Меню Закрыть

Техническое обслуживание двигателей ЗМЗ–409051.10 и ЗМЗ–409052.10 («ZMZ PRO»).

Техническое обслуживание двигателей ЗМЗ–409051.10 и ЗМЗ–409052.10 («ZMZ PRO»).

Техническое обслуживание.

Для обеспечения надлежащего технического состояния, постоянной готовности двигателя к работе и поддержания его высоких эксплуатационных качеств необходимо применять топливо, моторное масло и охлаждающую жидкость, рекомендуемые настоящим Руководством, и своевременно выполнять работы по техническому обслуживанию.

Необходимо регулярно перед запуском двигателя проверять уровень моторного масла и охлаждающей жидкости, а также герметичность систем смазки, охлаждения и вентиляции картера.

Регламент технического обслуживания приведен в сервисной книжке автомобиля или двигателя.

Другие записи по двигателям:

Периодичность технического обслуживания.

Периодичность технического обслуживания устанавливается в километрах пробега автомобиля и по сроку эксплуатации, в зависимости от того, что наступит ранее (таблица).

Рекомендуется корректировать устанавливаемую в километрах пробега периодичность проведения технического обслуживания в зависимости от категории условий эксплуатации автомобиля (тип дорожного покрытия, рельеф местности, условия движения). Отклонение от километража допускается в пределах ±500 км.

По сроку эксплуатации периодичность обслуживания не должна превышать 12 месяцев.

Периодичность технического обслуживания.

Категория условий эксплуатации Периодичность технического обслуживания
I 15 000 км или 12 месяцев
II 13 500 км или 12 месяцев
III 12 000 км или 12 месяцев
IV 10 500 км или 12 месяцев
V 9 000 км или 12 месяцев

Работы технического обслуживания.

Система смазки.

Внимание!

  • Следует применять только рекомендованные моторные масла. От этого зависит долговечность деталей двигателя.
  • Запрещается смешивать моторные масла различных марок и фирм изготовителей! При заливке моторного масла другой марки или фирмы промывка системы смазки промывочным маслом обязательна. Выбор промывочного масла осуществляйте в соответствии с рекомендациями фирмы изготовителя заливаемого нового масла.
  1. Регулярно производите проверку уровня масла и доливайте моторное масло в двигатель для обеспечения его нормальной работы, особенно перед дальними поездками.

Расход моторного масла при эксплуатации двигателя является нормальным явлением и зависит от режимов эксплуатации (частота вращения коленчатого вала, нагрузка). В период обкатки расход моторного масла может быть увеличенным, поэтому в этот период проверку уровня масла производите чаще.

Проверку уровня производить при нахождении автомобиля на ровной горизонтальной площадке. После остановки двигателя уровень масла следует проверять не ранее, чем через 15 минут, чтобы оно успело стечь в масляный картер.

Для проверки уровня масла:

  • вынуть указатель уровня масла;
  • протереть конец указателя с метками чистой ветошью;
  • вставить указатель в трубку до упора;
  • снова вынуть указатель и проверить уровень масла на указателе.

Указатель уровня масла.

Техническое обслуживание двигателей ЗМЗ–409051.10 и ЗМЗ–409052.10 («ZMZ PRO»).

На указателе уровня масла имеются отметки максимального и минимального уровней: «MAX» и «MIN». Уровень масла должен находиться между этими отметками указателя. При эксплуатации автомобиля по пересеченной местности количество моторного масла следует поддерживать вблизи отметки «MAX» указателя, не превышая её.

Количество масла, необходимое для доливки в масляный картер от отметки «MIN» до отметки «MAX», составляет примерно 1 литр.

Внимание!

  • Заливка моторного масла выше отметки «MAX» указателя приведёт к нарушению нормальной работы двигателя: повышенному угару масла, увеличению токсичности отработавших газов, загрязнению и выходу из строя свечей зажигания и деталей системы нейтрализации отработавших газов автомобиля.
  1. Замену масла производить одновременно с заменой масляного фильтра при каждом техническом обслуживании. Слив масла производить на прогретом двигателе. В этом случае масло имеет меньшую вязкость и хорошо стекает.

Для замены масла установить автомобиль на ровной площадке или эстакаде, открыть крышку маслоналивного патрубка крышки клапанов и отвернуть сливную пробку масляного картера двигателя. Масло стекает не менее 10 минут.

При сливе масла соблюдайте осторожность – масло может быть очень горячим.

Завернуть сливную пробку масляного картера.

Перед заворачиванием пробки сливного отверстия проверить состояние уплотнительной прокладки. Поврежденную прокладку заменить новой.

Одновременно со сменой масла необходимо заменить масляный фильтр.

Перед установкой фильтра смазать моторным маслом резиновую прокладку фильтра. Навернуть фильтр на штуцер до касания резиновой прокладкой фильтра поверхности блока цилиндров и затем довернуть рукой на ¾ оборота.

Внимание!

  • При смене масляного фильтра проверить затяжку штуцера масляного фильтра, при необходимости подтянуть.

Залить свежее масло до верхней метки на указателе уровня масла и установить крышку маслоналивного патрубка крышки клапанов, затем пустить двигатель. После выключения лампы сигнализатора аварийного давления масла остановить двигатель, убедиться в отсутствии течи масла из-под прокладки фильтра.

Дать маслу стечь в картер в течение 15 минут и еще раз проверить уровень масла.

При необходимости долить.

При замене одной марки масла на другую необходимо промыть систему смазки двигателя. Для промывки системы смазки двигателя необходимо:

  • слить из картера прогретого двигателя отработавшее масло;
  • залить специальное промывочное или заменяющее масло на 2-4 мм выше верхней метки «MAX» указателя;
  • пустить двигатель и дать ему поработать на минимальной частоте вращения коленчатого вала не менее 10 минут;
  • слить специальное промывочное или заменяющее масло;
  • заменить масляный фильтр;
  • залить свежее масло;
  • пустить двигатель. После выключения лампы аварийного давления масла остановить двигатель и через 15 минут проверить уровень масла. При необходимости долить масло.

Система вентиляции картера.

Уход за системой вентиляции картера заключается в периодической проверке герметичности соединений. Проверку герметичности системы производить регулярно перед выездом автомобиля путем визуального осмотра. Не допускаются также повреждения деталей системы вентиляции, приводящие к потере её герметичности.

Система охлаждения.

Уход за системой охлаждения заключается в регулярной проверке уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке и герметичности системы, периодической замене охлаждающей жидкости с промывкой системы, проверке состояния и замене ремня привода вспомогательных агрегатов, проверке состояния подшипников натяжного и направляющих роликов.

Внимание!

  • При обслуживании системы охлаждения следует соблюдать меры предосторожности в связи с тем, что низкозамерзающие охлаждающие жидкости являются пищевым ядом, и не допускать попадание охлаждающей жидкости в организм.
  1. Проверку уровня охлаждающей жидкости производить перед запуском двигателя. Уровень жидкости в расширительном бачке должен соответствовать указанному в руководстве по эксплуатации автомобиля. При необходимости долить охлаждающую жидкость в расширительный бачок. Для заправки использовать только рекомендованные охлаждающие жидкости.

Проверять уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке следует только на холодном двигателе и не следует заправлять расширительный бачок выше максимального уровня. Низкозамерзающие охлаждающие жидкости имеют высокий коэффициент теплового расширения – при увеличении температуры их объем существенно увеличивается.

В случае частой доливки проверить герметичность системы охлаждения и устранить подтекание.

Внимание!

  • Не допускается использование воды в качестве охлаждающей жидкости. Применение воды приводит к появлению коррозии и образованию накипи, которая забивает протоки в головке, блоке цилиндров и радиаторе, из-за чего ухудшается циркуляция жидкости и охлаждение деталей двигателя. В результате происходит ускоренный износ деталей двигателя и может произойти выход двигателя из строя. В холодное время года замерзание воды в системе охлаждения может привести к разрушению блока цилиндров, головки цилиндров и радиатора.
  1. Замену охлаждающей жидкости необходимо производить в связи с тем, что она начинает терять антикоррозионные свойства.

Замену охлаждающей жидкости необходимо производить с промывкой системы охлаждения для лучшего удаления остатков старой охлаждающей жидкости. Присадки свежей охлаждающей жидкости могут вступить в реакцию с остатками старой жидкости, в результате чего ресурс свежезалитой охлаждающей жидкости будет меньше. Для промывки использовать дистиллированную воду.

Для слива охлаждающей жидкости из двигателя отвернуть сливную пробку на левой стороне блока цилиндров при снятой крышке расширительного бачка.

Пробку слива охлаждающей жидкости заворачивать моментом 17,6…34,3 Н·м (1,8…3,5 кгс·м), предварительно нанеся на резьбу пробки анаэробный герметик «Фиксатор-6» (или «Стопор-6», «Техногерм-5», «Гермикон-2К») или силиконовый герметик «Юнисил-Н70».

Рекомендуется раз в сезон проверять охлаждающую жидкость на помутнение. В случае значительного помутнения охлаждающей жидкости, что является признаком начала интенсивного процесса коррозии деталей системы охлаждения, необходимо незамедлительно заменить охлаждающую жидкость с промывкой системы.

  1. Проверка состояния ремней привода вспомогательных агрегатов и подшипников натяжного и направляющих роликов производить при каждом техническом обслуживании.

Состояние ремней проверять визуально. При растрескивании, расслоении, обнажении корда и других дефектах ремень подлежит замене. Рекомендуемая периодичность замены ремней – каждые 45 000 км пробега.

Для замены ремня привода водяного насоса (двигатель без компрессора кондиционера):

  • ослабить натяжение ремня привода водяного насоса, для чего повернуть по часовой стрелке подвижный рычаг с роликом автоматического механизма натяжения ключом за болт ролика и снять ремень привода водяного насоса;
  • установить новый ремень на шкивы коленчатого вала, водяного насоса и генератора;
  • повернуть по часовой стрелке подвижный рычаг механизма с роликом ключом за болт ролика, завести ремень на ролик и освободить ролик. Ремень натянется автоматически.

При обнаружении шума подшипников натяжного или направляющих роликов при работе двигателя или ощутимого люфта ролика (после снятия ремня при его замене) необходимо заменить ролик.

Система впуска воздуха.

Внимание!

  • Во время проведения работ по обслуживанию воздушного фильтра необходимо тщательно предохранять впускные шланги от попадания посторонних предметов, грязи и песка.

Уход за системой заключается в периодической (через одно техническое обслуживание) очистке корпуса воздушного фильтра и замене его фильтрующего элемента. Заменять фильтрующий элемент воздушного фильтра также необходимо при снижении мощности двигателя при эксплуатации автомобиля по запыленной местности.

Система подачи топлива.

Внимание!

  • Магистраль подачи бензина на работающем двигателе находится под давлением 3,8 кгс/см 2 , газоподающая магистраль после редуктора – под давлением до 4 кгс/см 2 . Запрещается отсоединение подающих топливопроводов на работающем двигателе. Перед отсоединением бензинового топливопровода на неработающем двигателе необходимо устранить давление топлива в топливопроводе выработкой топлива из магистрали работой двигателя при отключенном электробензонасосе до момента прекращения работы двигателя. Для газа – необходимо закрыть вентиль на баллоне и выработать газ в системе.

Обязательным условием надежной работы системы питания является чистота ее приборов и узлов.

Следует тщательно проверять герметичность соединений топливопровода для работы на бензине и блока электромагнитных клапанов для работы на газе.

Эта проверка должна производиться при хорошем освещении и работающем на холостом ходу двигателе. Подтекание бензина или утечка газа недопустимы. Для обнаружения утечки газа предварительно смачивать соединения мыльной пеной.

Негерметичность в соединениях устраняется путем заменой дефектных элементов.

Через одно техническое обслуживание следует заменять фильтр тонкой очистки топлива.

Комплексная микропроцессорная система управления двигателем

В процессе эксплуатации рекомендуется следить за чистотой компонентов системы управления двигателя, периодически проверять надежность контактных соединений датчиков и исполнительных устройств системы управления.

При проведении периодического технического обслуживания необходимо производить диагностику системы управления двигателем (каждое техническое обслуживание) и заменять свечи зажигания (через одно техническое обслуживание).

Для предотвращения разрыва силиконового наконечника катушки зажигания при её снятии вследствие прикипания к изолятору свечи зажигания нанести перед установкой катушки зажигания кисточкой на внутреннюю поверхность наконечника силиконовую смазку типа «Пента-221» ТУ 2257-156-40245042-2006.

Нанесение смазки на наконечник катушки зажигания.

Техническое обслуживание двигателей ЗМЗ–409051.10 и ЗМЗ–409052.10 («ZMZ PRO»).

Электрооборудование.

Генератор:

  • Периодически необходимо очищать генератор от грязи, проверять надежность его крепления к двигателю и надежность соединений проводов с выводами генератора.

Стартер:

  • Периодически проверяйте чистоту и надежность контактных соединений, очищайте от грязи, проверяйте надежность крепления стартера к двигателю.

Датчик аварийного давления масла:

  • В процессе эксплуатации рекомендуется следить за чистотой датчика, периодически проверять надежность его контактного соединения.

Поделиться ссылкой:

Похожие статьи

Руководства