Эксплуатационные материалы. Двигатели ЯМЗ-650, ЯМЗ-6501, ЯМЗ-6502 – руководство по эксплуатации.
Эксплуатационные материалы двигателей ЯМЗ-650, ЯМЗ-6501, ЯМЗ-6502.
Надежная работа силового агрегата и двигателя гарантируется только при использовании рекомендуемых заводом сортов топлив, масел и охлаждающих жидкостей.
Внимание!
- Применение топлива, смазочных материалов и охлаждающих жидкостей, не указанных в настоящем руководстве, запрещается.
Рекомендуемые марки топлив.
Для эксплуатации двигателей, удовлетворяющих экологическим нормативам Евро-3, применять дизельные топлива, отвечающие требованиям ГОСТ Р 52368-2005 и стандарта EN-590:2004 вида I, II, III (по содержанию серы):
– для районов с умеренным климатом сортов (марок) А, В, С, D, Е, F с предельной температурой фильтруемости плюс 5; 0; минус 5; минус 10; минус 15; минус 20 °С соответственно;
– для районов с холодным климатом классов 0; 1; 2; 3; 4 с предельной температурой фильтруемости минус 20; минус 26; минус 32; минус 38; минус 44 °С соответственно.
В Российской Федерации нормам стандарта EN-590 отвечают следующие марки дизельного топлива:
Марка | Номер стандарта |
Лукойл ЕН-590 (EN 590) | ТУ 0251-018-00044434-2002 |
Топливо дизельное автомобильное (EN 590) | ТУ 38.401-58-296-2001 |
Топливо дизельное автомобильное ЕН 590 | ТУ 38.401-58-296-2005 |
Допускается также применение топлива, отвечающего требованиям ГОСТ 305-82.
– марок Л-0,2-40; Л-0,2-62 при температуре окружающего воздуха 0° С и выше;
– марки 3-0,2 минус 35 °С при температуре окружающего воздуха минус 20° С и выше;
– марки 3-0,2 минус 45 °С при температуре окружающего воздуха минус 30° С и выше;
– марки А-0,2 при температуре окружающего воздуха минус 50° С и выше.
Рекомендуемые марки моторных масел.
Для двигателей ЯМЗ-650.10, ЯМЗ-6501.10 и ЯМЗ-6502.10 применять следующие моторные масла:
1. Основные моторные масла.
1.1. TOTAL (Renault Trucks Oils):
– Maxima RD (SAE 15 W-40, API CF);
– Maxima RD Eco (SAE 15W-30, API CF);
– Maxima RLD (SAE 15W-40, API CI-4);
– Maxima RLD Eco (SAE 15W-30, API CI-4);
– Extensia RXD (SAE 10W-40, API CF);
– Extensia RXD Eco (SAE 5W-30, API CF).
2. Дублирующие моторные масла.
2.1. ExxonMobil:
– Mobil Delvac MX (SAE 15W-40, API CH-4, RVIRLD/RLD-2).
2.2. FUCHS:
– Titan HPE (SAE 15W-40, API CH-4, RVI RLD);
– Titan Truck Plus (SAE 15W-40, API CI-4/SL, RVI RD/RLD);
– TITAN CARGO MC (SAE 10W-40, API CH-4, RVI RXD);
– TITAN CARGO SL (SAE 5W-30, RVI RXD);
– TITAN CARGO LDF (SAE 10W-40, RVI RXD).
2.3. SHELL:
– Shell Rimula Super (SAE 10W-40, API CI-4/CH-4/CG-4/ CF-4/CF, RVI RLD);
– Shell Rimula Super FE (SAE 15W-40, API CI-4/CH-4/CG-4/ CF-4/CF, RVI RLD).
2.4. RAVENSBERGER SCHMIERSTOFFVERTRIEB GMBH:
– Ravenol Formel Super Diesel (SAE 15W-40, RVI RD-2/RLD);
– Ravenol Expert SHPD (SAE 10W-40, RVI RLD);
– Ravenol Turbo Plus SHPD (SAE 15W-40, RVI RLD/RLD-2);
– Ravenol Performance Truck (SAE 10W-40, RVI RXD);
– Ravenol Super Performance Truck (SAE 5W-30, RVI RXD).
2.5. НК “Лукойл”:
– Лукойл-Авангард СТО 00044434-005-2005, (SAE 15W-40, API CI-4, RVI RLD-2).
2.6. ЗАО “ НК “Селект”:
– Select Lubricants POWER ТУ 0253-006-53963514-2005, (SAE 10W-40, 15W-40, API CI-4/SL, RVI RLD-2).
2.7. ООО “ВИАЛ ОЙЛ”:
– Consol Премиум ТУ 0253-019-17280618-2004, (SAE 10W-40, 15W-40, API CI-4/SL, RVI RLD-2).
2.8. ООО “ТНК-СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ”:
– ТНК Revolux D3 ТУ 0253-046-44918199-2007 (SAE 5W-40J0W-40, 15W-40,API CI-4/CG-4/CF/SL, RVI RLD/RLD-2).
Для двигателей, эксплуатирующихся за рубежом, допускается применение моторных масел классов вязкости, указанных в п. 1 с уровнем эксплуатационных свойств по API не ниже СН-4 и отвечающих требованиям спецификации Renault Trucks RD, RLD, RXD.
Вышеперечисленные моторные масла применять:
– классов вязкости SAE 15W-40, 15W-30 при температурах окружающего воздуха минус 20 °С и выше – без предпускового подогрева, ниже минус 20 °С – с предпусковым подогревом.
– классов вязкости SAE 10W-40, 10W-30 при температурах окружающего воздуха минус 25 °C и выше – без предпускового подогрева, ниже минус 25 °C – с предпусковым подогревом.
– классов вязкости SAE 5W-30 при температурах окружающего воздуха минус 30 °С и выше – без предпускового подогрева, ниже минус 30 °С – с предпусковым подогревом.
Периодичность смены моторных масел.
Первая замена масла – через 600 часов или 30000 км пробега автомобиля, или через 6 месяцев с начала эксплуатации.
Далее при дальнейшей эксплуатации – через каждые 800 часов работы двигателя или 40000 км пробега автомобиля.
Внимание!
- Если используется топливо с содержанием серы более 0,2%, срок смены моторного масла необходимо сократить вдвое.
Рекомендуемые марки трансмиссионных масел.
Коробка передач ZF 16S 1820 ТО.
Для коробок передач ZF 16S 1820 ТО применять следующие трансмиссионные масла:
1. Основные трансмиссионные масла классы 02В, 02Н по спецификации ZF TE-ML 02.
1.1. TOTAL LUBRIFIANTS S.A. PARIS/F:
– TOTAL TRANSMISSION MDL SAE 80W-90;
– TOTAL TRANSMISSION RS FE SAE 80W-90;
– TOTAL TRANSMISSION MDL SAE 80W-90;
– ANTAR EPS SAE 75W-90;
– ANTAR UNIVERSAL FE SAE 80W-90;
– FINA PONTONIC FDL SAE 75W-90;
– FINA PONTONIC MDL SAE 80W-90;
– TRANSELF SYNTHESE FE SAE 75W-90;
– TRANSELF UNIVERSAL FE SAE 80W-90.
1.2. BP INTERNATIONAL, PANGBOURNE, READING/GB:
– BP ENERGEAR DL SAE 80W-90;
– BP ENERGEAR HT SAE 80W-90;
– ENERGEAR SHX-M SAE 75W-90;
– FRONTOL GETRIEBEXL FE SAE 80W-90.
1.3. CASTROL INTERNATIONAL, PANGBOURNE, READING/GB:
– CASTROL DYNADRIVE SAE 80W-90;
– CASTROL DYNADRIVE PLUS SAE 75W-90;
– CASTROL MULTIDRIVE SAE 80W-90.
1.4. EXXON MOBIL CORPORATION, FAIRFAX, VIRGINIA/USA:
– MOBILUBE 1 SHC SAE 75W-90;
– MOBILUBE S SAE 80W-90.
1.5. FUCHS PETROLUB AG MANNHEIM/D:
– TITAN SUPERGEAR MC SAE 80W-90.
1.6. RAVENSBERGER SCHMIERSTOFFVERTRIEB GMBH, MERTHER/D:
– RAVENOL SLG SPEC.LKW GETR.XL SAE 80W-90.
1.7. SHELL INTERNATIONAL PETROLEUM COMP LTD, LONDON/GB:
– SHELL SPRIRAX GX SAE 80W, 80W-90;
– SHELL SPRIRAX MX SAE 80W-90
2. Дублирующие трансмиссионные масла.
Класс 02А по спецификации ZF TE–ML 02.
2.1. ECOPROM, UFA/RUS:
– ECOIL ECO-TRANS SAE 80W, 80W-85.
2.2. JSC SIBNEFT-ONPZ, OMSK/RUS:
– SIBMOTOR TRANS КР-2 SAE 80W-85.
2.3. BP INTERNATIONAL, PANGBOURNE, READING/GB:
– BP ENERGEAR EP SAE 80W-85.
2.4. CASTROL INTERNATIONAL, PANGBOURNE, READING/GB:
– CASTROL EP SAE 80W-90.
2.5. RAVENSBERGER SCHMIERSTOFFVERTRIEB GMBH, MERTHER/D:
– RAVENOL MZ-GETRIEBXL SAE 80W-90 GL-4.
2.6. SHELL INTERNATIONAL PETROLEUM COMP LTD, LONDON/GB:
– SHELL SPRIRAX MA SAE 80W.
2.7. TOTAL LUBRIFIANTS S.A. PARIS/F:
– TOTAL EP SAE 80W-90;
– ANTAR EP SAE 80W-90;
– FINA PONTONIC N SAE 80-90;
– TRANSELF EP SAE 80W-90.
Для коробок передач, эксплуатирующихся за рубежом, допускается применение трансмиссионных масел, отвечающих требованиям спецификации ZF TE–ML 02 (версия 01.04.2008) классов 02А, 02В, 02С, 02D, 02Е, 02Н, 02L.
Вышеперечисленные трансмиссионные масла применять:
– класса вязкости SAE 75W-90 при температурах окружающего воздуха выше минус 40 °С;
– классов вязкости SAE 80W, 80W-85, 80W-90 при температурах окружающего воздуха выше минус 20 °С;
– класса вязкости SAE 85W-90 применять окружающего воздуха выше 0 °С
Периодичность смены трансмиссионных масел.
Первая замена масла на коробках передач ZF 16S 1820 ТО производится при наработке коробки 7500 км.
При эксплуатации в тяжелых условиях менять:
– масла класса 02А через 1 год или 60 000 км;
– масла классов 02В, 02С, 02Н через 1 год или 120 000 км;
– масла классов 02D, 02Е, 02L через 2 года или 240 000 км.
При магистральных перевозках менять:
– масла класса 02А через 1 год или 90 000 км;
– масла классов 02В, 02С, 02Н через 1 год или 160 000 км;
– масла классов 02D, 02Е, 02L через 2 года или 300 000 км.
Внимание!
- Масла класса 02L по спецификации ZF TE-ML 02 для первой заправки не использовать!
Коробки передач ЯМЗ-1809, ЯМЗ-1909.
Для коробок передач ЯМЗ-1809, ЯМЗ-1909 применять следующие трансмиссионные масла:
1. Основные трансмиссионные масла.
1.1. ОАО “Омский НПЗ”:
– ТСп-15К, ГОСТ 23652-79, GL-3, 85W-90;
– Омскойл К, ТУ 0253-019-00219158-95, GL-3, 80W-90.
1.2. ОАО “Ярославский НПЗ им. Менделеева”:
– ТСп-15К, ГОСТ 23652-79, GL-3, 85W-90.
1.3. ОАО “Ангарская нефтехимическая компания”:
– Ангрол ТСп-15К, ГОСТ 23652-79, GL-3, 85W-90.
1.4. ОАО “Орскнефтеоргсинтез”:
– ТМ-3-18к, ТУ 0253-005-57352960-02, GL-3, 85W-90.
1.5. ООО “ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка”:
– ТСп-15К, ГОСТ 23652-79, GL-3, 80W-90.
1.6. ООО НПЦ “ИсанТАТ”:
– ТСп-15К, ГОСТ 23652-79, GL-3, 80W-90.
1.7. ОАО “Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез”:
– Яр.МаркаТ, ТУ 0253-019-00219158-95 GL-3, 80W-90.
2. Дублирующие трансмиссионные масла.
2.1. ООО “ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка”:
– ЛУКОЙЛ ТМ типа ТСп-14гип, ТУ 38.40144-2001, GL-5, 85W-90;
– ТАД-17И, ГОСТ 23652-79, GL-5, 85W-90.
2.2. ОАО “Завод им. Шаумяна”:
– ТАД-17И, ГОСТ 23652-79, GL-5, 85W-90.
2.3. ООО “ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез”:
– ЛУКОЙЛ ТМ-5-18, ТУ 38.601-07-23-03, GL-5, 75W-90.
2.4. ООО “ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез”:
– ЛУКОЙЛ ТМ-5, ТУ 0253-071-00148636-95, GL-5, 85W-90.
2.5. ООО “Татнефть-Нижнекамскнефтехим-Ойл”:
– Татнефть ТМ-5-18, ТУ 0253-003-54409843-03, GL-5, 75W-90.
2.6. ОАО “Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез”:
– Ярмарка Супер Э, ТУ 0253-018-00219158-96, GL-5, 80W-90;
– Ярмарка Гипоид, ТУ 0253-021-00219158-96, GL-5, 85W-90.
2.7. FUCHS PETROLUB AG, MANNHEIM/D ООО “Фукс Ойл” г. Ярославль:
– TITAN 5 SPEED SL, GL-5 LS/GL-5/GL-4/GL-3 75W-90.
2.8. Компания “ExxonMobil”:
– Mobilube 1SHC GL-5/GL-4/MT1, 75W-90;
– Esso Gear Oil GP, GL-4, 80W-90.
Для коробок, эксплуатирующихся за рубежом, допускается применение импортных трансмиссионных масел с уровнем эксплуатационных свойств по API GL-4, классов вязкости по SAE J306: 75W-90, 80W-90, 85W-90.
Вышеперечисленные масла применять:
– класса вязкости SAE 75W-90 при температурах окружающего воздуха выше минус 40 °С;
– класса вязкости SAE 80W-90 при температурах окружающего воздуха выше минус 25 °C;
– класса вязкости SAE 85W-90 при температурах окружающего воздуха выше 10 °С.
Периодичность смены трансмиссионных масел.
Первая замена масла на коробках передач ЯМЗ-1809, ЯМЗ-1909 производится при наработке коробки 7500 км.
В процессе эксплуатации смену масла на коробках передач ЯМЗ-1809, ЯМЗ-1909 проводить в зависимости от условий эксплуатации по следующей схеме:
– автомобили с годовым пробегом 80 тыс. км и более – через 50 тыс. км;
– автомобили с годовым пробегом менее 80 тыс. км и при тяжелых условиях эксплуатации (грунтовые дороги, гористая местность или жаркий, сухой климатический район и т.п.) – через 30…40 тыс. км.
Рекомендуемые охлаждающие жидкости.
При эксплуатации рекомендуется применять в качестве основной охлаждающей жидкости низкозамерзающую жидкость зарубежного производства TOTAL (Renault Trucks Oils) марки Ultracooling Plus (Renault тип D, органический сорт) при температурах окружающего воздуха не ниже минус 25 °С. Это – низкозамерзающая жидкость, обеспечивающая защиту от коррозии, от образования накипи и т.п.
При более низких температурах часть низкозамерзающей жидкости заменяется концентратом TOTAL (Renault Trucks Oils) марки MAXIGEL PLUS в количествах:
– плюс 5 % при температурах не ниже минус 33 °C;
– плюс 10 % при температурах не ниже минус 40 °С.
Допускается применять в качестве дублирующих охлаждающих жидкостей:
– концентрат TOTAL марки Glacelf Auto Supra (Renault тип D, органический сорт);
– ОЖ-К (концентрат), ОЖ-40, ОЖ-65, (органический сорт) ТУ 2422-047-51140047-2007 ООО “Обнинскорг-синтез” (жидкости рекомендуются к использованию временно, сроком до 31.12.2009 г).
Внимание!
- Концентрат в качестве готовой рабочей жидкости не использовать.
Для двигателей, эксплуатирующихся за рубежом, допускается применять охлаждающие жидкости, отвечающие спецификации Renault VI тип D.
При наличии концентрата охлаждающей жидкости марок MAXIGEL PLUS или Glacelf Auto Supra для приготовления жидкостей необходимо разбавить концентрат дистиллированной (деминерализованной) водой в количествах:
– 56% концентрата и 44% воды для получения рабочей жидкости с температурой применения не ниже минус 40 °С.
– 65% концентрата и 35% воды для получения рабочей жидкости с температурой применения не ниже минус 65 °С.
Охлаждающую жидкость менять один раз в три года или каждые 400000 км пробега автомобиля. Указанные жидкости нельзя смешивать с другими охлаждающими жидкостями, а также применять какие бы ни было добавки.