Отопление и вентиляция МАЗ 5340M4, 5550M4, 6312М4 (Mercedes, Евро-6).
Воздухораспределение – обзор.
1 – Дефлекторы вентиляции и оттаивания ветрового стекла.
2 – Дефлекторы вентиляции и отопления кабины водителя.
3 – Блок управления микроклиматом.
4 – Сопла вентиляции и обогрева боковых стекол на дверях.
5 – Дефлекторы вентиляции и обогрева боковых стекол по бокам панели.
6 – Воздуховоды вентиляции и отопления пространства для ног (под панелью).
- Управление микроклиматом МАЗ 5340M4, 5550M4, 6312М4 (Mercedes, Евро-6).
- Топливо, эксплуатационные материалы и заправочные объемы МАЗ 5340M4, 5550M4, 6312М4 (Mercedes, Евро-6).
- Схема управления микроклиматом МАЗ 5340M4, 5550M4, 6312М4 (Mercedes, Евро-6).
- Предохранители и реле МАЗ 5340M4, 5550M4, 6312М4 (Mercedes, Евро-6).
Дефлекторы.
Управление воздушным потоком.
- I, II – регулирование направления потока воздуха по вертикали и горизонтали рамкой 1 и рукояткой 2.
- III – регулирование потока воздуха через дефлектор колесиком 3:
- □ – открыто.
- ■ – закрыто.
Управление воздушным потоком.
- I – регулирование угла наклона и объема потока воздуха лопастями 1.
- II – регулирование радиального направления потока воздуха рамкой 2.
Вентиляционный люк.
Открывание из кабины.
Начальное положение люка – закрыто (положение IV).
- I – вытяжка, из начального положения потянуть поручень люка 1 вверх.
- II – нагнетание, из начального положения потянуть поручень люка 2 вверх.
- III – открыто, из начального положения потянуть поручни люка 1 и 2 вверх.
Закрывание из кабины.
- IV – закрыто, потянуть поручни люка 1 и 2 вниз в зависимости от режимов I, II, III.
Независимые жидкостные подогреватели.
Независимые жидкостные подогреватели автоматического действия, рекомендованы для тепловой подготовки двигателя (от минус 20 °C и выше, а также для длительного (до 9 часов) поддержания в автоматическом режиме теплового состояния не работающего двигателя и кабины (от минус 50 °C и выше).
Подогреватель подсоединен к системам охлаждения двигателя и отопления кабины.
Для сокращения времени подготовки двигателя к принятию нагрузки рекомендуется совместная работа подогревателя и двигателя после прогрева двигателя до пусковых температур.
Технические характеристики, включение и функционирование установленного в автомобиле подогревателя приведены в руководстве по эксплуатации данного подогревателя.
Заправка топливом.
- Поставить автомобиль на горизонтальную поверхность.
- Открыть решетку радиатора кабины.
- Отвинтить крышку 2 заливной горловины топливного бачка
- Заправить топливный бачок топливом предписанным руководством.
- С целью избежания закоксовывания форсунок и нарушения работоспособности топливоподающей системы рекомендуется при заправке бачка подогревателя применять предварительно отфильтрованное, отстоявшееся топливо.
- Возможна автоматическая заправка топливного бачка. Для автоматической заправки следует открыть краник 3 поворотом вентиля по часовой стрелке, а краник 4 закрыть поворотом против часовой стрелки. Бачок будет заполняться топливом из сливной топливной магистрали от двигателя.
Общие указания.
- В системе охлаждения использовать жидкости предписанные руководством.
- Питание подогревателя электроэнергией осуществляется от автомобиля.
- В случае если краник 6 автоматической заправки топливом закрыт (автоматическая заправка отключена), при работе подогревателя на стоянке рекомендуется открывать вентильный краник 1 на верхней крышке бачка, либо приоткрывать на 1 – 2 оборота пробку заливной горловины 2. Перед запуском двигателя краник 1 и пробку закрыть.
- В процессе эксплуатации, а также перед началом отопительного сезона производить слив части топлива с водой через пробку 5.
- Между заборником и подогревателем установлен дополнительный топливный фильтр 4.
- Для гарантированного запуска подогревателя при низких температурах окружающего воздуха рекомендуется не использовать автоматическую заправку топливного бачка, а производить заправку через горловину 2 топливом, подготовленным в соответствии с рекомендациями, указанными в руководстве по эксплуатации установленной модели подогревателя.
Режимы работы.
- Основной режим работы подогревателя – режим поддержания теплового состояния двигателя. Время работы – до 9 часов при неработающем двигателе, в зависимости от температуры окружающего воздуха.
- Режим поддержания в оптимальных пределах температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения при движении автомобиля в условиях низких температур окружающей среды (например, при движении на затяжных спусках), при снижении температуры охлаждающей жидкости в системе ниже 48°C или 65°C в зависимости от модели подогревателя.
- Режимы в зависимости от комплектации автомобиля:
- Режим поддержания теплового состояния двигателя.
- Режим поддержания теплового состояния двигателя и кабины.
Включение подогревателя таймером/регулятором.
- Описание включения подогревателя с помощью таймера А/регулятора В см. в руководстве по эксплуатации подогревателя.
Режим предпускового подогрева двигателя.
Данный режим используется только для прогрева двигателя до пусковых температур и для сокращения времени подготовки двигателя к принятию нагрузки.
- На БУМ нижней половиной клавишей 6 установить минимальное значение. Включается индикатор на клавише 6.
- Включить подогреватель в нужный режим (Режимы включения подогревателя см. в руководстве по эксплуатации подогревателя).
Режимы поддержания теплового состояния двигателя и кабины.
Данные режимы используются на стоянках при ночевке водителя в кабине автомобиля в холодное время года
Работа подогревателя в этом режиме ограничивается емкостью аккумуляторных батарей, поэтому рекомендуется данные режимы использовать в течение 8-10 часов в сутки, после чего для восстановления аккумуляторных батарей требуется пробег автомобиля 200 – 300 км
Отопление кабины совместно с подогревом двигателя без использования БУМ.
- Установить заслонки “в ноги” и “ветровое стекло” верхними половинками клавиш 8 и 7 соответственно в максимально открытое положение.
- Выключить БУМ (цифровой индикатор гаснет).
- Перед ночевкой на панели таймера 1/регулятора 2 установить нужное значение температуры воздуха в кабине.
- Включить подогреватель (Режимы включения подогревателя см. в руководстве по эксплуатации подогревателя).
- Вентилятор отопителя кабины включается в работу автоматически при достижении охлаждающей жидкостью температуры +40°C и подает подогретый воздух на малых оборотах в салон кабины до тех пор, пока температура воздуха в кабине не достигнет установленной водителем, а затем автоматически отключается.
- Цикл включения повторяется при снижении температуры воздуха в кабине от заданной на (5±2,5) °C.
Отопление кабины и двигателя с задачей температуры через БУМ.
- Включить БУМ
- Ручное регулирование БУМ – выставить распределение теплоносителя между салоном кабины и двигателем (мощность отопления) клавишей 6, обороты вентилятора клавишей 5 и воздухораспределение – клавишами 7, 8, 9.
- Автоматическое регулирование БУМ – при включении клавишей 3 автоматического режима в БУМ возможно выставление температуры, оборотов вентилятора, положения заслонок, возможна установка режима частичной рециркуляции положением заслонки свежего воздуха. Распределение теплоносителя (температуры) между салоном кабины и двигателем обеспечивается за счет включения-выключения с заданной частотой подачи теплоносителя из системы охлаждения двигателя в радиатор отопителя кабины.
- Включить подогреватель (Режимы включения подогревателя см. в руководстве по эксплуатации подогревателя).
Техническое обслуживание.
Проверка технического состояния системы подогрева производится при техническом обслуживании автомобиля ТО-2, а также при обнаружении неисправности и после ее устранения в следующей последовательности:
- Очистить подогреватель 1 и трубопроводы 2 от грязи, влаги, пыли.
- Проверить надежность крепления подогревателя, соединений, трубопроводов.
- При необходимости подтянуть болтовые соединения, соединения шлангов, топливопроводов 5.
- Проверить исправность предохранителей, качество электропроводов, штекерных соединений.
- Прочистить штекерные соединения во избежание контактной коррозии.
- Проверить герметичность теплообменника и трубопроводов, включив подогреватель в работу и посмотреть отсутствие подтеканий охлаждающей жидкости. Соединения топливопроводов должны быть герметичны. Подсос воздуха во всасывающем топливопроводе и течи в топливной системе не допускаются.
- Обратить внимание на чистоту подаваемого в подогреватель топлива. В случае необходимости топливопроводы в системе подачи топлива следует прочистить и промыть.
- Заменить топливный фильтр 4 подогревателя перед началом отопительного сезона, а также слить отстой с продуктами коррозии, накапливающимися в шланге подвода жидкости к циркуляционному насосу.
- Периодически и перед началом отопительного сезона (обязательно) сливать отстой из топливного бачка 3.
- В летнее время систему воздухозаборника 6 желательно закрыть во избежание попадания влаги и грязи. В случае нарушения работоспособности подогревателя следует обратиться в сервисную службу соответствующего производителя.
- Самостоятельное нарушение пломб запрещено.
- Дополнительные указания по проверке, определению возможных неисправностей см. в руководстве по эксплуатации подогревателя.
Независимые воздушные отопители.
Независимый воздушный отопитель предназначен для отопления салона кабины.
Перед запуском независимого воздушного отопителя (НВО) следует ознакомиться и следовать требованиям производителя (техническому описанию и руководству по эксплуатации).
Трубопроводы подачи воздуха для сгорания и вывода выхлопного газа должны быть свободными, незабитыми грязью и т.п. В салоне кабины подвод к отопителю и выпуск из него воздуха должны быть свободны от посторонних предметов.
Заправка топливом.
- Поставить автомобиль на горизонтальную поверхность
- Открыть решетку радиатора кабины.
- Отвинтить крышку 2 заливной горловины топливного бачка
- Заправить топливный бачок топливом предписанным руководством. Разрешено для исключения загустения топлива в зимний период добавления до 50 % керосина.
- С целью избежания закоксовывания форсунок и нарушения работоспособности топливоподающей системы рекомендуется при заправке бачка подогревателя применять предварительно отфильтрованное, отстоявшееся топливо.
Запрещается!
Запрещены запуск и работа отопителя в закрытых помещениях, во время заправки автомобиля, вблизи легко воспламеняющихся газов и пыли и при поднятой кабине. Запрещено проводить сварочные работы на автомобиле без отключения аккумуляторной батареи. Запрещена заправка при работающем двигателе.
Перед запуском НВО бачок 1 должен быть заправлен, а краник 3 на бачке должен находиться в положении «открыто».
Органы управления отопителей.
В зависимости от производителя НВО применяются различные органы управления.
1 – Индикатор работы отопителя (красный).
2 – Включение режима обогрева.
3 – Выключение.
4 – Индикатор вентиляции (голубой).
5 – Включение режима вентиляции.
6 – Поворотная ручка установки температуры от плюс 8 до плюс 32 °C.
7 – Поворотная ручка установки температуры от плюс 16 до плюс 30 °C.
8 – Индикатор работы (зеленая лампочка)/вывод блинк-кода неисправностей.
Правила включения, выключения, управления и эксплуатации см. в прилагаемом руководстве по эксплуатации к установленному НВО.
Для моделей типа AT3900EVO, D2/D4, AT200ST следует (если отсутствует неисправность) произвести выключение отопителя на 10 – 15 с, проверить наличие топлива и возобновить запуск.
При сильном задымлении во время запуска, появлении необычных шумов при горении и сильных запахов топлива отопитель следует выключить. В случае отказа в выключении удалить предохранители. Запуск отопителя разрешен только после его проверки персоналом обученным фирмой изготовителем.
Техническое обслуживание.
Проверка технического состояния НВО производится при техническом обслуживании автомобиля ТО-2 персоналом обученным фирмой изготовителем.
Отопитель следует запускать на 5-10 мин 1 раз в месяц даже в летнее время для поддержания его работоспособности.