Система рециркуляции отработавших газов двигателей ЯМЗ-5340, ЯМЗ-536.
Для выполнения нормативов по выбросам вредных веществ экологического класса 4 (показатели Евро-4) двигатели семейства ЯМЗ-530 оснащаются системой рециркуляции отработавших газов (РОГ или EGR – Exhaust Gas Recirculation) с внешним регулированием.
В системе РОГ часть выхлопных газов (до 20%) вновь поступают в цилиндр.
Выхлопные газы в радиаторе системы рециркуляции охлаждаются с 400 – 700 °C до 160°C и ниже.
С помощью сигнала с широтноимпульсной модуляцией (ШИМ) ЭБУ управляет клапаном заслонки EGR. Воздушный пропорциональный клапан в сочетании с пневмоцилиндром устанавливает положение заслонки системы рециркуляции. Датчик положения контролирует актуальное положение заслонки. В нерабочем положении поршень пневмоцилиндра втянут, заслонка закрыта.
Заслонка отработавших газов.
Заслонка состоит из корпуса с поворотной частью и регулятора рециркуляции отработавших газов (актуатора), который, в свою очередь, состоит из пневмоцилиндра для привода заслонки (ход 34,1±2 мм) и линейного датчика положения GT для контроля регулирования. Пневмоцилиндр и датчик изготовлены в одном корпусе.
Тяга штока пневмоцилиндра регулируется таким образом, чтобы она при закрытой заслонке имела предварительный натяг 1,5±0,5 мм.
Заслонка отработавших газов (EGR) в сборе.
Характеристика датчика положения заслонки EGR.
- Полный линейный ход штока 37 мм;
- Напряжение питания 4,9 – 5,1 В;
- Потребляемый ток ≤ 12,5 мА;
- Выходное напряжение в положении «закрыто»(питание 5В) 0,7±0,2 В (преднатяг 1,5±0,5 мм);
- Выходное напряжение в положении «открыто» 4,35±0,15 В (положение штока 34,1±2 мм).
Зависимость выходного сигнала от перемещения штока приведена на рисунке.
Характеристика датчика положения.
Конфигурация разъёма (распиновка).
Конфигурация разъёма датчика положения заслонки EGR приведена на рисунке.
- Контакт 1 (свободен) – ЭБУ контакт не используется;
- Контакт 2 (провод 2.31) – ЭБУ контакт 2.31 питание датчика (+5 В);
- Контакт 3 (провод 2.22) – ЭБУ контакт 2.22 выходной сигнал;
- Контакт 4 (провод 2.18) – ЭБУ контакт 2.18 масса датчика
Отказ датчика положения заслонки EGR.
При отказе датчика положения заслонки EGR ЭБУ выводит на диагностическую лампу сообщение об ошибке. При наличии ошибки заслонка чаще остается в положении «закрыто», кроме случая заклинивания механизма в приоткрытом состоянии из-за отложений углерода на внутренних частях. Двигатель с ошибкой по системе рециркуляции ОГ не ограничивается. Небольшое ограничение наступает на режиме работы двигателя вблизи номинальной мощности из-за рабочего процесса.
Клапан заслонки EGR.
Для бесступенчатой регулировки положения заслонки системы рециркуляции служит электропневматический клапан заслонки EGR (пропорциональный клапан). Клапан регулирует давление сжатого воздуха в пневмоцилиндре заслонки рециркуляции ОГ.
Клапан заслонки EGR (пропорциональный).
Характеристика клапана заслонки EGR.
Рабочие характеристики клапана заслонки EGR представлены в таблице.
Конфигурация разъёма (распиновка).
Конфигурация разъёма клапана заслонки EGR приведена на рисунке.
- Контакт 1 (провод 2.03) – ЭБУ контакт 2.03 питание датчика (+24 В);
- Контакт 2 (провод 2.01) – ЭБУ контакт 2.01 сигнал управления
Отказ клапана заслонки EGR.
Отказ клапана приводит к неправильной работе системы РОГ и может проявляться в рассогласовании между исполнительным механизмом (заслонка РОГ) и управляющей частью (клапан заслонки). Например, медленное реагирование заслонки на открытие или закрытие, заклинивание заслонки в каком-нибудь положении. В любом случае с появлением ошибки необходимо проверить целостность электрической цепи клапана и герметичность соединений в пневмосистеме ТС.