Раздаточные коробки ZF STEYR КамАЗ (ремонт) – учебное пособие.
Ремонт раздаточных коробок продукции ZF «STEYR».
Учебное пособие.
Ремонт раздаточной коробки VG 1600/300.
Разборка раздаточной коробки.
Разборку раздаточной коробки ведут на специальном поворотном стенде (рис. 24) и начинают со стороны привода входного вала. Предварительно должно быть слито масло в специальную емкость. Поворотный стенд позволяет вращать раздаточную коробку относительно оси, перпендикулярной осям валов. Крепление к фланцу стенда производят через отверстия в корпусе раздаточной коробки. Присоединительная резьба М16×2,0; глубина резьбовых отверстий ≈30 мм. При этом используют специальную сварную плату, эскиз которой показан на рис. 25.
Рис. 24. Поворотный стенд для разборки раздаточной коробки.
Рис 25. Сварная плата для крепления коробки к стенду.
Указание:
- Для отворачивания гаек валов, сначала фиксируют их фланцы двухзвенным рычагом захватом с подвижным – раздвижным звеном двумя болтами с гайками, как показано на фотографии для. входного вала. Затем головкой размером под ключ 55 мм (или 65 мм) отворачивают гайки фланцев. Мзатяжки = 1080 Н·м.
Аналогично отворачиваются остальные гайки валов.
Двуплечим съемником спрессовывают фланец выходного вала привода заднего моста.
Отворачивают пневмогайковертом болты задней крышки входного, промежуточного и выходного вала привода задней оси.
Снимают крышки промежуточного и выходного валов привода задней оси, крышку и стопорное кольцо поршня механизма переключения передач.
Замечание:
- Крышки при демонтаже – для разъединения от привалочной плоскости – легко постукивают пластмассовым или медным молотком.
Разжимая стопорное кольцо, снимают зубчатый венец тахометра.
Внимание:
- Соединение между зубчатым венцом тахометра и промежуточным валом раздаточной коробки происходит посредством шарика.
При разборке шарик удаляется магнитом.
Отвернув болты крепления задней крышки выходного вала привода задней оси, также легким постукиванием по ее корпусу омедненным (пластмассовым) молотком, снимают крышку вместе с сальниковым уплотнением.
Удаляют регулировочные кольца задних подшипников.
Снимают цилиндр механизма переключения.
Специальным приспособлением, отворачивают круглую гайку промежуточного вала.
Затем приспособлением такой же конструкции отворачивают круглую гайку входного вала.
На хвостовик выходного вала привода заднего моста наворачивают штатную гайку.
Отворачивают болты крепления крышки раздаточной коробки к корпусу.
Поворачивают на стенде коробку в рабочее вертикальное положение и ставят на два болта промежуточный фланец задней крышки входного вала.
Поворачивают раздаточную коробку валами в вертикальное положение входным фланцем привода переднего моста, снимают гайку фланца и сам фланец съемником.
Аналогично демонтируют гайку и фланец входного вала.
Отворачивают болты крепления крышек входного и промежуточного валов и снимают их легким постукиванием пластмассовым молотком.
Отворачивают гайки крепления крышки привода переднего моста.
Снимают крышки промежуточного вала и переднего моста.
Демонтируют корпус цилиндра механизма переключения передач.
Демонтирую устройство регулировки механизма переключения передач (гайку и контргайку).
Сняв поршень механизма переключения, ослабляют болты крепления крышки раздаточной коробки.
С помощью монтажных рычагов снимают переднюю крышку вала привода переднего моста в сборе с валом.
Солнечная шестерня с валом привода переднего моста с вилкой и полумуфтой остаются в крышке.
Удалив болты крепления крышки к картеру, вворачивают специальный рым-болт в центральное резьбовое отверстие.
Подъемным устройством снимают переднюю крышку.
В картере коробки остаются входной – 1 и промежуточные – 2 валы, внутренние кольца конических подшипников, дифференциал в сборе с полумуфтой – 3, шток механизма переключения передач – 4 и маслозаборный экран – 5.
Отворачивая два стопорных болта вилки переключения передач, замечают положение вилки (например, по номеру детали) вынимают шток, а затем вилку.
На входной вал устанавливают вместо гайки приспособление с захватом под крюк.
Снимают входной вал.
Вворачивают в выходной вал удлинитель с гайкой, демонтируют выходной вал привода заднего моста в сборе.
В картере коробки остается стакан с внутренним кольцом роликового конического подшипника, шариковый и цилиндрический подшипники, а также промежуточный вал в сборе.
В то время, когда вал привода заднего моста находится в вывешенном положении демонтируют маслозаборник дифференциала.
На выходной вал привода заднего моста наворачивают обратным образом, гайку крепления фланца.
Устанавливают группу дифференциала в сборе на стол для последующей разборки.
Устанавливают приспособление с полукольцами.
Демонтируют промежуточный вал.
Снимают экран промежуточного вала.
Выпрессовывают цилиндрический и шариковые подшипники оправкой.
Зачищают все поверхности от следов Локтайда.
С помощью оправки с удлинителем выпрессовывают наружное кольцо цилиндрического подшипника.
Разборка промежуточного вала.
Промежуточный вал устанавливают на стол и закрепляют специальное приспособление за бурт цилиндрического подшипника.
При помощи двуплечего съемника, снимают внутренние кольца цилиндрических подшипников.
Разборка входного вала.
Двуплечим съемником спрессовывают с входного вала ведущую шестерню понижающей передачи вместе с подшипником.
Демонтируют муфту переключения передач.
В центральной части муфты имеется проточка нейтрального положения.
Аналогично, используя двуплечий съемник (зацепляя за ведущую шестерню повышающей передачи), спрессовывают внутреннее кольцо конического подшипника входного вала с другой стороны.
Разборка межосевого дифференциала.
Снятие механизма межосевого дифференциала в сборе проводят используя дистанционную проставку с навинченной на один ее конец шайбой с захватом.
Осаживают головки болтов ударами молотка.
Отворачивают 12 болтов крепления косозубой шестерни к водилу.
Ввернув равномерно три болта M10x60, отжимают шестерню от привалочной плоскости водила.
В торцевой плоскости шестерни дифференциала остаются запрессованными шесть установочных штифтов. Таким образом, из коронной шестерни, связанной с валом привода заднего моста замочным разрезным кольцом демонтируется водило и пять сателлитов в сборе.
В расточке вала привода заднего моста остается роликовый цилиндрический подшипник, наружное кольцо которого зафиксировано обжатием в 3-х точках специального штампованного стакана.
Штампованное маслоудерживающее кольцо с наружным кольцом конического подшипника в сборе остается на шестерне.
Производят демонтаж стопорного кольца коронной шестерни.
Видны неполные зубья коронной шестерни в месте соединения с валом привода заднего моста.
Перед разборкой замечают положение осей сателитов, например, цветным фломастером.
Водило с сателлитами в сборе разбирают, утапливая подпружиненные фиксаторы осей сателлитов, со стороны наружной цилиндрической поверхности.
Элементы сопряженных деталей сателлитов: две шайбы и два игольчатых сепараторных подшипника.
Подпружиненный цилиндрический фиксатор оси сателлита, остается в его углублении.
Удаление легковыпадаемых в картер элементов (шариков, сухарей и т.д.) легко осуществляется магнитом с гибким удлинителем.
Для монтажа оси необходимо утопить фиксатор.
Сборка дифференциала осуществляется в обратной последовательности, при этом выходной вал задней оси устанавливают вертикально, закрутив предварительно обратной стороной гайку фланца.
В картер раздаточной коробки устанавливают вал привода задней оси с дифференциалом в сборе. Раздаточная коробка закрывается крышкой.
Примечание: перед установкой крышки из нее удаляется наружное кольцо подшипника промежуточного вала.
При установке наружного кольца цилиндрического роликового подшипника промежуточного вала, кольцо вначале устанавливают в специальную оправку.
А затем аккуратными ударами через дистанционную оправку кольцо цилиндрического подшипника садят «на место».
Таким образом, наружное кольцо с роликами без труда сопрягается с внутренним кольцом, установленным на промежуточном валу.
При сборке валов в картер коробки стандартные крышки промежуточного и входного вала крепят только двумя болтами в 2-х противоположных точках.
Проводят все необходимые измерения индикаторным нутромером в крышках – углубление.
Выступание кольца подшипника в корпусе.
В крышку промежуточного вала устанавливают сдвоенные сальники, используя приспособление.
Демонтаж и установка крышки привода переднего моста.
Вначале снимают переднюю гайку и фланец привода переднего моста, а затем корпус механизма блокировки.
Отвинчивают гайку, контргайку и снимают внутреннюю крышки.
Сняв замочное кольцо на штоке, осторожно демонтируют поршень и пружину.
На ручном прессе спрессовывают вал.
Затем демонтируют полумуфту со штоком.
Сборка узла уплотнения (сдвоенных сальников) аналогична ранее описанной.
При сборке механизма блокировки дифференциала учитывают следующее: между поршнем и буртом штока находится регулировочное кольцо, которое поставляется четырех размеров:
- t1 = 18 х 25 х 0,2 мм;
- t2 = 18 х 25 х 0,4 мм;
- t3 = 18 х 25 х 1,0 мм;
- t4 = 18 х 25 х 1,8 мм.
для выбора нужной толщины кольца, цилиндр механизма временно ставят на место, крепят двумя болтами и замеряют расстояние от торца штока до плоскости корпуса цилиндра.
Затем поршень снимают, цилиндр обезжиривают, покрывают привалочную плоскость жидким локтайдом и ставят все на место. При каждой сборке ставят новые детали:
- резиновые кольца;
- манжету;
- разрезные кольца.
Разрезное кольцо имеет с одной стороны плоскую поверхность, с другой закругленную. Правило установки: плоская – ставится к восприятию нагрузки.
При установке поршня используют дистанционную цилиндрическую втулку с гайкой на штоке.
Установка натяга выходного шарикового подшипника.
1. Нагревают внутреннее кольцо техническим феном tвозд = 500°C, время нагрева приблизительно 5 мин.
2. Отмечают фломастером на корпусе положение штифта в стакане.
3. Отмечают фломастером паз на наружном кольце подшипника.
4. Ставят подшипник при совмещенных метках.
5. Досылают наружное и внутреннее кольца до правильной посадки (до упора).
6. Устанавливают цилиндрический роликовый подшипник.
7. Замеряют трехкатно:
- утопление наружного кольца в корпусе – X1;
- выступания бурта крышки – X2;
8. Определяют зазор (натяг), равный толщине дистанционного кольца Δ = (X1-X2)+0,01 мм.
Регулировка механизма переключения передач.
Устанавливают цилиндр механизма переключения.
1. Устанавливают поршень для включения понижающей передачи.
2. Подводят воздух для включения понижающей передачи.
Выкручивают регулировочный винт и смазывают Локтайдом.
3. Заворачивают регулировочный винт до упора +0,5 оборота.
4. Переходят на нейтраль.
5. Регулируют подводом воздуха повышающую передачу, используя регулировочный винт на крышке корпуса механизма.
Регулировка блокировки переднего моста.
1. Устанавливают промежуточный фланец и крепят его двумя болтами. При этом шток переместится внутрь приблизительно на 5 мм.
2. Нагревают фланец привода переднего моста, устанавливают его на вал и крепят гайкой (вначале без Локтайда).
Монтажными лопатками, упираясь во фланец, проверяют включение блокировки.
3. При удовлетворительном результате гайку сгоняют до плоскости, доворачивают еще на 1/3 оборота и ставят глухую гайку. Проверяют вращение валов. Глухую гайку ставят на Локтайд.
4. Отвернув два болта, приподнимают промежуточный фланец и смазывают под ним смазкой Дирко по периферии привалочной плоскости.
5. Смазав Локтайдом, ставят корпус.
6. Установив переходник подвода воздуха, подают его и убеждаются в правильности регулировки.
7. Устанавливают датчик включения блокировки, уплотняя его медным кольцом. Датчик имеет две последние цифры 80, в отличие от датчика включения передач, имеющим две последние цифры 90.
Установка датчика включения блокировки.
1. Подавая воздух и вращая вал привода переднего моста, ставят полумуфту включения моста в положение «зуб на зуб». При этом в торец корпуса цилиндра механизма блокировки, ввернут и уплотнен медной прокладкой датчик – выключатель блокировки.
2. Замыкая цепь датчика, убеждаются в наличии цепи (контакты замкнуты).
3. При отсутствии воздуха – цепь разрывается (контакты датчика размыкаются).
4. Давление воздуха приблизительно 7 атм.
Проверка осевых зазоров валов.
Вал привода заднего моста (зазор в подшипниках дифференциала).
1. Устанавливают крышку вала привода переднего моста, закрутив на две гайки.
2. С помощью специальной оправки защищают комбинированное уплотнение этой крышки.
3. Вворачивают дистанционный стержень в резьбу водила по его оси с навернутым плоским фланцем с выходной стороны.
Устанавливают индикаторную головку на фланец стержня.
Усилием приблизительно 10 кг двумя монтажными лопатками перемещают выходной вал в сборе, фиксируя осевой зазор. Он должен быть приблизительно 0,05 мм.
Так выглядят все вспомогательные приспособления.
Проверка осевого зазора подшипников промежуточного вала.
Задняя крышка установлена на два болта. База индикатора – торец крышки. Ножка индикатора упирается в торец вала.
Перемещая вал за проточки двумя монтажными лопатками, измеряют зазор. Он должен быть приблизительно 0,05 мм.
Проверка осевого зазора подшипников входного вала.
Навернув фланцевую гайку на входной вал, базируют индикатор на крышке промежуточного вала.
Опираясь монтажными лопатками в корпус за фланцевую гайку, перемещают вал и определяют осевой зазор. Он должен быть в пределах 0,06-0,012 мм.
Устройство масляного насоса.
Задняя крышка первичного вала для размещения в ней масляного насоса.
В крышку устанавливается корпус насоса.
Так выглядит разобранный масляный насос с шестернями внутреннего зацепления.
Крышка насоса располагается в задней крышке первичного вала.
При разборочных работах фиксируется взаимное расположение деталей. Крепление корпуса насоса осуществляется четырьмя винтами с потайными головками. Размер под ключ – 5 мм. Совпадение резьбовых соединений возможно только в одном положении.
Два выступающих болта с цилиндрическими головками служат установочными (направляющими) при монтаже крышки насоса.
В собранном виде детали насоса крышки устанавливают на жидкую прокладку Локтайд.
Особенности конструкции раздаточной коробки VG-2700.
Межцентровое расстояние 400 мм, обозначение – 7131 (последняя цифра 1 – означает, что раздаточная коробка с дифференциалом). Некоторые габаритные и справочные размеры даны на рис. 26.
Конструкция дифференциала аналогична коробке VG-1600.
Коробка комплектуется масляным насосом, механизм переключения передач -пневматический, трехпозиционный, фиксация в нейтрали – тремя шариками Ø10 мм с пружинами. При буксировке используют только нейтральное положение. Механизм блокировки дифференциала оснащен пружиной.
Особенность конструкции заключается в следующем:
- наличием стяжного болта, соединяющего корпус и крышку раздаточной коробки, с тремя насечками на цилиндрической части для исключения его вибрации и поломки;
- гайка входного вала имеет размер под ключ – 75 мм (других валов – 65 мм); крышка картера вала привода переднего моста отлита вместе с корпусом; наличие системы смазки трущихся деталей;
- установки выходного вала привода заднего моста на сферический двухрядный роликоподшипник непосредственного в корпус наружным кольцом;
- отсутствие цилиндрического подшипника в расточке вала привода заднего моста;
- установки датчика частоты вращения на промежуточном валу с торцевыми зубьями;
Система смазки выполняется по одной из двух схем:
- без охладителя смазки (радиатор);
- с охладителем.
Схема системы смазки с охладителем приведена на рис. 27.
Включает:
- маслонасос;
- предохранительный и редукционный клапан на давление 0,2 и 0,5 бар; обратный клапаны 2 шт.;
- охладитель;
- дросселирующие жиклеры Ø 3,5 и 5 мм;
- трубки масляные Ø 12×1 мм – 2 шт. и Ø 15×1 мм – 1 шт.;
- масляную ванну с карманами для масла.
Два обратных клапана на всасывающей линии обеспечивают работу системы при движении как передним, так и задним ходом.
Рис. 26. Некоторые габаритные и справочные размеры раздаточной коробки VG-2700.
Рис. 27. Система смазки раздаточной коробки VG 2700.
Особенности разборочно-сборочных работ раздаточной коробки VG-2700.
Общий вид раздаточной коробки VG-2700 со стороны выходного вала привода заднего моста.
Разборку коробки начинают со снятия фланца привода заднего моста, открутив гайку крепления фланца.
Демонтируют крышку вала привода заднего моста.
Отвернув четыре болта, снимают крышку промежуточного вала и снимают болты крепления задней крышки входного вала и промежуточного вала.
Устанавливают на три болта корпус съемника выходного вала, демонтируют обратные клапана системы смазки.
Для снятия вала привода заднего моста вворачивают винт.
Демонтируют крышку – корпус редукционного и предохранительного клапана.
Отвертками отжимают крышку корпуса масляного насоса.
Демонтируют крышку вместе с масляным насосом.
Магнитом удаляют шарик привода шестерни масляного насоса.
Удаляют стяжной болт соединения корпуса и крышки.
Спрессовывают фланец привода вала переднего моста.
Спрессовывают фланец входного вала.
Снимают крышку механизма переключения передач.
Демонтируют корпус механизма.
Отвернув болты соединения крышки и корпуса, закрепив специальные приспособления снимают крышку раздаточной коробки.
Хорошо видны:
1. Вал привода переднего моста в сборе;
2. Масляная трубка с пустотелыми болтами подвода масла к переднему подшипнику входного вала Ø12×1 мм;
3. Отверстие стяжного болта крышки и корпуса раздаточной коробки.
Выкручивают пустотелые болты крепления в корпусе масляной трубки Ø 15 х 1 мм.
Демонтируют масляную трубку.
Демонтируют вилку переключения передач.
Хорошо видны шесть выступов на промежуточном валу индукционного датчика скорости.
Устанавливают на первичный вал гайку – захват.
Снимают входной вал в сборе.
Установив дистанционный стержень, ввернув его в корпус водила, с помощью кран-балки вывешивают выходной вал привода заднего моста.
С помощью гайки – захвата спрессовывают выходной вал привода заднего моста из сферического подшипника и поднимают группу выходного вала с дифференциалом в сборе.
Специальным приспособлением демонтируют промежуточный вал в сборе.
При случайном повороте внутреннего кольца сферического двухрядного подшипника выходного вала.
Оно легко становится на место аккуратным центрированием роликов относительно сферической поверхности наружного кольца.
Вид на внутреннее коническое кольцо с роликами подшипника дифференциала в корпусе раздаточной коробки.
Примечание:
- Для снятия внутреннего кольца с роликами подшипника дифференциала со стороны сферического подшипника предусмотрены два резьбовых отверстия, через которые вворачивают два болта и отжимают внутреннее кольцо подшипника.
Сборка раздаточной коробки связана с проверкой зазора в подшипниках дифференциала и других валов, аналогично проверки зазора раздаточной коробки VG-1600/300.
Раздаточная коробка VG-2000, особенности конструкции.
В декабре 2004 г. на автомобили «КАМАЗ-63501» «Мустанг» стали устанавливать раздаточную коробку VG-2000, которые также выпускаются двух вариантов с межосевым расстоянием входного и выходного валов А = 300 и А = 396 мм.
Технические характеристики коробок VG-2000 приведены в таблице № 3.
Таблица № 3.
А=300 мм | А=396 мм | |||
Максимальный входной момент вала, Н·м | 25.000 | 25.000 | ||
Максимальные обороты входного вала, об/мин | 2800 | 2800 | ||
Передаточные числа | высшая | 0,89 (0,72) | высшая | 0,89 (0,72) |
низшая | 1,536 | низшая | 1,536 | |
Вес, включая межосевой дифференциал, кг | 355 | 350 | ||
Вес, без межосевого дифференциала, кг | 335 | 330 | ||
Количество масла, в л.: | ||||
С дифференциалом | 8,41 | 6,51 | ||
Без дифференциала | 9,01 | 7,11 | ||
Применяемое масло | SAE 90 согласно MIL-L-2105-API-GL4 | SAE 90 согласно MIL-L-2105-API-GL4 |
Коробки выпускаются в двух конструктивных вариантах с дифференциалом или без межосевого дифференциала.
Кроме того, коробки могут комплектоваться масляным насосом, либо поставляться потребителю без маслонасоса.
Конструктивные особенности:
- индукционный датчик скорости устанавливают на промежуточном валу;
- переключение передач с фиксированной нейтралью;
- основные детали унифицированы с базовыми коробками, отличаются коробки конструкцией картера. Трубка системы смазки устанавливается снаружи корпуса.
Рис 28. Геометрические размеры раздаточных коробок VG-2000.
Применяемые технологии разборочно-сборочных работ, применяемые смазки, сроки их замены остались без изменения.
Таковы сегодня продукты фирмы ZF «Steyr», в части раздаточных коробок. Помните! Долговечность эксплуатации раздаточных коробок, во многом, зависит от эксплуатационников. Выполняя требования руководства по эксплуатации и ремонту в полном объеме, вы обезопасите себя от непредвиденных ситуаций, связанных с отказом раздаточных коробок ZF«Steyr». Техническая эксплуатация раздаточных коробок напрямую связана с наличием на предприятии обученного персонала.
Настоящее пособие ни в какой мере не может заменить руководства по эксплуатации раздаточных коробок ZF«Steyr» и лишь дополняют его.