Меню Закрыть

Электрооборудование «ГАЗон Next» 10 т.

Электрооборудование «ГАЗон Next» 10 т.

7. Электрооборудование.

Электрооборудование автомобилей выполнено по однопроводной схеме.

Вторым проводом являются металлические части двигателя и автомобиля (корпус). С корпусом автомобиля соединены все минусовые выводы электрооборудования.

Номинальное напряжение – 12 В постоянного тока.

Техническое обслуживание и ремонт узлов электрооборудования в составе двигателя изложены в документации по обслуживанию и ремонту двигателя.

Перейти к:

7.1. Аккумуляторная батарея.

7.2. Освещение и световая сигнализация.

7.3. Выключатели.

7.4. Выключатель приборов и стартера (выключатель зажигания).

7.5. Переключатели управления стеклоподъемниками.

7.6. Звуковые сигналы.

7.7. Стеклоочиститель и омыватель ветрового стекла.

7.8. Блок управления системой блокировки дверей.

7.9. Многофункциональное токопередающее устройство.

7.10. Приборы и их датчики.

7.11. Электропроводка и предохранители.

7.12. Диагностика электронной системы управления двигателем.

7.13. Модуль педали акселератора.

7.14. Тахограф.

7.15. Система «ЭРА-ГЛОНАСС».

7.16. Электронная система управления задней пневматической подвеской.

7.17. Антиблокировочная система тормозов.

7.1. Аккумуляторная батарея.

На автомобиле установлены две необслуживаемые аккумуляторные батареи 6СТ-110 VLR или 6СТ-110.0VL TITAN Euro Silver, или 6СТ-110VL AKOM Евро, напряжением 12 В каждая, емкостью по 110 А∙ч, или 6СТ-100VL Евро, емкостью по 100 А∙ч, залитые электролитом и заряженные.

Батареи расположены на основании, закрепленном на правом лонжероне рамы за кабиной, и закрыты пластмассовой крышкой, которая фиксируется ремнем. Батареи соединены между собой параллельно и закреплены на основании планками и болтами.

Обслуживание батарей необходимо проводить в соответствии с «Руководством по эксплуатации аккумуляторных батарей» см. раздел «Приложения».

Снятие аккумуляторных батарей с автомобиля необходимо проводить в следующей последовательности:

– отстегнуть ремень 4 (рис. 7.1) и снять крышку 2 аккумуляторных батарей;

– отсоединить сначала минусовые, а затем плюсовые провода от клемм аккумуляторных батарей.

– отвернуть болты 9 и снять планки 10 крепления батарей;

– снять аккумуляторные батареи с основания.

Установку аккумуляторных батарей необходимо проводить в последовательности обратной снятию.

Моменты затяжки: болта планки крепления аккумуляторной батареи к основанию и болта крепления провода к наконечнику клеммы аккумуляторной батареи – 12-18 Н·м (1,2-1,8 кгс·м), гаек болтов крепления наконечников аккумуляторной батареи к клеммам – 3,92-4,9 Н·м (0,4-0,5 кгс·м).

Присоединить провода к клеммам аккумуляторной батареи – сначала плюсовые провода, затем минусовые.

Внимание.

  • Провода должны быть правильно подсоединены к клеммам АКБ. Смена полярности не допускается.

После установки смазать наконечники проводов и клеммы батарей пушечной смазкой ПВК или Солидолом Ж, или Солидолом С. При подсоединении проводов обеспечить зазор не менее 30 мм между проводом и трубкой слива масла из турбокомпрессора подгибкой скобы.

Рис. 7.1. Установка аккумуляторных батарей.

Электрооборудование «ГАЗон Next» 10 т.

1 – провод к стартеру; 2 – крышка; 3 – основание аккумуляторных батарей; 4 – ремень; 5 – боковое ограждение; 6, 8 – провода; 7 – аккумуляторные батареи; 9 – болты; 10 – планки.

7.2. Освещение и световая сигнализация.

7.3. Выключатели.

7.4. Выключатель приборов и стартера (выключатель зажигания).

7.5. Переключатели управления стеклоподъемниками.

7.6. Звуковые сигналы.

На автомобиле установлен комплект из двух звуковых сигналов: низкого и высокого тона.

Звуковые сигналы установлены под решеткой облицовки радиатора и закреплены на кронштейнах панели облицовки радиатора. Момент затяжки болта крепления сигнала к кронштейну – 7,84-9,8 Н·м (0,8-1,0 кгс·м).

Сигналы включаются включателем звукового сигнала, расположенным в центре рулевого колеса.

Звуковые сигналы рассчитаны на кратковременную работу, поэтому необходимо избегать включения сигналов на длительное время. Если сигнал звучит слабо, следует отрегулировать тон и силу звука винтом (рис. 7.35).

Рис. 7.35. Установка звуковых сигналов.

Электрооборудование «ГАЗон Next» 10 т.

1 – болт; 2 – сигнал звуковой.

Проверка работоспособности звукового сигнала в составе автомобиля проводится на слух при включении сигнала.

Отказами звукового сигнала считаются снижение чистоты звучания и уровня звука, разрушение от тряски при эксплуатации автомобиля, потеря герметичности.

Звуковой сигнал относится к необслуживаемым и неремонтируемым изделиям, в случае отказа сигнал заменить на новый.

Технические характеристики звуковых сигналов.

Номинальное напряжение, В 12
Уровень акустического давления при напряжении 11,9-12,1 В, дБ 105-118
Потребляемая сила тока, А, не более 5

7.7. Стеклоочиститель и омыватель ветрового стекла.

7.8. Блок управления системой блокировки дверей.

Блок управления С41R11.3867100 системой блокировки дверей (рис. 7.44) установлен на усилителе панели приборов около рулевой колонки, предназначен для одновременной (центральной) блокировки или разблокировки дверей автомобиля и осуществляет задержку и плавное погасание плафона внутреннего освещения кабины. Блок управления имеет функцию защиты моторедукторов замков от перегрева, вызванного чрезмерно частым блокированием/разблокированием дверей. При этом центральный замок перестает работать на несколько минут, после чего его работоспособность полностью восстанавливается. Электрическая схема подключения блока приведена на рис. 7.45.

Рис. 7.44. Установка блока управления системой блокировки дверей.

Электрооборудование «ГАЗон Next» 10 т.

1 – основание панели приборов; 2 – усилитель кронштейна руля задний; 3 – винт, 4 – блок управления системой блокировки дверей.

Рис. 7.45. Электрическая схема подключения блока управления системой блокировки дверей.

Колодка блока управления электроблокировки замков дверей.

Электрооборудование «ГАЗон Next» 10 т.

Электрическая схема подключения.

Электрооборудование «ГАЗон Next» 10 т.

1 – Блок управления электроблокировки замков дверей; 2 – Сигнализатор незакрытых дверей кабины; 3 – Плафон кабины; 4 – Моторедуктор двери водителя; 5 – Моторедуктор двери пассажира; 6 – Моторедуктор двери пассажира.

Колодка замка передней двери.

Электрооборудование «ГАЗон Next» 10 т.

Техническая характеристика блока управления системой блокировки дверей.

Номинальное напряжение, В 12
Рабочее напряжение, В 10,8-15,0
Потребляемый ток в состоянии покоя, мА, не более 5
Время подачи напряжения на актуаторы, мс 400-450

Блок управления системой блокировки дверей – необслуживаемое и неремонтопригодное изделие, и при выходе его из строя заменить новым.

Затяжку винтов 3 (рис. 7.44) крепления блока управления к заднему усилителю кронштейна руля производить до упора.

7.9. Многофункциональное токопередающее устройство.

Многофункциональное токопередающее устройство (МТУ) А21R23.3732010 служит для передачи сигналов электрических цепей от выключателя звукового сигнала и кнопок управления магнитолой, установленных на подвижном рулевом колесе, к неподвижной рулевой колонке и жгуту проводов автомобиля. МТУ (рис. 7.46) установлено на рулевой колонке и крепится к основанию переключателей винтами.

Техническая характеристика МТУ.

Электрическое сопротивление постоянному току для любой цепи устройства – 0,4-1,0 Ом.

Вращение подвижной части от среднего (центрального) положения должно быть не менее 2,5 оборота влево и вправо.

Момент затяжки крепежных винтов 1,0-1,1 Н·м (0,10-0,11 кгс·м).

Критерием отказа является потеря непрерывности передачи сигнала или увеличение сопротивления цепи более 1,2 Ом.

МТУ необслуживаемое и неремонтопригодное изделие, и при отказе подлежит замене на новое.

При снятии и установке многофункционального токопередающего устройства не допускается поворот крышки контактного устройства относительно корпуса (метки В и Г должны быть совмещены, крышка зафиксирована относительно корпуса).

В случае необходимости установить крышку относительно корпуса МТУ в среднее положение, совместив метки В и Г, и зафиксировать (вращение крышки из среднего положения должно быть не менее 2,5 оборота влево и вправо).

При установке нового МТУ демонтировать фиксатор или клейкую ленту непосредственно перед установкой рулевого колеса.

Рис. 7.46. Многофункциональное токопередающее устройство.

Электрооборудование «ГАЗон Next» 10 т.

Вывод Назначение
1 Реле звукового сигнала
2 Общий провод для звукового сигнала

Электрооборудование «ГАЗон Next» 10 т.

Вывод Назначение
1 Реле звукового сигнала
2 Общий провод для звукового сигнала
3 Питание светодиодной подсветки кнопки управления магнитолой
4 Общий вывод светодиодной подсветки кнопки управления магнитолой
5 Общий вывод сигнальной цепи кнопки управления магнитолой
6 Сигнальной вывод цепи кнопки управления магнитолой
7
8
9

Электрооборудование «ГАЗон Next» 10 т.

Вывод Назначение
1 Питание светодиодной подсветки кнопки управления магнитолой
2 Общий вывод светодиодной подсветки кнопки управления магнитолой
3 Общий вывод сигнальной цепи кнопки управления магнитолой
4 Сигнальной вывод цепи кнопки управления магнитолой

Схема электрическая.

Электрооборудование «ГАЗон Next» 10 т.

7.10. Приборы и их датчики.

7.11. Электропроводка и предохранители.

При повреждении изоляции провода могут непосредственно касаться корпуса автомобиля, вызывая короткие замыкания, приводящие к перегоранию предохранителей, обгоранию изоляции и даже к пожару.

Для удобства монтажа и защиты от механических повреждений провода оплетаются скрепляющей оплеткой в жгуты.

Техническое обслуживание.

При осмотрах автомобиля следует тщательно проверить состояние изоляции проводов, предупреждая их повреждения (перетирание об острые кромки, излишнее провисание и т.п.). Особое внимание должно уделяться чистоте и надежности присоединения проводов к выводам приборов электрооборудования. Провода даже с незначительным повреждением изоляции необходимо обмотать изоляционной лентой. Слабо затянутые или загрязненные и окисленные выводы зачистить и подтянуть. Необходимо тщательно следить за тем, чтобы на поверхность проводов не попали масло и бензин, так как они разрушают изоляцию и сокращают срок службы проводов.

При ремонте электропроводки следует пользоваться электрическими схемами двигателя и автомобиля (см. раздел «Приложения»), на которых даны цвета и сечения проводов. Не рекомендуется применять провода других сечений, так как это может привести к неисправности электрооборудования.

Назначение предохранителей и реле.

7.12. Диагностика электронной системы управления двигателем.

Блок 3 (рис. 7.58) управления двигателем расположен под капотом справа на щитке передка.

Рис. 7.58. Установка блока управления двигателем.

Электрооборудование «ГАЗон Next» 10 т.

1 – воздушный фильтр; 2 – блок силовых предохранителей; 3 – блок управления двигателем; 4 – воздухозаборник.

Для диагностирования электронных систем управления двигателей с системой впрыска «Bosch Common Rail», с электронным блоком управления EDC применяется диагностический тестер ASCAN-10 с установленным диагностическим пакетом EDC17 ЯМЗ. Файлы пакетов, и условия их получения находятся на сайте разработчика.

Диагностический пакет устанавливается (копируется) в тестер АСКАН-10 с помощью программы «ASCAN Loader» (см. сайт разработчика). При работе с тестером необходимо руководствоваться Руководством по эксплуатации Э06.5000000РЭ диагностического тестера АСКАН-10 и Руководством пользователя диагностического модуля, а также Инструкцией по работе с программой «ASCAN Loader» которые также находятся на сайте разработчика.

Порядок проведения диагностики блока управления.

– подключить диагностическое оборудование к диагностической колодке (рис. 7.59) системы управления двигателем, расположенной слева под панелью приборов, при этом ключ выключателя приборов и стартера должен находиться в положении «0»;

Рис. 7.59. Расположение колодки диагностики.

Электрооборудование «ГАЗон Next» 10 т.

– установить ключ выключателя приборов и стартера в положение «I». При включении выключателя приборов и стартера инициируется обмен данными между диагностическим оборудованием и блоком управления электронной системы управления двигателем;

– после установления обмена между диагностическим оборудованием и блоком управления на панели тестера включается зеленый индикатор связи;

– в случае выявления неисправности в системе управления, ее необходимо устранить. После устранения неисправности проводится повторная диагностика системы управления.

– по окончании диагностики установить ключ выключателя приборов и стартера в положение «0». Отключить диагностический оборудование.

7.13. Модуль педали акселератора.

На автомобиле установлен модуль педали акселератора С41R13.3761231 или С41R13.3761231-02.

Модуль педали акселератора, размещен в кабине автомобиля (рис. 7.60.) и предназначен для задания водителем нагрузки двигателю.

В модуль педали акселератора встроен потенциометрический, двухканальный датчик положения педали, который предназначен для определения блоком управления положения педали акселератора.

Модуль педали акселератора является неремонтируемым изделием и, в случае отказа, заменяется на новый.

Момент затяжки болтов крепления модуля – 5,8-8,8 Н·м (0,6-0,9 кгс·м).

Рис. 7.60. Установка модуля педали акселератора.

Электрооборудование «ГАЗон Next» 10 т.

1 – соединитель шестиконтактный; 2 – модуль педали.

7.13.1. Модуль педали акселератора С41R13.3761231.

Электрическая схема модуля педали акселератора приведена на рис. 7.61.

Техническая характеристика модуля педали акселератора.

Сопротивление потенциометра: (Rt1+R1), Ом 2610-3190
Сопротивление потенциометра: (Rt2+R2), Ом 2610-3190
Номинальное напряжение питания, В .4,5-5,5

Рис. 7.61. Схема электрическая модуля педали акселератора.

Электрооборудование «ГАЗон Next» 10 т.

Методика проверки работоспособности модуля педали акселератора.

1. Проверка целостности цепи резисторов R1 и R2:

– подключить мультиметр к выводам 4-5, сопротивление R1 должно быть 2600-3200 Ом;

– подключить мультиметр к выводам 1-3, сопротивление R2 должно быть 2600-3200 Ом;

– подключить мультиметр к выводам 5-6, при нажатии на рычаг педали сопротивление должно увеличиваться;

– подключить мультиметр к выводам 1-2, при нажатии на рычаг педали сопротивление должно увеличиваться.

2. Проверка сопротивления изоляции:

– один щуп мультиметра присоединить к корпусу педали, другим поочередно коснуться выводов колодки. Мультиметр должен показывать отсутствие цепи.

При невыполнении данных требований модуль педали акселератора заменить на новый.

7.13.2. Модуль педали акселератора С41R13.3761231-02.

Техническая характеристика модуля педального.

Напряжение питания изделия, В 5
Тип датчика бесконтактный, двухканальный
Максимальный потребляемый ток по цепи питания не более, мА 30

Электрическая схема модуля педали акселератора приведена на рис. 7.62.

Рис. 7.62. Схема электрическая модуля педали акселератора.

Электрооборудование «ГАЗон Next» 10 т.

Методика проверки работоспособности модуля педали акселератора

Нумерация контактов в соответствии со штыревой колодкой АМР 282108-1 на изделии.

Проверка электрической характеристики должна производиться при напряжении постоянного тока (5,0±0,5) В и сопротивлении нагрузки (270±27) кОм. Питание к выводам подключается в соответствии со схемой электрической принципиальной, приведенной на рис. 7.62.

Изделие устанавливают на специальное приспособление, обеспечивающее перемещение педали до положения максимального нажатия.

На выводы 4-5 (датчик 1 канала) и 1-3 (датчик 2 канала) подают напряжение питания (5,0±0,5) В согласно схеме электрической принципиальной.

Напряжение контролируют на выводах 5-6 (датчик 1 канала) и 1-2 (датчик 2 канала).

Изделие считается годным, если выполняются условия:

– значение выходного напряжения с первого канала при не нажатой педали – Uвых.1=1,1±0,15 В;

– значение выходного напряжения со второго канала при не нажатой педали – Uвых.2=0,55±0,15 В;

– значение выходного напряжения с первого канала при полностью нажатой педали – Uвых.1=4,2±0,15 В;

– значение выходного напряжения со второго канала при полностью нажатой педали – Uвых.2=2,1±0,15 В.

7.14. Тахограф.

На части автомобилей установлен тахограф С41R11.3848100 – цифровое устройство контроля за режимами труда и отдыха водителей.

Внимание.

  • Все работы по установке, настройке и обслуживанию тахографа производятся на сервисных центрах (мастерских), допущенных к деятельности по техническому обслуживанию тахографов.
  • Информацию по допущенным к деятельности сервисным центрам, Вы можете узнать на сайте ФБУ «Росавтотранс».

Запрещается.

  • вскрывать корпус тахографа;
  • какое-либо вмешательство в конструкцию и функционирование тахографа;
  • нарушение пломб, установленных при оснащении автомобиля тахографом.

Тахограф (рис. 7.63) установлен в отсек потолочной консоли.

Прием сигналов от спутников осуществляется с помощью внешней антенны «ГЛОНАСС» или «ГЛОНАСС/GPS». Антенна расположена на кронштейне, прикрепленном к надставке щитка передка.

Рис. 7.63. Установка тахографа.

Электрооборудование «ГАЗон Next» 10 т.

1 – антенна; 2 – консоль потолочная; 3 – тахограф; 4 – надставка щитка передка; 5 – болт; 6 – кронштейн антенны; 7 – кронштейн модуля отопителя.

7.15. Система «ЭРА-ГЛОНАСС».

7.16. Электронная система управления задней пневматической подвеской.

7.17. Антиблокировочная система тормозов.

Поделиться ссылкой:

Похожие статьи

Руководства