Система бортовой диагностики (БД) двигателей ЯМЗ-5340, ЯМЗ-536.
ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ БОРТОВОЙ ДИАГНОСТИКИ.
Постановление правительства об утверждении технического регламента “О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ” и Правил ЕЭК ООН № 49 пересмотр 5 определяют ключевые требования к экологичности выпускаемых двигателей. В соответствии с этими документами дизельные двигатели должны обеспечивать определенный уровень выбросов вредных веществ с ОГ, соответствующий экологическому классу. Данное требование также распространяется и на двигатели, находящиеся в эксплуатации. Таким образом, для подтверждения соответствия экологическим требованиям в процессе всего срока службы, обязательным является наличие системы бортовой диагностики (БД). Данная система должна обладать следующими основными функциями:
- Диагностика компонентов, нарушение в работе которых приводит к увеличению выбросов вредных веществ.
- Хранение кодов неисправностей.
- Информирование водителя о наличии неисправностей в системе управления двигателем при помощи диагностической лампы (MIL).
- Обеспечение стандартизованного интерфейса для работы с диагностическим оборудованием.
ПЕРЕЧЕНЬ КОМПОНЕНТОВ ЭЛЕКТРОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ, КОНТРОЛИРУЕМЫХ СИСТЕМОЙ БД.
СИСТЕМЫ И КОМПОНЕНТЫ ДВИГАТЕЛЯ.
- Датчик давления и температуры наддувочного воздуха. Контролирует давление и температуру наддувочного воздуха до смешивания с рециркулируемыми газами.
- Датчик температуры воздуха. Контролирует температуру смеси после смешивания наддувочного воздуха и рециркулируемых газов.
- Датчик давления и температуры масла. Контролирует давление и температуру масла.
- Датчик температуры охлаждающей жидкости. Контролирует температуру охлаждающей жидкости.
- Датчик атмосферного давления. Контролирует атмосферное давление.
- Датчик положения педали акселератора. Контролирует положение педали акселератора.
- Система наддува.
- Охладитель наддувочного воздуха (ОНВ);
- Таймер электронного блока управления двигателем.
ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА.
- Датчик давления топлива в рампе. Контролирует давления топлива в контуре высокого давления (в рампе), см. п. 1.4.9.
- Датчик давления и температуры топлива. Контролирует давление и температуру топлива в контуре низкого давления перед фильтром тонкой очистки топлива.
- Датчик частоты вращения коленчатого вала. Контролирует частоту вращения коленчатого вала, синхронизацию с датчиком частоты вращения распределительного вала.
- Датчик частоты вращения распределительного вала (датчик фазы). Контролирует частоту вращения распределительного вала, синхронизацию с датчиком частоты вращения коленчатого вала.
- Дозирующее устройство с электромагнитным клапаном. Осуществляет регулирование давления в рампе путем управления производительностью топливного насоса высокого давления.
- Форсунка. Контролируется время активации электромагнитного клапана, цикловая подача.
СИСТЕМА ОГРАНИЧЕНИЯ ОКСИДОВ АЗОТА.
- Клапан заслонки EGR (пропорциональный). Регулирует давление сжатого воздуха в пневмоцилиндре заслонки рециркуляции ОГ.
- Датчик положения заслонки рециркуляции ОГ. Используется системой для контроля потока рециркулируемых газов.
- Радиатор отработавших газов.
- Датчик давления и температуры наддувочного воздуха, установленный на впуске до смешивания с рециркулируемыми газами.
- Датчик температуры воздуха (смеси), установленный на впуске после смешивания с рециркулируемыми газами. Используется для контроля эффективности радиатора отработавших газов.
СИСТЕМА ОГРАНИЧЕНИЯ ВЫБРОСОВ «ТВЕРДЫХ» ЧАСТИЦ.
- Сажевый фильтр.
- Датчик дифференциального давления.
ОПИСАНИЕ ПРИНЦИПОВ РАБОТЫ СИСТЕМЫ БД.
Система БД производит мониторинг систем двигателя, нарушение работы которых приводит к увеличению выбросов вредных веществ с отработавшими газами.
Классы ошибок:
- «Нестираемая». Предусмотрен для ошибок, связанных с превышением уровня NOx. Время хранения кода (неактивной) ошибки составляет 400 суток или 9600 часов работы двигателя, код не может быть удален при помощи диагностического прибора.
- «Стираемая». Для прочих ошибок (перепад давления на сажевом фильтре и ошибки электрического питания датчиков и исполнительных механизмов). Время хранения кода (неактивной) ошибки составляет 40 циклов прогрева или 100 часов.
Основные состояния ошибок при их регистрации ЭБУ:
- 0 – ошибки отсутствуют;
- 1 – ошибки обнаружены и проходят проверку;
- 2 – ошибки подтверждены и сохранены как активные (при этом активируется лампа MIL);
- 3 – ошибки сохранены как неактивные (лампа MIL деактивируется).
Переход из состояния 1 в состояние 2 – если ошибка подтвердилась в течение 3-х запусков или ездовых циклов (в зависимости от ошибки). Переход из состояния 2 в состояние 3 – если неисправность не фиксировалась в течение одного рабочего цикла. Переход из состояния 3 в состояние 0 – согласно классу ошибки (Стираемая/Нестираемая).
Код неисправности сохраняется для каждой зафиксированной и подтвержденной неисправности, при этом активизируется лампа MIL. Код неисправности однозначно определяет проблемную систему, либо компонент двигателя.
Система БД отвечает функциональным требованиям, приведенным в ISO 15031.
КОНТРОЛЬ СИСТЕМЫ ОГРАНИЧЕНИЯ ОКСИДОВ АЗОТА.
На двигателях экологического уровня Евро-4 производства ОАО «Автодизель» для нейтрализации оксидов азота применяется система рециркуляции отработавших газов (EGR). Для контроля работоспособности системы EGR (соответствие действительного положения заслонки заданному) используется датчик положения заслонки EGR. Контролируемые параметры: отклонение положения заслонки EGR от заданного положения, целостность электрической цепи.
Для контроля эффективности радиатора ОГ применяется датчик температуры воздуха (смеси наддувочного воздуха и рециркулируемых газов). Контролируемый параметр: температура смеси.
Для распознавания ситуаций, связанных с блокировкой потока рециркулируемых газов, используется величина разности температур наддувочного воздуха до и после смешивания с рециркулируемыми газами. Контролируемые параметры: температура наддувочного воздуха (до смешивания с рециркулируемыми газами) и температура смеси (после смешивания).
Система БД контролирует систему EGR на предмет серьезного функционального несрабатывания, которое включает в себя:
- полный демонтаж системы или изменение ее конструкции;
- неисправность клапана заслонки EGR (пропорциональный клапан);
- неисправность датчика положения заслонки EGR;
- неисправность датчика температуры воздуха;
- неисправность датчика давления и температуры наддувочного воздуха;
- недостаточная эффективность радиатора отработавших газов.
Если сбой фиксируется, его код сохраняется с указанием точной причины сбоя. В случае неисправностей, касающихся превышения выбросов оксидов азота, система БД удовлетворяет требованиям регулирующего документа, касающихся нестираемых кодов сбоя и ограничителей крутящего момента.
КОНТРОЛЬ СИСТЕМЫ ОГРАНИЧЕНИЯ ВРЕДНЫХ ЧАСТИЦ.
На двигателях экологического уровня Евро-4 производства ОАО «Автодизель» для нейтрализации «твердых» частиц применяется сажевый фильтр. Для контроля работоспособности сажевого фильтра используется датчик дифференциального давления. Контролируемый параметр: перепад давления на сажевом фильтре.
Система БД контролирует систему ограничения выбросов «твердых» частиц на предмет серьезного функционального несрабатывания, что, в свою очередь, включает:
- удаление сажевого фильтра;
- засорение отложениями золы сажевого фильтра;
- неисправность датчика дифференциального давления.
КОНТРОЛЬ СИСТЕМЫ ТОПЛИВОПОДАЧИ.
Система БД контролирует электронные компоненты на предмет обрыва электрических цепей, оценивает работоспособность отдельных компонентов и систему топливоподачи в целом.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАСЧЕТНОГО МЕТОДА (АЛГОРИТМА) ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЫБРОСОВ ОКСИДОВ АЗОТА.
Контроль выбросов NOx с отработавшими газами двигателя осуществляется косвенным путем посредством мониторинга компонентов системы EGR. В случае положительного отклонения регулируемого параметра (положение штока заслонки) от заданного значения свыше установленного предела, диагностируется ошибка, связанная с превышением выбросов NOx.
Снижение эффективности радиатора отработавших газов и/или ОНВ также приводит к увеличению выбросов NOx с ОГ, поэтому программный мониторинг, реализованный в программном обеспечении ЭБУ, включает слежение за температурой наддувочного воздуха. При превышении предельного значения температуры (соответствующего величине вредных выбросов NOx с ОГ больше порогового значения, указанного в требованиях к системе БД), диагностируется ошибка.
Прочие неисправности, приводящие к блокировке потока рециркулируемых газов, определяются путем контроля перепада температур между датчиками наддувочного воздуха до и после смешивания с рециркулируемыми газами.
Уровень выбросов, соответствующий определенной неисправности, соотносится с выбросами оксидов азота по испытательному циклу (ESC) с целью определения момента превышения порогового значения удельных выбросов для системы БД.
ОГРАНИЧИТЕЛЬ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА.
Система БД активирует ограничитель крутящего момента немедленно после выявления следующих неисправностей:
- любая неисправность, которая приводит к превышению оксидов азота более 5 г/кВт·ч при измерении по циклу ESC;
- любая неисправность любого компонента, используемого для обеспечения работоспособности системы контроля оксидов азота (например, система EGR).
Система БД должна вводить в действие ограничитель момента, если любая неисправность любого компонента, используемого для проверки системы контроля оксидов азота, сохраняется в течение 50 часов.
Если система БД определила необходимость ввода в действие ограничителя крутящего момента, последний должен быть задействован, когда скорость ТС равна нулю.
Ограничитель крутящего момента должен быть отключен, когда условий его активации больше не существует и двигатель работает на холостом ходу.
ОПИСАНИЕ ОГРАНИЧЕНИЙ ПО ВНЕШНЕЙ СКОРОСТНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКЕ.
Если ограничитель крутящего момента введен в действие, то крутящий момент двигателя не должен превышать следующих величин (в соответствии с текстом Правил ЕЭК ООН № 49 рев. 5:
- 60% от максимального крутящего момента двигателя для транспортных средств категорий N3 > 16 тонн, M1 > 7,5 тонн, M3/III и M3/B > 7,5 тонн[1];
- 75% от максимального крутящего момента двигателя для транспортных средств категорий N1, N2, N3 ≤ 16 тонн, 3,5 < M1 ≤ 7,5 тонн, M2, M3/I, M3/II, M3/A и M3/B ≤ 7,5 тонн.
[1]Категории ТС:
- M – ТС, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров;
- N – ТС, используемые для перевозки грузов – автомобили грузовые и их шасси.
Цифра, 16 тонн, указывает технически допустимую максимальную массу ТС.
Ограничителем крутящего момента не оснащаются двигатели или транспортные средства, предназначенные для использования вооруженными силами, аварийноспасательными службами, противопожарными службами и службами скорой медицинской помощи. Отключение функции ограничения мощности производится только изготовителем двигателя или ТС, причем для целей надлежащей идентификации в рамках семейства двигателей предусматривается особый тип двигателя.
ЛАМПА СИГНАЛИЗАЦИИ НЕИСПРАВНОСТЕЙ В СИСТЕМЕ БД.
Лампа сигнализации неисправностей (MIL – Malfunction Indicator Lamp) устанавливается производителем ТС на приборную панель. Лампа MIL информирует водителя о неисправности того или иного компонента.
ДАТЧИКИ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ В ОТРАБОТАВШИХ ГАЗАХ СИСТЕМЫ БД.
Для контроля выбросов вредных веществ в ОГ на двигатели семейства ЯМЗ-530 с системой БД дополнительно устанавливаются два датчика: датчик температуры воздуха и датчик дифференциального давления. Последний датчик измеряет перепад давления сажевого фильтра и может быть закреплен как на двигателе (место согласовывается с производителем ТС), так и на шасси ТС (в этом случае он прикладывается к двигателю).