Введение. Дизельный двигатель модели ЗМЗ-5143.10 – руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту.
1. Введение.
Двигатели модели ЗМЗ-5143.10 предназначены для установки на автомобили УАЗ-315148 («Hunter») и эксплуатации при температуре окружающего воздуха от минус 45 °С до плюс 40 °С, относительной влажности воздуха до 75 % при температуре плюс 15 °С, а также в районах, распложенных на высоте до 4000 м над уровнем моря и до 4650 м при преодолении перевалов при соответствующем изменении мощностных показателей и топливной экономичности.
Двигатели модели ЗМЗ-5143.10 заводом выпускаются в комплектации с оборудованием (топливной аппаратурой, электрооборудованием и сцеплением), установленным и закрепленным на двигателе, за исключением фильтра тонкой очистки топлива, который закреплен на двигателе в транспортном положении.
Воздушный фильтр и водяной радиатор в состав двигателя не входят, поэтому в руководстве описаны только те узлы и агрегаты, которые входят в эту комплектацию.
Рис. 1. Общий вид двигателя.
Рис. 2. Внешняя скоростная характеристика двигателя.
Ne – мощность;
Мкр – крутящий момент;
ge – удельный расход топлива.
Рис. 3. Вид двигателя спереди.
1 – верхний кожух ремня привода ТНВД; 2 – ТНВД; 3 – крышка маслоналивного патрубка; 4 – воздуховод; 5 – шкив вентилятора; 6 – ремень привода вентилятора и насоса ГУР; 7 – шкив насоса ГУР; 8 – направляющий ролик; 9 – шкив водяного насоса; 10 – ремень привода генератора и водяного насоса; 11 – масляный картер; 12 – нижний кожух ремня привода ТНВД; 13 – датчик положения коленчатого вала; 14 – генератор.
Рис. 4. Вид двигателя справа.
1 – датчик температуры охлаждающей жидкости; 2 – крышка корпуса термостата; 3 – датчик положения рычага ТНВД; 4 – датчик сигнализатора аварийного давления масла; 5 – передний кронштейн подъема двигателя; 6 – указатель уровня масла; 7 – шланг вентиляции; 8 – охладитель рециркулируемых газов; 9 – трубка рециркуляции; 10 – выпускной коллектор; 11 – заглушка отверстия под установочный штифт коленчатого вала; 12 – шланг слива масла из турбокомпрессора; 13 – турбокомпрессор; 14 – пробка слива охлаждающей жидкости; 15 – впускной патрубок турбокомпрессора; 16 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 17 – патрубок водяного насоса.
Рис. 5. Вид двигателя слева.
1 – трубка отопителя отводящая; 2 – крышка клапанов; 3 – задний кронштейн подъема двигателя; 4 – клапан рециркуляции; 5 – впускная труба; 6 – фильтр тонкой очистки топлива (транспортное положение); 7 – опора кронштейна насоса со втулкой; 8 – ТНВД; 9 – генератор; 10 – крышка нижнего гидронатяжителя; 11 – задний кронштейн генератора; 12 – датчик указателя давления масла; 13 – жидкостно-масляный теплообменник; 14 – масляный фильтр; 15 – вакуумный насос; 16 – пробка слива масла; 17 – стартер.
Рис. 6. Поперечный разрез двигателя.
1 – блок цилиндров; 2 – ведущая шестерня привода масляного насоса; 3 – вакуумный насос; 4 – впускной клапан; 5 – головка цилиндров; 6 – гидроопора; 7 – впускная труба; 8 – распределительный вал впускных клапанов; 9 – рычаг привода клапана; 10 – распределительный вал выпускных клапанов; 11 – болт крепления головки цилиндров; 12 – выпускной клапан; 13 – поршень; 14 – турбокомпрессор; 15 – поршневой палец; 16 – нагнетательная трубка масла к турбокомпрессору; 17 – шатун; 18 – коленчатый вал; 19 – указатель уровня масла; 20 – форсунка охлаждения поршня; 21 – масляный насос; 22 – валик привода масляного и вакуумного насосов.