Меню Закрыть

Техническое обслуживание. Дизельный двигатель модели ЗМЗ-5143.10 – руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту (2006 год).

Техническое обслуживание. Дизельный двигатель модели ЗМЗ-5143.10 – руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту (2006 год).

8. Техническое обслуживание.

Для обеспечения постоянной готовности двигателя к работе и поддержания его высоких эксплуатационных качеств необходимо проводить техническое обслуживание в сроки, указанные в сервисной книжке, на сервисной станции с помощью квалифицированных специалистов; а также применять топливо, масло и охлаждающую жидкость, рекомендуемые в паспорте на двигатель и настоящем руководстве.

Виды технического обслуживания:

– Ежедневное техническое обслуживание (ЕО);

– Техническое обслуживание в период обкатки при пробеге 1 000 км (выполняется между 900-1 000 км);

– Техническое обслуживание в период обкатки при пробеге 2 500 км (выполняются между 2 400-2 600 км).

Техническое обслуживание после обкатки:

– Первое техническое обслуживание (ТО-1);

– Второе техническое обслуживание (ТО-2);

– Сезонное техническое обслуживание (СО).

Периодичность обслуживаний ТО-1 и ТО-2 устанавливается в зависимости от категории условий эксплуатации автомобиля. Классификацию условий эксплуатации автомобилей смотрите в «Положении о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта» Министерства автомобильного транспорта РСФСР, издательства г.Москва «Транспорт», 1986г.

Таблица 5.

Категория условий эксплуатации Периодичность технического обслуживания, км
ТО-1 ТО-2
I 10 000 20 000
II 9 000 18 000
III 8 000 16 000
IV 7 000 14 000
V 6 000 12 000

Отклонение от километража, определяющего периодичность технических обслуживаний ТО-1, ТО-2 и СО, допускается в пределах ±200 км.

Сезонное техническое обслуживание выполняется один раз в год – осенью, совместно с проведением очередных работ по ТО-1 или ТО-2. Расчетная периодичность СО – 30 000 км пробега автомобиля.

Ежедневное обслуживание проводить каждый раз перед выездом автомобиля и после его возвращения.

Таблица 6.

Содержание работ Технические требования Инструмент, материалы
Ежедневное техническое обслуживание (ЕО)
Проверить:    
уровень масла в картере двигателя Уровень масла должен находиться между метками «П» и «О» на указателе, при нахождении автомобиля на горизонтальной площадке Визуально
уровень жидкости в системе охлаждения Уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке на холодном двигателе при температуре 15…20 °С должен быть у метки MIN или выше ее на 3…4 см Визуально
герметичность систем питания, смазки, охлаждения, вентиляции картера Подтекание топлива, масла, охлаждающей жидкости и прорыв картерных газов не допускается Визуально
произвести внешний осмотр деталей двигателя (шлангов, патрубков, трубок, проводов и т.п.) с целью определения и устранения их контактов с деталями автомобиля, приводящих к разрушению деталей При наличии следов контакта на деталях автомобиля изменить их расположение относительно двигателя. При необходимости заменить изношенную деталь (шланг, провод и т.д.) Визуально
Техническое обслуживание в период обкатки при пробеге 1 000 км
Произвести внешний осмотр деталей двигателя (шлангов, патрубков, трубок, проводов и т.п.) с целью определения и устранения их контактов с деталями автомобиля, приводящих к разрушению деталей При наличии следов контакта на деталях автомобиля изменить их расположение относительно двигателя. При необходимости заменить изношенную деталь (шланг, провод и т.д.) Визуально
Произвести прослушивание работы двигателя (при перегазовках с минимальных оборотов холостого хода до частоты 2 400-2 500 об/мин) При наличии сильно выделяющихся стуков произвести поиск их причин и устранение неисправности (см. «8.2 Возможные неисправности двигателя и методы их устранения» (см. ниже)) Приборы для диагностики системы управления, тахометр, стефонендоскоп
Проверить и при необходимости подтянуть доступные точки крепления: Ослабление креплений не допускается. При ослаблении доступных креплений обеспечить доступ к остальным точкам и подтянуть их указанным моментом затяжки:  
опор двигателя к раме и двигателю

Техническое обслуживание. Дизельный двигатель модели ЗМЗ-5143.10 – руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту (2006 год).

болты крепления опор к двигателю 24,5-39,2 Н·м (2,5-4,0 кгс·м) Ключ 14
впускной трубы к головке цилиндров

Техническое обслуживание. Дизельный двигатель модели ЗМЗ-5143.10 – руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту (2006 год).

гайки крепления впускной трубы к двигателю 28,42-35,28 Н·м (2,9-3,6 кгс·м) Ключ 15
ресивера к впускной трубе

Техническое обслуживание. Дизельный двигатель модели ЗМЗ-5143.10 – руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту (2006 год).

винты и гайки ресивера 7,8-29,4 Н·м (0,8-3,0 кгс·м) Ключ 13, ключ 8 для винтов с внутренним шестигранником
выпускного коллектора и турбокомпрессора

Техническое обслуживание. Дизельный двигатель модели ЗМЗ-5143.10 – руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту (2006 год).

гайки крепления выпускного коллектора к двигателю 21,56-26,46 Н·м (2,2-2,7 кгс·м) Ключ 13
гайки крепления турбокомпрессора 7,8-29,4 Н·м (0,8-3,0 кгс·м) Ключ 13
генератора

Техническое обслуживание. Дизельный двигатель модели ЗМЗ-5143.10 – руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту (2006 год).

крепление генератора к нижнему кронштейну 21,6-31,4 Н·м (2,2-3,2 кгс·м) и к пальцу генератора 34,4-39,2 Н·м (3,5-4,0 кгс·м) Ключи 10, 12, 13, 17
Проверить и отрегулировать натяжение:    
ремня привода ТНВД. Совместно с натяжкой зубчатого ремня проверить установку и крепление ТНВД См. п. 8.1 «Рекомендации по техническому обслуживанию» (см. ниже) Ключи 10, 12, 13, 22 мм, отвертка, штифты: ЗМ 7820-4582, ЗМ 6999-4095 или ЗМ 6999-4119 (см. Приложение А), оправка ЗМ 7812-4805
ремня привода агрегатов См. п. 8.1 «Рекомендации по техническому обслуживанию» (см. ниже) Ключи 10 мм, 12 мм
ремня привода вентилятора См. п. 8.1 «Рекомендации по техническому обслуживанию» (см. ниже) Линейка с динамометром, ключи 10, 12, 13 мм
Проверить герметичность соединений трубопроводов и шлангов систем:    
впуска, выпуска отработавших газов и рециркуляции (при перегазовках с минимальных оборотов холостого хода до частоты 2 400-2 500 об/мин) Выброс или сечение отработавших газов, следы сажи или масла на соединениях трубопроводов системы выпуска не допускаются. Устранить подтяжкой соединений или заменой прокладок

Свист или сечение воздуха, следы масла на соединениях трубопроводов системы впуска, а также растрескивание шлангов системы впуска или ослабление их соединений не допускается. Устранить подтяжкой соединений или заменой прокладок и шлангов. Момент затяжки хомутов шлангов системы впуска 4-6 Н·м (0,4-0,6 кгс·м), винтов крепления воздуховода 7,8-29,4 Н·м (0,8-3,0 кгс·м)

Визуально и на слух
вакуумных шлангов усилителя тормозов и управления рециркуляцией отработавших газов Наличие трещин на шлангах и ослабление соединений не допускается Визуально
герметичность систем питания, охлаждения, смазки и вентиляции картера Подтекание или потение топлива, масла, охлаждающей жидкости и прорыв картерных газов не допускается Визуально
Заменить масло в двигателе и масляный фильтр См. п. 8.1 «Рекомендации по техническому обслуживанию» (см. ниже) Масло см. п. 2.3, ёмкость для слива масла объемом 6 л, ключи: 24 мм, ЗМ 7812-4644 или 6991-4521
Техническое обслуживание в период обкатки при пробеге 2 500 км
Проверить и отрегулировать натяжение:    
ремня привода ТНВД. После натяжки зубчатого ремня проверить установку и крепление ТНВД См. п. 8.1 «Рекомендации по техническому обслуживанию» (см. ниже) Ключи 10, 12, 13, 22 мм, отвертка, штифты: ЗМ 7820-4582, ЗМ 6999-4095 или ЗМ 6999-4119 (см. Приложение А), оправка ЗМ 7812-4805
ремня привода агрегатов См. п. 8.1 «Рекомендации по техническому обслуживанию» (см. ниже) Ключи 10 мм, 12 мм
ремня привода вентилятора См. п. 8.1 «Рекомендации по техническому обслуживанию» (см. ниже) Линейка с динамометром, ключи 10, 12, 13 мм
Произвести проверку и корректировку:    
дымности отработавших газов См. п. 8.1 «Рекомендации по техническому обслуживанию» (см. ниже)  
Первое техническое обслуживание (ТО-1)
Проверить и устранить выявленные неисправности:    
произвести внешний осмотр деталей двигателя (шлангов, патрубков, трубок, проводов и т.п.) с целью определения и устранения их контактов с деталями автомобиля, приводящих к разрушению деталей При наличии следов контакта на деталях автомобиля изменить их расположение относительно двигателя. При необходимости заменить изношенную деталь (шланг, провод и т.д.) Визуально
произвести прослушивание работы двигателя (при перегазовках с минимальных оборотов холостого хода до частоты 2 400-2 500 об/мин) При наличии сильно выделяющихся стуков произвести поиск их причин и устранение неисправности (см. «8.2 Возможные неисправности двигателя и методы их устранения» (см. ниже)) Приборы для диагностики системы управления, тахометр, стефонендоскоп
герметичность систем питания, охлаждения, смазки и вентиляции картера Подтекание топлива, масла, охлаждающей жидкости и прорыв картерных газов не допускается Визуально
состояние фаз газораспределения и вытяжку цепей (проверять после пробега первых 60 000 км, при замене обеих цепей следующую проверку производить через 30 000 км) См. п. 9.4 «Проверка технического состояния, ремонт деталей и узлов двигателя»  
состояние подвески двигателя Расслоение и разрыв подушек не допускается Визуально
Проверить доступные крепления и при необходимости подтянуть: Ослабление креплений не допускается. При ослаблении доступных креплений обеспечить доступ к остальным точкам и подтянуть их указанным моментом затяжки:  
генератора

Техническое обслуживание. Дизельный двигатель модели ЗМЗ-5143.10 – руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту (2006 год).

крепление генератора к нижнему кронштейну 21,6-31,4 Н·м (2,2-3,2 кгс·м) и к пальцу генератора 34,4-39,2 Н·м (3,5-4,0 кгс·м) Ключи 10, 12, 13, 17
стартера

Техническое обслуживание. Дизельный двигатель модели ЗМЗ-5143.10 – руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту (2006 год).

болты крепления стартера 43,1-54,9 Н·м (4,4-5,6 кгс·м) Ключ 14
опор двигателя к раме и двигателю

Техническое обслуживание. Дизельный двигатель модели ЗМЗ-5143.10 – руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту (2006 год).

болты крепления опор к двигателю 24,5-39,2 Н·м (2,5-4,0 кгс·м) Ключ 14
Проверить и отрегулировать натяжение ремней:    
ремня привода вентилятора См. п. 8.1 «Рекомендации по техническому обслуживанию» (см. ниже) Линейка с динамометром, ключ 13 мм
ремня привода ТНВД. Совместно с натяжкой зубчатого ремня проверить установку и крепление ТНВД См. п. 8.1 «Рекомендации по техническому обслуживанию» (см. ниже) Ключи 10, 12, 13, 22 мм, отвертка, штифты: ЗМ 7820-4582, ЗМ 6999-4095 или ЗМ 6999-4119 (см. Приложение А), оправка ЗМ 7812-4805
ремня привода агрегатов См. п. 8.1 «Рекомендации по техническому обслуживанию» (см. ниже) Ключи 10 мм, 12 мм
Слить отстой:    
из корпуса фильтра тонкой очистки топлива (через каждые 5 000 км) См. п. 8.1 «Рекомендации по техническому обслуживанию» (см. ниже)  
из корпуса фильтра грубой очистки топлива и топливных баков См. п. 8.1 «Рекомендации по техническому обслуживанию» (см. ниже) и «Руководство по эксплуатации» на автомобиль  
Очистить корпус воздушного фильтра Очистить внутреннюю поверхность корпуса воздушного фильтра от пыли и отложений Керосин или неэтилированный бензин, ветошь
Заменить:    
масло в двигателе и масляный фильтр См. п. 8.1 «Рекомендации по техническому обслуживанию» (см. ниже) Масло см. п. 2.3, ёмкость  для  слива масла объемом 6 л, ключи: 24 мм, ЗМ 7812-4644 или 6991-4521
фильтрующий элемент воздушного фильтра (через 2 ТО-1 – 30 000 км) См. п. 8.1 «Рекомендации по техническому обслуживанию» (см. ниже)  
Второе техническое обслуживание (ТО-2)
Выполнить все работы ТО-1 См. выше  
Заменить:    
фильтрующий элемент фильтра тонкой очистки топлива См. п. 8.1 «Рекомендации по техническому обслуживанию» (см. ниже)  
ремень привода ТНВД (через ТО-2 – 40 000 км). Проверить установку и крепление ТНВД См. п. 8.1 «Рекомендации по техническому обслуживанию» (см. ниже) Ключи 10, 12, 13, 22 мм, отвертка, штифты: ЗМ 7820-4582, ЗМ 6999-4095 или ЗМ 6999-4119 (см. Приложение А), оправка ЗМ 7812-4805
Проверить состояние ремня привода агрегатов При появлении трещин, расслоении и других дефектах ремень заменить  
Проверить и отрегулировать дымность отработавших газов См. п. 8.1 «Рекомендации по техническому обслуживанию» (см. ниже)  
Сезонное техническое обслуживание (СО)
Очистить контрольное отверстие в водяном насосе для выхода охлаждающей жидкости (осенью) Наличие грязи и течь не допускаются. Для обеспечения доступа к отверстию снять все ремни и шкив водяного насоса. После прочистки отверстия установить шкив, установить и натянуть ремень привода агрегатов, установить ремень привода ТНВД, затем выполнить работу по натяжке зубчатого ремня привода ТНВД (ТО-1) Металлический стержень диаметром 2 мм
Проверить плотность охлаждающей жидкости (осенью) См. п. 8.1 «Рекомендации по техническому обслуживанию» (см. ниже) Ареометр, термометр
Заменить топливо и масло соответственно сезону (осенью) Топливо и масло должны соответствовать сезону (см. «Техническая характеристика двигателя и его систем»)  

8.1 Рекомендации по техническому обслуживанию.

Система смазки. Уровень масла необходимо проверять на холодном неработающем двигателе ежедневно перед его запуском, при этом автомобиль должен стоять на ровной горизонтальной площадке. После остановки двигателя уровень масла следует проверять не ранее, чем через 10 минут, чтобы оно успело стечь в масляный картер.

На указателе уровня масла имеются две метки: «П» и «0». Уровень масла должен находиться между этими метками. При эксплуатации автомобиля по пересеченной местности уровень масла следует поддерживать вблизи метки «П», не превышая ее.

При необходимости долить масло. Доливку производить через маслоналивную горловину, расположенную на крышке клапанов и закрытую крышкой 13 (Рисунок 17). Доливку масла производить только той марки, какая залита в двигатель, так как эксплуатационные свойства смеси масел ухудшаются.

Рисунок 17. Схема системы смазки.

Техническое обслуживание. Дизельный двигатель модели ЗМЗ-5143.10 – руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту (2006 год).

1 – форсунка охлаждения поршня; 2 – главная масляная магистраль; 3 – теплообменник жидкостно-масляный; 4 – масляный фильтр; 5 – калиброванное отверстие подачи масла на шестерни привода масляного насоса; 6 – шланг подвода масла к вакуумному насосу; 7 – шланг слива масла из вакуумного насоса; 8 – подвод масла к верхнему подшипнику валика привода масляного насоса; 9 – вакуумный насос; 10 – подача масла к втулкам промежуточного вала; 11 – подвод масла к гидроопоре; 12 – верхний гидронатяжитель цепи; 13 – крышка маслозаливной горловины; 14 – рукоятка указателя уровня масла; 15 – подвод масла к опорной шейке распределительного вала; 16 – датчик сигнализатора аварийного давления масла; 17 – турбокомпрессор; 18 – нагнетательная трубка масла в турбокомпрессор; 19 – шатунный подшипник; 20 – шланг слива масла из турбокомпрессора; 21 – коренной подшипник; 22 – указатель уровня масла; 23 – метка «П» верхнего уровня масла; 24 – метка «0» нижнего уровня масла; 25 – пробка слива масла; 26 – маслоприемник с сеткой; 27 – масляный насос; 28 – масляный картер; 29 – датчик указателя давления масла.

Через каждые 10 000 км пробега следует производить смену масла с одновременной заменой масляного фильтра. Смену масла производить на прогретом двигателе. В этом случае масло имеет меньшую вязкость и хорошо стекает.

Внимание!

  • Следует применять только масла, указанные в подразделе «2.3 Эксплуатационные материалы, применяемые на двигателе». От качества заливаемого масла зависит долговечность деталей двигателя.
  • Запрещается смешивание моторных масел различных торговых марок и фирм. При переходе на масло другой марки или другой фирмы промывка системы смазки промывочными или заменяющими маслами обязательна.

Для смены масла установить автомобиль на ровной площадке или эстакаде и отвернуть сливную пробку на картере двигателя. Перед этим открыть крышку маслозаливной горловины. Масло стекает не менее 20 минут. При сливе масла соблюдайте осторожность – масло может быть очень горячим. Завернуть пробку.

Перед завинчиванием пробки сливного отверстия проверить состояние уплотнительной прокладки. Поврежденную прокладку необходимо заменить новой.

Одновременно необходимо заменить масляный фильтр. Для монтажа и демонтажа фильтра используйте ключ ЗМ 7812-4644 или 6991-4521. Перед установкой фильтра надо смазать моторным маслом резиновую прокладку фильтра. Завернуть фильтр до касания резиновой прокладкой поверхности теплообменника, после этого довернуть рукой на ¾ оборота.

Внимание!

  • При смене масляного фильтра проверить затяжку штуцера крепления жидкостно-масляного теплообменника, при необходимости подтяните штуцер моментом 40,2…59,8 Н·м (4,1…6,1 кгс·м).

Залить свежее масло до верхней метки на указателе уровня масла и закрыть маслозаливную горловину крышкой, затем пустить двигатель. После выключения сигнализатора аварийного давления масла остановить двигатель, убедиться в отсутствии течи масла из-под прокладки фильтра. Дать маслу стечь в течение 10 и проверить уровень масла. При необходимости долить масло.

При замене одной марки масла на другую необходимо промыть систему смазки двигателя. Для промывки системы смазки двигателя необходимо:

– слить из картера прогретого двигателя отработавшее масло;

– залить заменяющее масло или специальное промывочное масло на 2-4 мм выше верхней метки на указателе уровня;

– пустить двигатель и дать ему поработать на минимальной частоте вращения коленчатого вала не менее 10 минут;

– слить заменяющее масло или специальное промывочное масло;

– заменить масляный фильтр;

– залить свежее масло до уровня верхней метки на указателе уровня масла;

– пустить двигатель. После выключения лампы аварийного давления масла остановить двигатель и через 10 минут проверить уровень масла. При необходимости долить масло.

Для обеспечения надежного пуска двигателя, при эксплуатации в условиях низких температур (ниже минус 2…0 °С) необходимо применять предпусковой подогреватель (устанавливается на автомобиле по отдельному заказу).

Система вентиляции картера. При проведении регламентных работ технического обслуживания необходимо проверять герметичность соединений шлангов системы вентиляции. Прорыв картерных газов через неплотности соединений недопустим, устраняется подтяжкой хомутов крепления шлангов.

В случае повышенного расхода масла на угар и появления черного дыма из выхлопной трубы автомобиля следует проверить исправность (засорение каналов) системы вентиляции картера.

Исправность системы вентиляции картера проверяют при помощи водного пьезометра, соединенного с картером двигателя через трубку указателя уровня масла.

В картере работающего без нагрузки двигателя (при частоте вращения коленчатого вала от минимума до максимума) должно быть разрежение 1-14 мБар (10-140 мм вод.ст.).

В случае появления следов масла на соединениях между турбокомпрессором и впускной трубой следует проверить давление картерных газов.

При давлении в картере более 15 мБар (150 мм вод.ст.) следует проверить герметичность вакуумной системы автомобиля (системы вакуумного усилителя тормозов и рециркуляции отработавших газов). При появлении негерметичности вакуумный насос создает избыточное давление в картере, что приводит к повышенному расходу газов через маслоотделитель и уносу масла с газами.

Повышенное давление картерных газов может быть также связано с неисправностями цилиндро-поршневой группы и засорением деталей системы вентиляции картера, в этом случае произвести очистку деталей.

Для очистки деталей системы вентиляции картера снять топливопроводы высокого давления, а также детали системы вентиляции: крышку клапанов 2 (Рисунок 21), крышку маслоотделителя 3, шланг вентиляции 5 и впускной патрубок турбокомпрессора 8. Промыть детали системы вентиляции керосином и просушить. Промывку маслоотражателя произвести без его снятия. Помещение, где моют детали керосином, должно иметь вытяжную вентиляцию. Установить снятые детали на двигатель, при установке обеспечить герметичность. Не допускается устанавливать уже использованные топливопроводы высокого давления – эти детали допускают только одну затяжку.

Рисунок 21. Система вентиляции картера.

Техническое обслуживание. Дизельный двигатель модели ЗМЗ-5143.10 – руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту (2006 год).

1 – воздуховод; 2 – крышка клапанов; 3 – крышка маслоотделителя; 4 – маслоотражатель; 5 – шланг вентиляции; 6 – выпускной патрубок турбокомпрессора; 7 – турбокомпрессор; 8 – впускной патрубок турбокомпрессора; 9 – впускная труба; 10 – ресивер.

Привод вспомогательных агрегатов. Периодически необходимо проверять состояние ремней и их натяжение. При появлении трещин, расслоении и других дефектах ремень заменить.

Проверку и регулировку натяжения ремня привода агрегатов при обслуживании после пробега первых 1000 и 2500 км, а далее при каждом ТО-1.

При слабом натяжении ремня привода агрегатов во время работы двигателя на высоких оборотах начинается пробуксовка ремня, излишний его перегрев и расслоение, а также перегрев двигателя, что может привести к его поломке. Чрезмерное натяжение ремня вызывает быстрый износ подшипников генератора, водяного насоса и натяжного ролика, а также вытягивание ремня.

Для проверки и регулировки натяжения ремня привода агрегатов выполнить следующее:

1. Снять кожухи ремня привода ТНВД и вентилятор с муфтой.

Внимание!

  • Муфта вентилятора имеет левую резьбу и при снятии муфту необходимо вращать по часовой стрелке.

2. Проверить натяжение ремня привода агрегатов. Натяжение должно обеспечивать стрелу прогиба 14 ±1 мм при приложении нагрузки 78,4 Н (8 кгс) посередине ветви между шкивами водяного насоса и генератора. Проверку произвести с помощью приспособления типа 24-Ф-73595. Недостаточное натяжение и перетяжка ремня недопустимы.

3. При необходимости произвести натяжение ремня. Для регулировки натяжения ремня выполнить следующие действия:

– ослабить болт 7 (Рисунок 39) крепления натяжного ролика на оси;

– вращая болт 3 произвести требуемое натяжение ремня;

– затянуть болт 7 крепления натяжного ролика с Мкр 13,7…17,7 Н·м (1,4…1,8 кгс·м);

4. Установить кожухи ремня привода ТНВД и вентилятор с муфтой.

Рисунок 39. Схема натяжения ремня привода агрегатов.

Техническое обслуживание. Дизельный двигатель модели ЗМЗ-5143.10 – руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту (2006 год).

1 – шкив генератора; 2 – шкив водяного насоса; 3 – болт перемещения натяжного ролика; 4 – ремень привода агрегатов; 5 – шкив коленчатого вала; 6 – натяжной ролик; 7 – болт крепления натяжного ролика на оси

Для замены ремня привода агрегатов необходимо:

1. Снять вентилятор с муфтой, ремень привода вентилятора и насоса ГУРа и кожухи ремня привода ТНВД.

2. Установить поршень первого цилиндра в ВМТ такта сжатия, зафиксировать положение коленчатого вала, снять ремень привода ТНВД и зафиксировать шкив ТНВД штифтом (выполнить п. 2-5 методики замены ремня привода ТНВД).

Снять коромысло с успокоительными роликами 8 (Рисунок 42).

3. Ослабить болт 7 (Рисунок 39) крепления натяжного ролика на оси, вращая болт 3 ослабить и снять ремень привода агрегатов.

Установить новый ремень привода агрегатов на шкивы коленчатого вала, генератора, водяного насоса и натяжного ролика. Вращая болт 3, произвести натяжение ремня с усилием обеспечивающим стрелу прогиба 14 ±1 мм при приложении нагрузки 78,4 Н (8 кгс) посередине ветви между шкивами водяного насоса и генератора. Проверку провести с помощью приспособления типа 24-Ф-73595. Затянуть болт 7 крепления натяжного ролика на оси с Мкр 13,7…17,7 Н·м (1,4…1,8 кгс·м).

4. Установить коромысло с успокоительными роликами и закрепить осью с Мкр 24,5…39,2 Н·м (2,5…4,0 кгс·м). При необходимости нанести на ось смазку Литол-24 ГОСТ 21150-87 или дублирующие (см. «2.3 Эксплуатационные материалы, применяемые на двигателе»).

5. Установить ремень привода ТНВД, произвести его натяжение и проверить установку ТНВД (выполнить п. 6-14 методики замены ремня привода ТНВД).

6. Установить кожухи ремня привода ТНВД.

7 Установить и натянуть ремень привода вентилятора и насоса ГУРа (см. далее).

8. Установить вентилятор с муфтой.

Натяжение ремня привода вентилятора и насоса гидроусилителя рулевого управления производить при обслуживании после пробега первых 1000 и 2500 км, а далее при каждом ТО-1. Для этого выполнить следующее:

– снять вентилятор с муфтой;

– ослабить болт 4 (Рисунок 40), гайку 5 и контргайку 2;

– вращая натяжной болт 3, переместить насос до нормального натяжения ремня (Рисунок 40);

– затянуть болт 4, гайку 5 и контргайку 2;

– установить снятые вентилятор с муфтой.

Рисунок 40. Ремень привода вентилятора и насоса гидроусилителя рулевого управления.

Техническое обслуживание. Дизельный двигатель модели ЗМЗ-5143.10 – руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту (2006 год).

1 – ремень; 2 – контргайка; 3 – натяжной болт; 4 – болт; 5 – гайка.

Замену ремня производить в следующей последовательности:

– снять вентилятор с муфтой;

– ослабить болт 4, гайку 5 и контргайку 2;

– вращая натяжной болт 3, ослабить натяжение ремня;

– заменить ремень и произвести его натяжение, как указано выше;

– установить вентилятор с муфтой.

Регулировка натяжения и замена ремня привода ТНВД.

Регулировку натяжения ремня привода ТНВД производить при обслуживании после пробега первых 1000 и 2500 км, а далее при каждом ТО-1. Совместно с натяжением зубчатого ремня необходимо проверить установку и крепление ТНВД. Замену ремня привода ТНВД производить через каждые 40 000 км.

Для натяжения ремня привода ТНВД, проверки установки и крепления ТНВД выполнить следующее:

1. Снять вентилятор с муфтой и кожухи ремня привода ТНВД.

2. Ослабить гайку 11 (Рисунок 42) крепления натяжного ролика зубчатого ремня. Ремень натянется автоматически усилием натяжной пружины 12.

3. Закрепить гайку 11 крепления натяжного ролика с Мкр 11,8…17,7 Н·м (1,2…1,8 кгс·м).

4. Повернуть коленчатый вал на один оборот, не менее, затем установить поршень первого цилиндра в ВМТ такта сжатия поворотом коленчатого вала по часовой стрелке (см. п.2 методики замены ремня привода ТНВД).

5. Проверить установкой штифта-центратора ТНВД (Приложение А) совпадение паза ступицы ТНВД с отверстием в корпусе ТНВД. Штифт должен входить свободно.

6. В случае несовпадения паза ступицы с отверстием в корпусе ТНВД, а также если штифт входит с усилием, выполнить операции, начиная с п.3 методики замены ремня привода ТНВД (см. далее).

7. Проверить крепление ТНВД к переднему кронштейну (болты 14, Рисунок 42) и задней опоре. Ослабление креплений не допускается. Момент затяжки болтов 14 крепления ТНВД к передней опоре, болта и гайки крепления к задней опоре 15,7…19,6 Н·м (1,6…2 кгс·м).

8. После проведения всех операций вынуть штифты, установить кожухи ремня привода ТНВД и вентилятор с муфтой.

Внимание!

  • Невыполнение мероприятий по проверке и корректировке установки ТНВД может привести к изменению угла опережения впрыска, нарушению вследствие этого работы двигателя (дымление, падение мощности, повышенный расход топлива и перегрев двигателя) и даже к отсутствию запуска.

Для замены ремня привода ТНВД сделать следующее:

1. Снять вентилятор с муфтой и кожухи ремня привода ТНВД.

2. Установить поршень первого цилиндра в ВМТ такта сжатия.

Для этого нужно повернуть коленчатый вал с помощью специального ключа ЗМ 7812-4645 до совпадения метки 6 на роторе датчика положения коленчатого вала (Рисунок 42) с указателем ВМТ 5 на крышке цепи и зафиксировать его положение с помощью технологического установочного штифта ЗМ 7820-4582 (Приложение А),

установив его в отверстие 4 блока цилиндров, при этом штифт должен зайти в паз маховика. Убедиться в совпадении отверстия в первой шейке впускного распределительного вала и отверстия в передней крышке распределительных валов 2 и 3 (смотреть через маслозаливную горловину крышки клапанов). В случае несовпадения отверстий вынуть штифт, повернуть коленчатый вал на 360° до совпадения отверстий и зафиксировать это положение штифтом, что будет соответствовать положению поршня первого цилиндра в ВМТ такта сжатия.

3. Ослабить гайку 11 крепления натяжного ролика зубчатого ремня. С помощью специальной оправки ЗМ 7812-4805 повернуть кронштейн натяжного ролика до упора по часовой стрелке, преодолевая усилие натяжной пружины. Закрепить гайку крепления натяжного ролика в этом положении.

4. Снять зубчатый ремень 9.

5. Довернуть шкив ТНВД 13 до совпадения паза ступицы шкива с отверстием в корпусе ТНВД и зафиксировать с помощью штифта-центратора ТНВД (Приложение А), как указано на рисунке 41.

Рисунок 41. Шкив ТНВД, зафиксированный штифтом.

Техническое обслуживание. Дизельный двигатель модели ЗМЗ-5143.10 – руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту (2006 год).

6. Ослабить гайку крепления ТНВД к задней опоре 9 (Рисунок 5) и болты 14 (Рисунок 42) крепления ТНВД к переднему кронштейну и зафиксировать насос в среднем положении относительно пазов в кронштейне, при этом болты не затягивать.

Рисунок 5. Правая сторона двигателя.

Техническое обслуживание. Дизельный двигатель модели ЗМЗ-5143.10 – руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту (2006 год).

1 – стартер; 2 – фильтр тонкой очистки топлива (ФТОТ) (транспортное положение); 3 – тяговое реле стартера; 4 – крышка привода масляного насоса; 5 – задний кронштейн подъема двигателя; 6 – ресивер; 7 – топливопроводы высокого давления; 8 – топливный насос высокого давления (ТНВД); 9 – задняя опора ТНВД; 10 – точка крепления «–» провода КМСУД; 11 – шланг подвода ОЖ к жидкостно-масляному теплообменнику; 12 – штуцер вакуумного насоса; 13 – генератор; 14 – вакуумный насос; 15 – крышка нижнего гидронатяжителя; 16 – датчик положения коленчатого вала; 17 – шланг подвода масла к вакуумному насосу; 18 – датчик указателя давления масла; 19 – масляный фильтр; 20 – патрубок жидкостно-масляного теплообменника отвода ОЖ; 21 – шланг слива масла из вакуумного насоса; 22 – масляный картер; 23 – усилитель картера сцепления.

7. Проверить подвижность коромысла с успокоительными роликами на оси, при необходимости нанести на ось смазку Литол-24 ГОСТ 21150-87 или дублирующие (см. п. 2.3).

8. Установить зубчатый ремень привода ТНВД зубьями во впадины шкива коленчатого вала 7 и шкива ТНВД (следить, чтобы слабина ведущей ветви ремня могла быть выбрана при незначительном повороте корпуса ТНВД от среднего положения против часовой стрелки, а ступица ТНВД надежно заштифтована с отверстием в корпусе ТНВД) и поворотом ТНВД натянуть ремень.

9. Ослабить гайку 11 крепления натяжного ролика. Ремень привода ТНВД натянется автоматически усилием натяжной пружины.

10. Покачивая корпус ТНВД, добиться, чтобы фиксирующий штифт свободно выходил из отверстия в корпусе ТНВД. Затем подтянуть болты 14 крепления ТНВД к переднему кронштейну с Мкр 15,7…19,6 Н·м (1,6…2 кгс·м) и гайку 11 крепления натяжного ролика с Мкр 11,8…17,7 Н·м (1,2…1,8 кгс·м).

11. Вынуть технологические штифты из корпуса ТНВД и отверстия в блоке цилиндров, повернуть коленчатый вал по часовой стрелке на два оборота (720°) и вновь зафиксировать его штифтом.

12. Проверить совпадение паза ступицы ТНВД с отверстием в корпусе ТНВД, штифт должен входить свободно. В случае несовпадения, а также если штифт входит с усилием – ослабить болты крепления ТНВД и повторить операции, начиная с п. 10.

13. Извлечь установочные технологические штифты из ступицы шкива ТНВД и из отверстия в блоке цилиндров.

14. Закрепить ТНВД болтом с гайкой на задней опоре с Мкр 15,7…19,6 Н·м (1,6…2 кгс·м).

15. Установить кожухи ремня привода ТНВД и вентилятор с муфтой.

Примечание: Все операции проводятся с установленным коромыслом 8 с успокоительными роликами ремня привода ТНВД.

Рисунок 42. Расположение меток и отверстий под штифты для замены ремня привода ТНВД.

Техническое обслуживание. Дизельный двигатель модели ЗМЗ-5143.10 – руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту (2006 год).

1 – отверстие на шкиве ТНВД под штифт-центратор; 2 – отверстие в передней крышке распределительных валов; 3 – отверстие в передней опорной шейке впускного распределительного вала; 4 – отверстие в блоке под установочный штифт; 5 – указатель ВМТ на крышке цепи; 6 – установочная метка ротора датчика положения коленчатого вала; 7 – шкив с демпфером коленчатого вала; 8 – коромысло с успокоительными роликами; 9 – зубчатый ремень привода ТНВД; 10 – кронштейн с натяжным роликом; 11 – гайка крепления натяжного ролика; 12 – пружина натяжения ремня привода ТНВД; 13 – шкив ТНВД; 14 – болты крепления ТНВД к передней опоре.

Система охлаждения. Уход за системой охлаждения заключается в ежедневной проверке уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке на холодном двигателе и герметичности системы охлаждения, проверке и регулировке натяжения ремня привода агрегатов и ремня привода вентилятора (см. выше), периодической замене охлаждающей жидкости с промывкой системы охлаждения.

Внимание!

  • При обслуживании системы охлаждения следует иметь в виду, что низкозамерзающие охлаждающие жидкости являются пищевым ядом и при работе с ними необходимо соблюдать следующие меры предосторожности:

– избегать попадания ОЖ в полость рта, на руки и в глаза;

– открытые участки кожи, на которые попала охлаждающая жидкость, необходимо незамедлительно промыть теплой водой с мылом;

– не допускать проливания ОЖ в закрытом помещении. При проливании смыть водой пролитую ОЖ и проветрить помещение.

Заправка системы охлаждения производится путем заливки ОЖ в радиатор и расширительный бачок.

Заправлять систему охлаждения допускается только ОЖ, указанными в п. «2.3 Эксплуатационные материалы, применяемые на двигателе».

Недопустимо в качестве охлаждающей жидкости использовать воду. Применение воды приводит к коррозии и образованию накипи в системе охлаждения, что ухудшает теплоотвод от деталей двигателя и приводит к снижению мощности, увеличению расхода топлива и интенсивному износу деталей. В холодное время года замерзание воды в системе охлаждения приведет к поломке блока цилиндров и головки цилиндров.

Использование воды допускается только в исключительных случаях и в течение короткого промежутка времени, например, в случае значительной утечки ОЖ.

При этом неизбежно понизится плотность смеси и повысится температура ее замерзания, поэтому при первой же возможности необходимо слить смесь и залить свежую ОЖ.

Проверку уровня охлаждающей жидкости рекомендуется производить при температуре в системе плюс 15-20 °С, так как охлаждающая жидкость имеет высокий коэффициент теплового расширения и ее уровень в расширительном бачке значительно меняется в зависимости от температуры. Уровень жидкости в расширительном бачке должен быть по метке «MIN» или выше ее на 3-4 см. При необходимости долить охлаждающую жидкость в расширительный бачок.

При понижении уровня охлаждающей жидкости в результате испарения для сохранения плотности ОЖ следует доливать дистиллированную воду (не допускается доливать жесткую воду!). При понижении уровня охлаждающей жидкости в результате утечки следует доливать охлаждающую жидкость той же марки, выпущенной по тем же ТУ. В случае частой доливки проверить герметичность системы.

Перед началом зимней эксплуатации (при сезонном обслуживании) следует проверять плотность ОЖ в системе охлаждения с помощью ареометра при температуре плюс 20 °С, которая должна быть следующей:

ОЖ-40 «Лена», Тосол-А40М 1,075-1,085 г/см³
ОЖ-65 «Лена», Тосол-А65М 1,085-1,100 г/см³
Термосол марки А-40 1,070-1,090 г/см³
Термосол марки А-65 1,075-1,095 г/см³

При несоответствии плотности указанным величинам охлаждающая жидкость замерзает при более высокой температуре, при этом необходимо заменить ОЖ.

Периодически необходимо производить замену охлаждающей жидкости, так как она начинает терять антикоррозионные свойства. Период замены ОЖ «Лена» и Тосола три года, Термосола – десять лет.

Замену охлаждающей жидкости необходимо производить с промывкой системы охлаждения.

Порядок замены охлаждающей жидкости следующий:

Слить охлаждающую жидкость, для чего необходимо:

– установить автомобиль на горизонтальную площадку;

– установить рычаг управления краном отопителя салона в крайнее правое положение;

– снять пробку заливной горловины радиатора 8 (Рисунок 22) и расширительного бачка 10;

– слить охлаждающую жидкость из системы, открыв краник слива на блоке цилиндров 18 и сливную пробку радиатора 14;

– продуть сжатым воздухом полость теплообменника через шланг отвода ОЖ от теплообменника, предварительно отсоединив его. Убедиться в отсутствии ОЖ в двигателе. Подсоединить шланг отвода ОЖ от теплообменника, закрепить хомутом;

– закрыть краник слива ОЖ блока цилиндров и завернуть сливную пробку радиатора.

Рисунок 22. Схема системы охлаждения двигателя на автомобилях УАЗ.

Техническое обслуживание. Дизельный двигатель модели ЗМЗ-5143.10 – руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту (2006 год).

1 – краник отопителя салона; 2 – электронасос отопителя; 3 – двигатель; 4 – термостат; 5 – датчик указателя температуры ОЖ; 6 – датчик температуры охлаждающей жидкости (системы управления); 7 – датчик сигнализатора перегрева ОЖ; 8 – заливная горловина радиатора; 9 – расширительный бачок; 10 – пробка расширительного бачка; 11 – вентилятор; 12 – радиатор системы охлаждения; 13 – муфта вентилятора; 14 – сливная пробка радиатора; 15 – привод вентилятора; 16 – водяной насос; 17 – теплообменник жидкостно-масляный; 18 – сливной краник ОЖ блока цилиндров; 19 – трубка отопителя; 20 – радиатор отопителя салона.

Промыть систему охлаждения в следующем порядке:

– заполнить систему охлаждения чистой водой (недопустимо использовать жесткую воду!) и завернуть пробки заливной горловины радиатора и расширительного бачка;

– запустить двигатель и прогреть его при средней частоте вращения коленчатого вала до рабочей температуры (плюс 80-90 °С), дать двигателю поработать 3-5 мин;

– заглушить двигатель и слить воду;

– повторить вышеперечисленные операции промывки еще один раз, используя свежую воду.

Произвести заправку системы охлаждения в следующей последовательности:

– закрыть краник слива охлаждающей жидкости блока цилиндров и завернуть сливную пробку радиатора;

– рычаг управления краником отопителя салона установить в крайнее правое положение;

– заполнить свежей охлаждающей жидкостью рекомендуемой марки радиатор на 10-15 мм ниже горловины и расширительный бачок на 3-4 см выше метки «MIN».

Для удаления воздушных пробок после заливки свежей охлаждающей жидкости сделать следующее:

– запустить двигатель, прогреть до рабочей температуры, после уменьшения уровня жидкости в верхнем бачке радиатора долить в него и закрыть пробку заливной горловины радиатора;

– заглушить двигатель, дать ему остыть, довести уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке до нормы и закрыть пробку расширительного бачка;

– прогреть двигатель до открытия термостата и поработать на холостом ходу с перегазовками в течение 10-15 мин и снова довести уровень ОЖ в расширительном бачке до нормы.

Система питания. Обслуживание системы заключается в периодическом сливе отстоя из фильтров и баков и замене фильтрующего элемента фильтра тонкой очистки топлива.

Слив отстоя из фильтра тонкой очистки топлива проводить через каждые 5 000 км пробега, а из фильтра грубой очистки топлива и баков – при каждом ТО-1.

Для слива отстоя из фильтра грубой очистки и баков необходимо отвернуть пробки фильтра и баков и слить отстой до появления чистого топлива (не менее 200 мл).

Для слива отстоя из фильтра тонкой очистки топлива следует надеть на штуцер клапана слива отстоя шланг и отвернуть клапан. После появления из шланга чистого топлива завернуть клапан.

Для замены фильтрующего элемента фильтра тонкой очистки топлива выполнить следующее:

1. Отвернуть корпус с фильтрующим элементом 6 (Рисунок 30).

Рисунок 30. Фильтр тонкой очистки топлива.

Техническое обслуживание. Дизельный двигатель модели ЗМЗ-5143.10 – руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту (2006 год).

1 – штуцер отвода топлива в линию слива; 2 – штуцер подвода топлива от баков; 3 – пробка для выпуска воздуха; 4 – подогреватель; 5 – прокладка; 6 – корпус фильтрующего элемента; 7 – пробка слива воды; 8 – датчик температуры топлива; 9 – шланг отвода очищенного топлива к ТНВД; 10 – разъем подогревателя; 11 – шланг подвода отсечного топлива от ТНВД; 12 – перепускной клапан.

2. Смазать прокладку 5 на корпусе нового фильтрующего элемента чистым дизельным топливом.

3. Завернуть новый корпус с фильтрующим элементом до соприкосновения прокладки 5 с подогревателем 4, после чего довернуть фильтр на 1-1,5 оборота.

После обслуживания системы питания и ремонта, связанного с ее разгерметизацией, а также после длительного простоя двигателя следует удалить воздух из системы. Для выпуска воздуха из системы подачи топлива надо ослабить пробку выпуска воздуха на фильтре тонкой очистки топлива (3, Рисунок 30), включить топливный электронасос поворотом ключа в выключателе пуска в положение «I» до момента истечения из-под пробки топлива без пузырьков воздуха.

Топливный электронасос автоматически выключится после 20 с работы. При необходимости повторно влючить электронасос. Завернуть пробку выпуска воздуха.

Если двигатель не запускается, то остались незаполненными топливопроводы высокого давления и форсунки. Для прокачивания топливопроводов высокого давления и форсунок необходимо выполнить следующие действия:

Внимание!

  • Топливопроводы высокого давления рекомендуется устанавливать на двигатель только один раз. Повторная установка не гарантирует надежную герметизацию стыков и долговременную работу топливопровода.

– обложить жгутами из чистой ветоши места соединений топливопроводов высокого давления с форсунками;

– ослабить соединения топливопроводов высокого давления с форсунками;

– произвести прокрутку двигателя стартером не более 15 с до момента появления топлива в местах соединений. При необходимости повторить прокрутку не раньше, чем через 1 мин;

– затянуть гайки топливопроводов с М кр 21,6…24,5 Н·м (2,2…2,5 кгс·м).

Система рециркуляции отработавших газов.

Периодически рекомендуется проверять работоспособность клапана рециркуляции. Перед началом проверки убедиться в исправности системы управления – после пуска двигателя лампа диагностики гореть не должна.

Для проверки надо прогреть двигатель до температуры ОЖ не ниже плюс 40 °С. Затем следует плавно нажать на рычаг подачи топлива ТНВД для увеличения частоты вращения коленчатого вала до 1350-1450 мин⁻¹ и затем резко отпустить. О нормальной работе клапана свидетельствует перемещение диафрагмы штока на величину не менее 4 мм. Перемещение диафрагмы контролировать через отверстие в корпусе пневмокамеры 1 (Рисунок 34). При нечеткой работе привода прием повторить несколько раз, повышая обороты двигателя. При срабатывании клапана на более высоких оборотах проверить надежность креплений вакуумных шлангов.

Рисунок 34. Система рециркуляции отработавших газов.

Техническое обслуживание. Дизельный двигатель модели ЗМЗ-5143.10 – руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту (2006 год).

1 – пневмокамера; 2 – шланг от электромагнитного клапана управления к клапану рециркуляции; 3 – пружина; 4 – шток клапана рециркуляции; 5 – клапан рециркуляции; 6 – трубка рециркуляции; 7 – коллектор; 8 – выпускной патрубок турбокомпрессора.

В случае отсутствия перемещения штока проверить наличие управляющего разрежения на диафрагменном механизме клапана рециркуляции. Если разрежение имеется, то неисправен клапан, который необходимо заменить. В случае отсутствия управляющего разрежения возможно неисправны электромагнитный клапан, электронный блок управления или датчик положения рычага подачи топлива ТНВД.

Для обеспечения возможности экспресс-проверки исправности электрической цепи электромагнитного клапана управления подачей вакуума от вакуумного насоса на клапан рециркуляции в блоке управления предусмотрен режим его переключения при остановленном двигателе и включенном питании. Переключение должно происходить при каждом нажатии до упора рычага подачи топлива топливного насоса.

При отпускании рычага электромагнитный клапан возвращается в исходное состояние.

В случае отсутствия переключения электромагнитного клапана – заменить электромагнитный клапан, датчик положения рычага подачи топлива ТНВД или блок управления.

Проверка дымности отработавших газов на режиме свободного ускорения.

Дымность отработавших газов проверяют на станциях технического обслуживания и диагностики по ГОСТ Р 52160-2003 – приборами, работающими по принципу просвечивания потока отработавших газов (типа AVL 438 или «Хартридж»).

Перед измерением двигатель надо прогреть до 80…90 °С (стрелка указателя температуры охлаждающей жидкости в зеленой зоне шкалы).

Порядок проверки:

Шесть раз увеличить частоту вращения коленчатого вала от минимальной до максимальной, нажимая на педаль акселератора с интервалом не более 15 с. Измерять показатели следует по максимальному отклонению стрелки прибора в последних четырех циклах. За результат принимают среднее арифметическое по четырем циклам.

Измерение считается точным, если разница в последних четырех циклах не превышает 6 единиц шкалы прибора.

Дымность отработавших газов двигателя в режиме свободного ускорения не должна превышать значение коэффициента поглощения света К=1,6 м⁻¹.

В случае несоответствия установленной норме необходимо найти и устранить неисправность (см. «Возможные неисправности двигателя»).

Система питания воздухом. Уход за системой заключается в периодической очистке корпуса воздушного фильтра и замене его фильтрующего элемента.

После очистки корпуса рекомендуется проверить герметичность фильтрующего элемента на просвет. Поврежденный или сильно загрязненный фильтрующий элемент заменить. Замену фильтрующего элемента воздушного фильтра проводите через 30 000 км.

Внимание!

  • Во время проведения работ по обслуживанию воздушного фильтра необходимо тщательно предохранять впускные шланги от попадания посторонних предметов, грязи и песка.

Система газотурбинного наддува. Периодически рекомендуется проверять герметичность соединений ресивера с корректором по наддуву ТНВД. Если корректор не работает, то двигатель теряет до 30 % мощности.

8.2 Возможные неисправности двигателя и методы их устранения.

Таблица 7.

Причины неисправности Способ устранения
Двигатель не пускается
а) недостаточно топлива в баках Залить топливо в баки
б) нет подачи топлива из бака в двигатель Проверить подачу топлива в двигатель
в) загрязнен фильтр тонкой очистки топлива Заменить фильтрующий элемент топливного фильтра
г) загрязнен фильтр-отстойник Промыть и продуть сжатым воздухом давлением не более 98 кПа (1 кгс/см²) корпус фильтра и фильтр
д) загрязнен сетчатый фильтр приемной трубки топливного бака Промыть и продуть сжатым воздухом сетчатый фильтр
е) вода в топливе Слить отстой воды из топливных баков после 12-часовой стоянки или заменить топливо, слить отстой воды из топливных фильтров
ж) заправлено летнее топливо при температуре окружающего воздуха ниже минус 5 °С В теплом помещении заменить топливо на зимнее, при отсутствии теплого помещения прогреть топливопроводы, фильтры и бак горячей водой и заменить топливо
з) негерметичность системы питания, подсос воздуха в трубопроводах от топливного бака до топливоподкачивающего насоса Подтянуть соединения. Заменить негерметичные участки трубопровода
и) разряжен аккумулятор (стартер не прокручивает двигатель) Зарядить аккумулятор
к) отказ свечей накаливания или реле свечей накаливания (при холодном пуске, когда температура охлаждающей жидкости ниже плюс 23 °С) Заменить свечи накаливания или реле свечей
л) неисправен стартер Заменить стартер
м) воздушная пробка в системе подачи топлива Выпуск воздушной пробки см. «8.1 Рекомендации по техническому обслуживанию. Система питания» (см. выше)
н) не работает топливный электронасос Проверить цепь питания насоса или заменить насос
о) угол опережения впрыска топлива не соответствует требуемому (при неквалифицированном обслуживании или ремонте) Проверить установку ТНВД с помощью штифтов и при необходимости отрегулировать (см. п. 8.1 (см. выше))
п) неисправен ТНВД Проверить ТНВД на стенде (см. п. 9.3) и при необходимости заменить
р) неправильная установка фаз газораспределения, вытяжка цепи привода ГРМ Отрегулировать фазы газораспределения (см. п. 9.4, Проверка и регулирование фаз)
Двигатель не развивает полной мощности
а) негерметично соединение ресивера с корректором по наддуву Устранить негерметичность
б) недостаточная подача топлива из бака См. подпункты «а»-«н» «Двигатель не пускается»
в) неисправна одна или несколько форсунок Проверить и заменить неисправные форсунки
г) неисправность ТНВД Проверить ТНВД на стенде (см. п. 9.3) и при необходимости заменить
д) негерметичны соединения воздухопровода от турбокомпрессора до впускной трубы Подтянуть хомуты, при необходимости заменить соединительные патрубки и прокладки. Проверить герметичность соединений
е) отклонение фаз газораспределения Отрегулировать фазы газораспределения (см. п. 9.4, Проверка и регулирование фаз)
ж) неисправен турбокомпрессор Проверить задевание лопаток насосного колеса за корпус компрессора, износ или повреждение лопаток насосного колеса. При необходимости ремонта турбокомпрессора заменить ТКР или обратиться на специализированное ремонтное предприятие (см. Приложение Е)
з) не открывается один или более клапанов из-за разрушения рычагов привода клапанов Заменить неисправные детали
Двигатель дымит
1. Черный дым  
1.1 Неполное сгорание топлива:  
а) засорен воздушный фильтр Заменить фильтрующий элемент воздушного фильтра
б) неправильная установка ТНВД – более поздний впрыск топлива Проверить установку ТНВД с помощью штифтов и при необходимости отрегулировать (см. п. 8.1 (см. выше))
в) неудовлетворительное качество распыливания топлива форсунками Проверить форсунки на стенде (см. п. 9.4) и при необходимости заменить неисправные форсунки
г) зависание клапана рециркуляции в открытом положении Проверить подвижность клапана (см. п. 8.1 (см. выше)) и при необходимости заменить клапан рециркуляции
д) негерметичность соединения воздухопровода от турбокомпрессора до впускной трубы Подтянуть хомуты, при необходимости заменить соединительные патрубки
1.2 Повышенный расход масла:  
а) повышенный расход масла через систему вентиляции картера двигателя – нарушение герметичности вакуумной системы Проверить и восстановить герметичность вакуумных систем усилителя тормозов и рециркуляции отработавших газов
б) засорен маслоотделитель Очистить маслоотделитель
в) изношены цилиндры или поршневые кольца Произвести ремонт двигателя
г) изношены маслосъемные колпачки клапанов двигателя Заменить маслосъемные колпачки
д) износ подшипников турбокомпрессора Заменить ТКР или обратиться на специализированное ремонтное предприятие (см. Приложение Е)
е) моторное масло не соответствует рекомендуемому для применения (см. п. 2.3) Заменить моторное масло (см. п. 8.1 (см. выше))
2. Белый дым  
а) попадание охлаждающей жидкости в цилиндры двигателя из-за разрушения головки цилиндров или прокладки головки цилиндров Заменить неисправную деталь
б) некачественное топливо Заменить топливо в баке
в) неисправна топливная форсунка Проверить форсунки на стенде (см. п. 9.4) и при необходимости заменить неисправные форсунки
3. Отклонение фаз газораспределения Отрегулировать фазы газораспределения (см. п. 9.4, Проверка и регулирование фаз)
Неравномерная работа двигателя
нарушена нормальная подача топлива к двигателю См. «Двигатель не пускается»
Низкое давление масла
а) уровень масла в двигателе ниже минимально допустимого Долить масло до верхней метки на масляном щупе
б) масло низкого качества Применять масло согласно Руководству по эксплуатации автомобиля
в) засорен масляный фильтр Заменить масляный фильтр
г) неисправен датчик указателя давления масла или указатель давления масла Заменить датчик или указатель давления масла
д) неисправен редукционный клапан масляного насоса Заменить редукционный клапан
е) повышенные зазоры в масляном насосе Заменить масляный насос
ж) перегрев двигателя Устранить его причину
з) изношены вкладыши коленчатого вала Произвести ремонт двигателя
Перегрев двигателя
а) мало охлаждающей жидкости в системе охлаждения Уровень жидкости на холодном двигателе должен быть на уровне или выше на 3-4 см метки MIN на расширительном бачке
б) высокая температура окружающего воздуха Перейти на пониженную передачу и продолжать движение. В случае дальнейшего повышения температуры охлаждающей жидкости остановиться и определить причину
в) неисправен термостат Заменить термостат
г) недостаточное натяжение ремней привода вспомогательных агрегатов Отрегулировать натяжение ремней
д) износ крыльчатки водяного насоса Заменить крыльчатку
е) засорение наружной поверхности радиатора Промыть наружную поверхность радиатора или продуть сжатым воздухом
ж) засорение системы охлаждения Промыть систему охлаждения
Двигатель долго прогревается до рабочей температуры
а) низкая температура окружающего воздуха Утеплить капот автомобиля
б) неисправен термостат – клапан термостата не закрывается Заменить термостат
в) неисправность датчика указателя температуры охлаждающей жидкости или его цепи При включенном зажигания без запуска двигателя замкнуть провод датчика на массу. Если стрелка переместилась в конец шкалы – неисправен датчик. В противном случае неисправен жгут
Повышение уровня масла
негерметичность уплотнений и стенок деталей, разделяющих полости системы смазки и охлаждения Заменить дефектные детали
Стук в двигателе
а) износ шатунных или коренных подшипников коленчатого вала, деталей цилиндро-поршневой группы, газораспределительного механизма Отремонтировать двигатель (заменить изношенные детали)
б) встреча клапанов с поршнем из-за отклонения фаз газораспределения Отрегулировать фазы газораспределения (см. п. 9.4, Проверка и регулирование фаз). Проверить состояние деталей газораспределительного механизма (звездочек, гидронатяжителей, цепей, успокоителей). При обнаружении износа деталей произвести их замену
в) стук гидроопор клапанов Если стук не исчез через 30 мин после пуска и прогрева двигателя – заменить дефектные гидроопоры
г) стук гидронатяжителей Заменить или отремонтировать неисправный гидронатяжитель (см. п. 9.4)

Поделиться ссылкой:

Похожие статьи

Руководства