Трансмиссия, переключение передач МАЗ 5340M4, 5550M4, 6312М4 (Mercedes, Евро-6).
Коробки передач ZF9SXXXXTO.
Обзор.
Коробки передач (КП) ZF9SXXXXTO – девятиступенчатые, полностью синхронизированные, состоящие из пятиступенчатой основной коробки, двухступенчатого демультипликатора. В результате весь диапазон передаточных чисел КП составляет 9 точно включаемых ступеней, которые могут включаться последовательно по мере надобности.
Понижающая передача (С) в основной КП на высшем диапазоне демультипликатора не используется.
Переключение основной КП и демультипликатора осуществляется по схеме двойного Н рычагом переключения передач 1 (далее рычаг).
Схема переключения передач А (далее схема) наклеена на щитке приборов рядом с рычагом 1.
Устройство, правила эксплуатации и обслуживания КП приведены в прилагаемом к автомобилю руководстве по эксплуатации КП изготовителя КП.
Управление основной КП.
Передачи в основной КП переключаются механически, от воздействия на рычаг 1.
- Исходное состояние – рычаг 1 находится в нейтральном положении светится индикатор нейтрали 3 на панели приборов.
Включение передач.
- Нажать до упора на педаль сцепления.
- Включить нужную передачу (схема А).
- Плавно отпустить педаль сцепления.
Выключение передач.
- Нажать до упора на педаль сцепления 4.
- Перевести рычаг 1 в исходное состояние. При выключении передачи рычаг автоматически устанавливается в одно из двух положений, обозначенных буквами N (схема А), в зависимости от того, какой диапазон включен в демультипликаторе.
- Плавно отпустить педаль сцепления.
Запрещается!
Включение передачи в основной коробке, пока не закончен процесс переключения в демультипликаторе (контроль по индикатору 2).
Внимание!
Для облегчения включения понижающей (С) и задней (R) передач в основной КП следует после включения сцепления сделать паузу до остановки вращения первичного вала КП и только после этого включить передачу.
Управление демультипликатором.
Передачи демультипликатора (схема А, переключаются пневматически).
- Нижний или медленный диапазон – передачи С, 1, 2, 3, 4.
- Верхний или быстрый диапазон – передачи 5, 6, 7, 8.
Переключение диапазонов.
- Переход с медленного диапазона на быстрый – резким движением, преодолевая усилие фиксатора, перевести рычаг 1 из нейтрального положения в направлении от себя. На панели приборов (тахометре) загорается индикатор 2.
- Переход с быстрого на медленный – в обратной последовательности. Индикатор 2 выключается.
- Медленный диапазон в демультипликаторе следует включать при скорости движения ниже 28 км/ч.
Внимание!
Для избежания превышения максимально допустимой частоты вращения двигателя при переключении передач с высших на нижние переключения следует производить последовательно согласно схеме А (с 8 на 7, с 7 на 6, и т.д.). Переключение вниз через одну или несколько передач допускается только при условии соответствия действительной скорости автомобиля допустимой скорости на включаемой передаче.
Задний ход.
- Передача заднего хода включается только при неподвижном автомобиле на частоте холостого хода двигателя (схема А, передача R).
- Для предотвращения ошибочного включения водителем задней передачи, данная передача предохраняется фиксатором-упором. Поэтому для ее включения следует приложить гораздо большее усилие, чем для включения других передач переднего хода (кроме понижающей).
Блокировки межколесных и межосевых дифференциалов.
Внимание!
- Блокировки межколесных и межосевых дифференциалов следует включать/выключать для прохождения труднопроходимых участков дорог при остановленном автомобиле.
- Выключение блокировок должно происходить сразу после прохождения труднопроходимых (скользких) участков дорог.
Запрещается!
- Поворот автомобиля с заблокированным межколесным дифференциалом запрещен. При движении на участках дороги с крутыми поворотами блокировка межколесного дифференциала должна быть выключена.
- Включение блокировок в режиме буксования колес запрещается Запрещается эксплуатация автомобиля с включенной блокировкой дифференциалов при нормальном сцеплении колес с дорогой.
При трогании с места и движении на скользком участке дороги рекомендуется кратковременное включение блокировок межмостового и межколесного дифференциалов. Блокировку следует включать непосредственно перед скользким участком дороги. В этом случае нужно выключить сцепление и включение блокировки производить после полной остановки автомобиля.
Включение/выключение.
- Остановить автомобиль.
- Включить блокировки межколесных дифференциалов среднего и заднего мостов нажав на нижнюю клавишу переключателя 3. Включение происходит независимо от блокировки межосевого дифференциала. О включении блокировок сигнализирует индикатор 1.
- Включить блокировку межосевого дифференциала нажав на нижнюю клавишу переключателя 4. При включении загорается индикатор 2.
- После включения нужных блокировок продолжить движение.
- При превышении скорости движения свыше 15 км/ч начинает работать зуммер и мигать индикаторы 1 и 2.
- Выключения блокировок производятся на остановленном автомобиле нажатиями на верхние половины клавиш переключателей 3 и 4, индикаторы 1 и 2 при этом отключаются.
При включенной блокировке дифференциала управляемость автомобиля ухудшается. Контролируемое управление автомобилем на поворотах невозможно. Кроме того, следствием включения блокировок дифференциалов могут быть повреждения колес и дифференциалов.