на автомобилях установлена газобаллонная аппаратура фирмы «OMVL» Италия, за исключением заправочного устройства ф.Cavagna Group (Италия) и газовых баллонов следующих изготовителей:
- ф. Faber (Италия), обозначение по поставщику-219/53,5/Т1;
- ОАО «Орский машиностроительный завод» (Россия) – БТ-52-20-219/1652-Т;
- Китай – СNG-219-50-20B(Т).
Газобаллонная аппаратура грузового автомобиля состоит из заправочного устройства, блока газовых баллонов с установленными на горловинах баллонов вентилями, снабженными запорными электромагнитными клапанами (ЭМК), редуктора с фильтром предварительной очистки газа, запорным ЭМК и датчиком высокого давления газа, фильтра очистки газа в магистрали низкого давления с датчиком температуры и давления газа, рампы с газовыми форсунками, переключателя вида топлива (бензин-газ), трубопроводов и шлангов.
Схемы установки газобаллонной аппаратуры на автомобили.
Автомобилей ГАЗ-A21R26 и ГАЗ-A21R36.
Автомобилей ГАЗ-A22R36.
1 – рампа газовых форсунок; 2 – фильтр очистки газа в магистрали низкого давления; 3 – устройство заправочное; 4 – трубки соединительные баллонов; 5 – блок газовых баллонов; 6 – вентили с электромагнитными клапанами; 7 – трубка заправочного устройства; 8 – трубка газового трубопровода; 9 – редуктор газовый; 10 – датчик высокого давления газа редуктора; 11 – электромагнитный клапан редуктора.
На панели приборов расположен переключатель вида топлива.
Блок управления двигателем А12.2 (A21R26.3763000) позволяет работать двигателю как на бензине, так и на компримированном природном газе.
Заправка блока баллонов газом проводится через заправочное устройство при открытом наполнительном вентиле. Затем через открытые ручные запорные вентили баллонов газ под высоким давлением поступает одновременно во все газовые баллоны.
При переводе на газ переключателя вида топлива, газ из баллонов через открытые вентили баллонов и заправочное устройство по газовому трубопроводу поступает через газовый фильтр редуктора в редуктор, где автоматически происходит понижение давления, а также подогрев газа.
Для подогрева газа используется жидкость из системы охлаждения двигателя, которая поступает в редуктор из водяной рубашки головки блока цилиндров двигателя и сливается из редуктора в трубу отводящего шланга радиатора системы охлаждения.
Из редуктора газ поступает по шлангу через фильтр магистрали низкого давления в рампу с форсунками, которые, дозируя и распределяя газ в соответствии с управляющими сигналами с блока управления, подают его по шлангам через газоподающие штуцеры во впускные каналы головки цилиндров двигателя.
Заправочное устройство с обратным клапаном.
1 – ручной вентиль; 2 – вакуумный винт; 3 – штырь-пробка.
Заправочное устройство с обратным клапаном предназначено для подсоединения штуцера шланга газонаполнительной станции при заправке баллонов компримированным газом.
В состав заправочного устройства входит ручной вентиль, обратный клапан, штырь-пробка и вакуумный винт. Заправка баллонов газом проводится при открытом ручном вентиле, вакуумном винте и снятой штырь-пробке.
Обратный клапан, исключает утечки газа из системы питания между процедурами заправки, в случае если система находится в открытом положении.
Блок газовых баллонов с вентилями.
1 – трубки соединительные; 2 – вентиль баллонный; 3 – заглушка; 4 – полка кронштейна; 5 – кронштейн; 6 – баллон газовый.
Блок газовых баллонов (рис. 2.3) с вентилями предназначен для хранения возимого на автомобиле компримированного природного газа.
Конструкция должна соответствовать требованиям Правил № 110 ЕЭК ООН, ОСТ 37.001.653-99 и Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением ПБ 03-576-03.
Газовые баллоны скреплены в блок с помощью двух кронштейнов и полок десятью болтовыми соединениями. Масса блока баллонов – 237 кг.
Вентили баллонов соединены между собой с помощью трубок, снабженных компенсаторами в виде спиральных колец.
Блок газовых баллонов закреплен под грузовой платформой на раме с помощью четырех стремянок и деталей их крепления.
Емкость газового баллона ф. Faber (Италия) – 53,5 л, масса – 52±2,6 кг, емкость газового баллона ОАО «Орский машиностроительный завод» (Россия) – 52 л, масса 55,8 кг, Китай – 50 л, масса 56,0 ±3,0 кг.
Рабочее давление в баллонах – 20 МПа (200 кгс/см 2).
К баллону придается паспорт, в котором указывается: обозначение баллона, его номер, масса, вместимость, испытательное и рабочее давление, дата изготовления, срок службы баллона, делается отметка о результате и времени прохождения периодического освидетельствования баллона.
Баллоны в сборе с вентилями должны проходить освидетельствование не реже одного раза в пять лет, считая от даты изготовления, на специальных испытательных пунктах с отметкой в паспорте и на баллоне.
Баллоны с выявленными дефектами, подвергнувшиеся воздействию огня, а также с истекшим сроком эксплуатации должны быть изъяты из эксплуатации.
Баллоны, находившиеся в транспортных средствах во время дорожно-транспортных происшествий, допускаются к дальнейшей эксплуатации только после внеочередного освидетельствования.
Ремонт баллонов не допускается.
Вентиль баллонный.
1 – разъем электрический электромагнитного клапана; 2 – устройство сброса давления; 3 – ручной запорный вентиль.
Вентиль баллонный предназначен для:
- наполнения компримированным природным газом газового баллона;
- обеспечения подачи газа в газовую систему питания двигателя:
- минимизации подачи газа при нарушении герметичности газовой системы высокого давления;
- “стравливания” повышенного давления газа в баллоне вследствие его нагрева или пожара.
Редуктор газовый.
1 – датчик высокого давления газа; 2 – запорный электромагнитный клапан; 3 – фитинг впускного отверстия; 4, 7, 9 – вакуумные патрубки; 5 – патрубок отвода охлаждающей жидкости от газового редуктора; 6 – выпускной газовый штуцер; 8 – патрубок подвода охлаждающей жидкости к газовому редуктору.
Техническая характеристика редуктора.
Давление газа на входе в редуктор | 15-260 bar |
Давление газа на выходе из редуктора | 2 bar |
Рабочая температура | от -40 до +120°С |
Номинальное напряжение | 12В |
Запорные электромагнитные клапаны (ЭМК) редуктора и баллонных вентилей предназначены для включения или отключения подачи компримированного природного газа. Включение электромагнитных клапанов производится переключателем из кабины водителя.
Фильтр очистки газа в магистрали низкого давления предназначен для тонкой очистки газа, поступающего из редуктора в форсунки. Датчик температуры и низкого давления газа, установленного на фильтре, предназначен для контроля параметров газа на выходе из редуктора.
Рампа газовых форсунок предназначена для распределения и дозирования цикловой подачи газового топлива в цилиндры (во впускные каналы головки цилиндров) двигателя. Рампа установлена через кронштейн на крышке коромысел (клапанов).
Техническая характеристика рампы.
Максимальное рабочее давление | 4,5 бар (0,45 Мпа) |
Давление газа на входе в рампу | 2 бар (0,2 Мпа) |
Рабочая температура | от -40 до +120°С |
Номинальное напряжение | 12В |
Переключатель вида топлива.
Перевод работы двигателя с бензина на газ производиться с помощью переключателя вида топлива, установленного на панели приборов.
Переключатель вида топлива используется для выбора вида топлива. Одно нажатие переключает работу двигателя на газовую смесь, второе нажатие переключает работу двигателя на бензин.
Включение индикатора осуществляется при утопленном положении переключателя вида топлива. При включенном зажигании, система управления реализует три режима работы индикатора:
- редкое мигание индикатора (1 раз в 1 сек): включен запрос на питание двигателя газом, система подачи газа исправна и находится в ожидании условий разрешения на переключение;
- частое мигание индикатора (2 раза в 1 сек): система обнаружила неисправность газового компонента и не переключится на питание газом до её устранения;
- постоянное свечение индикатора: система не обнаружила неисправности газовых компонентов и переключилась на питание двигателя газом.
Правила техники безопасности.
К вождению, обслуживанию и ремонту газобаллонного автомобиля, работающего на компримированном природном газе, допускаются лица, прошедшие соответствующую подготовку по устройству газовой аппаратуры, правилам техники безопасности.
При утечке газа из баллонов или газовой аппаратуры, компримированный природный газ, плотность которого в 1,8 раза меньше, чем воздуха, поднимается вверх и может образовать взрывчатую газо-воздушную смесь, особенно в закрытых помещениях.
Основным требованием техники безопасности при эксплуатации автомобиля на компримированном природном газе является регулярная тщательная проверка герметичности газовой аппаратуры и немедленное устранение причин обнаруженных утечек.
Проверку герметичности соединений газовых трубопроводов и газовой аппаратуры проводить пенообразующим негорючим (мыльным) раствором или течеискателем.
Устранение негерметичности следует проводить при отсутствии газа в системе, соблюдая осторожность, чтобы исключить образование искры при работе с инструментом.
При необходимости выпуска газа в атмосферу, делать это в удаленных от людей местах вне помещения.
Автомобиль с неисправной газовой аппаратурой должен содержаться на открытой стоянке, без газа в баллонах.
Заправку баллонов газом проводите только на автомобильной газовой наполнительной компрессорной станции (АГНКС).
Не храните в автомобиле обтирочные материалы и спецодежду с запахом одоранта газа.
Автомобиль должен быть укомплектован углекислотным огнетушителем.
Категорически запрещается:
- эксплуатировать газобаллонный автомобиль на газе при обнаружении внешних механических повреждений или неисправностей газобаллонной аппаратуры и утечках газа из системы;
- продолжать движение на автомобиле при обнаружении запаха газа;
- эксплуатировать газобаллонный автомобиль после истекшего срока очередного испытания (переосвидетельствования) баллона, указанного на корпусе баллона;
- заправлять баллоны газом при работающем двигателе;
- проводить ремонт газовой аппаратуры, а также любой ремонт других узлов (агрегатов) автомобиля при работающем двигателе, а также не выработав газ из системы питания или при открытых ручных вентилях газовых баллонов;
- устранять негерметичность соединений, находящихся под давлением;
- проводить работы с баллоном при наличии газа в баллоне;
- проводить сварочные работы или другие виды работ с открытымпламенем, не демонтировав баллоны с автомобиля;
- проводить выпуск газа из системы питания или баллона в закрытом помещении;
- проводить проверку герметичности соединений открытым пламенем;
- ставить автомобиль, имеющий утечку газа, на стоянку, не выпустив газ из баллонов.