Краны управления отопителем КУОТ-ЭП, КУОТ-2-ЭП, КУОТ-3-ЭП ГАЗель NEXT.
Кран управления отопителем (ООО «Пустынь» г. Арзамас).
Маркировка и идентификация изделий «Краны управления отопителем с электроприводом» КУОТ-ЭП, КУОТ-2-ЭГ1 и КУОТ-З-ЭП.
Изделия «Краны управления отопителем с электроприводом» КУОТ-ЭП. КУОТ-2-Э11 и КУОТ-З-ЭП производства ООО «Пустынь» имеют несколько вариантов исполнения. Для их отличия на деталях кранов «Крышка» (рис. 1) и «Корпус» (рис. 2) маркируются следующие данные:
На позициях 1 и 2 детали «Крышка» (рис. 1) маркируется дата изготовления. Вершинами стрелок указываются год (поз. 1) и месяц (поз. 2) изготовления изделия;
Для указания качества изделий КУОТ-ЭП. КУОТ-2-ЭП и КУОТ-З-ЭП на позиции 3 детали «Крышка» (рис. 1) маркируется клеймо ОТК;
Изделия «Краны управления отопителем с электроприводом» собирают с блоками управления, имеющими разное номинальное напряжение питания от бортовой сели автомобиля. 12V и 24V. Для идентификации кранов с различным напряжением, на позиции 4 детали «Крышка» (рис. 1). маркируется соответствующие значение 12V или 24V соответственно;
Для идентификации кранов по типу, напряжению и наличию дополнительной защит ы (защитная сетка и гофрированная трубка), на позиции 1 детали «Корпус» (рис. 2) маркируется номер изделия. В таблице 1 приведены сравнительные данные.
Для индивидуализации кранов на позиции 2 детали «Корпус» (рис. 2), маркируется товарный знак завода – изготовителя.
Таблица 1.
Кран отопителя | Номер изделия | Номинальное напряжение, V | Наличие дополнительной защиты |
КУОТ-ЭП | РКНУ.8109030 | 12 | нет |
КУОТ-ЭП | РКНУ.8109030-01 | 24 | нет |
КУОТ-2-ЭП | РКНУ.8109030-20 | 12 | нет |
КУОТ-2-ЭП | РКНУ.8109030-30 | 12 | да |
КУОТ-2-ЭП | КНУ.8109030-31 | 24 | да |
КУОТ-З-ЭП | A21R23.8109030 | 12 | да |
Рис. 1.
Рис. 2.
Эксплуатация и техническое обслуживание кранов управления отопителем КУОТ-ЭП, КУОТ-2-ЭП и КУОТ-З-ЭП.
Краны управления отопителем предназначены для дистанционной регулировки (открытие-закрытие) подачи жидкости через радиатор отопления автомобиля.
Краны изготавливаются в исполнении 01 по ГОСТ 15150 и рассчитаны на эксплуатацию при температуре окружающего воздуха от минус 45°С до плюс 80°С. Допустимая влажность воздуха 90% при температуре плюс 27°С. Конструкция крана и применяемые для его изготовления материалы допускают эксплуатацию крана при температуре охлаждающей жидкости от минус 45°С до плюс 120°С.
Краны должны подключаться к напряжению питания бортовой сети автомобиля 12В или 24В соответственно для кранов с напряжением питания 12В или 24В. Для стабильной работы кранов разрешается их эксплуатация при колебании подводимого напряжения, составляющего 90 … 125% от номинального.
Краны предназначены как для установки в подкапотное пространство. гак и для установки в салоне автомобиля.
Техническое обслуживание.
Рекомендуется проводить техническое обслуживание кранов, имеющих в своей конструкции фильтрующий элемент (деталь «Сетка») на входном патрубке. Это краны: КУОТ-2-ЭП вариантов исполнения РКНУ.8109030-30 и РКНУ.8109030-31, а также КУОТ-З-ЭП РКНУ.8109030-40 (A21R23.8109030). Процесс технического обслуживания заключается в периодическом снятии резинового шланга с входного патрубка крана, и прочистке фильтрующего элемента в нем (если он забит включениями, фракциями из системы отопления). Рекомендуется производить очистку фильтрующего элемента крана не реже чем плановое ТО автомобиля. Периодичность очистки фильтрующего элемента так же можно установить самостоятельно в зависимости от степени загрязненности рабочей жидкости (тосола). Для корректной работы крана рабочая жидкость должна быть чистой, и не иметь включений размером свыше 1,5 мм.
Примечание: Производитель крана не песет ответственности за отказ в работе крана по причине заклинивания его механической части загрязняющими частицами из системы отопления. Данный дефект может возникнуть на кранах не имеющих фильтрующего элемента на входном патрубке, а также на кранах, имеющих фильтрующий элемент, который при сильном загрязнении под действием избыточного давления и высокой температуры в системе охлаждения может разрушиться.
Краны остальных модификаций не ремонтопригодны в условиях сервисных предприятий, а также не нуждаются в техническом обслуживании.
Методика определения неисправностей КУОТ-ЭП (РКНУ 8109030) КУОТ-2-ЭП (РКНУ 8109030-20, РКНУ 8109030-30) и КУОТ-З-ЭП (РКНУ 8109030-40) в условиях сервисных предприятий.
Методика.
Возможные неисправности | Причины | Способы диагностики и устранение неисправности |
Течь охлаждающей жидкости | Не герметичны соединения шлангов с патрубками крана | 1. Проверить соединения шлангов с патрубками крана, при необходимости переобжать (подтянуть) хомуты, и вытереть следы подтёков.
2. 3апустить двигатель на 5-10 мин. 3. Убедится визуально в отсутствии течи на соединениях и на кране. |
Если течь прекратилась – кран герметичен. Если течь продолжается, и определено, что она не в соединениях резиновых шлангов с патрубками кранов, а сквозь стенки корпуса крана, или через герметизирующую прокладку – кран следует заменить. | ||
Не работает кран | Причиной отказа в работе крана может явиться как неисправность в электрической части самого крана, а также и неисправность пульта управления краном установленном в автомобиле. Органы управления данного пульта, для удобства водителя, как правило, выведены на переднюю панель в салоне автомобиля.
Для определения причины отказа в работе крана, необходимо выполнить следующее: Отсоединить колодку штыревую крана от колодки гнездовой пульта управления краном. |
|
Проверка при помощи вольтметра наличия управляющих сигналов с пульта управления краном. | ||
Нет напряжения питания на контактах 1 и 2 гнездовой колодки пульта управления краном (см. рис. 3). | Проверить наличие напряжения на контактах 1 и 2 гнездовой колодки пульта управления краном. Должно быть 12 В. | |
Нет управляющего сигнала на контактах 2 и 3 гнездовой колодки пульта управления краном, при включении крана. | Проверить наличие сигнала 12 В. на контактах 2 и 3 гнездовой колодки пульта управления краном. | |
Нет управляющего сигнала на контактах 2 и 4 гнездовой колодки пульта управления краном, при отключении крана. | Проверить наличие сигнала 12 В. на контактах 2 и 4 гнездовой колодки пульта управления краном. | |
Проверка при помощи блока индикации наличия управляющих сигналов с пульта управления крапом. | ||
Нет напряжения питания на контактах 1 и 2 гнездовой колодки пульта управления краном (см. рис. 3). | Подключить колодку штыревую блока индикации к колодке гнездовой пульта управления краном в автомобиле. При этом на блоке индикации должен загореться светодиод «питание 12 В» (см. рис. 4). | |
Нет управляющего сигнала на контактах 2 и 3 гнездовой колодки пульта управления краном, при включении крана. | Включить переключатель на пульте управления крапом в положение открыто, при этом на блоке индикации должен загореться светодиод «открыто» (см. рис. 4). | |
Нет управляющего сигнала на контактах 2 и 4 гнездовой колодки пульта управления краном, при отключении крана. | Выключить переключатель на пульте управления крапом в положение закрыто, при этом на блоке индикации должен загореться светодиод «закрыто» (см. рис. 4) | |
Если управляющие сигналы присутствуют, то пульт управления краном считать рабочим.
Если один из сигналов управления отсутствует, то пульт управления считать нерабочим и его следует заменить. |
||
Проверка электрической части крана при помощи жгута контроля крана (см. рис. 5). | ||
Подключить контакты 5 и 6 жгута к источнику питания или к клеммам аккумуляторной батареи (с поминальным напряжением 12 В.) в соответствии с полярностью (см. рис. 5). Подключить разъем XT (колодка гнездовая) жгута к разъему (колодка штыревая) крана. | ||
Включить переключатель SB в положение 1 – кран откроется. | ||
Выключить переключатель SB в положение 2 – кран закроется. | ||
Если кран не переключается, то его следует заменить. Если кран переключается, то кран считать исправным. |
Проверка работоспособности крана при помощи «жгута контроля крана» может проводится при различных условиях: владельцем автомобиля при наличии данного жгута: на станциях технического обслуживания; при входном контроле у потребителя; на складе зарекламированных запасных частей; и др.
Примечание:
1. «Жгут контроля крана», а также «Блок индикации» или вольтметр в комплекте с крапами не поставляется.
2. При проверке крана «жгутом контроля крана» подключенным к источнику питания менее 11 В. кран может не переключаться, при этом он не считается неработоспособным.
3. Запрещается: Проводить проверку крана «жгутом контроля крана» подключенным к источнику питания свыше 15В. Данные действия могут привести к выходу из строя электронного блока, находящегося внутри крана. Работоспособность такого крана без замены всей его электронной части восстановить невозможно.
Рис. 3. Колодка гнездовая (602205) пульта управления краном в автомобиле.
1 – «-»12 вольт; 2 – «+»12 вольт; 3 – управляющий сигнал открытия крана; 4 – управляющий сигнал закрытия крана.
На рисунке колодка показана со стороны разъема.
Блок индикации.
1 – «-»12 вольт; 2 – «+»12 вольт; 3 – управляющий сигнал открытия крана; 4 – управляющий сигнал закрытия крана.
На рисунке колодка показана со стороны разъема.
Рис 4. Схема электрическая принципиальная блока индикации.
XT – колодка штыревая (502205); R1 …R3 – гасящее сопротивление (≈80 Ом подобрать по току светодиода); VD1 …VD3 – светодиод из серии АЛ (подключить в соответствии с полярностью).
Рис. 5. Схема жгута контроля крана.
1 – «-»12 вольт; 2 – «+»12 вольт), 3 – управляющий сигнал открытия крана; 4 – управляющий сигнал закрытия крана; 5 – «+» контакта источника питания; 6 – «-» контакта источника питания; SB – переключатель положения (открыто-закрыто); XT – колодка гнездовая (602205).