Топливная система. Двигатели ЯМЗ-650, ЯМЗ-6501, ЯМЗ-6502 – руководство по эксплуатации.
Топливная система двигателей ЯМЗ-650, ЯМЗ-6501, ЯМЗ-6502.
Топливная система аккумуляторного типа – Common Rail System (CRS) с электронным управлением подачей топлива производства фирмы Robert Bosch (Германия).
CRS BOSCH с электронным блоком управления обеспечивает:
– точную дозировку цикловой подачи топлива для каждого рабочего режима;
– регулировку углов опережения впрыска топлива в зависимости от оборотов, нагрузки, температуры;
– легкий пуск двигателя с минимальным выбросом вредных веществ в атмосферу при любых температурных условиях;
– корректировку процесса топливоподачи в зависимости от условий окружающей среды с целью снижения выбросов вредных веществ;
– совместимость с электронным блоком управления автомобиля (ABS, ASR, круиз-контроль и др.).
Топливная система работает следующим образом: топливо из топливного бака через фильтр-отстойник грубой очистки и охладитель электронного блока управления (см. рис. 8) засасывается топливоподкачивающим насосом и под давлением 700…800 кПа (7…8 кгс/см²) подается в фильтр тонкой очистки с очень высокой степенью очистки, так как система «Common Rail» более чувствительна к загрязнению, чем системы с обычным плунжерным топливным насосом. Далее топливо поступает в топливный насос высокого давления, который имеет две секции, каждая из которых запитывается через дозирующее устройство с электроклапаном. Из топливного насоса топливо под давлением поступает в общий топливопровод – накопитель (рампу) и далее по индивидуальному топливопроводу подводится к каждой форсунке.
Форсунки подают топливо под давлением в камеру сгорания, продолжительность впрыскивания определяется длительностью электрического импульса от электронного блока управления двигателя. Пиковый электроимпульс на форсунку характеризуется напряжением до 80 В и током 20 А. Впрыскивание топлива осуществляется ступенчато:
– пилотный впрыск (1…3 %) при ранних углах опережения для снижения шума двигателя;
– основной впрыск (94…96 %);
– дополнительный впрыск после основного для снижения дымности отработавших газов (1…5 %).
Баланс впрыскиваемого топлива для указанных впрысков определяется режимом работы двигателя.
Электроклапаны позволяют регулировать давление топлива, поступающего в надплунжерное пространство топливного насоса.
В штуцерах рампы на входе в трубопроводы высокого давления находятся гидравлические ограничители расхода топлива (по одному на каждый цилиндр), которые перекрывают подачу топлива в форсунки при превышении заданной длительности впрыска (например, засорение форсунки). После устранения отказа форсунки нормальная работоспособность ограничителя восстанавливается автоматически.
Датчики, расположенные на двигателе, передают информацию на электронный блок управления о работе систем. Электронный блок управления использует эту информацию для управления впрыском и подачи сигнала о работе других систем на приборный щиток и управления исполнительными механизмами, обеспечивающими работу двигателя. Эта информация поступает от следующих датчиков:
– датчик давления топлива в рампе;
– датчик угла поворота кулачкового вала топливного насоса;
– датчик температуры и давления надувочного воздуха;
– датчик частоты вращения коленчатого вала (на картере маховика);
– датчик дозирующего устройства топливного насоса;
– датчик давления масла;
– датчик температуры охлаждающей жидкости;
– датчик температуры и давления топлива;
– датчик засорения фильтров тонкой очистки топлива;
– датчик режима работы вентилятора.
Внимание!
- Топливная аппаратура, кроме форсунок, не подлежит техническому обслуживанию. в случае обнаружения любых неисправностей по топливной аппаратуре, а также для регулировки форсунок, необходимо обращаться на сервисные станции.
Рис. 8. Топливная система «Common Rail».
1 – топливоподкачивающий насос; 2 – топливный насос; 3 – форсунка; 4 – рампа; 5 – фильтр тонкой очистки топлива; 6 – охладитель электронного блока управления.