Меню Закрыть

Сборка двигателя. Двигатель ЯМЗ-651 – руководство по ремонту.

Сборка двигателя. Двигатель ЯМЗ-651 – руководство по ремонту.

5. Сборка двигателя ЯМЗ-651.

Перейти к:

Установка вала коленчатого.

Установка шатунно-поршневой группы.

Установка листа торцевого.

Установка картера маховика.

Установка манжеты картера маховика.

Установка маховика.

Установка усилителя жесткости блока.

Установка насоса масляного.

Установка шестерен промежуточных.

Установка вала распределительного.

Установка насоса топливного.

Установка крышки передней.

Установка манжеты вала коленчатого передней.

Установка компрессора воздушного.

Установка картера масляного.

Установка крышки крыльчатки маслоотделителя.

Установка толкателей.

Установка головки блока цилиндров.

Установка коромысел с осью и стойками в сборе.

Регулировка коромысел.

Установка жгутов двигателя.

Установка крышки головки блока цилиндров.

Установка рампы и трубок высокого давления.

Установка фильтра тонкой очистки топлива.

Установка трубок низкого давления.

Установка маслоочистителя центробежного.

Установка коллектора впускного.

Установка коллектора выпускного.

Установка турбокомпрессора.

Установка экранов теплозащитных и системы рециркуляции отработавших газов (EGR).

Установка заслонки моторного тормоза.

Установка насоса водяного.

Установка стартера.

Установка привода вентилятора.

Установка демпфера.

Установка генератора.

Установка ремней приводов агрегатов и натяжных приспособлений.

Установка электронного блока управления.

Установка теплообменника жидкостно-масляного.

5.1. Установка вала коленчатого.

1. Подсобрать форсунку охлаждения поршня (650.1004118) с прокладкой (650.1004121).

2. Установить форсунку на посадочную плоскость блока цилиндров, ориентируя носик форсунки в гильзу, навернуть болты (310107) на 2-3 нитки от руки и затянуть Мкр=20±4 Нм (см. Рис. 102).

3. Установить вкладыши подшипников вала коленчатого верхние, совместив отверстия маслоканалов и смазав рабочую поверхность вкладыша маслом.

4. Установить верхние упорные полукольца прорезью к щеке вала коленчатого (см. Рис. 103).

5. Установить вал коленчатый, предварительно смазав маслом шатунные и коренные шейки, с помощью кран-балки и подвески.

6. Установить вкладыши подшипников вала коленчатого в нижние крышки коренных подшипников и смазать маслом рабочую поверхность.

7. Установить крышки коренных подшипников вала коленчатого с вкладышами, соблюдая нумерацию. Среднюю крышку установить вместе с полукольцами выпуклой частью к щеке вала коленчатого (см. Рис. 103).

8. Завернуть болты и затянуть рекомендуемым моментом в порядке, указанном на Рис. 104:

– обеспечить первую затяжку на 80±8 Нм;

– обеспечить вторую затяжку на 180°±6°.

9. Проверить свободное вращение коленчатого вала.

10. Проверить зазор между упорным полукольцом и щекой вала коленчатого (см. Приложение В).

11. Обеспечить зазор при помощи полуколец различной толщины.

Рис. 102. Установка форсунки охлаждения поршня.

Сборка двигателя. Двигатель ЯМЗ-651 – руководство по ремонту.

Рис. 103. Установка упорных полуколец.

Сборка двигателя. Двигатель ЯМЗ-651 – руководство по ремонту.

Рис. 104. Порядок затяжки болтов крышек коренных подшипников вала коленчатого.

Сборка двигателя. Двигатель ЯМЗ-651 – руководство по ремонту.

5.2. Установка шатунно-поршневой группы.

1. Установить верхние и нижние вкладыши нижней головки шатуна и смазать моторным маслом рабочую поверхность.

2. Смазать моторным маслом внутреннюю поверхность гильз цилиндров.

3. Установить шатун в сборе с поршнем в соответствии с порядком и нумерацией в гильзу цилиндров, используя приспособление 2560 (см. Рис. 105а).

4. Паз на юбке поршня под форсунку охлаждения поршня должен совпадать с расположением самой форсунки, а номера на шатунах должны быть со стороны, противоположной валу распределительному (см. Рис. 105б).

5. Установить крышки нижних головок шатунов в соответствии с нумерацией.

6. Навернуть от руки на 2-3 нитки и затянуть гайки крепления крышек шатунов:

– обеспечить первую затяжку на 80±8 Нм;

– обеспечить вторую затяжку на 90°±6°.

7. Проверить зазор между торцом нижней головки шатуна и щекой вала коленчатого (см. Приложение В).

Рис. 105. Установка шатунно-поршневой группы.

Сборка двигателя. Двигатель ЯМЗ-651 – руководство по ремонту.

5.3. Установка листа торцевого.

1. Нанести на торец блока цилиндров под установку листа торцевого герметик “Локтайт 518”, как показано на Рис. 106.

2. Установить две направляющие в блок цилиндров.

3. Установить лист торцевой по направляющим на место и ввернуть болты его крепления в блок цилиндров.

4. Установить оси шестерен промежуточных.

5. Затянуть болты крепления листа торцевого моментом Мкр=20±4 Нм, а болты крепления осей шестерен промежуточных моментом Мкр=90±18 Нм согласно порядку на Рис. 107.

Рис. 106. Нанесение герметика на торец блока цилиндров.

Сборка двигателя. Двигатель ЯМЗ-651 – руководство по ремонту.

Рис. 106. Нанесение герметика на торец блока цилиндров.

Сборка двигателя. Двигатель ЯМЗ-651 – руководство по ремонту.

5.4. Установка картера маховика.

1. Установить направляющий штифт в блок цилиндров.

2. Нанести герметик Локтайт-518 на торец блока под установку картера маховика (см. Рис. 108).

3. Установить картер маховика на блок и ввернуть болты его крепления.

4. Затянуть болты крепления картера моментом:

– для болтов М14 – Мкр=150±30 Нм;

– для болтов М8 – Мкр=20±4 Нм.

На резьбовую часть болта М8х1,25-100 мм нанести герметик “Локтайт 542”.

Рис. 108. Установка картера маховика.

Сборка двигателя. Двигатель ЯМЗ-651 – руководство по ремонту.

5.5. Установка манжеты картера маховика (см. Рис. 109).

Внимание!

  • Манжета картера маховика одноразового использования!

1. Установить приспособление 2562 и защитное кольцо (А) на него.

2. Установить манжету коленчатого вала, предварительно смазав наружную поверхность (Смазка Michelin-Tigre 80 или Pneufix).

3. Снять защитное кольцо (А).

4. Убрать приспособление 2562.

Рис. 109. Последовательность установки манжеты в картер маховика.

Сборка двигателя. Двигатель ЯМЗ-651 – руководство по ремонту.

5.6. Установка маховика.

1. Установить направляющий штифт в коленчатый насечками в тело.

2. Установить маховик с базированием по штифту.

3. Ввернуть болты и затянуть рекомендуемым моментом в порядке, указанном на Рис. 110:

– обеспечить первую затяжку на 60±6 Нм;

– дотянуть на угол 120°±6°. Болты применять с резьбовым герметиком ”Локтайт-542”.

4. Запрессовать подшипник на место.

5. Установить стопорное кольцо.

Рис. 110. Порядок затяжки болтов крепления маховика.

Сборка двигателя. Двигатель ЯМЗ-651 – руководство по ремонту.

Повторное использование болтов.

Эти болты можно повторно использовать только один раз. При каждом повторном использовании кернером наносить метку на болт. Если болт уже имеет накерненную метку, его необходимо менять.

Внимание.

  • При повторном использовании этих болтов необходимо применять герметик “Локтайт 542” на витках резьбы.

5.7. Установка усилителя жесткости блока.

1. Установить на усилитель жесткости блока кольца резиновые (2) и прокладку (1) (см. Рис. 111).

2. Установить усилитель жесткости на блок цилиндров.

3. Навернуть болты крепления усилителя жесткости блока и затянуть Мкр=30±6 Нм, соблюдая порядок затяжки (см. Рис. 111).

Рис. 111. Установка усилителя жесткости блока и масляного насоса.

Сборка двигателя. Двигатель ЯМЗ-651 – руководство по ремонту.

5.8. Установка насоса масляного.

1. Установить масляный направляющими втулками в отверстия листа торцевого, обеспечив зацепление промежуточной шестерни насоса с шестерней вала коленчатого.

2. Ввернуть болты крепления насоса масляного и затянуть крест-накрест Мкр=20±4 Нм.

3. Установить кольцо резиновое в насос масляный (см. Рис. 112).

4. Установить патрубок маслозаборный.

5. Затянуть болты (4) (см. Рис. 111) патрубка маслозаборного Мкр=20±4 Нм.

6. Подсобрать патрубок маслоподводящий с кольцом и установить его.

7. Установить втулку и затянуть болт (5) (см. Рис. 111).

Рис. 112. Установка кольца резинового в насос масляный.

Сборка двигателя. Двигатель ЯМЗ-651 – руководство по ремонту.

5.9. Установка шестерен промежуточных.

1. Смазать маслом зубчатый венец и посадочную поверхность и установить шестерни промежуточные вала распределительного и насоса топливного по меткам (0-0, 2-2) (см. Приложение В).

2. Установить на место стопорные кольца.

3. Проконтролировать боковой, осевой и зазор в зацеплении (см. Приложение В).

5.10. Установка вала распределительного.

1. Охладить втулки вала распределительного в жидком азоте.

2. Установить втулки в блок цилиндров, совместив отверстия маслоканалов.

Для этого необходимо использовать приспособления 1281 + 1282 (см. Рис. 113а).

3. Смазать рабочую поверхность втулок моторным маслом.

4. Установить вал распределительный, совместив метки (1-1) (см. Приложение В).

5. Установить осевой фиксатор в зазор между шейкой вала распределительного и шестерней.

6. Закрепить фиксатор осевой вала распределительного (1) к блоку через отверстия в шестерне двумя винтами (2) моментом Мкр=30±6 Нм (нанести на резьбу болтов герметик “Локтайт 542”) (см. Рис. 113б).

7. Проконтролировать межзубный (в зацеплении) и боковой зазор (см. Приложение В).

Рис. 113. Установка вала распределительного.

Сборка двигателя. Двигатель ЯМЗ-651 – руководство по ремонту.

5.11. Установка насоса топливного.

Все кольцевые резиновые уплотнения подлежат замене.

1. Установить на посадочный фланец насоса топливного (см. Рис. 114) кольцо резиновое (1) (650.1111047), предварительно смазав его маслом.

2. Установить в канавку на фланце прокладку-кольцо (2) (312384), предварительно смазав ее маслом.

3. Установить насос топливный на шпильки листа торцевого.

4. Навернуть гайки на 2-3 нитки и затянуть гайки крепления насоса топливного моментом Мкр=60±12 Нм.

Затяжку производить в порядке крест-на-крест, затем подтянуть ту гайку, которая затягивалась первой.

5. Обезжирить конус вала насоса топливного.

6. Совместив шпонку вала с пазом шестерни и метки зубчатого зацепления (3-3) (см. Приложение В), провернув вал коленчатый, установить на вал насоса топливного шестерню с крыльчаткой маслоотделителя в сборе.

7. Навернуть гайку крепления шестерни насоса топливного и затянуть моментом Мкр=200-250 Нм.

Рис. 114. Установка кольцевых уплотнений насоса топливного.

Сборка двигателя. Двигатель ЯМЗ-651 – руководство по ремонту.

5.12. Установка крышки передней.

1. Нанести герметик “Силикон CAF 44” (В) или Локтайт-5910 на поверхность листа торцевого под крышку переднюю (см. Рис.115).

2. Установить направляющие втулки (А).

3. Установить крышку переднюю на лист торцевой.

4. Установить опоры передние левую и правую на крышку переднюю.

5. Навернуть гайки на болты крепления опор и затянуть моментом Мкр=100±20 Нм.

6. Ввернуть в отверстия крышки передней болты крепления и затянуть в порядке, указанном на Рис. 116 следующим моментом:

– для болтов М10 Мкр=50±10 Нм;

– для болтов М8 Мкр=27±5,4 Нм.

Рис. 115. Установка крышки передней.

Сборка двигателя. Двигатель ЯМЗ-651 – руководство по ремонту.

Рис. 116. Порядок затяжки крышки передней.

Сборка двигателя. Двигатель ЯМЗ-651 – руководство по ремонту.

5.13. Установка манжеты вала коленчатого передней.

1. Установить приспособление 2561 (см. Рис. 117).

2. Установить защитное кольцо (А) на приспособление 2561, соблюдая направление.

3. Установить манжету вала коленчатого переднюю, предварительно смазав наружную поверхность (смазка “Michelin-Tigre 80” или “Pneufix”).

4. Снять защитное кольцо (А).

5. Убрать приспособление 2561.

Рис. 117. Последовательность установки манжеты вала коленчатого передней.

Сборка двигателя. Двигатель ЯМЗ-651 – руководство по ремонту.

5.14. Установка компрессора воздушного.

1. Установить на посадочный фланец компрессора воздушного кольцо резиновое (1) (650.3509075), предварительно смазав его маслом.

2. Установить в канавку на фланце прокладку (2) (312384), предварительно смазав ее маслом (см. Рис. 118).

3. Установить компрессор воздушный в посадочное гнездо с задней стороны листа торцевого отверстиями фланца на 2 шпильки, обеспечив зацепление шестерни компрессора и шестерни привода.

4. Навернуть гайки на шпильки, ввернуть болт с втулкой в лист торцевой.

5. Затянуть болт и 2 гайки моментом Мкр=40±8 Нм.

Сначала произвести затяжку болта, затем верхней и нижней гаек и затем еще раз болт.

Рис. 118. Установка компрессора воздушного.

Сборка двигателя. Двигатель ЯМЗ-651 – руководство по ремонту.

5.15. Установка картера масляного.

1. Проверить затяжку шпилек (см. Приложение Б).

2. Установить скотч двухсторонний VHB на плоскость прилегания картера масляного в места стыка торцевого листа, корпуса шестерен и картера маховика.

3. Поставить на посадочную плоскость прокладку картера масляного.

4. Установить картер масляный.

5. Установить на шпильки шайбы упругие сборные.

6. Завернуть гайки согласно порядку, указанному на Рис. 119, и затянуть моментом Мкр=20±4Нм.

Рис. 119. Порядок затяжки болтов крепления картера масляного.

Сборка двигателя. Двигатель ЯМЗ-651 – руководство по ремонту.

5.16. Установка крышки крыльчатки маслоотделителя.

Установку крышки крыльчатки маслоотделителя и трубы отвода газов произвести в порядке, обратном снятию (см. Раздел 3.22). Кронштейн крепления трубки отвода газов затянуть моментом Мкр=50±10 Нм, болт хомута стяжного затянуть моментом Мкр=5±1 Нм, болт крепления кляммера затянуть моментом Мкр=20±4 Нм.

5.17. Установка толкателей.

1. Смазать маслом и установить толкатели в блок цилиндров, совместив пазы толкателя с пазами отверстий блока.

2. Установить в пазы пластины стопорные толкателей впускных и выпускных клапанов.

3. Ввернуть болты крепления пластин и затянуть их моментом Мкр=20±4 Нм.

4. Нанести герметик “Силикон CAF 44″ (возможно использование герметика ”Локтайт-5910” или других марок на силиконовой основе), как указано на Рис. 120 в местах (В); в местах (А) вокруг отверстий крепления нанести герметик ”Локтайт-518”.

5. Установить пластину боковую таким образом, чтобы отметка производителя была в левом нижнем углу.

6. Ввернуть болты и затянуть рекомендуемым моментом (см. Таблицу 3) в порядке, указанном на Рис. 121.

Рис. 120. Установка боковой пластины.

Сборка двигателя. Двигатель ЯМЗ-651 – руководство по ремонту.

Рис. 121. Порядок затяжки боковой пластины.

Сборка двигателя. Двигатель ЯМЗ-651 – руководство по ремонту.

5.18. Установка головки блока цилиндров.

1. Установить прокладку головки блока цилиндров на штифты таким образом, чтобы отметка производителя была сверху.

2. Проверить наличие центровочных штифтов. (Использовать 2 винта без головок (А) с диаметром 14 мм, длинной 170 мм (см. Рис. 122)).

3. Установить головку блока цилиндров с помощью подвески и кран-балки.

4. Снять винты (А).

5. Ввернуть болты крепления головки блока цилиндров и затянуть в порядке, указанном на Рис. 123.

Рис. 122. Установка головки блока цилиндров.

Сборка двигателя. Двигатель ЯМЗ-651 – руководство по ремонту.

Рис. 123. Порядок затяжки болтов головки блока цилиндров.

Сборка двигателя. Двигатель ЯМЗ-651 – руководство по ремонту.

Затяжку производить четырьмя приемами, используя приспособления 2322 + 9777:

1-й прием: болты (1-14) М20х1,5-215 мм моментом Мкр=200 Нм;

2-й прием: болты (15-38) М14х1,5-190 мм моментом Мкр=120 Нм;

3-й прием: болты М20 ослабить, затем затянуть моментом Мкр=100±10 Нм и довернуть на угол 180°±6°;

4-й прием: болты М14 ослабить, затем затянуть моментом Мкр=80±10 Нм и довернуть на угол 100°±6°.

Примечание.

  • Выполнив затяжку в указанном порядке, в будущем подтягивать болты запрещено.

Смазка болтов:

– поскольку новые болты уже смазаны, никакой дополнительной смазки не требуется;

– при повторном и последующем использовании болтов, смазывать резьбу и под его головкой моторным маслом.

5.19. Установка коромысел с осью и стойками в сборе.

1. Смазать моторным маслом контактные поверхности траверс и сферические поверхности штанг.

2. Установить штанги коромысел, совмещая сферический наконечник со сферической выемкой толкателя.

3. Установить коромысла с осью и стойками в сборе на головку цилиндров с базированием по установочным штифтам и совмещая сферы регулировочных винтов и штанг.

4. Затянуть болты стоек оси коромысел согласно, указанному порядку и рекомендованному моменту (см. Рис. 124):

– ввернуть болты на 2-3 нитки от руки;

– затянуть предварительно, соблюдая порядок

– затяжки моментом Мкр=20±4 Нм;

– затянуть окончательно, соблюдая порядок затяжки моментом Мкр=40±4 Нм плюс доворот на 90°±6°;

– проверить момент затяжки динамометрическим ключом Мкр=100±10 Нм.

5. Установить кронштейн жгута форсунок, затянув болты его крепления моментом Мкр=7,5±1,5 Нм.

Рис. 124. Порядок затяжки болтов крепления оси коромысел.

Сборка двигателя. Двигатель ЯМЗ-651 – руководство по ремонту.

5.20. Регулировка коромысел.

Проверку и регулировку зазоров в клапанном механизме проводить на холодном двигателе или не ранее, чем через два часа после его остановки.

Для проверки и регулировки зазоров необходимо установить поршень регулируемого цилиндра в положение верхней мертвой точки (ВМТ) на такте сжатия, когда впускные и выпускные клапаны закрыты. Проверку и регулировку зазоров рекомендуется проводить в соответствии с порядком работы цилиндров: 1 – 5 – 3 – 6 – 2 – 4.

Нумерация цилиндров ведется от вентилятора.

Внимание!

  • ВМТ на такте сжатия можно определить по свободному проворачиванию “от руки” штанг коромысел впускных и выпускных клапанов регулируемого цилиндра. если штанги зажаты и не проворачиваются, необходимо коленчатый вал повернуть на 360° (один оборот).

Зазоры проверяются с помощью щупа, который необходимо вставить между носком коромысла и упором траверсы.

Величина зазора “А” (см. Рис.125) должна быть:

– на впуске 0,40±0,05 мм,

– на выпуске 0,70±0,05 мм.

Проверить динамометрическим ключом момент затяжки болтов крепления стоек оси коромысел (на доворачивание) и, если необходимо, подтянуть их. Момент затяжки должен быть 90-110 Нм.

Отрегулировать зазоры в приводе впускных и выпускных клапанов 1-го цилиндра, для чего необходимо:

1. Отсоединить и вывернуть датчик частоты вращения двигателя из картера маховика (1) (см. Рис. 126).

2. Вращая вал коленчатый по направлению вращения с помощью поворотного устройства, установленного в отверстие картера маховика, установить поршень 1-го цилиндра в ВМТ на такте сжатия, совместив метку 1(6) на маховике с отверстием под датчик оборотов коленчатого вала (I положение (см. Рис. 127)).

3. Ослабить контргайку регулировочного винта коромысел впускных и выпускных клапанов (поочередно) и вывернуть винт на полоборота.

4. Вставить щуп необходимой толщины между носком коромысла и упорной поверхностью траверсы и, удерживая его в этом положении, ввернуть регулировочный винт так, чтобы носок коромысла вошел в соприкосновение со щупом.

5. Удерживая ключом регулировочный винт в этом положении, затянуть контргайку винта моментом Мкр=40±8 Нм (при последующей проверке зазоров щуп толщиной 0,45 мм на впуске и 0,75 мм на выпуске должен входить с небольшим усилием (≤ 1 кгс), толщиной 0,35 мм на впуске и 0,65 мм на выпуске – свободно, без приложения усилия).

6. Далее, поворачивая вал коленчатый на 120° от I положения (начального), отрегулировать в том же порядке зазоры последовательно в 5, 3, 6, 2 и 4 цилиндрах соответственно.

7. Запустить двигатель и прослушать его работу. При правильно отрегулированных зазорах стука в клапанном механизме быть не должно.

Рис. 125. Регулировка клапанов.

Сборка двигателя. Двигатель ЯМЗ-651 – руководство по ремонту.

Рис. 126. Снятие датчика частоты вращения двигателя.

Сборка двигателя. Двигатель ЯМЗ-651 – руководство по ремонту.

Рис. 127. ВМТ первого и шестого цилиндров.

Сборка двигателя. Двигатель ЯМЗ-651 – руководство по ремонту.

5.21. Установка жгутов двигателя.

1. Проложить жгут форсунок по двигателю, вставить в отверстие головки цилиндров для крепления адаптера.

2. Установить L-образный адаптер в отверстие головки.

3. Ввернуть болт крепления L-адаптера и затянуть окончательно моментом Мкр=20±4 Нм.

4. Подсоединить жгут форсунок к форсункам.

5. Навернуть гайки крепления проводов к форсункам на 2-3 нитки от руки и затянуть окончательно моментом Мкр=1,5±0,25 Нм. Закрепить жгут на кронштейне крепление проводов таким образом, чтобы провода от форсунок уходили в сторону противоположную прохождению оси коромысел (см. Рис. 128).

6. Проложить жгут датчиков по двигателю.

7. Закрепить жгут в точке (1) (см. Рис. 129), установив кляммер между тройником разветвления жгута и тройником ответвления на датчик давления в рампе.

8. Затем последовательно закрепить жгут в точках (2, 3, 4) (см. Рис. 129).

9. Затянуть болты крепления кляммеров моментом Мкр=20±4 Нм.

10. Проложить промежуточный жгут по двигателю.

11. Закрепить жгут в точке (5) (см. Рис. 130), установив кляммер между тройником ответвления на датчик уровня воды в топливе и тройником ответвления на реле подогрева фильтров топливных.

12. Закрепить жгут в точке (6) (см. Рис. 130), установив кляммер.

13. Затянуть болты крепления кляммеров моментом Мкр=20±4 Нм.

Рис. 128. Установка жгута форсунок в головке блока цилиндров.

Сборка двигателя. Двигатель ЯМЗ-651 – руководство по ремонту.

Рис. 129. Установка жгута датчиков двигателя.

Сборка двигателя. Двигатель ЯМЗ-651 – руководство по ремонту.

Рис. 130. Установка жгута промежуточного.

Сборка двигателя. Двигатель ЯМЗ-651 – руководство по ремонту.

5.22. Установка крышки головки блока цилиндров.

1. Установить крышку головки блока цилиндров в сборе с прокладкой.

2. Установить в отверстия крышки головки блока цилиндров 16 болтов, затянуть 8 болтов (см. Рис. 131) моментом Мкр=2 Нм в указанном порядке.

3. Остальные болты затянуть тем же моментом в любом порядке.

4. Повторить операции 2-3, момент затяжки Мкр=20Нм.

Рис. 131. Порядок затяжки болтов крепления крышки головки блока цилиндров.

Сборка двигателя. Двигатель ЯМЗ-651 – руководство по ремонту.

5.23. Установка рампы и трубок высокого давления.

1. Установку рампы высокого давления производить в порядке, обратном снятию (см. Раздел 3.19).

2. Установить трубки высокого давления, подвода топлива к рампе, стыкуя их наконечники со штуцерами на ТНВД и топливной рампе, навернуть накидные гайки трубок.

3. Установить трубки высокого давления задние и передние в сборе, для чего вручную установить наконечники трубок в соответствующие парные отверстия штуцеров форсунок и штуцеров топливной рампы, навернуть накидные гайки.

(На новых деталях снимать транспортные заглушки непосредственно перед их установкой).

4. Произвести окончательную затяжку трубок высокого давления в следующем порядке:

– затянуть накидные гайки на штуцерах подвода топлива к форсунке моментом Мкр=15±1,5 Нм и довернуть на угол 60°±5°;

– затянуть накидные гайки на рампе моментом Мкр=25±2,5 Нм и довернуть на угол 60°±5°;

– затянуть 2 гайки крепления рампы и болт крепления кронштейна трубок высокого давления передних моментом Мкр=20±4 Нм;

– затянуть гайки трубок на топливном насосе моментом Мкр=15±1,5 Нм и довернуть на угол 60°±5°.

5. Затянуть накидную гайку трубки слива топлива с головки моментом Мкр=28±2 Нм.

5.24. Установка фильтра тонкой очистки топлива.

1. Установить кронштейн топливного на левую сторону блока, ввернув болты крепления с шайбами.

2. Завернуть болты моментом Мкр=27±5,4 Нм.

3. Установить фильтр тонкой очистки топлива на кронштейн, ввернуть 3 болта (6) (см. рис.19) крепления в кронштейн и затянуть моментом Мкр=50±10 Нм.

4. Установить корпус датчика давления и температуры топлива вместе с кронштейном крепления топливных трубок (см. Рис. 132).

5. Затянуть болты его крепления моментом Мкр=27±5,4 Нм.

Рис. 132. Установка корпуса датчика давления и температуры топлива.

Сборка двигателя. Двигатель ЯМЗ-651 – руководство по ремонту.

5.25. Установка трубок низкого давления.

Установку трубок низкого давления производить в порядке, обратном снятию (см. Раздел 3.17). Гайки накидные трубок низкого давления заворачивать моментом Мкр=28±2 Нм.

Гайки скоб крепления трубок низкого давления затягивать моментом Мкр=15±3 Нм.

5.26. Установка маслоочистителя центробежного.

Установку маслоочистителя центробежного производить в порядке, обратном снятию (см. Раздел 3.16). Болты крепления маслоочистителя затянуть моментом Мкр=27±5,4 Нм.

5.27. Установка коллектора впускного.

1. Установить в соответствующие отверстия головки блока цилиндров (11, 7, 2, 6) (см. Рис. 133) 4 технологические направляющие.

2. Установить переднюю и заднюю прокладки коллектора на головку блока цилиндров.

Прокладки впускного коллектора одноразового использования!

3. Установить коллектор впускной (650.1115021) с помощью направляющих на головку блока цилиндров.

4. Установить в отверстия крепления коллектора (9, 4, 10, 8, 1, 3, 5, 12) 8 болтов М10х1,5-80 мм, ввернуть их в головку блока цилиндров и затянуть моментом 20 Нм предварительно.

5. Извлечь направляющие.

6. Установить в отверстие крепления коллектора (6) болт М10х1,5-55 мм, ввернуть его в головку блока цилиндров и затянуть моментом 20 Нм.

7. В остальные 3 освободившиеся отверстия (11, 7, 2) ввернуть 3 болта М10х1,5-80 мм и затянуть моментом 20 Нм.

8. Окончательно затянуть все болты моментом 60±12 Нм (затяжку болтов производить в порядке, указанном на Рис. 133).

9. Далее действовать в порядке, обратном снятию (см. Раздел 3.14).

Рис. 133. Порядок затяжки болтов крепления коллектора впускного.

Сборка двигателя. Двигатель ЯМЗ-651 – руководство по ремонту.

5.28. Установка коллектора выпускного.

1. Установить новые уплотнительные кольца на места соединения составных частей коллектора (в случае разъединения).

2. Установить в отверстия (1, 3, 5, 7, 9, 11) (см. Рис. 134) крепления коллектора выпускного на головке блока цилиндров 6 технологических направляющих.

3. На направляющие установить 3 прокладки (650.1008027) коллектора выпускного и коллектор выпускной в сборе.

Примечание.

  • Прокладки выпускного коллектора одноразового использования!

4. Установить в отверстия фланцев коллектора 6 болтов с втулками и ввернуть от руки на две-три нитки.

5. Вынуть технологические направляющие, в освободившиеся отверстия установить 6 болтов с втулками и ввернуть от руки на две-три нитки.

6. Болты крепления коллектора выпускного предварительно затянуть моментом 20±4Нм и окончательно затянуть моментом 40±8 Нм.

Затяжку болтов производить по порядку в соответствии с Рис. 134.

Рис. 134. Порядок затяжки болтов выпускного коллектора.

Сборка двигателя. Двигатель ЯМЗ-651 – руководство по ремонту.

5.29. Установка турбокомпрессора.

Установку турбокомпрессора производить в порядке, обратном снятию (см. Раздел 3.12). На резьбу болтов нанести смазочный материал “Локтайт 8009” и затянуть моментом Мкр=60±12 Нм, соблюдая порядок затяжки крест-накрест.

5.30. Установка экранов теплозащитных и системы рециркуляции отработавших газов (EGR).

Установку экранов теплозащитных и системы EGR производить в порядке, обратном снятию (см. Раздел 3.11).

Затянуть болты крепления переднего и заднего экранов теплозащитных моментом Мкр=60±12 Нм и болты крепления среднего экрана теплозащитного моментом Мкр=20±4 Нм.

5.31. Установка заслонки моторного тормоза.

1. Установить на шпильки турбокомпрессора прокладку металлическую выпуклой стороной наружу.

2. Установить заслонку моторного тормоза в положение заглушки на цилиндрической части в сторону, противоположную блоку цилиндров.

3. На шпильки ТКР установить шайбы и навернуть гайки крепления заслонки.

4. Произвести затяжку гаек моментом Мкр=20±4 Нм.

5. Установить на шпильки коллектора выпускного кронштейн заслонки.

6. Установить шайбы, навернуть гайки крепления кронштейна.

7. Установить в отверстия кронштейна и фланца заслонки со стороны кронштейна 2 болта, 2 шайбы и навернуть 2 гайки.

8. Затянуть гайки крепления кронштейна к выпускному коллектору моментом Мкр=60±12 Нм и гайки крепления заслонки к кронштейну моментом Мкр=60±12 Нм.

9. Установить патрубок выпускной в порядке, обратном снятию (см. Раздел 3.10). Затянуть гайки крепления патрубка рекомендуемым моментом (см. Таблицу 3).

5.32. Установка насоса водяного.

1. Установить прокладку на насос водяной.

2. Смазать посадочные поверхности горловин насоса водяного.

3. Установить насос водяной на крышку переднюю, ввести в зацепление шестерню насоса с шестерней промежуточной.

4. Повернуть насос вокруг оси так, чтобы коленчатый патрубок расположился напротив посадочной горловины коробки слива охлаждающей жидкости с головки блока цилиндров (см. Рис. 135).

5. Установить патрубок на горловину, продвинув насос водяной к крышке, осуществляя давление на уровне коробки термостата.

6. Установить 3 болта в отверстия крепления насоса и ввернуть в крышку. Под один из болтов установить кронштейн проводов.

7. Затянуть болты крепления насоса водяного моментом Мкр=20±4 Нм.

8. Установить кольцо уплотнительное на трубу подводящую насоса водяного. Нанести смазку кисточкой на кольцо уплотнительное и в установочное отверстие насоса водяного (см. Рис. 136).

9. Установить трубу подводящую в отверстие насоса водяного, слегка поворачивая вокруг оси.

10. Ввернуть два болта крепления фланца трубы и затянуть моментом Мкр=20±4 Нм.

11. Установить кронштейн на крышку переднюю (см. Рис. 137), ввернуть 2 болта и затянуть моментом Мкр=40±8 Нм.

12. Установить кляммер, ввернуть 2 болта его крепления и затянуть моментом Мкр=40±8 Нм.

Рис. 135. Установка насоса водяного.

Сборка двигателя. Двигатель ЯМЗ-651 – руководство по ремонту.

Рис. 136. Установка и смазка уплотнительного кольца трубы подводящей насоса водяного.

Сборка двигателя. Двигатель ЯМЗ-651 – руководство по ремонту.

Рис. 137. Установка кронштейна трубы подводящей.

Сборка двигателя. Двигатель ЯМЗ-651 – руководство по ремонту.

5.33. Установка стартера.

1. Установку стартера производить в порядке снятия (см. Раздел 3.8).

2. Гайки крепления стартера затянуть Мкр=60±12 Нм.

5.34. Установка привода вентилятора.

1. Установку привода вентилятора производить в порядке, обратном снятию (см. Раздел 3.7).

2. Навернуть 4 гайки М10(1) (311422) крепления привода вентилятора (см. Рис. 138) затянуть моментом Мкр=60±12 Нм.

3. Установить кронштейн жгутов передний (2) (650.3724142), ввернув болт М10-6gх25 (3) (31020) в отверстие кронштейна шкива вентилятора (4).

4. Навернуть гайку (5) крепления кронштейна жгутов на шпильку.

5. Затянуть болт (3) моментом Мкр=40±8 Нм и гайку (5) моментом Мкр=40±8 Нм.

Рис. 138. Установка привода вентилятора.

Сборка двигателя. Двигатель ЯМЗ-651 – руководство по ремонту.

5.35. Установка демпфера.

Установку демпфера производить в порядке, обратном снятию (см. Раздел 3.6). Болты крепления демпфера затянуть моментом Мкр=60±6 Нм и в указанном порядке (см. Рис. 139). Проконтролировать дополнительно затяжку болта (1). На резьбы болтов нанести герметик “Локтайт 542”.

Рис. 139. Установка демпфера.

Сборка двигателя. Двигатель ЯМЗ-651 – руководство по ремонту.

5.36. Установка генератора.

1. Установить на шпильки кронштейн генератора, навернуть на шпильки гайки и затянуть моментом Мкр=60±12 Нм.

2. Вставить в отверстия кронштейна генератора 2 болта, ввернуть их в крышку переднюю и затянуть моментом Мкр=20±4 Нм.

3. Установить генератор и затянуть гайки рекомендуемым моментом (см. Таблицу 3).

5.37. Установка ремней приводов агрегатов и натяжных приспособлений.

Установку ремней приводов агрегатов и натяжных приспособлений производить в порядке, обратном снятию (см. Раздел 3.4).

При установке натяжного приспособления ремня вентилятора необходимо обеспечить герметичность по резьбе болта (5) (см. Рис. 8) при помощи герметика “Локтайт 542”. Затянуть болты крепления натяжных приспособлений ремней приводов вентилятора и генератора моментом Мкр=40±8 Нм. Болт крепления ролика промежуточного затянуть моментом Мкр=60±12 Нм. Регулировочное значение натяжения ремня получается автоматическим образом системой натяжения. Если при внешнем осмотре на ремне имеется износ боковых граней, расслоение ремня или наличие трещин и разрывов по слою сжатия, то ремень подлежит замене.

При проведении ремонта избегать попадания масла, топлива, охлаждающей жидкости и краски на ремни.

По окончании ремонта установить двигатель на изделие, сняв опоры 2542, и установить электронный блок управления (ЭБУ) и теплообменник жидкостно-масляный.

Рис. 8. Снятие ремней приводов агрегатов и натяжных приспособлений.

Сборка двигателя. Двигатель ЯМЗ-651 – руководство по ремонту.

5.38. Установка электронного блока управления.

1. Установить проставку ЭБУ на блок, ввернуть болты крепления (1) М8х1,25-20 и (2) М8х1,25-25, затянуть моментом Мкр=20±4 Нм (см. Рис. 140).

2. Установить кронштейн крепления жгута, винт крепления кронштейнов и затянуть моментом Мкр=7,5±1,5 Нм.

3. Установить электронный блок управления в сборе на шпильки проставки, навернуть гайки крепления и затянуть моментом Мкр=10±2 Нм.

4. Установить угловые разъемы жгутов электропроводов в разъемы электронного блока управления (нельзя прикасаться к контактам разъемов).

5. Закрепить жгуты электропроводов на кронштейнах с помощью кляммеров, навернуть гайки их крепления на шпильки кронштейнов и затянуть моментом Мкр=7,5±1,5 Нм.

6. Установить трубку топливозакачивающего насоса.

7. Затянуть гайки накидные моментом Мкр=28±2 Нм.

8. Подключить жгут датчиков к датчикам двигателя.

Рис. 140. Установка проставки электронного блока управления.

Сборка двигателя. Двигатель ЯМЗ-651 – руководство по ремонту.

5.39. Установка теплообменника жидкостно-масляного.

Для установки теплообменника необходимо:

1. Установить в канавки отверстий теплообменника кольца резиновые (см. Рис. 141):

– 5 колец (1) Ø40мм (650.1013642)

– 1 кольцо (2) Ø50,3мм (650.1013638).

Не допускается повторное использование резиновых колец.

2. Установить в резьбовые отверстия М8 (6, 7) (см. Рис. 144) две направляющие для установки теплообменника.

3. Установить теплообменник на направляющие.

4. Установить в отверстия крепления теплообменника болты (15) и (811) и ввернуть их в блок от руки на 2-3 нитки (болт (11) необходимо заворачивать с герметиком, как показано на Рис. 144). Извлечь 2 направляющие и в освобожденные отверстия ввернуть болты (6, 7).

5. Завернуть болты:

(16) М8х1,25-40,

(7, 8) М8х1,25-25,

(9, 10) М8х1,25-40,

(11) М8х1,25-60 окончательно, соблюдая порядок затяжки (см. Рис.144), моментом Мкр=20±4 Нм.

6. Проверить через специальные прорези (3) (см. Рис. 141) наличие колец резиновых.

7. Установить экран теплозащитный на блок с левой стороны от элементов фильтра, вставить болты (12) М8х1,25-20 в отверстия экрана и ввернуть в блок от руки. Завернуть болты окончательно моментом Мкр=20±4 Нм.

8. Смазать отверстие теплообменника под трубку слива масла с турбокомпрессора и саму трубку в месте ее установки в теплообменник.

9. Установить до упора трубку слива масла с турбокомпрессора в сливное отверстие теплообменника.

10. Установить стопорную пластину крепления сливной трубки на теплообменнике.

11. Ввернуть болт крепления трубки слива М8х1,25-60 с герметиком Loctite 542 в отверстие теплообменника и затянуть окончательно моментом Мкр=20±4 Нм.

12. Смазать моторным маслом обжимные кольца трубки подвода масла к турбокомпрессору.

13. Установить один конец трубки в штуцер турбокомпрессора и навернуть накидную гайку на штуцер. Второй конец трубки установить в отверстие штуцера теплообменника и навернуть накидную гайку на штуцер. Завернуть обе гайки окончательно моментом Мкр=24±4,8 Нм.

14. Установить трубу подводящую теплообменика, (см. Рис. 143) ввернуть на 2…3 нитки 2 болта (1) М8х1,25-16 крепления ее к водяному насосу и 2 болта (2) М8х1,25-45 к теплообменнику.

Затянуть болты окончательно моментом Мкр=27±5,4 Нм.

15. Установить трубку подвода охлаждающей жидкости между компрессором и теплообменником, смазав ниппели маслом (см. Рис. 142).

Навернуть накидные гайки ниппелей на штуцеры и затянуть окончательно моментом Мкр=25±5 Нм.

Рис. 141. Установка колец резиновых в теплообменник.

Сборка двигателя. Двигатель ЯМЗ-651 – руководство по ремонту.

Рис. 142. Смазка ниппеля трубки подвода охлаждающей жидкости к турбокомпрессору.

Сборка двигателя. Двигатель ЯМЗ-651 – руководство по ремонту.

Рис. 143. Установка трубы подводящей теплообменника.

Сборка двигателя. Двигатель ЯМЗ-651 – руководство по ремонту.

Рис. 144. Порядок затяжки болтов теплообменника.

Сборка двигателя. Двигатель ЯМЗ-651 – руководство по ремонту.

Поделиться ссылкой:

Похожие статьи

Руководства