Эксплуатация двигателя ГАЗель NN.
Пуск и остановка двигателя.
Опасно!
- Запрещается производить прогрев двигателя в закрытом помещении. Отработавшие газы двигателя содержат ядовитые продукты сгорания топлива, которые при вдыхании вызывают тяжёлые отравления и могут привести даже к смертельному исходу. Не рекомендуется также включать вентиляцию салона на стоянке при работающем двигателе.
Опасно!
- Дизельный двигатель оборудован электрическим подогревателем во впускной трубе для облегчения пуска. Применение эфира или других легковоспламеняющихся жидкостей для облегчения пуска двигателей может привести к взрыву и ранению.
Опасно!
- Использование дополнительных утепляющих чехлов на двигатель может привести к воспламенению утеплителя и пожару, так как отдельные части двигателя имеют высокую температуру.
- При эксплуатации автомобиля с дизельным двигателем при отрицательных температурах рекомендуем устанавливать предпусковой подогреватель.
Внимание!
- Не допускается пуск холодного двигателя на масле класса вязкости 10W-40 при температуре окружающего воздуха ниже минус 20°С, на масле класса вязкости 5W-40 – ниже минус 25°С, на масле класса вязкости 0W-40 или 0W-30 – ниже минус 30°С. Пуск дизельного двигателя при более низких температурах воздуха должен осуществляться только после его предварительного подогрева.
Внимание!
- Запрещается подогрев масляного картера двигателя открытым пламенем.
Внимание!
- Во избежание преждевременного выхода из строя системы нейтрализации отработавших газов запрещается производить пуск двигателя с разгона, толкая автомобиль, буксируя его или двигаясь по склону.
Внимание!
- Не оставляйте без присмотра автомобиль с заведенным двигателем. В случае отсутствия водителя при работающем двигателе и загорании сигнализатора критической неисправности, двигатель не будет своевременно остановлен, что может привести к его поломке.
Внимание!
- Запрещается перемещать автомобиль при помощи стартера, т.к. это приведет к выходу его из строя даже при незначительном времени работы.
Внимание!
- Неоднократная работа непрогретого бензинового двигателя (при температуре охлаждающей жидкости ниже 60°С) может привести к нестабильному пуску.
- Перед длительной стоянкой автомобиля, до остановки двигателя рекомендуется прокалить свечи зажигания, для этого в течение одной минуты удерживайте частоту вращения 2500-3000 об/мин.
- При нестабильном пуске двигателя для просушки свечей продуйте цилиндры (прокрутите двигатель стартером с полным выжимом газ-педали).
Рабочий диапазон температур моторного масла должен соответствовать температуре окружающего воздуха, при которой автомобиль эксплуатируется. В случаях, когда температура окружающего воздуха ниже рабочего диапазона температур моторного масла необходимо производить пуск двигателя после его предварительного разогрева. При эксплуатации автомобиля с дизельным двигателем в регионах с низкой температурой окружающей среды рекомендуется установить на двигатель предпусковой подогреватель.
Перед пуском двигателя следует проверить уровни охлаждающей жидкости в системе охлаждения, масел в картере двигателя и в бачке гидроусилителя руля.
Пуск двигателя.
Пуск двигателя производите в следующем порядке:
- Установите рычаг переключения передач в нейтральное положение.
- Нажмите и не отпускайте педаль сцепления.
- Нажмите кнопку выключателя старт/стоп для пуска двигателя. При этом должны кратковременно (до 5 с) загореться отдельные сигнализаторы (см. раздел Сигнализаторы комбинации приборов). Сигнализатор включения подогревателя воздуха в зависимости от температуры воздуха информирует водителя о возможности пуска двигателя (двигатель можно пустить только после того, как сигнализатор погаснет). Продолжительное горение сигнализатора «Внимание» системы управления двигателем указывает на наличие некритической неисправности системы управления двигателем, при которой водитель может пустить двигатель и продолжить движение до станции технического обслуживания. При продолжительном горении сигнализатора «Критическая неисправность двигателя» водитель не должен пускать двигатель, до устранения неисправности.
- На газ-педаль не нажимать! Сигнализатор разряда аккумуляторной батареи должен погаснуть.
- Как только двигатель заработает, отпустите педаль сцепления.
При необходимости, допускается производить 2-3 попытки пуска двигателя с интервалом между ними не менее 1 мин.
После пуска холодного двигателя поддержание частоты вращения коленчатого вала и прогрев двигателя осуществляются автоматически.
Пуск двигателя в аварийном режиме.
Если двигатель не пускается, а на дисплее комбинации приборов появилось сообщение «Ключ не определен», необходимо пустить двигатель в аварийном режиме. Для этого необходимо повторить процедуру пуска двигателя при условии нажатия на кнопку старт/стоп торцом пульта дистанционного управления замками дверей.
Пуск дизельного двигателя с применением предпускового подогревателя.
Для облегчения пуска двигателя и для стабилизации температурного режима работы двигателя в зимнее время, на отдельные комплектации автомобиля установлен предпусковой подогреватель.
Предпусковой подогреватель установлен в подкапотном пространстве перед аккумуляторной батареей. На панели приборов установлен модуль управления предпусковым подогревателем.
Для включения предпускового подогрева двигателя включите предпусковой подогреватель или запрограммируйте его пуск в соответствии с инструкцией по эксплуатации на модуль управления, прикладываемой к автомобилю.
Работа предпускового подогревателя.
Если перед выключением двигателя было включено отопление салона, то при последующем включении предпускового подогрева двигателя циркуляционный насос предпускового подогревателя прокачивает нагретый теплоноситель через систему отопления, тем самым первоначально прогревая радиаторы отопителей салона, а затем двигатель. Вентилятор отопителя при этом не работает.
Если перед выключением двигателя было выключено отопление салона, то при последующем включении предпускового подогрева двигателя циркуляционный насос предпускового подогревателя прокачивает нагретый теплоноситель только через двигатель автомобиля. В этом случае происходит более быстрый прогрев двигателя.
Предпусковой подогреватель прогревает теплоноситель до температуры облегчающей пуск двигателя в зимнее время, после этого отключается.
Для использования предпускового подогревателя в режиме догревателя нажмите кнопку выключателя догревателя при работающем двигателе и включенном отопителе (описание работы догревателя – см. подраздел «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха»).
Для обеспечения нормальной работы предпускового подогревателя рекомендуется его включать, в том числе и в теплое время года примерно один раз в месяц на 10 минут.
Перед началом постоянной эксплуатации в холодное время года выполните пробный пуск. Отверстия подачи воздуха в камеру сгорания и отвода выхлопных газов после длительного простоя необходимо проверить, при необходимости – почистить.
Топливные магистрали и дозирующий насос после заправки зимнего дизельного топлива необходимо заполнить новым топливом путем эксплуатации отопительного прибора в течение 15 минут!
Остановка двигателя.
После работы двигателя с большой нагрузкой нельзя останавливать двигатель немедленно. Необходимо дать ему поработать 2-3 минуты на холостом ходу.
Остановка двигателя производится нажатием на кнопку выключателя старт/стоп. Одновременно выключаются приборы (зажигание). Блокировка рулевой колонки происходит только при открытии водительской двери.
Остановка двигателя в аварийном режиме.
В системе автомобиля предусмотрено устройство защиты от случайного отключения двигателя во время движения.
В экстренной ситуации для отключения двигателя во время движения необходимо нажать и удерживать кнопку выключателя старт/стоп или нажать ее дважды в течение 1 секунды. После аварийного отключения двигателя рулевая колонка остается разблокированной.
Сажевый фильтр.
В процессе эксплуатации автомобиля происходит засорение и регенерация сажевого фильтра системы выпуска отработавших газов, о чем информируют сигнализаторы высокой температуры системы выпуска и засорения сажевого фильтра.
Сигнализатор высокой температуры системы выпуска информирует водителя о повышенной температуре выхлопных газов вследствие регенерации сажевого фильтра в автоматическом режиме. Процесс автоматической регенерации может продолжаться до 40 минут, это нормально, рекомендуется не выключать двигатель пока не погаснет сигнализатор.
Опасно!
- При непрерывном горении сигнализатора детали выпускной системы горячие, поэтому под днищем автомобиля не должны находиться легковоспламеняющиеся и взрывоопасные предметы, выхлопная труба не должна быть направлена на любую поверхность или материал, который может расплавиться, загореться или взорваться.
Когда загорается сигнализатор высокой температуры системы выпуска, может ощущаться запах выхлопных газов. Это нормально. Если ощущается сильный запах и выделяется белый пар, необходимо проверить герметичность системы выпуска отработавших газов на предприятии технического обслуживания.
Сигнализатор засорения сажевого фильтра.
Сигнализатор засорения сажевого фильтра информирует водителя о состоянии сажевого фильтра.
Непрерывное горение сигнализатора указывает, что началось накопление сажи и сажевый фильтр нуждается в регенерации. Для проведения регенерации рекомендуется увеличить скорость движения (если позволяют дорожные условия) выше 60 км/час или поддерживать частоту вращения двигателя выше 2000 мин -1 пока не погаснет сигнализатор (регенерация может продолжаться до 40 минут).
Мигающий режим сигнализатора указывает на более высокий уровень сажи в сажевом фильтре. Дополнительно может автоматически снизиться мощность двигателя.
Рекомендуется провести регенерацию в принудительном режиме на стоянке.
Сигнализатор «Внимание» системы управления двигателем + сигнализатор засорения сажевого фильтра.
Непрерывное горение сигнализатора «Внимание» совместно с мигающим сигнализатором засорения сажевого фильтра информирует водителя о том, что сажевый фильтр нуждается в немедленной регенерации. Мощность двигателя будет автоматически снижена. Необходимо немедленно выполнить регенерацию в принудительном режиме на стоянке.
Сигнализатор критической неисправности двигателя.
При непрерывном горении сигнализатора критической неисправности двигателя необходимо остановить автомобиль, заглушить двигатель и не пускать его до проведения технического обслуживания на предприятии технического обслуживания.
Выполнение регенерации сажевого фильтра в принудительном режиме на стоянке.
Регенерация сажевого фильтра выполняется с помощью выключателя на панели приборов.
Выключатель регенерации сажевого фильтра.
Выключатель (кнопка без фиксации) предназначен для принудительного запуска регенерации сажевого фильтра на стоянке, если фильтр нуждается в регенерации.
Регенерация сажевого фильтра на стоянке:
- остановите автомобиль, затормозите стояночным тормозом и установите рычаг коробки передач в нейтральное положение;
- убедитесь в отсутствии легковоспламеняющихся предметов вокруг выхлопной системы и в направлении выхода выхлопных газов;
- пустите двигатель и нажмите выключатель регенерации сажевого фильтра, чтобы начать регенерацию.
Внимание!
- Обороты двигателя повысятся, и блок управления выполнит регенерацию сажевого фильтра в принудительном режиме. После окончания регенерации двигатель автоматически возвратится на нормальные обороты холостого хода и сигнализаторы «Внимание» системы управления двигателем и регенерации сажевого фильтра погаснут.
- контролируйте автомобиль и окружающую площадку во время регенерации. В случае нарушения безопасных условий немедленно остановите двигатель либо нажмите на педаль сцепления, тормоза или газ-педаль для прекращения регенерации.
Внимание!
- Процесс принудительной регенерации может продолжаться до 40 минут. В случае необходимости эвакуации автомобиля прервите регенерацию: остановите двигатель либо нажмите на педаль сцепления, тормоза или газ-педаль, продолжайте движение, руководствуясь показаниями сигнализаторов. При необходимости повторите регенерацию в принудительном режиме в удобном и безопасном месте.
Опасно!
- После завершения регенерации температура выхлопных газов и деталей выхлопной системы остается повышенной некоторое время.