Меню Закрыть

Задний мост автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Задний мост автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

ВАЗ-2107, -21047 – сборник инструкций по устройству, обслуживанию, диагностике и ремонту.

Задний мост.

Задний мост в разрезе.

Задний мост автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

1 – запорное кольцо полуоси; 2 – тормозная колодка; 3 – тормозной барабан; 4 – болт крепления колеса; 5 – направляющий штифт; 6 – тормозной цилиндр; 7 – тормозной щит; 8 – подшипник полуоси; 9 – манжета полуоси; 10 – опорная чашка пружины; 11 – подшипник дифференциала; 12 – сапун; 13 – корпус дифференциала; 14 – ведомая шестерня главной передачи; 15 – сателлит; 16 – полуосевая шестерня; 17 – болты крепления редуктора к картеру заднего моста; 18 – подшипники ведущей шестерни; 19 – манжета фланца ведущей шестерни; 20 – фланец; 21 – гайка ведущей шестерни; 22 – кольцо грязеотражательное; 23 – распорная втулка; 24 – регулировочная прокладка (кольцо); 25 – ведущая шестерня; 26 – ось сателлитов; 27 – картер редуктора; 28 – балка заднего моста; 29 – полуось.

Описание конструкции.

Задний мост автомобиля выполнен в виде пустотелой балки, к торцам которой приварены фланцы с посадочными местами под подшипники полуосей и отверстиями для крепления тормозных щитов. В середине к балке болтами крепится редуктор главной передачи с дифференциалом, а со стороны фланцев в балку вставлены две полуоси, передающие крутящий момент от редуктора к задним колесам. Задний мост у всех «классических» автомобилей ВАЗ унифицирован и в зависимости от модели может комплектоваться редуктором с передаточным числом 3,9, 4,1 или 4,3.

Задний мост автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Место маркировки передаточного числа на ведомой шестерне.

Ведущая и ведомые шестерни редуктора подбираются парами и при повреждении хотя бы одной из них – заменяются в комплекте.

Ведущая шестерня установлена на двух роликовых конических подшипниках, между их внутренними кольцами вставлена упругая распорная втулка.

При затягивании гайки на хвостовике ведущей шестерни эта втулка деформируется, обеспечивая предварительный натяг в подшипниках.

Между ведущей шестерней и ее подшипником установлено регулировочное кольцо, определяющее осевое положение ведущей шестерни.

Ведомая шестерня главной передачи крепится болтами к корпусу дифференциала, который установлен на двух роликовых конических подшипниках. Предварительный натяг в этих подшипниках, а также величина зазора между зубьями ведущей и ведомой шестерен регулируются кольцевыми гайками, завернутыми в разъемные постели подшипников. Внутри корпуса дифференциала на оси свободно сидят два сателлита, входящие в зацепление с полуосевыми шестернями.

Полуось внутренним концом входит в шлицевое отверстие полуосевой шестерни, а наружным опирается на шариковый подшипник, входящий во фланец балки и запираемый там пластиной. Пластина совместно с маслоотражателем и щитом тормоза крепится четырьмя болтами к фланцу балки. В гнезде балки моста установлена манжета. От осевого смещения подшипник фиксируется на полуоси запорным кольцом.

На щите тормозов крепятся тормозные колодки, тормозной цилиндр с трубкой подвода тормозной жидкости и оболочка троса стояночного тормоза.

К фланцу полуоси двумя направляющими штифтами крепится тормозной барабан.

Для заливки и слива масла установлены две пробки с конической резьбой.

Проверка исправности заднего моста.

Проверяем затяжку всех резьбовых соединений и, при необходимости, подтягиваем их.

Колпачок сапуна должен быть очищен от грязи и свободно вращаться.

Руками прикладываем усилие около 10 кгс вдоль оси вывешенного колеса и определяем наличие люфта полуоси. Он допускается не более 0,7 мм. Стояночный тормоз при этой проверке должен быть отпущен.

Допускается незначительная утечка масла (отпотевание) из-под манжеты переднего подшипника главной передачи, но при сильном замасливании редуктора и днища автомобиля над главной передачей манжету следует заменить.

Определить шум в заднем мосту и, соответственно, необходимость ремонта можно по результатам следующих испытаний.

Испытание 1. Плавно разгоняем автомобиль на ровной дороге со скорости 20 до 90 км/ч. Одновременно прислушиваемся к шуму и замечаем скорость, при которой он появляется и исчезает.

Отпускаем педаль «газа» и прослушиваем автомобиль в режиме торможения двигателем. Обычно шум возникает и исчезает при одних и тех же скоростях, как при ускорении, так и при замедлении.

Испытание 2. Разгоняем автомобиль до скорости 100 км/ч, переводим рычаг переключения передач в нейтральное положение, выключаем зажигание и свободно катимся до остановки. При этом следим за характером шума на различных скоростях замедления.

Внимание! При выключении зажигания будьте осторожны. Нельзя поворачивать ключ больше, чем нужно для выключения зажигания, так как в положении «стоянка» (когда ключ вынимается из замка) может сработать противоугонное устройство и заблокируется рулевое колесо.

В первом варианте мы испытали редуктор в режиме разгона и торможения под нагрузкой, создаваемой двигателем. Во втором – без нее. Если звук присутствует только при первом испытании – причиной его могут служить шестерни редуктора, подшипники ведущей шестерни или дифференциала. Если шум проявляется в обоих случаях – источник его нужно искать в другом месте.

Испытание 3. Устанавливаем рычаг коробки передач в нейтральное положение, пускаем двигатель и постепенно увеличиваем частоту вращения коленчатого вала. Сравниваем возникающие шумы с замеченными ранее. Если они похожи на шумы, возникающие при первом испытании, это указывает на то, что они исходят не от редуктора.

Испытание 4. Шумы, обнаруженные при первом испытании и отсутствующие при последующих, вызваны редуктором. Для подтверждения поднимаем задние колеса, пускаем двигатель и включаем четвертую передачу. Убеждаемся, что шумы действительно исходят от редуктора, а не от других узлов или деталей.

Замена масла.

Задний мост автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Вывернув сливную пробку шестигранным ключом «на 12», сливаем отработанное масло. После чего заворачиваем пробку на место, очистив ее магнит от стальной стружки.

Задний мост автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Заливаем масло через отверстие в задней части балки, отвернув пробку ключом «на 17».

Если слитое из картера редуктора масло темного цвета или в нем заметны металлические частицы, необходимо промыть редуктор. Для этого заливаем в него около 1 л смеси трансмиссионного масла с 20-30% керосина или дизельного топлива. Затем, вывесив одно из задних колес, включаем I передачу и пускаем двигатель. Спустя 2-3 мин сливаем промывочную смесь и заливаем в редуктор 1,3 л трансмиссионного масла.

Уровень масла должен доходить до нижней кромки заливного отверстия.

Замена полуоси и ее манжеты.

Вывешиваем заднюю часть автомобиля на треноги, снимаем заднее колесо и тормозной барабан. Домкратом приподнимаем разбираемый край балки заднего моста, чтобы после снятия полуоси масло не выливалось.

Задний мост автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Головкой «на 17» через отверстия во фланце полуоси отворачиваем четыре гайки.

Задний мост автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Снимаем пинцетом упругие шайбы.

Задний мост автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

На фланце полуоси закрепляем ударный съемник и выбиваем полуось из балки.

Вместо этого приспособления можно воспользоваться снятым колесом. Устанавливаем его обратной стороной на двух болтах и резким движением выдергиваем полуось.

Задний мост автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Полуось вынимается вместе с маслоотражателем, пластиной крепления, подшипником и запорным кольцом.

Задний мост автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Между фланцем балки и тормозным щитом установлено резиновое уплотнительное кольцо.

Задний мост автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Раздвижными пассатижами вынимаем манжету полуоси из гнезда в балке заднего моста.

Задний мост автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Легкими ударами молотка по торцевой головке (отрезку трубы подходящего диаметра) запрессовываем новую манжету.

При деформации полуоси, больших радиальных и осевых зазорах в подшипнике, смещении запорного кольца, износе шлицев – полуось необходимо заменить на новую в сборе. Замена только подшипника и запорного кольца не рекомендуется.

Устанавливаем полуось в порядке, обратном снятию. Перед установкой смазываем рабочие поверхности манжеты смазкой Литол-24.

Снятие и установка заднего моста.

Вывешиваем заднюю часть автомобиля, снимаем колеса. Подставляем регулируемую опору или домкрат под редуктор и слегка нагружаем подвеску. Отсоединяем карданный вал от фланца ведущей шестерни главной передачи (см. «Замена карданной передачи»).

Отсоединяем шланг гидропривода тормозов от стальной трубки (см. «Замена заднего тормозного шланга»), заглушив его пробкой для предотвращения утечки жидкости из системы тормозов. Отсоединяем ветвь заднего троса стояночного тормоза от уравнителя (см. «Снятие узлов и регулировка стояночной тормозной системы»). Отсоединяем от кронштейна на балке моста тягу привода регулятора давления задних тормозов (см. «Замена и регулировка регулятора давления»).

Отсоединяем верхние концы амортизаторов и штанги задней подвески от кузова (см. «Ремонт задней подвески»).

Снимаем с балки пружины и амортизаторы. Отсоединяем продольные и поперечную штанги от кронштейнов на балке моста.

Можно снять задний мост и другим способом, отсоединив штанги и амортизаторы не от кузова, а от самого моста.

Задний мост автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Опускаем домкрат и снимаем задний мост вместе с деталями задней подвески.

Установка заднего моста проводится в порядке, обратном снятию.

После разборки заднего моста со снятием редуктора и полуосей можно визуально определить отсутствие деформации балки. Достаточно посмотреть внутрь пустой балки со стороны фланца –центры отверстий для полуосей должны располагаться на одной линии. Малейшее искривление заметно на глаз. Искривленную балку необходимо заменить.

Замена манжеты ведущей шестерни.

Поврежденную манжету можно заменить, не снимая редуктор с автомобиля. Для этого, вывесив задний мост, сливаем масло из картера, снимаем колеса и тормозные барабаны, выводим полуоси из зацепления с шестернями дифференциала (см. «Замена полуоси и ее манжеты»). Отсоединяем карданный вал от фланца ведущей шестерни (см. «Замена карданной передачи») и отводим его в сторону.

Определяем момент проворачивания вала ведущей шестерни, для чего:

Задний мост автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

на шейку фланца плотно наматываем в несколько оборотов прочную нить и крепим к ней динамометр. Усилие, при котором фланец начнет равномерно вращаться, умноженное на радиус шейки, даст значение искомого момента. Записываем его величину.

Задний мост автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Вставив два болта в отверстия фланца и удерживая его монтажной лопаткой от проворота, ключом «на 24» отворачиваем гайку и

Задний мост автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

снимаем фланец со шлицев вала ведущей шестерни главной передачи.

Задний мост автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Раздвижными пассатижами извлекаем манжету.

Задний мост автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Легкими ударами молотка через отрезок трубы подходящего диаметра запрессовываем новую манжету, предварительно покрыв ее посадочную поверхность смазкой Литол-24.

Задний мост автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Устанавливаем новую гайку фланца и динамометрическим ключом постепенно затягиваем ее до момента в пределах 12-26 кгс·м, периодически проверяя усилие проворачивания вала динамометром.

Если первоначальное усилие было больше или равно 2,9 кгс (что соответствует моменту 6 кгс*см), то затягиваем гайку до получения усилия проворачивания фланца на 0,5-1,0 кгс (1-2 кгс*см) большего, чем первоначальное.

Если первоначальное усилие было меньше 2,9 кгс (6 кгс·см), то гайку затягиваем до получения усилия проворачивания 2,9-4,3 кгс (6-9 кгс·см).

Если при затягивании гайки момент проворачивания превысил 9 кгс·см, то разбираем редуктор и заменяем распорную втулку.

Замена редуктора.

Вывешиваем задний мост, сливаем масло из картера, снимаем колеса и тормозные барабаны, вынимаем полуоси. Отсоединяем карданный вал от фланца ведущей шестерни и отводим его в сторону (см. «Замена карданной передачи»).

Задний мост автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Ключом «на 13» отворачиваем восемь болтов крепления картера редуктора к балке заднего моста.

Задний мост автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Снимаем редуктор в сборе.

Новый редуктор устанавливаем в порядке, обратном снятию. На обезжиренную резьбовую часть болтов крепления картера наносим герметик. После установки не забудьте залить масло в картер заднего моста.

Ремонт редуктора.

Задний мост автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Установив редуктор на верстаке, ключом «на 10» отворачиваем два болта крепления стопорных пластин гаек подшипников дифференциала и снимаем пластины.

Задний мост автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Керном наносим метки на постели и соответствующей крышке подшипника, чтобы при сборке установить крышки на свои места.

Задний мост автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Ключом «на 17» отворачиваем болты крепления крышек подшипников.

Задний мост автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Вынимаем из корпуса дифференциала наружные кольца подшипников и регулировочные гайки.

Если подшипники не меняем, то помечаем наружные кольца, чтобы не перепутать их местами при установке, т.к. подшипники индивидуально приработались и разукомплектовывать их нежелательно.

Задний мост автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Проверяем отсутствие радиальных люфтов в шестернях полуосей.

Задний мост автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Съемником спрессовываем внутренние кольца подшипников.

Задний мост автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Ключом «на 17» отворачиваем восемь болтов крепления ведомой шестерни к корпусу дифференциала и снимаем ее.

Задний мост автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Бородком выбиваем ось сателлитов.

Задний мост автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Проворачиваем шестерни полуосей и вынимаем шестерни-сателлиты.

Задний мост автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Проворачиваем шестерни полуосей и вынимаем шестерни-сателлиты.

Задний мост автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Вынимаем из картера ведущую шестерню и деформированную распорную втулку. При сборке редуктора заменяем втулку новой.

Задний мост автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Выколоткой из мягкого металла сбиваем внутреннее кольцо конического подшипника с вала ведущей шестерни.

Задний мост автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Под подшипником установлено регулировочное кольцо, обеспечивающее правильное взаимное расположение шестерен главной передачи.

Задний мост автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Подходящим инструментом выбиваем внешние кольца конических подшипников из картера.

Детали редуктора тщательно промываем в керосине и внимательно осматриваем. При повреждении хотя бы одного зуба (выкрашивание, волны, риски, задиры на рабочих поверхностях) заменяем шестерни новыми.

Грани между вершинами и рабочими поверхностями зубьев ведомой шестерни должны быть острыми. Если видны малейшие забоины или закругления – главную пару заменяем новой.

Незначительные повреждения оси сателлитов, шеек шестерен полуосей и их посадочных отверстий устраняем мелкой шкуркой с последующей полировкой.

При сборке манжету, гайку фланца и распорную втулку заменяем новыми.

Если сборка редуктора будет производиться в прежнем картере, то изменение толщины регулировочного кольца ведущей шестерни можно рассчитать как разницу в отклонениях размеров старой и новой шестерен. Отклонение в размере со знаком «+» или «–» в сотых долях миллиметра выгравировано на валу ведущей шестерни.

Например, на старой шестерне выгравировано —12, а на новой 4. Разница двух поправок составит 4—(—12)=16. Значит, новое регулировочное кольцо должно быть на 0,16 мм тоньше старого. При обратном соотношении поправок (на старой 4, а на новой —12) кольцо должно быть на 0,16 мм толще старого.

Для более точного определения толщины регулировочного кольца изготавливаем приспособление из старой ведущей шестерни.

Задний мост автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Привариваем пластину длиной 80 мм и торцуем ее в размер 50 (–0,02) мм относительно плоскости под подшипник. На конической части вала выгравирован заводской номер и отклонение в размере.

Посадочные места под подшипниками обтачиваем (можно обработать мелкой шкуркой) до скользящей посадки.

Запрессовываем наружные кольца переднего и заднего подшипников в картер.

На изготовленное приспособление устанавливаем внутреннее кольцо заднего подшипника и вставляем приспособление в картер. Устанавливаем внутреннее кольцо переднего подшипника, фланец ведущей шестерни и затягиваем гайку моментом 0,8-1,0 кгс·м.

Задний мост автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Выставляем картер в горизонтальное положение по уровню.

Задний мост автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

В постели подшипников дифференциала кладем круглый ровный стержень (удлинитель из набора торцевых головок) и плоским щупом определяем величину зазора между ним и пластиной приспособления.

Толщину регулировочного кольца определяем как разницу между величиной зазора и отклонением размера новой шестерни (с учетом знака).

Например, величина зазора составляет 2,8 мм, а отклонение размера шестерни —15. Значит необходимо установить регулировочное кольцо толщиной 2,8—(—0,15)=2,95 мм.

Извлекаем приспособление из картера.

Задний мост автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Устанавливаем регулировочное кольцо требуемой толщины на вал ведущей шестерни и с помощью отрезка трубы подходящего размера напрессовываем внутреннее кольцо подшипника.

Вставляем вал в картер. Устанавливаем новую распорную втулку, внутреннее кольцо переднего подшипника, манжету и фланец ведущей шестерни.

Задний мост автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Постепенно затягиваем гайку динамометрическим ключом до момента 12 кгс·м.

Задний мост автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Определяем момент проворачивания вала ведущей шестерни.

Для этого на шейку фланца плотно наматываем в несколько оборотов прочную нить и крепим к ней динамометр. Усилие, при котором фланец начнет равномерно проворачиваться, должно составлять 7,6-9,5 кгс (что соответствует крутящему моменту 16-20 кгс·см) (для новых подшипников). Если усилие недостаточно – дотягиваем гайку фланца. При этом момент затяжки не должен превысить 26 кгс·м.

Если при затягивании гайки момент проворачивания превысил 20 кгс·см (9,5 кгс), разбираем редуктор и заменяем распорную втулку.

Задний мост автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Устанавливаем корпус дифференциала вместе с подшипниками в картер и затягиваем болты крышек подшипников.

Если был обнаружен осевой люфт в шестернях полуосей, то при сборке устанавливаем новые, более толстые опорные регулировочные кольца. Полуосевые шестерни должны встать в корпус дифференциала плотно, но проворачиваться от руки.

Задний мост автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Из стального листа толщиной 2,5-3 мм изготавливаем ключ для затяжки регулировочных гаек.

Регулировку зазора в главной паре и предварительный натяг подшипников дифференциала проводим одновременно, в несколько этапов:

  • заворачиваем гайку со стороны ведомой шестерни до полного устранения зазора в зацеплении;

Задний мост автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

штангенциркулем измеряем расстояние между крышками;

  • заворачиваем вторую гайку до упора и дотягиваем ее на 1-2 зуба гайки. Расстояние между крышками должно увеличиться приблизительно на 0,1 мм;
  • вращением первой гайки выставляем требуемый зазор в зацеплении 0,08-0,13 мм. Это минимально ощутимый пальцами люфт, сопровождающийся легким стуком зуба о зуб;
  • рукой контролируем постоянство величины зазора в зацеплении и постепенно затягиваем обе гайки до тех пор, пока расстояние между крышками не увеличится на 0,2 мм. Это обеспечит необходимый натяг подшипников.

Задний мост автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Медленно проворачиваем ведомую шестерню на три оборота и одновременно «прощупываем» люфт в зацеплении каждой пары зубьев.

Если он равномерен во всех положениях шестерен, то устанавливаем стопорные пластины. Уменьшение (увеличение) люфта в каком-либо секторе говорит о деформации корпуса дифференциала и необходимости его замены или торцевания на токарном станке.

Стопорные пластины бывают двух типов: с одной или с двумя лапками. В зависимости от положения прорези гайки устанавливаем одну из них.

Поделиться ссылкой:

Похожие статьи

Руководства