Сборка. Двигатели автомобилей LADA – ремонт.
5. Сборка.
5.1 Подобрать поршни и поршневые пальцы:
– промерить диаметры цилиндров и поршней и рассчитать зазор между цилиндром и поршнем. Промер диаметра цилиндра производить по п.4.2.1 настоящей ТИ. Промер диаметра поршня производится в плоскости перпендикулярной оси поршневого пальца на расстоянии 52 мм от днища поршня, а для поршней 11194-1004015, 21126-1004015 – 35,4 мм (микрометр МК 100-1).
Расчетный зазор для новых деталей должен составлять 0,03…0,05 мм. Максимально допустимый зазор при износе деталей 0,1 мм. При зазоре более 0,1 мм блок цилиндров подлежит ремонту.
Подобрать поршни к цилиндрам, обеспечив зазор не более 0,05 мм. По наружному диаметру поршни разбиты на пять классов (А, В, С, Д, Е) через 0,01 мм, а по диаметру отверстия под поршневой палец на три категории (1, 2, 3) через 0,004 мм.
Рис. 49.
В запасные части поставляются поршни номинальных (76 мм, 79 мм и 82 мм) и ремонтных (увеличенных на 0,4 мм или 0,8 мм) размеров классов А, С, Е. Класс 1, рисунок 49, поршня (буквы А, В или С) и категория 2 отверстия под поршневой палец (цифры 1, 2 или 3) наносятся на днище поршня методом клеймения. Ремонтные поршни, диаметр которых увеличен на 0,4 мм и на 0,8 мм, маркируются треугольником и квадратом соответственно. Маркировка 3 наносится рядом с маркировкой класса поршня и категории отверстия под поршневой палец методом клеймения.
Подбор поршней ремонтных размеров по диаметру производить согласно таблице 25 в соответствии с моделью двигателя.
Таблица 25.
Ремонтный размер цилиндра, мм | Класс | Диаметр цилиндра после хонингования, мм |
76,40 | A | 76,40-76,41 |
C | 76,42-76,43 | |
E | 76,44-76,45 | |
76,80 | A | 76,80-76,81 |
C | 76,82-76,83 | |
E | 76,84-76,85 | |
79,40 | A | 79,40-79,41 |
C | 79, 42-79,43 | |
E | 79,44-79,45 | |
79,80 | A | 79,80-79,81 |
C | 79,82-79,83 | |
E | 79,84-79,85 | |
82,40 | A | 82,40-82,41 |
C | 82,42-82,43 | |
E | 82,44-82,45 | |
82,80 | A | 82,80-82,81 |
C | 82,82-82,83 | |
E | 82,84-82,85 | |
77,00* | AP | 77,00-77,01 |
BP | 77,01-77,02 | |
CP | 77,02-77,03 | |
82,5* | AP | 82,50-82,51 |
BP | 82,51-82,52 | |
CP | 82,52-82,53 |
* – для ремонтных поршней двигателей ВАЗ 11194 и ВАЗ 21126.
– произвести подбор поршней по массе. По массе поршни одного двигателя не должны отличаться друг от друга более чем на 2,5 г. В запасные части поршни поставляются в упаковке по 4 шт. одной весовой группы. При отсутствии комплекта поршней одной весовой группы произвести подгонку поршней по массе удалением части металла путем сверления углублений на основании бобышек под поршневой палец, рисунок 50. Глубина сверлений не должна быть более 4,5 мм (весы типа ВЛТ-10-1, машина пневматическая сверлильная типа ИП-1011, сверло диаметром 8 мм);
– подобрать поршневые пальцы по диаметру отверстий в бобышках поршней в соответствии с маркировкой категории, обозначенной на днище поршня (цифра 1, 2 или 3) (для новых деталей).
Внимание. Для поршневой группы в сборе ВАЗ 11194-1004010 и 21126-1004010 поршневые пальцы применяются одной категории и подбору не подлежат.
Рис. 50.
Поршни ВАЗ 11194-1004015 и ВАЗ 21126-1004015 поставляются в запасные части трех классов:
– поршни ВАЗ 11194-1004015:
- класс А: 076,458 – 76,472 мм;
- класс В: 076,468 – 76,482 мм;
- класс С: 076,478 – 76,492 мм.
– поршни ВАЗ 2112 -1004015:
- класс А: 081,958 – 81,972 мм;
- класс В: 081,968 – 81,982 мм;
- класс С: 081,978 – 81,992 мм.
– проверить посадку выбранных поршневых пальцев в отверстиях бобышек поршней. Поршневой палец, смазанный моторным маслом, должен входить в отверстие поршня от нажатия большого пальца руки и плавно выходить под собственным весом из отверстий бобышек поршня, находясь в вертикальном положении, как показано на рисунке 51. Ес ли для выхода поршневого пальца из отверстий бобышек поршня требуется приложение дополнительных усилий, заменить поршневой палец на меньший по классу. Если в поршень устанавливается палец первого класса, заменить сопрягаемые детали.
Рис. 51.
5.2 Подобрать поршневые кольца.
Номинальный или ремонтный размеры поршневых колец указаны на упаковке. На торцевых поверхностях чугунных поршневых колец ремонтных размеров имеется маркировка величины ремонтного увеличения в сотых долях миллиметра (40 или 80).
– произвести при необходимости расконсервацию поршневых колец (уайт-спирит, салфетка техническая или ветошь обтирочная);
– проверить зазоры по высоте между поршневыми канавками и кольцами и зазоры в замках колец. Зазор между кольцом 1, рисунок 52, и стенкой канавки поршня 2 для верхнего компрессионного кольца должен быть от 0,04 до 0,07 мм, для второго – от 0,03 до 0,06 мм, для маслосъемного кольца – от 0,02 до 0,05 мм. Для стальных трехэлементных маслосъемных колец данный зазор не измеряется. Зазор в замке поршневых колец должен быть от 0,25 до 0,45 мм. Поршневое кольцо с зазором в замке превышающем 0,45 мм заменить, при зазоре менее 0,25 мм допускается запилить стыковые поверхности кольца (набор щупов, надфиль).
Рис. 52.
5.3 Собрать шатунно-поршневую группу:
Рис. 53.
– для шатунов 2101-1004045 и 2108-1004045 – поместить шатуны в нагретую до 240 °C электропечь. Верхние головки шатунов должны быть направлены внутрь печи. Время нагрева шатунов в печи не менее 15 мин (электропечь типа СНОЛ-3,5, перчатки);
– установить на валик 1, рисунок 53, приспособления поршневой палец 2, направляющую 3 и завернуть упорный винт 4. Винт 4 не затягивать во избежание заклинивания пальца при его расширении от контакта с нагретым шатуном (приспособление 67.7823-9570 – для поршней 2101-1004015, приспособление и технологическая шайба с внутренним диаметром 15 мм, наружным диаметром 21,5 мм и толщиной 4 мм – для поршней 2108/21083-1004015, приспособление 67.7823-9570 – для поршней 21011/2105-1004015);
– извлечь из электропечи нагретый шатун, быстро закрепить его за нижнюю головку в тисках (тиски с алюминиевыми накладками, перчатки);
– надеть поршень на головку шатуна, совместить отверстие под поршневой палец с отверстием верхней головки шатуна и ввести в отверстие приспособление в сборе с поршневым пальцем 1, рисунок 54, до упора заплечиков валика 2 в бобышку поршня. При этом поршень должен прижиматься бобышкой к верхней головке шатуна в направлении запрессовки пальца;
Рис. 54.
– смазать поршневой палец моторным маслом. Масло наносить после охлаждения шатуна через отверстия в бобышках поршня (масло моторное согласно действующему кодификатору К 3100.25100.00018-2008 и нормам расхода HP 3100.25100.00019-2008 основных и вспомогательных материалов для технического обслуживания и ремонта автомобилей LADA);
– проверить качество запрессовки пальца в шатун (приспособление А.95615, ключ моментный);
– закрепить в тисках основание 1, рисунок 55, приспособления. Ослабить рукояткой 4 крепление кронштейна 5 и опустить кронштейн с индикатором 6 вниз;
– ввести в отверстие поршневого пальца резьбовой стержень 9 до упора головки 8 стержня в торец пальца. Ввести резьбовую часть стержня в основание 1 приспособления и навернуть гайку 2 до выбора возможных зазоров;
– приподнять кронштейн 5 до горизонтального положения, закрепить его рукояткой 4 и установить шток 7 индикатора 6 на головке 8 резьбового стержня. Ввернуть упор 3 стержня и установить на ноль шкалу индикатора;
Рис. 55.
– создать моментным ключом момент затяжки гайки 2 от 13,0 до 14,0 Н·м
(от 1,3 до 1,4 кгс·м), что соответствует осевой нагрузке на палец от 400 до 430 кгс. Посадка пальца считается правильной, если после возвращения гайки 2 в исходное положение стрелка индикатора 6 возвращается на ноль. В случае перемещения (проскальзывания) пальца в верхней головке шатуна шатун подлежит замене;
– для шатунов 21213-1004045, 2110-1004045 и 11194-1004045 – установить в кольцевую канавку отверстия бобышки поршня 1, рисунок 56, стопорное кольцо 2 поршневого пальца. Смазать отверстия в бобышках поршня и отверстие во втулке верхней головки шатуна моторным маслом. Установить поршневой палец 3 в поршень 1 и шатун 4. Маркировка номера цилиндра на шатуне и маркировка на поршне должны находиться с одной стороны. Установить второе стопорное кольцо 2 в кольцевую канавку отверстия бобышки поршня (отвертка плоская, масло моторное);
– установить поршневые кольца;
– нанести на поршневые кольца и канавки поршней тонкий слой моторного масла (масло моторное согласно действующему кодификатору К 3100.25100.00018-2008 и нормам расхода HP 3100.25100.00019-2008 основных и вспомогательных материалов для технического обслуживания и ремонта автомобилей LADA);
– установить на поршень маслосъемное чугунное или стальное кольцо. Перед установкой чугунного маслосъемного кольца расположить стык пружинного расширителя диаметрально противоположно замку кольца. Детали стального трехэлементного маслосъемного кольца устанавливать в следующей последовательности:
- расширитель;
- верхнее маслосъемное кольцо;
- нижнее маслосъемное кольцо.
Рис. 56.
Стык расширителя должен располагаться острием вверх, как показано на рисунке 57. Не допускается соединение концов расширителя внахлест. Подгонка расширителя не допускается;
Рис. 57.
– установить нижнее компрессионное кольцо так, чтобы имеющаяся на нем маркировка “ВЕРХ” или “ТОР” была обращена к днищу поршня, а выточка на кольце – в противоположную сторону;
– установить верхнее компрессионное кольцо;
– произвести ориентацию замков колец на поршне. Для комплекта колец с чугунным маслосъемным кольцом ориентацию замков выполнить, как показано на рисунке 58. Для комплекта со стальным маслосъемным кольцом – как показано на рисунке 59.
Рис. 58.
Рис. 59.
5.4 Установить коленчатый вал:
– установить и закрепить блок цилиндров на стенде типа СП-1 (инструмент и оснастка по п.3.1);
– подобрать комплекты вкладышей. Комплекты вкладышей коренных и шатунных подшипников для ремонтного коленвала подобрать согласно величине уменьшения диаметра коренных и шатунных шеек. Маркировка величины уменьшения наносится на первой щеке коленвала (например, К 0,25; Ш 0,50). Маркировка размерности комплекта вкладышей наносится на упаковке. Кроме того, на вкладышах ремонтных размеров на наружной поверхности, нанесена маркировка величины ремонтного уменьшения (-0,25; -0,50; -0,75; -1,00);
– смазать моторным маслом вкладыши коренных и шатунных подшипников, упорные полукольца, а также коренные и шатунные шейки коленчатого вала (масло моторное согласно действующему кодификатору К 3100.25100.00018-2008 и нормам расхода HP 3100.25100.00019-2008 основных и вспомогательных материалов для технического обслуживания и ремонта автомобилей LADA);
– уложить вкладыши в гнезда коренных подшипников блока. Вкладыши с проточкой установить на блок цилиндров в постели первого, второго, четвертого и пятого коренных подшипников, вкладыши без проточки – в крышки коренных подшипников и в постель третьего коренного подшипника. Вкладыш центрального (третьего) коренного подшипника отличается от остальных вкладышей отсутствием проточки на внутренней поверхности и большей шириной;
– уложить в коренные подшипники коленчатый вал и вставить два упорных полукольца:
– на двигателях ВАЗ 2101-21067, 2121, 21213-21214-10, 2130 – в гнезда задней опоры;
– на двигателях ВАЗ 2108-21083, 2110, 2111, 2112, 21114, 11183, 21124, 11194, 21126 – в гнезда средней опоры.
Предупреждение. Упорные полукольца установить выемками к упорным поверхностям коленчатого вала. Со стороны привода ГРМ установить сталеалюминевое полукольцо (дет. 2101-1005183), со стороны маховика – металлокерамическое (желтого цвета, дет. 2106-1005183).
– установить крышки коренных подшипников в соответствии с метками. Метки на крышках должны располагаться со стороны установки водяного насоса;
– завернуть и затянуть болты крепления крышек коренных подшипников с усилием в соответствии с Приложением А (головка сменная 17, вороток и удлинитель или гайковерт типа ИП-3111, ключ моментный);
– проверить вращение коленчатого вала. Вал должен вращаться от усилия руки свободно и без заеданий. При тугом вращении или наличии заеданий необходимо снять коленчатый вал и повторить операцию по подбору комплекта вкладышей;
– проверить осевой зазор коленчатого вала. Установить на блок цилиндров 1, рисунок 60, стойку 2 с индикатором 3. Опереть измерительный стержень индикатора на фланец коленчатого вала 4, как показано на рисунке, и выставить шкалу индикатора на ноль. Перемещая коленчатый вал с помощью отверток 5, замерить осевой зазор вала 4. Осевой зазор коленчатого вала должен быть в пределах 0,06…0,26 мм. При осевом зазоре более 0,26 мм произвести регулировку зазора путем замены нормальных упорных полуколец увеличенными на 0,127 мм полукольцами. Увеличенные сталеалюминевые полукольца имеют на стальной основе маркировку “Р“. Увеличенные металлокерамические полукольца не маркируются и имеют толщину 2,44…2,49 мм (штатив ШМ-ПВ-8, индикатор ИЧ-10, отвертка плоская – 2 шт., микрометр типа МК 25-1).
Рис.60.
– на двигателях ВАЗ 2101-21067, 2121, 21213-21214-10, 2130 – запрессовать в коленчатый вал передний подшипник первичного вала коробки передач (молоток с пластмассовым бойком);
5.5 Установить держатель заднего сальника и маховик:
– запрессовать сальник в держатель, оправка 67.7853-9629, молоток с пластмассовым бойком;
– вставить в гнезда держателя заднего сальника болты с квадратными головками для крепления передней крышки картера сцепления (для двигателей ВАЗ 2101-2106, 2121, 21213-21214-10, 2130) и смазать рабочую кромку сальника моторным маслом (масло моторное согласно действующему кодификатору К 3100.25100.00018-2008 и нормам расхода HP 3100.25100.00019-2008 основных и вспомогательных материалов для технического обслуживания и ремонта автомобилей LADA);
– установить держатель 1, рисунок 61, сальника в сборе с прокладкой на коленчатый вал 3 и закрепить держатель на блоке цилиндров 2 (головка сменная 10, вороток коловоротный или удлинитель и гайковерт типа ИП-3111);
– установить переднюю крышку картера сцепления и закрепить на держателе заднего сальника (для двигателей ВАЗ 2101-21067, 2121, 21213-21214-10, 2130) (головка сменная 10, вороток коловоротный или удлинитель и гайковерт типа ИП-3111);
– установить на фланец коленчатого вала маховик, при этом метка маховика (конусообразная лунка) должна находиться напротив оси шатунной шейки четвертого цилиндра, нанести на резьбовую часть болтов крепления маховика герметик и завернуть болты. Установить фиксатор и затянуть болты крепления маховика (герметик УГ-6, норма расхода – 6 грамм, головка сменная 17, гайковерт типа ИП-3111 или вороток и удлинитель, фиксатор A.60330/R маховика).
Рис. 61.
5.6 Установить поршни с шатунами в блок цилиндров:
– установить вкладыши в шатуны и крышки шатунов;
– смазать моторным маслом вкладыши, поверхности цилиндров и боковые поверхности поршней (масло моторное);
– отрегулировать втулку 1, рисунок 62, для установки поршней в цилиндры;
– установить втулку 1 на блок цилиндров 3, протолкнуть поршень 4 с кольцами в сборе усилием пальцев рук через втулку 1 в цилиндр блока 3. При установке имеющаяся на бобышке поршня метка “П” или стрелка на днище поршня должна быть направлена в сторону привода ГРМ. Маркировка на нижней головке шатуна должна соответствовать номеру цилиндра;
– повторить операцию для остальных трех поршней;
– установить крышки шатунов с вкладышами в соответствии с их маркировкой и затянуть гайки в соответствии с Приложением А. Маркировка на крышках должна располагаться с одной стороны с маркировкой на нижних головках шатунов (головка сменная 13 или 14, гайковерт типа ИП-3111 или вороток и удлинитель, ключ моментный);
– момент затяжки болтов крепления крышек для шатуна 11194-1004045 от 17,5 до 22,5 Н·м (от 1,75 до 2,25 кгс·м). После затяжки довернуть болты на угол (130°-140°).
Рис. 62.
5.7 Сборка двигателей заднеприводных и полноприводных автомобилей.
5.7.1 Установить масляный насос:
– установить масляный насос 1, рисунок 63, с прокладкой (головка сменная 13, гайковерт типа ИП-3111 или вороток и удлинитель);
– установить корпус 3 маслоотделителя со сливной трубкой (ключ для шпилек, ключ кольцевой 17);
– установить фиксатор 2 (головка сменная 10, вороток и удлинитель);
– установить крышку сапуна вентиляции картера с прокладкой (головка сменная 13, гайковерт типа ИП-3111 или вороток и удлинитель);
– установить шестерню привода масляного насоса;
– установить валик привода масляного насоса и упорный фланец (головка сменная 13, вороток и удлинитель или гайковерт типа ИП-3111).
Рис. 63.
5.7.2 Установить головку цилиндров:
– установить в головку центрирующие втулки, прокладку головки, согласно таблице 26 применяемости, и головку цилиндров. Модель прокладки промаркирована на верхней стороне прокладки;
– при установке усадочной прокладки применять болты 2101-1003271, при установке безусадочной прокладки применять болты крепления головки 21213-1003271/21213-100327-01, (для отличия, на безусадочную прокладку по контуру нанесен герметик красного цвета);
Рис. 64.
– установить на блок цилиндров головку, завернуть и затянуть болты 2101-1003271 и болт 1/60441/30 крепления;
– затяжку болтов производить в два приема в последовательности, указанной на рисунке 64 (для болтов 2101-1003271 головка сменная 19 вороток и удлинитель или гайковерт типа ИП-3111, ключ моментный);
– для болтов 21213-1003271/21213-1003271-01 окунуть болты крепления головки цилиндров в емкость с моторным маслом, дать стечь излишкам масла, выдержав болты не менее 30 мин. (емкость технологическая);
– затяжку болтов производить в четыре приема в последовательности указанной на рисунке 63 (для болтов 21213-1003271 головка сменная 12, для болтов 21213-1003271-01 головка сменная 17, ключ ТЛ 356-1133 размера Е 16, вороток и удлинитель или гайковерт типа ИП-3111, ключ моментный):
Момент затяжки болтов 1…10 для 2101-1003271:
- предварительный – (34…42) Н·м [(3,4…4,2) кгс·м];
- окончательный – (100… 120) Н·м [(10,0… 12,0) кгс·м].
Момент затяжки болтов 1…10 для 21213-1003271/21213-1003271-01:
1 этап – затяжка моментом (12…20) Н·м [(1,2…2,0) кгс·м];
2 этап – затяжка моментом (50…70) Н·м [(5,0…7,0) кгс·м];
3 этап – доворот болтов на 90°…110°;
4 этап – доворот болтов на 90°…110°.
Момент затяжки болта 11:
- предварительный – (14…16) Н·м [(1,4…1,6) кгс·м];
- окончательный – (32…40) Н·м [(3,2…4,0) кгс·м].
Таблица 26.
5.7.3 Установить детали привода ГРМ.
На двигателях ВАЗ 2101-2104, 2106, 21067, 2121, 21213, 21214, 21214-10, 2130:
– установить на коленчатый вал шпонку и звездочку, повернуть коленчатый вал до совпадения меток на звездочке и на блоке цилиндров, как показано на рисунке 65 (молоток с пластмассовым бойком, ключ гаечный 22);
– установить масляную рампу 7, рисунок 10 (на двигателе ВАЗ 21214-10);
Рис. 10.
Рис. 65.
– установить гидравлические опоры 9 (на двигателе ВАЗ 21214-10) или втулки гидроопор (на двигателе ВАЗ 21214-30) и выполнить их проверку. Плунжеры гидроопор не должны перемещаться при резком нажатии на них рукой. В случае свободного перемещения плунжера гидроопору заменить (ключи гаечные кольцевые 22, 24 или головки сменные 22, 24 и ключ трещоточный);
– установить регулировочные винты 8, втулки винтов, рычаги 10 клапанов и пружины 11 рычагов (ключи гаечные 13, 17, головка сменная 21 и вороток);
– установить звездочку 10, рисунок 7, на распределительный вал 4, рисунок 10, собранный с корпусом 3 подшипников и упорным фланцем;
Рис. 7.
– повернуть распределительный вал до совпадения меток на звездочке и на корпусе подшипников, снять звездочку и, не изменяя положения вала, установить корпус подшипников на головку цилиндров;
– завернуть гайки крепления корпуса подшипников распределительного вала в последовательности указанной на рисунке 66 с моментом в соответствии с требованиями Приложения А (головка сменная 13, вороток и удлинитель или гайковерт типа ИП-3111, ключ моментный);
– установить в головку цилиндров успокоитель 11 цепи, рисунок 7, согласно таблице 2 и, придерживая его рукой, закрепить (головка сменная 10, гайковерт типа ИП – 3111 или вороток и удлинитель);
Таблица 2.
Рис. 66.
– завести в полость привода цепь 7 и надеть на звездочку 4 коленчатого вала;
– надеть цепь на звездочку распределительного вала и установить звездочку так, чтобы метка на ней совпала с меткой на корпусе подшипников, как показано на рисунке 67. Болт крепления звездочки не затягивать (головка сменная 17, вороток и удлинитель):
– установить звездочку 3, рисунок 7, на валик привода масляного насоса, болт крепления звездочки не затягивать (головка сменная 17, вороток и удлинитель);
– установить в блок цилиндров башмак натяжителя 6 или 9, рисунок 7, согласно таблице 2 и натяжитель 8 цепи с прокладкой (головки сменные 10 и 17, вороток и удлинитель);
– установить ограничительный палец 5 цепи (ключ гаечный 10);
– ослабить колпачковую гайку натяжителя, провернуть коленчатый вал по часовой стрелке для обеспечения требуемого натяжения цепи и проверить совпадение меток. При несовпадении меток повторить операцию по установке цепи (ключ кольцевой 13, ключ гаечный 22);
Рис. 67.
– установить фиксатор маховика, затянуть и застопорить болты крепления звездочек в соответствии с требованиями Приложения А (молоток, бородок, головка сменная 17 и вороток, ключ моментный, фиксатор маховика A.60330/R);
– снять фиксатор и затянуть колпачковую гайку натяжителя (ключ кольцевой 13 или головка сменная 13 и вороток);
– запрессовать передний сальник коленчатого вала в крышку и установить крышку 2 привода распределительного вала с прокладкой на блок цилиндров (оправка 41.7853-4006, молоток, оправка 67.7853-9580);
– установить фиксатор маховика, шкив коленчатого вала и завернуть храповик в соответствии с требованиями Приложения А (фиксатор маховика A.60330/R, ключ типа 42 02 00 38, рукоятка типа 48 03 00 01 ф. “Stahlwille” или головка сменная 38 и вороток, ключ моментный);
– повернуть коленчатый вал по часовой стрелке до совмещения меток на звездочке распределительного вала и на корпусе подшипников, как показано на рисунке 66. При этом метка на шкиве коленчатого вала должна совпасть с длинной меткой на крышке привода ГРМ;
– отрегулировать зазоры между кулачками распределительного вала и рычагами клапанов (кроме двигателей с гидроопорами). Величина зазора А, рисунок 68, между рычагами 2 и кулачками 1 должна быть 0,14…0,17 мм. Регулировку зазора выполнить при помощи регулировочного болта 3, отворачивая или заворачивая его с последующим затягиванием контргайки 4. Пои затянутой контргайке плоский щуп толщиной 0,15 мм должен входить в зазор с легким защемлением. Порядок регулировки зазоров приведен в таблице 27 (набор щупов, ключи гаечные 13, 17);
Рис. 68.
Таблица 27.
Угол поворота коленчатого вала, град. | № кулачков | |
выпускной | впускной | |
0 | 8 | 6 |
180 | 4 | 7 |
360 | 1 | 3 |
540 | 5 | 2 |
– установить прокладку 2, рисунок 10, и крышку 1 головки цилиндров (головка сменная 10, вороток и удлинитель или гайковерт типа ИП-3111).
На двигателе ВАЗ 2105:
– запрессовать в крышку 9, рисунок 8, передний сальник коленчатого вала и сальник валика привода масляного насоса (головка сменная 38 и вороток, молоток с пластмассовым бойком);
– установить крышку привода распределительного вала с прокладкой и сальниками в сборе на блок цилиндров (оправка 67.7853-9580, ключ гаечный 10 или головка сменная 10 и вороток);
– установить на коленчатый вал шпонку и шкив 7, повернуть коленчатый вал до совпадения меток на шкиве и на крышке привода ГРМ, как показано на рисунке 69 (молоток с пластмассовым бойком, ключ гаечный 22);
– установить втулки регулировочных болтов, регулировочные болты с гайками, рычаги клапанов и пружины рычагов (ключи гаечные 13, головка сменная 21 и вороток);
Рис. 69.
– запрессовать сальник 12, рисунок 11, распределительного вала в держатель 13 (оправка 41.7853-4006, молоток);
Рис. 11.
– установить распределительный вал 4 в корпус подшипников 3 и закрепить упорный фланец 14 (головка сменная 10, гайковерт типа ИП-3111 или вороток и удлинитель);
– установить держатель 13 на корпус подшипников и закрепить (головка сменная 10, гайковерт типа ИП-3111 или вороток и удлинитель);
– установить собранный узел на поверочную плиту и проверить параллельность опорных плоскостей А и В, рисунок 70. Допуск параллельности не должен быть более 0,15 мм (плита поверочная, набор щупов);
– установить на головку цилиндров корпус 3 подшипников в сборе с распределительным валом 4 и держателем 13 сальника;
– завернуть гайки крепления корпуса подшипников распределительного вала в последовательности, указанной на рисунке 66, в соответствии с требованиями Приложения А (головка сменная 13, вороток и удлинитель, ключ моментный);
Рис. 70.
Примечание. На поверхность головки цилиндров, сопрягаемую с держателем сальника распределительного вала нанести жидкую прокладку КЛТ-75ТМ жгутиком диаметром 2…2,5 мм.
– установить шкивы 11 и 8, рисунок 8, на распределительный вал и на валик привода масляного насоса и закрепить болтами в соответствии с требованиями Приложения А. Совместить метки на шкиве распределительного вала и на корпусе подшипников, как показано на рисунке 71 (головка сменная 17 и вороток, приспособление 67.7834-9525, ключ моментный);
Рис. 8.
Примечание. На резьбовую часть болтов крепления шкивов распределительного вала и валика привода масляного насоса нанести герметик УГ-6. Норма расхода герметика 2 г.
Рис.71.
– установить кронштейн 10 натяжного ролика, рисунок 8, натяжной ролик 2 и натяжную пружину 3 (головки сменные 13, 30, вороток и удлинитель, плоскогубцы);
– установить ремень 4 привода ГРМ, провернуть коленчатый вал на 3-4 оборота по часовой стрелке за гайку крепления шкива привода генератора, проверить совпадение меток и затянуть болты крепления кронштейна натяжного ролика. При несовпадении меток повторить операцию по установке ремня (ключ гаечный усиленный накидной типа 42 02 00 38, рукоятка типа 48 03 00 01 ф. “Stahlwille”);
Предупреждение. При натяжении ремня не допускается проворачивать коленчатый вал вращением шкива распределительного вала.
– отрегулировать зазоры в механизме привода клапанов аналогично регулировке на двигателях ВАЗ 2101-2104, 2106, 21067, 2121, 21213, 21214;
– установить прокладку 2, рисунок 10, и крышку 1 головки цилиндров. Затяжку гаек крепления крышки головки цилиндров производить в последовательности, указанной на рисунке 72 (головка сменная 10, вороток и удлинитель или гайковерт типа ИП-3111);
– установить защитные крышки 1, 5, 6, рисунок 8, ремня привода ГРМ (головка сменная 10, вороток и удлинитель или гайковерт типа ИП-3111);
– установить фиксатор маховика и шкив привода генератора (фиксатор маховика A.60330/R, головка сменная 38 и вороток).
Рис. 72.
5.7.4 Установить детали системы смазки:
– завернуть штуцер крепления масляного фильтра (ключ кольцевой 24);
– смазать моторным маслом уплотнительное кольцо масляного фильтра и закрепить фильтр усилием рук на блоке цилиндров;
– установить масляный картер с прокладкой, завернуть равномерно болты крепления со специальными шайбами и завернуть пробку слива масла (головка сменная 10, вороток и удлинитель или гайковерт типа ИП-3111, угловая отвертка типа 43 21 00 12 ф. “Stahlwille”, ключ кольцевой 17).
5.7.5 Установить водяной насос и детали системы охлаждения:
– установить водяной насос 4, рисунок 13, с прокладкой 5 (головка сменная 13, вороток и удлинитель или гайковерт типа ИП-3111);
Рис. 13.
– установить трубу 2 подводящую водяного насоса с прокладкой 3 (ключ гаечный кольцевой 10 или головка сменная 10, вороток и удлинитель);
– установить патрубок отводящий 1 с прокладкой 6 (головка сменная 13, вороток и удлинитель или гайковерт типа ИП-3111);
– установить шкив водяного насоса, вентилятор 1, рисунок 6, и накладку. Для двигателей с электровентилятором системы охлаждения установить и закрепить только шкив водяного насоса (головка сменная 13, вороток и удлинитель или гайковерт типа ИП-3111).
Рис. 6.
5.7.6 Установить генератор:
– установить кронштейн генератора нижний (головка сменная 17, вороток и удлинитель или гайковерт типа ИП-3111);
– установить генератор 5, рисунок 6, и планку 6 установочную генератора (головка сменная 17, вороток и удлинитель или гайковерт типа ИП-3111);
– установить ремень 4 привода генератора, отрегулировать натяжение ремня и затянуть гайку крепления генератора к установочной планке и гайку болта крепления генератора к кронштейну в соответствии с требованиями Приложения А.
Рис. 73.
Прогиб А, рисунок 73, ветви ремня между шкивами коленвала и водяного насоса при усилии 100 Н (10 кгс) должен быть 12…17 мм, прогиб В ветви ремня между шкивами генератора и водяного насоса при том же усилии должен быть 10… 15 мм (приспособление типа КИ-8920, ключ кольцевой 17 или головка сменная 17, головка сменная 19, вороток трещоточный, ключ моментный).
5.7.7 Установить на двигатель датчик-распределитель зажигания:
– повернуть коленчатый вал до начала такта сжатия в первом цилиндре, а затем, поворачивая коленчатый вал, совместить метку 1, рисунок 74, на шкиве с меткой 4 на крышке привода ГРМ (головка сменная 38 и вороток);
– снять крышку с датчика-распределителя зажигания и повернуть ротор в такое положение, при котором его наружный контакт будет направлен в сторону контакта первого цилиндра на крышке;
– удерживая вал датчика-распределителя от проворачивания, установить его в гнездо на блоке цилиндров так, чтобы осевая линия, проходящая через пружинные защелки, была примерно параллельна осевой линии двигателя;
– закрепить датчик распределитель на двигателе и установить крышку (ключ гаечный 13).
Рис. 74.
5.7.8 Установить на двигатель дополнительное оборудование в последовательности, обратной снятию. Залить в картер двигателя масло согласно действующему кодификатору К 3100.25100.00018-2008 и нормам расхода HP 3100.25100.00019-2008 основных и вспомогательных материалов для технического обслуживания и ремонта автомобилей LADA и снять двигатель со стенда (масло моторное, установка типа 24065 ф. “ALFA” (Италия) для заправки маслом). Объем заливаемого моторного масла согласно действующему кодификатору К 3100.25100.00018-2008 и нормам расхода HP 3100.25100.00019-2008 основных и вспомогательных материалов для технического обслуживания и ремонта автомобилей LADA.
5.8 Сборка двигателей переднеприводных автомобилей.
5.8.1 Установить масляный насос:
– запрессовать сальник в корпус масляного насоса (оправка 67.7853-9580, молоток);
– установить масляный насос 1, рисунок 75, с прокладкой 2 (втулка из комплекта 67.7853-9580, головка сменная 10, вороток коловоротный или удлинитель и гайковерт типа ИП-3111);
– установить и закрепить приемник 3 масляного насоса с уплотнительным кольцом 4 (головка сменная 10, вороток и удлинитель и гайковерт типа ИП-3111).
Рис. 75.
5.8.2 Установить головку цилиндров:
На двигателях ВАЗ 2108-21083, 2110, 2111, 21114, 11183:
– окунуть болты крепления головки цилиндров в емкость с моторным маслом, дать стечь излишкам масла, выдержав болты не менее 30 мин. (емкость технологическая, масло моторное согласно действующему кодификатору К 3100.25100.00018-2008 и нормам расхода HP 3100.25100.00019-2008 основных и вспомогательных материалов для технического обслуживания и ремонта автомобилей LADA);
– установить центрирующие втулки, прокладку головки и головку цилиндров согласно таблице 28;
– затянуть болты крепления. Затяжку болтов выполнять в четыре приема в последовательности, указанной на рисунке 76 (переходник типа 02 15 12 10 ф. “Stahlwille”, 234 N 10L ф. “USAG”, IN 30L 10 ф. “GEDORE”, S09H410 ф. “JONNESWAY” для болтов 2108-1003271, головка сменная 14, ключ ТЛ-98-110 размера Е14 для болтов 2108-1003271-01, вороток и удлинитель или гайковерт типа ИП-3111, ключ моментный):
1 этап – затяжка моментом (18…22) Н·м [(1,8…2,2) кгс·м];
2 этап – затяжка моментом (70…85) Н·м [(7,0…8,5) кгс·м];
3 этап – доворот болтов на 90°;
4 этап – доворот болтов на 90°.
Рис. 76.
Таблица 28.
На двигателях ВАЗ 2112, 21124, 21126, 11194:
Внимание. В запасные части поставляется головка цилиндров 21126-1003011. При установке головки цилиндров 21126-1003011 на двигатели ВАЗ 2112, 21124 для монтажа привода ГРМ устанавливать дистанционные шайбы 21124-1006130.
– окунуть болты крепления головки цилиндров в емкость с моторным маслом, дать стечь излишкам масла, выдержав болты не менее 30 мин. (емкость технологическая, масло моторное согласно действующему кодификатору К 3100.25100.00018-2008 и нормам расхода HP 3100.25100.00019-2008 основных и вспомогательных материалов для технического обслуживания и ремонта автомобилей LADA);
– установить прокладку головки и головку цилиндров согласно таблице 29;
– затянуть болты крепления. Затяжку болтов выполнять в четыре приема в последовательности, указанной на рисунке 77 (переходник типа 02 15 12 10 ф. “Stahlwille”, 234 N 10L ф. “USAG”, IN 30L 10 ф. “GEDORE”, S09H410 ф. “JONNESWAY” для болтов 2112-1003271, головка сменная 14, ключ ТЛ 98-110 размера Е14 для болтов 2112-1003271-01, вороток и удлинитель или гайковерт типа ИП-3111, ключ моментный):
1 этап – затяжка моментом (12…20) Н·м [(1,2…2,0) кгс·м];
2 этап – затяжка моментом (26…34) Н·м [(2,6…3,4) кгс·м];
3 этап – доворот болтов на 90°;
4 этап – доворот болтов на 90°.
Рис.77.
Таблица 29.
5.8.3 Установить детали привода ГРМ.
На двигателях ВАЗ 2108 – 21083, 2110, 2111, 21114, 11183:
Рис. 78.
– установить на двигатель распределительный вал 4, рисунок 31, с сальником 6 и нанести на плоскости крайних опор корпуса подшипников распределительного вала, прилегающие к головке цилиндров, жидкую прокладку КЛТ-75ТМ, (на двигателях ВАЗ 2108 – 21083, 2110) или ПС-1 ТУ 2252-003-11512695-99 (на двигателях ВАЗ 2111, 21114, 11183), как показано на рисунке 78;
Рис. 31.
– установить корпусы 3 и 7, рисунок 31, подшипников распределительного вала и завернуть гайки крепления в последовательности, указанной на рисунке 79, в соответствии с требованиями Приложения А (головка сменная 13, вороток и удлинитель или гайковерт типа ИП-3111, ключ моментный);
– установить водяной насос 7, рисунок 25, с прокладкой и заднюю защитную крышку 6 ремня привода ГРМ (головка сменная 10, вороток и удлинитель или гайковерт типа ИП-3111);
Рис. 25.
– установить на коленчатый вал шпонку и шкив 9, повернуть коленчатый вал до совпадения меток на шкиве и на крышке масляного насоса, как показано на рисунке 80 (молоток с пластмассовым бойком, ключ гаечный кольцевой 19);
– установить и закрепить шкив 5 распределительного вала в соответствии с требованиями Приложения А (головка сменная 19 и вороток, приспособление 67.7812-9565, ключ моментный);
– совместить метки на шкиве распределительного вала и на задней защитной крышке ремня привода ГРМ, как показано на рисунке 81 (приспособление 67.7812-9565, головка сменная 19, вороток);
Рис. 79.
Примечание. На резьбовую часть болта крепления шкива распределительного вала нанести герметик УГ-6. Норма расхода 2 г.
– установить натяжной ролик 3, рисунок 25, с дистанционной шайбой, ремень 8 привода ГРМ, отрегулировать натяжение ремня с помощью приспособления 67.7834-9525, поворачивая ролик против часовой стрелки, и затянуть гайку крепления ролика. Крутящий момент затяжки гайки крепления ролика – (15…24,2 Н·м) (1,5…2,42 кгс·м). Момент страгивания с места (17,5…27,5 Н·м) (1,75…2,75 кгс·м). Настройку приспособления производить согласно инструкции по его эксплуатации (приспособление 67.7834-9525, приспособление 67.7812-9569, ключ кольцевой 17);
Рис. 80.
Предупреждение. При натяжении ремня не допускается проворачивать коленчатый вал вращением шкива распределительного вала.
– провернуть коленчатый вал на 2 оборота по часовой стрелке за болт крепления шкива привода генератора и проверить совпадение меток. При несовпадении меток повторить операции по установке и натяжению ремня (ключ гаечный 19 или головка сменная 19 и вороток);
– провернуть коленчатый вал по часовой стрелке до совмещения меток на шкиве распределительного вала и на задней крышке привода ГРМ, как показано на рисунке 81, довернуть еще на 40-50° (2,5-3 зуба на шкиве распределительного вала) (ключ гаечный 19 или головка сменная 19 и вороток);
Рис. 81.
– проверить и, при необходимости, отрегулировать зазоры в механизме привода клапанов. Величина зазора А, рисунок 82, между регулировочными шайбами 2 и кулачками должна быть (0,20±0,05) мм для впускных клапанов и (0,35±0,05) мм – для выпускных клапанов. Если величина зазора отличается от нормы, то приспособлением 67.7800-9503 утопить толкатель 3, зафиксировать его в нижнем положении фиксатором 67.7800-9504, установив фиксатор между распределительным валом 1 и кромкой толкателя 3 (приспособление 67.7800-9503, фиксатор 67.7800-9504, набор щупов);
– извлечь регулировочную шайбу 2, измерить ее толщину и определить толщину новой шайбы по формуле (шило технологическое, пинцет, микрометр типа МК 25-1):
Н = В + (А – С),
где Н – толщина новой шайбы, мм;
В – толщина снятой шайбы, мм;
А – замеренный зазор, мм;
С – номинальный зазор, мм.
Шайбы поступают в запасные части толщиной от 3,0 до 4,5 мм с интервалом через каждые 0,05 мм, после размера 3,35 через каждые 0,02 и 0,03 мм, таблица 30. Толщина шайбы маркируется на ее поверхности;
Таблица 30.
Обозначение | S, мм |
2108-1007056 | 3,00 |
2108-1007056-10 | 3,05 |
2108-1007056-11 | 3,10 |
2108-1007056-12 | 3,15 |
2108-1007056-13 | 3,20 |
2108-1007056-14 | 3,25 |
2108-1007056-15 | 3,30 |
2108-1007056-16 | 3,35 |
2108-1007056-17 | 3,37 |
2108-1007056-18 | 3,40 |
2108-1007056-19 | 3,42 |
2108-1007056-20 | 3,45 |
2108-1007056-21 | 3,47 |
2108-1007056-22 | 3,50 |
2108-1007056-23 | 3,52 |
2108-1007056-24 | 3,55 |
2108-1007056-25 | 3,57 |
2108-1007056-26 | 3,60 |
2108-1007056-27 | 3,62 |
2108-1007056-28 | 3,65 |
2108-1007056-29 | 3,67 |
2108-1007056-30 | 3,70 |
2108-1007056-31 | 3,72 |
2108-1007056-32 | 3,75 |
2108-1007056-33 | 3,77 |
2108-1007056-34 | 3,80 |
2108-1007056-35 | 3,82 |
2108-1007056-36 | 3,85 |
2108-1007056-37 | 3,87 |
2108-1007056-38 | 3,90 |
2108-1007056-39 | 3,92 |
2108-1007056-40 | 3,95 |
2108-1007056-41 | 3,97 |
2108-1007056-42 | 4,00 |
2108-1007056-43 | 4,02 |
2108-1007056-44 | 4,05 |
2108-1007056-45 | 4,07 |
2108-1007056-46 | 4,10 |
2108-1007056-47 | 4,12 |
2108-1007056-48 | 4,15 |
2108-1007056-49 | 4,17 |
2108-1007056-50 | 4,20 |
2108-1007056-51 | 4,22 |
2108-1007056-52 | 4,25 |
2108-1007056-53 | 4,27 |
2108-1007056-54 | 4,30 |
2108-1007056-55 | 4,32 |
2108-1007056-56 | 4,35 |
2108-1007056-57 | 4,37 |
2108-1007056-58 | 4,40 |
2108-1007056-59 | 4,42 |
2108-1007056-60 | 4,45 |
2108-1007056-61 | 4,47 |
2108-1007056-62 | 4,50 |
Рис 82. Регулировка зазоров в механизме привода клапанов двигателей ВАЗ 2108-21083, 2110, 2111, 21114, 11183.
1 – вал распределительный; 2 – шайба регулировочная; 3 – толкатель; А – замеренный зазор.
– установить новую регулировочную шайбу маркировкой в сторону толкателя, убрать фиксатор и проверить зазор. При правильно отрегулированном зазоре щуп толщиной 0,20 или 0,35 мм должен входить с легким защемлением между кулачком и регулировочной шайбой. Порядок регулировки зазоров приведен в таблице 31 (набор щупов, ключ гаечный 19 или головка сменная 19 и вороток);
Таблица 31.
Угол поворота коленчатого вала от положения совмещенных меток, град. | № кулачков | |
выпускной | впускной | |
40-50 | 1 | 3 |
220-230 | 5 | 2 |
400-410 | 8 | 6 |
580-590 | 4 | 7 |
– установить переднюю защитную крышку 1, рисунок 25, с уплотнителем (головка сменная 10, вороток и удлинитель или гайковерт типа ИП-3111);
– установить прокладку 2, рисунок 31, и крышку 1 головки цилиндров (головка сменная 10 и вороток);
– застопорить маховик фиксатором, установить шкив привода генератора или демпфер (для двигателя ВАЗ 2111, 21114, 11183) и затянуть болт крепления (фиксатор маховика A.60330/R, головка сменная 19, вороток и удлинитель).
На двигателях ВАЗ 2112, 21124, 21126, 11194:
– смазать моторным маслом шейки распределительных валов и уложить распределительные валы 4 и 8, рисунок 32, в головку цилиндров. Впускной распредвал установить справа со стороны привода ГРМ (масло моторное согласно действующему кодификатору К 3100.25100.00018-2008 и нормам расхода HP 3100.25100.00019-2008 основных и вспомогательных материалов для технического обслуживания и ремонта автомобилей LADA);
Рис. 32.
– обезжирить сопрягаемые поверхности головки цилиндров и корпуса подшипников распределительных валов, нанести жидкую прокладку Локтайт 574 на поверхность головки цилиндров непрерывным валиком диаметром 1-1,5 мм, как показано на рисунке 83. Норма расхода жидкой прокладки 25 г (кисть, уайт-спирит: норма расхода – 20 г);
Рис. 83.
– установить корпус 2 подшипников на головку цилиндров и завернуть болты крепления в последовательности, указанной на рисунке 84 (головка сменная 8, вороток и удлинитель или гайковерт типа ИП-3111);
– запрессовать сальники 7, рисунок 32, и заглушки 3 (молоток с пластмассовым бойком, оправка 67.7853-9580);
Рис. 84.
– смазать моторным маслом уплотнительные кольца направляющих труб свечей зажигания, установить кольца на трубы (при наличии);
– установить трубы 9 направляющие свечей зажигания в сборе с уплотнительными кольцами (при наличии);
– обезжирить сопрягаемые поверхности корпуса подшипников распределительных валов и крышки головки цилиндров, нанести жидкую прокладку Локтайт 574 на поверхность корпуса подшипников распределительных валов непрерывным валиком диаметром 1-1,5 мм, как показано на рисунке 84. Норма расхода жидкой прокладки 25 г (кисть, уайт-спирит: норма расхода – 20 г);
– установить крышку 1, рисунок 32, головки цилиндров (головка сменная 8, вороток и удлинитель или гайковерт типа ИП-3111);
– установить водяной насос 1, рисунок 34, с прокладкой 2 (головка сменная 5 под внутренний шестигранник, вороток и удлинитель или гайковерт типа ИП-3111);
Рис. 34.
– установить заднюю защитную крышку 5, рисунок 26, ремня привода ГРМ (головка сменная 10, вороток и удлинитель или гайковерт типа ИП-3111);
Рис. 26.
– установить шкивы 3 и 4 на распределительные валы, завернуть болты крепления в соответствии с требованиями Приложения А. Совместить метки на шкивах с метками на задней защитной крышке как показано на рисунке 85, зафиксировать распредвалы (приспособление 67.7811-9516, головка сменная 17, вороток и удлинитель, ключ моментный);
Примечание. На резьбовую часть болтов крепления шкивов распределительных валов нанести герметик УГ-6. Норма расхода 2 г.
– установить шпонку и шкив 7, рисунок 26, коленчатого вала, совместить метки на шкиве и на крышке масляного насоса как показано на рисунке 80 (молоток с пластмассовым бойком, ключ гаечный 19 или головка сменная 19 и вороток);
– установить натяжной 2, рисунок 26, и опорный 6 ролики, затянуть гайку крепления опорного ролика (головка сменная 17, вороток и удлинитель);
– установить ремень 8 привода ГРМ, отрегулировать его натяжение при помощи прибора “LADАНОРМА -ПИНаР”, поворачивая ролик против часовой стрелки, и затянуть гайку крепления натяжного ролика. Регулировку натяжения ремня выполнять согласно инструкции по эксплуатации прибора (прибор “LADАНОРМ А -ПИНаР”, приспособление 67.7812-9569, головка сменная 17, вороток и удлинитель).
Рис. 85.
Для двигателей ВАЗ 11194,21126:
Рис. 86.
– совместить установочные метки 2 и 13, рисунок 86, шкивов 3 и 12 распределительных валов с метками 1 и 14 на задней защитной крышке ремня привода ГРМ поворотом шкивов в кратчайшем угловом направлении и зафиксировать шкивы при помощи приспособления 67.7811-9516 (приспособление 67.7811-9516 для фиксации шкивов распредвалов двигателей ВАЗ 2112, ключ 67.7812-9565 для проворачивания шкивов распределительных валов);
– совместить установочную метку 7 шкива 8 коленчатого вала с меткой 6 на крышке масляного насоса поворотом коленчатого вала в кратчайшем угловом направлении (ключ гаечный кольцевой 17);
– завернуть болт 11 крепления автоматического натяжителя до упора головки болта в опорную площадку натяжителя и отвернуть на 45°-90° (ключ гаечный кольцевой 15);
– установить зубчатый ремень 5 на шкивы 3 и 12 распределительных валов, опорный ролик 4, автоматический натяжитель 10, шкив 9 водяного насоса и шкив 8 коленчатого вала, сохраняя положение установочных меток ВМТ на шкивах;
– установить инструмент в пазы опорной пластины автоматического натяжителя 10, повернуть натяжитель против направления хода часовой стрелки в крайнее положение до легкого касания стопоров рычага натяжителя. Затем повернуть ключ по часовой стрелке до совмещения меток 15 и 16 автоматического натяжителя и затянуть болт крепления натяжителя. Момент затяжки болта – 23…36 Н·м (ключ типа 12717 код 44700018 ф. “Stahlwille” или щипцы для снятия внутренних стопорных колец с диаметром губок не более 3,2 мм, головка сменная 15, ключ моментный);
– снять приспособление 67.7811-9516 и повернуть коленчатый вал на два оборота.
При отклонении метки 16 за пределы метки 15 выполнить повторное натяжение ремня, предварительно отвернув болт крепления автоматического натяжителя на 45°-90° (ключи гаечные кольцевые 15, 17):
Внимание. Контроль работоспособности натяжителя проводить на двигателе при температуре охлаждающей жидкости от плюс 15 до плюс 30 °C.
Предупреждение. При регулировке натяжение ремня не допускается проворачивать коленчатый вал вращением шкива распределительного вала.
– снять приспособление 67.7811-9516, повернуть коленчатый вал на два оборота за болт крепления демпфера, проверить совпадение меток. При несовпадении меток повторить операции по установке и натяжению ремня;
– проконтролировать работоспособность автоматического натяжителя ремня привода ГРМ одним из следующих способов:
а – статический ручной контроль;
б – контроль при вращении коленчатого вала двигателя вручную;
в – контроль на работающем двигателе (проводить при выполнении обкатки двигателя после ремонта).
При статическом ручном контроле установить шкив коленчатого вала в положение ВМТ. Метки на шкивах распредвалов должны быть совмещены с метками на задней защитной крышке зубчатого ремня. Усилием руки приложить нагрузку примерно 100 Н (10 кгс·м) к середине ветви ремня между шкивами распредвалов. При этом указатель натяжителя должен перемещаться по часовой стрелке. При снятии нагрузки указатель натяжителя должен вернуться в исходное положение.
Внимание. Подвижность указателя является обязательным признаком работоспособности натяжителя. Максимальная величина перемещения может составлять до 5 мм.
При контроле вращением коленвала двигателя вручную выполните не менее одного полного оборота по часовой стрелке, отмечая визуально перемещение указателя натяжителя относительно паза метки.
Внимание. При вращении привода ГРМ указатель натяжителя должен перемещаться как по ходу часовой стрелки, так и против. Это является обязательным признаком его работоспособности. Максимальная величина перемещения может составлять до 5 мм.
Контроль работоспособности натяжителя на работающем двигателе выполнять без прогрева двигателя при минимальной частоте вращения коленчатого вала, отмечая визуально изменение положения указателя натяжителя относительно паза метки.
Внимание. При визуальном контроле положения указателя натяжителя на работающем двигателе при минимальной частоте вращения коленчатого вала указатель должен перемещаться относительно паза метки с амплитудой до 1,5 мм как по часовой стрелке, так и против. Амплитуда перемещения может увеличиваться при импульсном изменении частоты вращения коленчатого вала (перегазовках).
В случае получения отрицательного результата по одному из способов контроля провести испытания остальными двумя способами. Если хотя бы при одном способе контроля отмечается наличие перемещения, то натяжитель работоспособен.
– установить переднюю защитную крышку ремня привода ГРМ (головка сменная 10, вороток и удлинитель или гайковерт типа ИП-3111);
– установить фиксатор маховика, демпфер коленвала, затянуть болт демпфера. Крутящий момент затяжки болта демпфера согласно Приложению А (фиксатор маховика A.60330/R, головка сменная 19, вороток и удлинитель, ключ моментный).
5.8.4 Установить детали системы смазки:
– завернуть штуцер крепления масляного фильтра (ключ кольцевой 24);
– смазать моторным маслом уплотнительное кольцо масляного фильтра и закрепить фильтр усилием рук на блоке цилиндров;
– установить масляный картер с прокладкой, завернуть равномерно болты крепления со специальными шайбами и завернуть пробку слива масла (головка сменная 10, вороток и удлинитель или гайковерт типа ИП-3111, отвертка угловая типа 43210012 ф. “Stahlwille”, ключ кольцевой 17);
– установить датчик уровня масла (на двигателях 21083, 2110, 2111, 2112 при наличии) (головка сменная 10, вороток и удлинитель или гайковерт типа ИП-3111).
5.8.5 Установить детали системы охлаждения:
– установить трубу подводящую 4 или 14, рисунок 34, водяного насоса с прокладкой 3 (головка сменная 10, вороток и удлинитель);
– установить датчик 8 температуры охлаждающей жидкости (ключ гаечный кольцевой 19, ключ торцовый шарнирный типа 43280208 ф. “Stahlwille”).
5.8.6 Установить генератор.
На двигателях ВАЗ 2108 — 21083:
Рис. 87.
– установить кронштейн 3, рисунок 22, крепления генератора (головка сменная 17, вороток и удлинитель или гайковерт типа ИП-3111);
Рис. 22.
– установить генератор 4 и планку установочную 5 (ключ кольцевой 19, головки сменные 13, 17, 19, вороток и удлинитель или гайковерт типа ИП-3111);
– установить ремень 1 привода генератора, отрегулировать натяжение ремня и затянуть гайку крепления генератора к установочной планке и гайку болта крепления генератора к кронштейну в соответствии с требованиями Приложения А.
Прогиб А, рисунок 87, ветви ремня в средней ее части при усилии 100 Н (10 кгс) должен быть 10… 15 мм (приспособление типа КИ-8920, головки сменные 17, 19, ключ кольцевой 19, вороток трещоточный, ключ моментный).
На двигателях ВАЗ 2110, 2111, 21114, 2112, 21124, 21126, 11194, 11183:
– установить кронштейн 3, рисунок 23, правой опоры двигателя и кронштейн 7 генератора нижний (головки сменные 13, 15, 17, вороток и удлинитель или гайковерт типа ИП – 3111);
Рис. 23.
– установить кронштейн 4 генератора верхний (головка сменная 13, вороток и удлинитель или гайковерт типа ИП-3111);
– установить генератор 6 и планку 5 установочную (ключи кольцевые 10, 15, 17 или головки сменные 10, 15, 17, вороток и удлинитель);
– установить ремень 1 привода генератора, отрегулировать натяжение ремня и затянуть гайку крепления генератора к установочной планке и гайку болта крепления генератора к кронштейну в соответствии с требованиями Приложения А. Прогиб А, рисунок 88, ветви ремня в средней ее части при усилии 100 Н (10 кгс) должен быть 8… 12 мм (приспособление типа КИ-8920, головки сменные 13, 17, вороток и удлинитель, ключ моментный).
Рис. 88.
Для двигателей, оборудованных натяжителем 1118-1041002 монтаж ремня 8, рисунок 24, осуществлять в последовательности:
– шкив 10 коленчатого вала;
– шкив генератора;
– ролик 9 натяжной.
Рис. 24.
После монтажа ремня 8 вращением винта за шестигранник против часовой стрелки выполнить натяжение ремня крутящим моментом (0,60…0,75 Н·м) (0,06…0,075 кгс·м) и застопорить винт контргайкой (ключ кольцевой 19, ключ кольцевой 8, головка сменная 8, удлинитель, ключ моментный).
Провернуть коленчатый вал не менее чем на один оборот по часовой стрелке.
Контролировать величину натяжения ремня на верхней ветви в средней части между шкивом генератора и роликом согласно инструкции по эксплуатации прибора.
Частота колебаний для нового ремня (130… 150 Гц) (прибор “LADA НОРМА-ПИНаР”);
Частота колебаний для ремня в эксплуатации (120… 130 Гц) (прибор “LADA НОРМА-ПИНаР”).
5.8.7 Установить топливный насос:
– установить корпус вспомогательных агрегатов (на двигателях ВАЗ 2108-21083, 2110) (ключ торцовый 5 мм под внутренний шестигранник);
– установить топливный насос с проставкой, толкателем и прокладками. Прокладки в запасные части поставляются трех размеров по толщине:
А – 0,27…0,33 мм;
В – 0,7…0,8 мм;
С – 1,2…1,3 мм.
Отрегулировать вылет “d“, рисунок 89, толкателя. Вылет “d” толкателя должен быть 0,8… 1,3 мм. При размере “d” менее 0,8 мм прокладку В заменить на А, при размере “d” более 1,3 мм прокладку В заменить на С (головка сменная 13, вороток и удлинитель, штангенциркуль).
Рис. 89.
5.8.8 Установить на двигатель датчик-распределитель зажигания.
На двигателях ВАЗ 2108 – 21083, 2110:
– смазать моторным маслом уплотнительное кольцо и установить его на фланец датчика-распределителя;
– повернуть валик датчика-распределителя так, чтобы кулачки муфты валика вошли в паз хвостовика распределительного вала;
– закрепить датчик-распределитель на корпусе вспомогательных агрегатов так, чтобы средняя риска на датчике находилась против установочного выступа на корпусе (ключ гаечный кольцевой 10 или головка сменная 10, вороток и удлинитель или гайковерт типа ИП-3111).
5.8.9 Установить на двигатель дополнительное оборудование в последовательности обратной снятию. Залить масло моторное в картер двигателя и снять двигатель со стенда, (марка и объем заливаемого моторного масла согласно действующему кодификатору К 3100.25100.00018-2008 и нормам расхода HP 3100.25100.00019-2008 основных и вспомогательных материалов для технического обслуживания и ремонта автомобилей LADA), установка типа 24065 ф. “ALFA” (Италия) для заправки маслом.