Органы управления. Автобус ПАЗ-320405 – руководство по эксплуатации.
Раздел 2. Органы управления автобуса.
Органы управления и контрольно-измерительные приборы.
Рис. 2-1. Органы управления.
1 – переключатель указателей поворота и света фар; 2 – переключатель стеклоочистителя, стеклоомывателя и моторного тормоза; 3 – выключатель приборов и стартера; 4 – панель приборов; 5 – комбинация приборов; 6 – рулевое колесо с регулируемой рулевой колонкой; 7- педаль сцепления; 8 – педаль рабочего тормоза; 9 – рычаг управления коробкой передач; 10 – педаль управления подачей топлива; 11 – сиденье водителя регулируемое с ремнем безопасности; 12 – регулятор положения зеркал.
Переключатель указателей поворота и света фар (рис. 2-2).
Указатели поворота работают только при включенных приборах. Для включения указателей поворота: правых – рычаг вверх, левых – рычаг вниз.
Рис. 2-2. Схема работы переключателя поворота и света фар.
Положения рычага:
1. Положение кратковременного включения указателя поворота.
Переместить рычаг вверх или вниз на величину собственного свободного хода до ощущения лёгкого упругого сопротивления рычага (не фиксированное положение рычага). Сигнализация будет работать пока рычаг удерживается рукой. При этом должен мигать соответствующий сигнализатор на комбинации приборов.
2. Положение длительного включения указателя поворота.
Переместить рычаг вверх или вниз в фиксированное положение. По завершении поворота рычаг автоматически вернётся в исходное положение.
Внимание!
- Мигание сигнализатора на комбинации приборов с удвоенной частотой указывает на неисправность лампы указателя поворота.
3. Ближний свет.
Среднее фиксированное положение рычага, если ручка центрального переключателя света находится в положении II и выключатель приборов и стартера находится в положении I.
4. Дальний свет.
Переместить рычаг от рулевого колеса в фиксированное положение.
5. Кратковременная сигнализация дальним светом фар.
Потянуть рычаг к рулевому колесу. После отпускания рычаг вернётся в среднее положение.
6. Кнопка включения функции «Круиз-контроль».
При однократном нажатии на кнопку вдоль оси включается функция «Круиз-контроль». При повторном нажатии кнопки, скорость незначительно уменьшается с каждым ее нажатием, до достижения скорости примерно 50 км/час.
Функция «Круиз-контроль» начинает работать при скорости более 48 км/ч. Для включения функции необходимо кратковременно нажать кнопку «Круиз-контроль» и отпустить газ-педаль. При этом система запоминает текущую скорость и поддерживает ее до нажатия любой из педалей управления (газ-педали, тормоза, сцепления). При нажатии любой из педалей управления, функция «Круиз-контроль» выключается.
Переключатель стеклоочистителя и стеклоомывателя с регулятором паузы.
Стеклоочиститель и стеклоомыватель работают только при включенных приборах.
Внимание!
- В морозную погоду, прежде чем включить стеклоочиститель, следует убедиться, что щётки не примёрзли к ветровому стеклу.
Положения рычага (вариант 1):
1. Очистка ветрового стекла одним рабочим ходом щёток.
Переместить рычаг вверх на величину его свободного хода до ощущения лёгкого упругого сопротивления рычага. Стеклоочиститель будет работать пока рычаг удерживается рукой.
Рекомендуется пользоваться при слабом дожде или забрызгивании ветрового стекла встречным транспортом.
2. Малая скорость стеклоочистителя.
3. Большая скорость стеклоочистителя.
4. Прерывистая работа стеклоочистителя.
Щётки стеклоочистителя совершают один рабочий ход в интервале от 2 с до 12 с в зависимости от положения регулятора паузы 1, которое выбирается поворотом регулятора в направлении стрелки, как показано на рисунке.
5. Включение стеклоомывателя.
Включается перемещением рычага вперёд, вдоль рулевой колонки из любого положения (положение не фиксируемое).
6. Включение моторного тормоза. При однократном нажатии на кнопку вдоль оси включается функция «Моторный тормоз» и на комбинации приборов загорается соответствующий сигнализатор.
При повторном нажатии кнопки функция «Моторный тормоз» выключается. Так же функция «Моторный тормоз» отключается при нажатии на педаль сцепления или акселератора.
При работе моторного тормоза увеличивается эффективность торможения двигателем, уменьшается нагрузка на тормозную систему. Рекомендуется пользоваться функцией «Моторный тормоз» на затяжных спусках.
Положения рычага (вариант 2):
1. Прерывистая работа стеклоочистителя.
Щётки стеклоочистителя совершают один рабочий ход в интервале от 2 с до 12 с в зависимости от положения регулятора паузы 1, которое выбирается поворотом регулятора в направлении стрелки, как показано на рисунке 2-3.
Рис. 2-3. Схема работы переключателя стеклоочистителя и стеклоомывателя.
1 – регулятор паузы в работе стеклоочистителя.
2. Малая скорость стеклоочистителя.
3. Большая скорость стеклоочистителя.
4. Очистка ветрового стекла одним рабочим ходом щёток.
Переместить рычаг вниз на величину его свободного хода до ощущения лёгкого упругого сопротивления рычага. Стеклоочиститель будет работать пока рычаг удерживается рукой. Рекомендуется пользоваться при слабом дожде или забрызгивании ветрового стекла встречным транспортом.
5. Включение стеклоомывателя.
Включается перемещением рычага вперёд, вдоль рулевой колонки из любого положения, положение не фиксируемое.
6. Включение моторного тормоза
Выключатель приборов и стартера. Схема положения ключа выключателя приборов и стартера показана на рис. 2-4.
Рис. 2-4. Схема положения ключа выключателя приборов и стартера.
“0” – все выключено, ключ не вынимается, противоугонное устройство не включено.
“I” – включены приборы. Ключ не вынимается. При переводе ключа в положение “I” кратковременно загораются лампы сигнализаторов комбинации приборов с целью про- верки их работоспособности.
“II” – включены приборы и стартер. Ключ не вынимается.
“III” – приборы выключены. При вынутом ключе включено противоугонное устройство. Для блокировки рулевого управления при вынутом ключе повернуть рулевое колесо в любую сторону до щелчка.
Для выключения противоугонного устройства вставить ключ в выключатель приборов и стартера и, слегка покачивая рулевое колесо вправо-влево, повернуть ключ в положение 0.
Внимание!
- Во избежание запирания рулевого вала, запрещается вынимать ключ из замка во время движения автобуса, в том числе и при его буксировке.
Панель приборов.
Рис. 2-5. Панель приборов.
1 – модуль управления светотехникой; 2 – выключатель плафонов салона; 3 – заглушка; 4 – выключатель плафона водителя; 5 – дефростер вентиляции; 6 – аварийный выключатель; 7 – комбинация приборов; 8 – выключатель подогрева зеркал; 9 – выключатель ПБС; 10 – автомагнитола*; 11 – переключатель отопителей салона; 12 – выключатель жидкостного подогревателя; 13 – крышка блока предохранителей; 14 – дистанционный выключатель АКБ; 15 – выключатель дополнительного оборудования (маршрутоуказатель); 16 – выключатель плафона переднего пассажирского места; 17 – розетка бортовой сети 12 В; 18 – пульт управления фронтальным отопителем; 19 – переключатели управления пассажирскими дверями; 20 – USB-разъём питания 5 В*.
* – устанавливается по заказу.
Модуль управления светотехникой.
Рис. 2-6. Модуль управления светотехникой.
1 – центральный переключатель света; 2 – регулятор освещённости приборов; 3 – выключатель передних противотуманных фар*; 4 – выключатель задних противотуманных фонарей.
* – устанавливается по заказу.
Рис. 2-7. Центральный переключатель света.
I – наружное освещение выключено;
II – включены габаритные огни, освещение комбинации приборов, заднего номерного знака и некоторых органов управления электрооборудованием;
III – дополнительно включены ближний или дальний свет.
Центральный переключатель света (поз. 1, рис. 2-6).
Центральный переключатель света имеет три фиксированных положения. Схема управления центральным переключателем показана на рис. 2-7. В положении II включение ближнего или дальнего света фар зависит от положения рычага подрулевого переключателя указателей поворота и света фар (3 или 4 на рис. 2-2).
Дневные ходовые огни включаются автоматически при включении приборов и стартера, если центральный переключатель света находится в положении 0. При переводе переключателя в положение I или II дневные ходовые огни выключаются.
Внимание!
- Не допускается движение с дневными ходовыми огнями при недостаточной видимости и в ночное время суток, так как задние габаритные фонари не горят.
Регулятор освещенности приборов (поз. 2, рис. 2-6) поворотом колеса регулятора вверх или вниз выбирается яркость освещения приборов, выключателей, пульта управления отоплением.
Выключатель передних противотуманных фар (поз. 4, рис. 2-6, устанавливается по заказу) работает от нажатия на клавишу выключателя при включенных габаритных огнях. При этом в клавише загорается контрольный индикатор включенного состояния передних противотуманных фар.
Выключение противотуманных фар происходит при выполнении одного из следующих условий:
– повторное нажатие на клавишу выключателя;
– переключение ключа в выключателе приборов и стартера в положение «0».
– перевод центрального переключателя света в положение «0».
Выключатель задних противотуманных фонарей (поз. 5, рис. 2-6) работает от нажатия на клавишу выключателя, если включены ближний, дальний свет фар или передние противотуманные фары. При этом в клавише загорается контрольный индикатор включенного состояния задних противотуманных фонарей.
Выключение задних противотуманных фонарей происходит при выполнении одного из следующих условий:
– повторное нажатие на клавишу выключателя;
– переключение ключа в выключателе приборов и стартера в положение «0»;
– выключение ближнего/дальнего света фар и передних противотуманных фар.
Выключатель АКБ (14, рис.2-5) предназначен для дистанционного отключения отрицательного вывода аккумуляторных батарей от кузова автобуса (“массы”).
Внимание!
- Отключение АКБ кнопкой дистанционного отключения 14 возможно только при выключенном зажигании.
Внимание!
- Запрещается отключение АКБ при включенном зажигании нажатием на кнопку механической части дистанционного выключателя, который расположен в аккумуляторном ящике.
Внимание!
- Запрещается отключение АКБ ранее, чем через 60 секунд после выключения зажигания.
Внимание!
- Запрещается отключение АКБ при работающем жидкостном подогревателе.
Внимание!
- При отключении АКБ запрещается удерживать кнопку в нажатом положении более 2 секунд.
Аварийный выключатель (поз. 6, рис. 2-5) включается предварительным сдвигом подпружиненного фиксатора на клавише вниз и последующим нажатием клавиши. После чего прекращается подача топлива, отключаются частично цепи питания, включается аварийная световая сигнализация и отключаются обмотки возбуждения генератора.
Для приведения выключателя в исходное состояние нажать на вторую часть клавиши. При этом работоспособность ранее выключенных систем, кроме пуска двигателя, должна восстановиться и выключиться аварийная сигнализация.
Внимание!
- При нажатии кнопки аварийного отключения не отключаются аварийная сигнализация, питание аварийного выключателя, управление дверными механизмами, освещение рабочего места водителя, тахограф (при наличии).
Комбинация приборов.
Внимание!
- Во избежание сбоев в работе комбинации приборов запрещается отключать аккумуляторную батарею (отсоединять провода с клемм «+» и «–») при включенном зажигании.
Для исключения последствий сбоев в работе комбинации приборов необходимо:
1. Выключить зажигание.
2. Восстановить соединение аккумуляторной батареи с бортовой сетью автобуса.
3. Нажать на кнопку «Режим» на комбинации приборов и, удерживая ее, включить зажигание. При этом стрелки вернутся в исходное положение.
Тахометр указывает частоту вращения коленчатого вала двигателя. Не следует допускать длительной работы двигателя с частотой вращения свыше 2300 мин⁻¹.
Указатель температуры охлаждающей жидкости двигателя имеет на шкале красную зону и сигнализатор предельной температуры. При достижении стрелкой красной зоны шкалы и загорании сигнализатора аварийно высокой температуры охлаждающей жидкости, необходимо остановить двигатель и устранить причину перегрева.
Рис. 2-8. Панель приборов.
1 – указатель оборотов двигателя (тахометр); 2 – указатель температуры охлаждающей жидкости; 3 – указатель уровня топлива; 4 – указатель скорости движения (спидометр); 5 – комбинированная кнопка “Режим”/ “Вольтметр”; 6 – жидкокристаллический индикатор (ЖКИ); 7 – комбинированная кнопка “Сброс суточного пробега”/ “Часы/Минуты”.
Кнопка «Режим» 5 предназначена для «самотестирования» комбинации приборов. Для этого следует нажать кнопку «Режим» и, удерживая её, включить приборы (положение ключа I). При этом включаются сигнализаторы 2, 3, 4, 5, 8, 9, 10, 17, 18, 21, 23, 25, 26, 29, (рис. 2-10), все сегменты многофункционального дисплея, стрелочные индикаторы проходят путь от минимума до максимума.
Режим «самотестирования» прерывается:
а) самостоятельно после движения стрелок приборов от начальной отметки шкалы до максимальной;
б) при появлении сигнала оборотов коленчатого вала двигателя;
в) при выключении приборов.
После окончания режима «самотестирования» комбинация приборов выходит в рабочий режим.
Кнопка установки на нуль показаний суточного пробега/перевода часов и минут 7.
Для установки на нуль показаний суточного пробега нажать кнопку и удерживать её нажатой не менее 2 секунд.
Для перевода часов и минут повернуть кнопку: по часовой стрелке – изменение показаний часов, против часовой стрелки – изменение показаний минут.
Указатель уровня топлива.
Топливный бак может содержать до 102 л топлива. При остатке топлива менее 12 л стрелка достигает красной зоны шкалы и загорается сигнализатор минимального резерва топлива в баке.
Спидометр указывает скорость движения автобуса в км/ч.
Жидкокристаллический индикатор (ЖКИ).
Рис. 2-9. Общий вид ЖКИ.
1 – текущее время, ч:мин (от 00:00 до 23:59); 2 – напряжение бортовой электрической сети, V (от 16,0 до 32,0 ). В случае достижения значения напряжение бортовой электрической сети автобуса менее 21,6 В или более 30 В возникает прерывистый режим индикации напряжения бортовой сети независимо от выбранного режима; 3 – давление воздуха в переднем и заднем контуре тормозов, кг/см² (атм.) (от 0,0 до 9,9); 4 – пробег с момента последнего обнуления, км (от 0,0 до 9999,9); 5 – пробег с момента установки комбинации, км (от 0 до 999999). Обнуление счётчика общего пробега невозможно.
Внимание!
- Во избежание сбоев в работе комбинации приборов запрещается отключать аккумуляторную батарею (отсоединять провода с клемм «+» и «–») при включенных приборах.
Сигнализаторы комбинации приборов (рис. 2-10).
Внимание!
- Некоторые сигнализаторы комбинации приборов могут находиться в неактивном состоянии из-за конструктивных особенностей и отличий в комплектации данной модели автобуса.
Рис. 2-10. Символы комбинации приборов.
№ на рис. | Символ | Цвет | Наличие | Наименование | Примечание |
1 | оранж. | есть | “Высокая температура выхлопных газов” | При непрерывном горении информирует водителя о повышенной температуре выхлопных газов вследствие регенерации сажевого фильтра в автоматическом режиме | |
2 | оранж. | нет | “Низкий уровень охлаждающей жидкости” | Устанавливается по заказу | |
3 | красный | есть | “Критическая неисправность двигателя” | Кратковременно загорается при включении приборов. При отсутствии неисправностей загорается при включении приборов и непрерывно горит 2-5 секунд, затем гаснет
При непрерывном горении информирует водителя о наличии критической неисправности (перегрев двигателя, падение давления масла, отказ газ-педали, критическая неисправность электронного блока) при которой необходимо немедленно прекратить движение и остановить двигатель |
|
4 | оранж. | есть | MIL | Кратковременно загорается при включении приборов. Информирует водителя о неисправностях, фиксируемых бортовой диагностической системой, имеющих отношение к выбросам отработавших газов и твердых частиц
При непрерывном горении сигнализатора необходимо провести диагностику системы управления двигателем на предприятии технического обслуживания После устранения неисправности сигнализатор продолжает гореть в течение четырех циклов пуска двигателя, затем гаснет |
|
5 | оранж. | есть | Система управления двигателем (“Внимание!”) | При исправной системе управления сигнализатор загорается после включения приборов и непрерывно горит в течение 2-5 секунд. Затем гаснет. Это указывает на готовность системы к пуску двигателя
При пуске двигателя сигнализатор загорается снова и горит до момента нажатия педали тормоза, затем гаснет. Это указывает на исправность датчика контроля выжима педали тормоза. При пуске двигателя с выжатой педалью тормоза сигнализатор загораться не будет При непрерывном горении сигнализатор информирует водителя о наличии не критической неисправности, при которой водитель может продолжить движение. В этом случае требуется диагностика автобуса на предприятии технического обслуживания |
|
6 | зеленый | есть | Указатель поворота налево | ||
7 | белый | есть | Включен дневной ходовой огонь | ||
8 | красный | есть | “Перегрев двигателя” | Кратковременно загорается при включении приборов. При непрерывном горении сигнализатора необходимо немедленно остановить двигатель (в соответствии с подразделом «Остановка двигателя»), определить и устранить причину перегрева | |
9 | синий | есть | Включен дальний свет фар | ||
10 | красный | есть | STOP | Загорается одновременно с одним из аварийных сигнализаторов красного цвета. При загорании указанных сигнализаторов дальнейшая эксплуатация автобуса не допускается до устранения неисправности | |
11 | зеленый | есть | Включены габаритные огни | ||
12 | оранж. | есть | “Остаток топлива” | Загорается при положении поплавка уровня топлива в районе 12 литров | |
13 | зеленый | есть | Включен ближний свет фар | ||
14 | зеленый | есть | Указатель поворота направо | ||
15 | красный | есть | “Неисправность пневмоподвески” | ||
16 | оранж. | нет | “Работа пневмоподвески” | ||
17 | красный | есть | “Аварийное давление в 1 контуре тормозов” | Непрерывное горение сигнализатора или его загорание в движении указывает на снижение давления воздуха в переднем контуре тормозов ниже допустимого
Автобус должен быть проверен на предприятии технического обслуживания |
|
18 | красный | есть | “Аварийное давление в 2 контуре тормозов” | Непрерывное горение сигнализатора или его загорание в движении указывает на снижение давления воздуха в заднем контуре тормозов ниже допустимого
Автобус должен быть проверен на предприятии технического обслуживания |
|
19 | оранж. | есть | “Аварийное давление воздуха в контуре вспомогательного оборудования” | ||
20 | оранж. | есть | “Засорённость воздушного фильтра” | Загорается при достижении разряжения во впускном патрубке впускной трубы 6,35 кПа. При загорании лампы очистить или заменить фильтр | |
21 | красный | есть | “Аварийное давление масла” | Загорается при включении приборов и гаснет после пуска двигателя (дублируется кратковременным звуковым сигналом при движении автобуса)
Загорание сигнализатора при работающем двигателе указывает на низкое давление масла в системе смазки двигателя, при этом необходимо немедленно остановить двигатель и проверить уровень масла в картере, при необходимости, долить. Если уровень масла в пределах нормы, следует обратиться на предприятие технического обслуживания |
|
22 | оранж. | есть | “Включен мотор- ный тормоз” |
||
23 | красный | есть | Стояночный тормоз | Загорается мигающим светом при включении приборов, если автобус заторможен стояночным тормозом (дублируется кратковременным звуковым сигналом при движении автобуса)
Непрерывное горение сигнализатора или его загорание в движении указывает на снижение давления воздуха в контуре стояночной системы тормозов ниже допустимого Автобус должен быть проверен на предприятии технического обслуживания |
|
24 | красный | есть | “Неисправность генератора” | Загорается при включении приборов и гаснет после пуска двигателя
Загорание сигнализатора при работающем двигателе указывает на слабое натяжение или обрыв ремня привода навесных агрегатов двигателя или на неисправность в цепи заряда батареи |
|
25 | оранж. | есть | “Наличие воды в топливе” | Кратковременно загорается при включении приборов. Непрерывное горение сигнализатора указывает на наличие воды в топливном фильтре. Необходимо немедленно остановить двигатель, слить воду из топливного фильтра или обратиться на предприятие технического обслуживания | |
26 | оранж. | есть | “Прогрев двигателя” | Загорается при включении приборов. Пускать двигатель стартером только после того как сигнализатор погаснет | |
27 | оранж. | нет | “Открыт задний люк” | Устанавливается по заказу | |
28 | оранж. | есть | “Неисправность АБС тормозов” | Загорается при включении приборов и гаснет через несколько секунд
Длительное горение сигнализатора или его загорание в движении указывает на неисправность антиблокировочной системы тормозов или антипробуксовочной системы. При этом рабочая тормозная система сохраняет работоспособность. Автобус должен быть проверен на предприятии технического обслуживания |
|
29 | красный | есть | “Незакрыта дверь салона” | Предупреждение о незакрытом положении двери имеется в клавише выключателя двери | |
30 | оранж. | есть | “Отключение ESP (ASR)” курсовая устойчивость) | Загорается при включении приборов и гаснет через несколько секунд. После первого нажатия клавиши, лампа ASR загорается в постоянном режиме (“Wabco”). После второго нажатия клавиши ASR возвращается в нормальный режим, лампа ASR – гаснет (если колеса не проскальзывают или скорость автобуса превышает 40 км/ч) | |
31 | оранж. | есть | “Требование остановки” | ||
32 | оранж. | есть | “Износ тормозных накладок” | Непрерывное горение сигнализатора указывает на предельный износ тормозных колодок
Автобус должен быть проверен на предприятии технического обслуживания |
Внимание!
- Запрещается эксплуатация автобуса с постоянно горящими или мигающими сигнализаторами красного цвета.
В случае невозможности устранения неисправности на месте допускается движение автобуса до предприятия технического обслуживания за исключением случаев загорания сигнализаторов, запрещающих дальнейшую эксплуатацию. При несвоевременном обращении на предприятие технического обслуживания автобус может быть снят с гарантийного обслуживания. Время эксплуатации автобуса с включенными сигнализаторами записывается в память блока управления.
Выключатель ASR (ПБС) “плохая дорога” (9 рис. 2-5) предназначен для перевода работы ПБС в режим более редкого срабатывания с целью повышения проходимости автобуса и снижении нагрузки на тормозные механизмы при движении по глубокому снегу (грязи) или по дорогам с плохим состоянием покрытия. После первого нажатия клавиши, лампа ПБС (30 рис.2-10) начинает работать в постоянном режиме (“Wabco”). После второго нажатия клавиши ПБС возвращается в нормальный режим, лампа ПБС – гаснет (если колеса не проскальзывают или скорость автобуса превышает 40 км/ч).
Пульт управления фронтальным отопителем.
На регуляторе распределения потоков воздуха 2 (рис. 2-11) имеют следующие символы:
– воздух поступает на ноги и грудь водителя и переднего пассажира;
– воздух поступает на обдув ветрового стекла и боковые стёкла;
– воздух поступает на ноги водителя и переднего пассажира.
Рис. 2-11. Пульт управления фронтальным отопителем.
1 – регулятор температуры воздуха; 2 – регулятор распределения потоков воздуха; 3 – регулятор скорости вращения вентилятора отопителя.
Устранение запотевания стекол.
Для быстрого устранения запотевания ветрового стекла и боковых стекол следует установить ручки регуляторов 1 и 3 на пульте управления в крайнее правое положение, а ручку 2 в положение обдува стёкол.
При установке ручки 2 в положение обдува стёкол в крайнее положение фронтальный отопитель включается автоматически на максимальные обороты в независимости от положения ручек 1 и 3.
Рулевая колонка регулируется по углу наклона.
Для регулировки колонки опустить рычаг 1 (рис. 2-12) механизма фиксации рулевой колонки вниз (положение II), установить рулевое колесо в удобное положение и зафиксировать колонку, подняв рычаг вверх до упора (в исходное положение I).
Регулировку положения рулевого колеса рекомендуется производить после регулировки сиденья водителя.
Рис. 2-12. Регулировка положения рулевой колонки.
Внимание!
- Запрещается регулировать положение рулевой колонки во время движения автобуса.
Выключатель аварийной сигнализации 1 (рис. 2-13) находится за рулевым колесом. При нажатии на кнопку выключателя одновременно горят в мигающем режиме все указатели поворота.
Аварийную световую сигнализацию необходимо включать при вынужденной остановке автобуса на проезжей части дороги и для оповещения других участников дорожного движения об опасности, создаваемой вашим автобусом.
Аварийная сигнализация работает как при включенных, так и при выключенных приборах и стартере.
По заказу потребителя автобус может оснащаться аудиооборудованием. В этом случае для управления аудиооборудованием устанавливаются кнопки на рулевом колесе (см. рис. 2-13).
Для включения звукового сигнала следует нажать на центральную панель рулевого колеса 4 (рис. 2-13).
Рис. 2-13. Кнопки рулевого колеса.
1 – выключатель аварийной сигнализации; 2 – кнопки выбора радиостанции; 3 – кнопки регулировки громкости; 4 – кнопка звукового сигнала.
Регулятор положения зеркал.
Для изменения положения зеркал следует повернуть корпус регулятора метку 1 (рис. 2-14) на символ “L” (левое зеркало) или символ “R” (правое зеркало) и перемещать корпус регулятора в одной из двух взаимно перпендикулярных плоскостях (по ходу движения и поперёк его).
Рис. 2-14. Регулятор положения зеркал.
1 – метка на корпусе регулятора.
Кран управления стояночным тормозом.
Стояночный тормоз включается перемещением рычага назад из положения I (рис. 2-15) в автоматически фиксированное положение II. При этом загорается сигнализатор включения стояночного тормоза. Для выключения стояночного тормоза необходимо вытянуть рукоятку рычага вверх из положения II в положение III, после чего рычаг крана автоматически возвращается в исходное положение. Сигнализатор должен погаснуть.
Рис. 2-15. Схема управления краном стояночного тормоза.
При стоянке на уклоне рекомендуется кроме стояночного тормоза включать первую передачу коробки переключения передач.
При частичном торможении, для аварийной остановки в случае возникновения неисправности рабочей тормозной системы, рычаг крана следует удерживать в нужном промежуточном положении, так как при отпускании рычаг автоматически возвращается в положение полного растормаживания.
Рычаг управления коробкой передач.
Схема переключения передач показана на рис. 2-16.
Рис. 2-16. Схема переключения передач (ГАЗ, C41R11 или C40R13).
Внимание!
- Передачу заднего хода включать после полной остановки автобуса.
Сиденье водителя В2912 (рис. 2-17)
Рис. 2-17. Регулировка сиденья водителя.
В зависимости от комплектации автобуса сиденье водителя может оснащаться электрообогревом сиденья (включается кнопкой 4), регулируемым подлокотником, механизмом регулировки жесткости поясничного подпора спинки сиденья и механизмом перемещения подушки сиденья.
Сиденье имеет следующие регулировки:
Для регулировки подлокотника по углу наклона повернуть рукоятку 1 как показано на рисунке.
Для регулировки жесткости поясничного подпора спинки сиденья повернуть рукоятку 2.
Для регулировки угла наклона спинки сиденья повернуть рычаг 3.
Для регулировки продольного перемещения подушки поднять рукоятку 5 вверх как показано на рисунке и не отпуская, произвести регулировку, после чего отпустите рукоятку.
Для регулировки механической подвески повернуть рукоятку 6 как показано на рисунке для снятия блокировки механизма. Далее, повернуть рукоятку 7, произвести настройку механизма в зависимости от массы водителя (на рукоятке имеется шкала с делениями).
Внимание!
- При движении автобуса по грунтовой дороге, с целью исключения негативного воздействия вибраций на водителя, следует заблокировать механизм механической подвески сиденья, повернув рукоятку 6.
Для продольного перемещения сиденья потянуть рукоятку 8 продольной регулировки вверх и выбрать желаемое положение сиденья. После регулировки убедиться, что сиденье зафиксировалось.
Для регулировки высоты передней части сиденья поднять вверх рычаг 9 и установить желаемую высоту передней части сиденья.
Для регулировки высоты задней части сиденья поднять вверх рычаг 10 и установить желаемую высоту задней части сиденья.
Для регулировки подголовника по высоте обхватить подголовник руками и передвинуть (вверх или вниз) подголовник так, чтобы затылок располагался напротив его центральной части.
Сиденье водителя установлено на сварное основание, выполняющее дополнительно функцию отсека для мелких вещей. Для получения доступа в отсек отклоните спинку сиденья и передвиньте сиденье максимально вперед.
Внимание!
- Не допускается производить регулировку сиденья во время движения автобуса.
Правила применения ремней безопасности.
Трёхточечные ремни безопасности устанавливаются на сиденье водителя и на переднем пассажирском сиденье.
Другие пассажирские сиденья могут оснащаться ремнями безопасности по требованию потребителя.
Трёхточечные (диагонально-поясные) ремни безопасности не нуждаются в регулировке.
Для пристёгивания ремнём следует медленно (без рывков) потянуть ленту ремня за язычок 1 (рис. 2-18), чтобы её длина по груди и бёдрам была примерно одинаковой, и вставить его в замок 2 до характерного щелчка.
Рис. 2-18. Применение ремней безопасности.
Верхняя часть ремня должна проходить через середину плеча, и ни в коем случае через шею или под рукой, и должна плотно прилегать к верхней части туловища.
Поясная часть ремня должна лежать как можно ниже и всегда плотно прилегать к бёдрам. В противном случае следует отпустить ремень и потянуть его.
Для освобождения ремней следует нажать на красную кнопку 3 замка. При этом язычок будет вытолкнут пружиной из своего гнезда. Затем отвести ленту ремня за язычок рукой назад, чтобы механизму было легче её смотать.
Ремнями безопасности должны пристёгиваться и беременные женщины. Необходимо помнить, что лента ремня должна располагаться таким образом, чтобы избежать любого давления на живот. Поясная часть ремня должна располагаться ниже живота.
При обслуживании ремней безопасности следует периодически их осматривать на предмет отсутствия повреждений любого характера.
Ремни безопасности автобусов для перевозки детей следует проверять на работоспособность автоматического запирающего устройства.
В случае загрязнения лямок следует очистить их мягким мыльным раствором.
Внимание!
- Ремни подлежат обязательной замене новыми, если они подверглись критической нагрузке в дорожно-транспортном происшествии или имеют потертости, разрывы и другие повреждения.
Навигационная система ГЛОНАСС Гранит Навигатор 2.07.
Конструкция автобуса подготовлена для установки транспортной навигационной системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, которая предназначена для отслеживания положения и истории событий автобуса.
Место установки радиостанции с гарнитурой находится над рабочим местом водителя в левой части потолочной панели крыши. Подключение питания к устройству должно осуществляться от жгута проводов по крыше автобуса. На этом жгуте предусмотрен отвод с двумя проводами: 1) оранжево-красного цвета (номер на проводе – 14) – «+»; 2) серого цвета (номер на проводе – 15) – «масса».
Отвод проводов предназначен для подключения оборудования с потреблением тока 5А.
Для получения дополнительной информации следует смотреть на сайте производителя (раздел “Техническая поддержка”).
Тахограф.
Тахограф предназначен для контроля за режимом труда и отдыха водителей. Конструкция автобуса подготовлена под установку тахографа. Тахограф может быть установлен в отсек потолочной консоли.
Все работы по установке, настройке и обслуживанию тахографа производятся в сервисных центрах, допущенных к деятельности по техническому обслуживанию тахографов. Информацию по допущенным к деятельности сервисным центрам и одобренным для установки маркам тахографов, можно узнать на сайте ФБУ «Росавтотранс».
Установка тахографа может быть произведена заводом-изготовителем автобуса. В этом случае активизация тахографа, активизация блока СКЗИ, калибровка тахографа и его опломбировка производится эксплуатирующей организацией (владельцем) в специализированном сервисном центре. Тахограф имеет отдельное руководство по эксплуатации, входящее в комплект эксплуатационной документации автобуса.
Во избежание недоразумений с контролирующими органами рекомендуется изучить порядок работы с тахографом и хранить руководство по его эксплуатации на рабочем месте водителя.
Внимание!
- Следует помнить, что в случае снятия аккумуляторных батарей потребуется повторная калибровка тахографа в специализированном сервисном центре.
Внимание!
- Если система ГЛОНАСС и (или) тахограф установлены не заводом-изготовителем автобуса, а сторонними организациями, то гарантийные обязательства ООО “ПАЗ” на их установку не распространяются.
Отметка об установке системы ГЛОНАСС и (или) тахографа на заводе-изготовителе автобуса содержится в сервисной книжке в разделе “Регистрационные данные автобуса/агрегатов”.
Оборудование вызова экстренных оперативных служб (ОВЭОС), предназначено для вызова оператора системы «ЭРА-ГЛОНАСС», с целью снижения тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий и иных происшествий на дорогах посредством уменьшения времени доведения информации об указанных происшествиях до экстренных оперативных служб. ОВЭОС устанавливается по заказу.
В состав ОВЭОС входят:
1. Блок “Вызова” (рис. 2-19) имеет кнопку 1 экстренного вызова “SOS”, кнопку 4 дополнительных функций и микрофон 3.
Рис. 2-19. Блок “Вызова”.
1 – кнопка “SOS”; 2 – крышка защитная; 3 – микрофон; 4 – кнопка дополнительных функций.
Блок “Вызова” располагается над сиденьем водителя слева и над передним пассажирским сиденьем справа на боковых поверхностях передней интерьерной панели потолка.
2. Громкоговоритель – расположен на горизонтальной поверхности передней интерьерной панели потолка в районе рейсоуказателя.
3. Блок управления и антенна ГЛОНАСС/GPS – размещены под панелью приборов, около рулевой колонки справа.
Кнопка экстренного вызова SOS предназначена для использования в случае ДТП или в других чрезвычайных ситуациях.
Для использования кнопки экстренного вызова следует откинуть защитную крышку 2 и нажать на кнопку 1 с символом “SOS”, удерживая ее не менее 2 секунд.
После нажатия кнопки экстренного вызова, ОВЭОС обеспечивает передачу в систему экстренного реагирования минимально-необходимый набор данных о транспортном средстве, а также устанавливает двустороннюю голосовую связь с экстренными оперативными службами.
Регистрация устройства в сети сопровождается миганием лампы в кнопке «SOS».
При передаче минимального набора данных и во время установленной голосовой связи с оператором, подсветка кнопки «SOS» непрерывно горит красным цветом.
При осуществлении голосовой связи, ОВЭОС отключает звуковое произведение штатного радиоприемника, если до момента осуществления экстренного вызова производилось звуковоспроизведение.
Кнопку «SOS» можно использовать как при включенном зажигании, так и при выключенном зажигании, если с момента выключения зажигания прошло менее 72 часов. При этом индикатор состояния ОВЭОС (совмещенный с кнопкой «SOS» , обеспечивающий повышенную яркость свечения, по сравнению с режимом ночной подсветки символа «SOS») будет гореть красным цветом.
Если во время осуществления дозвона (пока подсветка кнопки «SOS» мигает красным цветом), повторно нажать кнопку «SOS» и удерживать не менее 2 секунд, то экстренный вызов будет отменен (подсветка кнопки «SOS» красным цветом будет выключена).
Режим самотестирования.
Режим самотестирования осуществляется автоматически при каждом включении зажигания и предназначен для проверки работоспособности компонентов ОВЭОС.
В режиме самотестирования проверяется работоспособность индикатора состояния, антенны ГЛОНАСС/GPS, блока управления и резервной батареи (находится внутри блока управления). При обнаружении одной или нескольких неисправностей индикатор состояния остается включенным в течении всего времени наличия неисправности.
Режим тестирования.
Режим тестирования выполняется при проведении плановых работ технического обслуживания автобуса через каждые 20000 км пробега. Режим тестирования рекомендуется использовать на открытом пространстве, для исключения появления ошибки невозможности определения координат автобуса.
В данном режиме проверяются следующие параметры системы:
1. Наличие ошибок, обнаруженных при самотестировании.
2. Работоспособность индикатора «SOS».
3. Работоспособность кнопки «SOS» и кнопки дополнительных функций.
4. Работоспособность индикатора состояния системы.
5. Работоспособность микрофона и динамика.
6. Работоспособность обмена сообщениями АС (автомобильная система вызова экстренных оперативных служб) с оператором системы ЭРА-ГЛОНАСС.
Для запуска режима тестирования в ручном режиме:
‒ убедиться, что двигатель заглушен и зажигание выключено;
‒ включить зажигание и выждать не менее чем одну минуту;
‒ нажать и одновременно удерживать кнопку«SOS» и кнопку дополнительных функций более 10 секунд.
Режим тестирования возможно запустить только с терминала водителя.
Индикатор состояния системы должен загореться и постоянно гореть красным цветом. Если этого не произошло, значит обнаружена неисправность кнопки «SOS» и/или кнопки дополнительных функций. При этом процедура тестирования не начинается, т.к. невозможно выполнить условия входа в режим тестирования. Система считается неработоспособной.
Если вход в процедуру тестирования выполнен успешно, будет воспроизведена звуковая подсказка «Запущена процедура тестирования» и индикатор состояния системы загорается красным цветом.
Если индикатор состояния системы загорелся красным цветом, а звуковая подсказка не была воспроизведена, это означает неисправность динамика системы и невозможность проведения дальнейшего тестирования.
Необходимо прервать процедуру тестирования выключением зажигания. Система считается неработоспособной.
Если индикатор состояния системы не загорелся красным цветом, а звуковая подсказка была воспроизведена, это означает неисправность индикатора состояния системы. При этом можно проводить процедуру тестирования для обнаружения других возможных неисправностей. Система считается неработоспособной.
Если индикатор «SOS» не «мигает» 2 секунды после успешного входа в тестирование и воспроизведенной голосовой подсказке «выполняется самодиагностика», это означает неисправность индикатора «SOS». При этом можно проводить процедуру тестирования для обнаружения других возможных неисправностей. Система считается неработоспособной.
Если после успешного входа в тестирование и воспроизведенной голосовой подсказке «выполняется самодиагностика» в последующем была воспроизведена фраза «обнаружены ошибки», это означает неисправность АС. При этом можно проводить процедуру тестирования для обнаружения других возможных неисправностей. Система считается неработоспособной.
При успешном входе в режим тестирования и после успешного выполнения самодиагностики необходимо следовать голосовым подсказкам до окончания процедуры тестирования. При обнаружении ошибок в ходе тестирования, они записываются в память блока и присутствуют там до их устранения. Проверить факт устранения ошибок работы системы можно по отсутствию свечения индикатора состояния системы после самотестирования при включенном зажигании, либо повторной процедурой тестирования (для проверки устранения ошибки индикатора, кнопок, микрофона или динамика системы).
Внимание!
1. При обнаружении неисправности в работе ОВЭОС в режиме самотестирования или при проведении тестирования в ручном режиме (индикатор состояния непрерывно горит красным цветом после инициализации системы при включении зажигания или после проведения тестирования в ручном режиме), настоятельно рекомендуется сразу обратиться на предприятие технического обслуживания для выявления и устранения неисправности!
2. Индикатор состояния может загореться постоянным красным цветом в случае отсутствия сигналов от спутников GPS/ГЛОНАСС, что не является неисправностью в случае нахождения автобуса, оборудованного ОВЭОС в местах закрывающих прямую видимость спутников (в тоннелях, под мостами, на закрытых парковках и т.п.). После выезда автобуса из мест, закрывающих прямую видимость спутников, индикатор состояния должен погаснуть.
Резервная батарея.
В блоке управления ОВЭОС находится резервная батарея, необходимая для обеспечения работы ОВЭОС при повреждении аккумуляторной батареи автобуса в случае ДТП. Срок службы резервной батареи – 3 года, после которого требуется ее замена. При включенном зажигании производится подзарядка, а также контроль уровня заряда резервной батареи. В случае неисправности резервной батареи индикатор состояния загорится красным цветом, что означает требование о ее замене.
Замена резервной батареи должна производиться только на аттестованных предприятиях технического обслуживания или дилерских центрах.
Кнопка дополнительных функций.
Кнопка дополнительных функций 4 (см. рис. 2-19) может использоваться при наличии дополнительных сервисных услуг, связанных с навигацией, передачей мониторинговой информации в диспетчерские центры, удаленной диагностикой транспортных средств и т.д. Дополнительные функции могут быть подключены у специализированных организаций или дилера.
Дополнительную информацию можно получить из руководства пользователя ОВЭОС, прилагаемого к автобусу.