Меню Закрыть

Карданная передача автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Карданная передача автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Карданная передача.

Элементы карданной передачи.

Карданная передача автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

1 – эластичная муфта; 2 – фланец вторичного вала коробки передач; 3 – грязеотражатель; 4 – вторичный вал коробки передач; 5 – гайка; 6 – уплотнитель центрирующего кольца; 7 – центрирующее кольцо; 8 – вкладыши эластичной муфты; 9 – болт; 10 – пробка; 11 – фланец переднего карданного вала; 12 – манжета; 13 – шлицевой конец переднего карданного вала; 14 – передний карданный вал; 15 – промежуточная опора; 16 – задний карданный вал; 17 – фланцевая вилка; 18 – стопорное кольцо; 19 – подшипник карданного шарнира; 20 – манжета; 21 – крестовина; 22 – вилка; 23 – упругая подушка; 24 – подшипник промежуточной опоры.

Описание конструкции.

Карданная передача состоит из переднего и заднего карданных валов, промежуточной упругой опоры, эластичной муфты, подвижного шлицевого соединения и двух карданных шарниров. Наличие двух карданных шарниров и шлицевого соединения дает возможность передавать крутящий момент от коробки передач к главной передаче под углом, постоянно изменяющимся при работе подвески.

Карданные валы изготовлены из стальной тонкостенной трубы. Передний вал имеет на обоих концах шлицевые наконечники, а задний – вилки карданных шарниров.

Эластичная муфта предназначена для поглощения вибраций и рывков в карданной передаче. Через два фланца она соединяет коробку передач и передний карданный вал. Их соосность обеспечивается центрирующим кольцом на валу коробки передач и центрирующей втулкой во фланце карданного вала.

Промежуточная опора состоит из шарикового радиального подшипника, установленного в кронштейне внутри резиновой изолирующей подушки. Кронштейн закреплен на кузове с помощью поперечины через виброизолирующие втулки.

Карданный шарнир состоит из двух вилок, закрепленных на валах, которые соединены между собой крестовиной. На полые шипы крестовины надеты игольчатые подшипники с уплотнительными манжетами. Подшипники зафиксированы в вилках стопорными кольцами.

Начиная с 1988 г. карданные валы комплектуют шарнирами повышенной долговечности. На них установлены крестовины с шипами увеличенного диаметра, штампованные корпусы игольчатых подшипников, уплотнения радиальноторцевого типа без металлической обоймы и вилки увеличенной толщины. Современные и ранее выпускавшиеся крестовины взаимозаменяемы, но устанавливать «новые» крестовины в вилки «старых» карданных валов не рекомендуется, так как при этом уменьшается общая жесткость шарниров.

Ниже рассмотрена технология замены только шарниров, устанавливаемых в настоящее время.

Техническое обслуживание.

При эксплуатации автомобиля следует в установленный срок (10 тыс. км пробега) смазывать шлицевое соединение карданного вала около эластичной муфты, для этого:

Карданная передача автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

вместо пробки на фланце эластичной муфты заворачиваем пресс-масленку и смазываем шлицевое соединение смазкой Фиол-1, Фиол-2У или ШРУС-4.

Проверка технического состояния карданной передачи без разборки.

Очищаем от грязи валы, муфту и опору. Проверяем карданные шарниры на легкость и плавность проворачивания вилок и на отсутствие радиальных и осевых перемещений. При обнаружении повреждений хотя бы одного из валов желательно заменить карданную передачу в сборе, так как ее балансировка проводится в собранном состоянии на специальном стенде. Резиновые детали эластичной муфты и упругой опоры не должны иметь трещин, разрывов и отслоений от металла.

Замена карданной передачи.

Работу проводим на смотровой канаве или подъемнике. Отсоединяем оттяжную пружину заднего троса стояночного тормоза (см. «Снятие узлов и регулировка стояночной тормозной системы»).

Карданная передача автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Наносим зубилом метки на место стыка карданного вала с фланцем ведущей шестерни главной передачи. Ключом «на 13» отворачиваем четыре самоконтрящиеся гайки, удерживая карданный вал от проворота большой отверткой.

Карданная передача автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Разъединяем стык фланцев.

Карданная передача автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Помечаем взаимное положение вала и центрирующего фланца эластичной муфты.

Карданная передача автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Шилом отгибаем четыре стопорных усика на обойме уплотнения около эластичной муфты

Карданная передача автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

и сдвигаем ее вместе с уплотнением в сторону карданного вала.

Карданная передача автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Головкой «на 13» отворачиваем две гайки и снимаем кронштейн безопасности.

Карданная передача автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Придерживая карданную передачу, ключом «на 13» отворачиваем две гайки и снимаем поперечину промежуточной опоры со шпилек ее крепления к кузову.

Поперечина упругой опоры закреплена на кузове через резиновые шайбы.

Карданная передача автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Выдвигаем карданный вал из шлицевого соединения с эластичной муфтой и снимаем его.

Устанавливаем карданную передачу в порядке, обратном снятию, смазав шлицевые соединения смазкой Фиол-1, Фиол-2У или ШРУС-4 и совместив сделанные ранее метки.

Карданная передача автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

После установки шлицевой части карданного вала во втулку центрирующего фланца эластичной муфты собираем обойму уплотнения. Одной отверткой сдвигаем обойму вперед, а другой по очереди загибаем ее стопорные усики.

Разборка карданного шарнира.

Внимание! Чтобы не нарушить балансировку, перед разборкой карданной передачи наносим зубилом или краской метки взаимного расположения ее деталей. Стопорные кольца карданных шарниров также должны быть установлены на прежние места.

Карданная передача автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Наносим метки взаимного расположения валов и вилок.

Карданная передача автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Снимаем стопорные кольца.

Карданная передача автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Устанавливаем приспособление (см. «Приложения») на вилку шарнира и выпрессовываем игольчатый подшипник в чашку приспособления до упора крестовины в вилку.

Карданная передача автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Подшипник выходит из вилки только на одну треть своей высоты.

То же самое делаем с противоположным подшипником.

Карданная передача автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Отверткой, упираясь в край корпуса подшипника, окончательно выбиваем выпрессованные подшипники из посадочных мест вилок.

Карданная передача автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Выводим крестовину из вилки.

Карданная передача автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Устанавливаем приспособление на крестовину и аналогично выпрессовываем вторую пару подшипников.

Сборка карданного шарнира.

Карданная передача автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Надеваем уплотнения на шипы крестовины и ставим пластмассовые заглушки.

Карданная передача автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Закладываем смазку Фиол-2У или № 158 в подшипники шарнира.

Вставляем шипы крестовины в отверстия вилки.

Карданная передача автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Приспособлением, через подходящую проставку, запрессовываем подшипник в вилку глубже проточки под стопорное кольцо.

Устанавливаем стопорное кольцо. С другой стороны вилки запрессовываем второй подшипник до тех пор, пока первый подшипник не упрется в свое стопорное кольцо. Устанавливаем стопорное кольцо второго подшипника.

Карданная передача автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

После сборки шарнира легкими ударами молотка через отвертку или бородок «помогаем» стопорному кольцу расправиться и полностью войти в проточку.

Карданная передача автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

С помощью набора щупов замеряем зазор между стопорным кольцом и подшипником.

Величина зазора должна находиться в пределах 0,01-0,04 мм.

Стопорные кольца выпускаются пяти размеров по толщине, которые различаются по цвету маркировки: 1,50 мм – неокрашенные; 1,52 – темно-коричневая; 1,56 – синяя; 1,59 – черная и 1,62 мм – желтая маркировка. Устанавливаем в крестовины кольца нужного размера.

Замена подшипника промежуточной опоры.

Выпрессовываем игольчатые подшипники и снимаем задний карданный вал (см. «Разборка карданного шарнира»).

Карданная передача автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Торцевой головкой «на 27» отворачиваем, но не до конца, гайку крепления вилки переднего карданного вала.

Карданная передача автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Устанавливаем приспособление на вилку, уперев его в гайку, и создаем предварительный натяг. Если усилия съемника недостаточно, помогаем ему легкими ударами молотка. Таким образом постепенно спрессовываем вилку со шлицев переднего карданного вала.

Карданная передача автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Ключом «на 13» отворачиваем два болта крепления промежуточной опоры к поперечине.

Карданная передача автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Опираем промежуточную опору на два уголка (размером не менее 40×40 мм) и через проставку из мягкого металла спрессовываем ее с вала.

Карданная передача автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Снимаем грязеотражатели и щипцами вынимаем стопорное кольцо подшипника.

Карданная передача автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Подходящей по размеру торцевой головкой или втулкой выбиваем подшипник из опоры.

Сборка промежуточной опоры проводится в обратном порядке.

Замена эластичной муфты.

Снимаем карданную передачу (см. «Замена карданной передачи»).

Карданная передача автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Головкой «на 13» отворачиваем две гайки крепления поперечины коробки передач к кузову. При этом задняя часть коробки вместе с муфтой немного опустится.

Карданная передача автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Двумя ключами «на 19» отворачиваем три самоконтрящиеся гайки болтов крепления муфты.

Если муфта не повреждена, то перед снятием стягиваем ее специальным монтажным хомутом. Можно обойтись и без хомута, плотно намотав на муфту несколько слоев скотча.

Карданная передача автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Проворачиваем вал коробки передач и бородком поочередно выбиваем болты крепления муфты.

Внимание! Болты можно вынуть и вставить только в одном месте – чуть выше корпуса привода спидометра.

Карданная передача автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Снимаем эластичную муфту вместе с фланцем. Отвернув три гайки, отсоединяем муфту от центрирующего фланца.

Карданная передача автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Новые муфты поступают в продажу стянутыми монтажным хомутом. Устанавливаем муфту на центрирующий фланец, не снимая хомута.

Карданная передача автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Поочередно вставляем три болта во фланец вторичного вала.

Карданная передача автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Устанавливаем муфту и затягиваем болты, при этом шипы фланцев должны войти в пазы муфты. Снимаем монтажный хомут. Устанавливаем карданную передачу согласно заранее нанесенным меткам (см. «Замена карданной передачи»).

Поделиться ссылкой:

Похожие статьи

Руководства