Коленчатый вал двигателей семейства ЯМЗ-530 CNG.
Коленчатый вал – стальной, кованый за одно целое с противовесами, без обработки по противовесам и торцам щек.
Коленчатый вал 1– полноопорный, коренные и шатунные шейки закалены ТВЧ вместе с галтелями. Вал устанавливается в блок на коренные шейки через коренные подшипники скольжения (коренной вкладыш верхний 4 и коренной вкладыш нижний 5), смазка шатунных подшипников осуществляется через сверления в шейках. Коленчатый вал динамически отбалансирован.
Осевая фиксация коленчатого вала в двигателе осуществляется двумя шайбами упорного подшипника 6 (в виде подковы), по одной с каждой стороны, установленными в выточки и пазы упорной крышки коренного подшипника.
Передняя 2 и задняя 3 манжеты уплотнения коленчатого вала лепесткового типа с уплотняющей рифленой кромкой из фторопласта PTFE требуют внимательного отношения при монтаже и демонтаже.
На хвостовике вала установлена шестерня. Спереди на выступ носка коленчатого вала устанавливается гаситель крутильных колебаний и фланец отбора мощности. Крепление этих деталей к носку вала осуществляется шестью болтами с внутренней звездочкой, теми же, что и крепление маховика. К хвостовику коленчатого вала крепится маховик.
Коленчатый вал.
1 – вал коленчатый; 2 – манжета передняя; 3 – манжета задняя; 4 – коренной вкладыш верхний; 5 – коренной вкладыш нижний; 6 – шайба упорного подшипника.
На площадке противовеса последней щеки при основном производстве автоматически наносится видимая маркировка (слева – направо): по две цифры – день, месяц, год; три цифры – серийный номер, две цифры – условное обозначение диаметров шатунных и коренных шеек; последующая зона имеет идентификацию, распознаваемую сканером.
Диаметры шатунных и коренных шеек основных и ремонтных размеров коленчатого вала, их условное обозначение, а также соответствующее условное обозначение вкладышей и шайб упорного подшипника указаны в таблице.
Размеры шеек коленчатого вала, маркировка вала, вкладышей и шайб упорного подшипника.
ВНИМАНИЕ! ПРИ ПЕРЕШЛИФОВКЕ ШЕЕК НА РЕМОНТНЫЕ РАЗМЕРЫ НЕ ДОПУСКАТЬ ПРИЖОГОВ ПО ШЕЙКАМ, ГАЛТЕЛЯМ И ОСОБЕННО ТОРЦАМ ЩЕК! НЕ ВЫВЕДЕННЫЕ ТРЕЩИНЫ – ПРИЧИНА БЫСТРОЙ ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ПОЛОМКИ ВАЛА. ПРИ ПРАВИЛЬНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ СРОК СЛУЖБЫ ВАЛА – НЕ МЕНЕЕ СРОКА СЛУЖБЫ ДВИГАТЕЛЯ
МАХОВИК.
Маховик отлит из серого чугуна. На маховик напрессован стальной зубчатый венец для пуска двигателя стартером.
Маховик выполнен под установку сцепления типоразмера «362» в картер по SAE-3.
Маховик динамически отбалансирован отдельно от вала. В посадочном отверстии установлен закрытый передний подшипник первичного вала коробки передач. Для съема маховика предусмотрены два резьбовых отверстия М8. По наружной поверхности маховик имеет 58 отверстий, предназначенных для управления работой двигателя, и метку ВМТ первого цилиндра, обозначенную цифрой «1». Ориентация маховика при установке осуществляется по штифту, положение штифта вертикально вверх – ВМТ 1 и 4 цилиндра.
Со стороны плоскости под сцепление маховик по SAE-3 имеет маркировку «ЯМЗ-5340». Крепление маховика к заднему торцу коленчатого вала осуществляется 10 болтами через закаленную общую пластину. Болты не имеют контровки, поэтому правильная затяжка – гарантия надежного соединения.
ГАСИТЕЛЬ КРУТИЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ.
Демпфер жидкостного типа с встроенным сзади шкивом под поликлиновой ременный привод. Это точное и надежное изделие, но и повреждаемое, особенно со стороны крышки; вмятины, забоины могут вывести его из строя.
Работоспособность демпфера можно проверить только на специальном стенде. При правильной эксплуатации срок службы демпфера – не менее срока службы двигателя.
ВНИМАНИЕ! ЭКСПЛУАТАЦИЯ ДВИГАТЕЛЯ С НЕИСПРАВНЫМ ГАСИТЕЛЕМ ПРИВЕДЕТ К ПОЛОМКЕ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА.