Технические данные. Дизельный двигатель модели ЗМЗ-5143.10 – руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту (2006 год).
2. Технические данные двигателя.
2.1 Техническая характеристика двигателя и его систем.
Тип двигателя | Дизельный, с непосредственным впрыском |
Число тактов | 4 |
Число цилиндров | 4 |
Расположение цилиндров | Вертикально в ряд |
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 |
Направление вращения коленчатого вала по ГОСТ 22836 | Правое |
Диаметр цилиндра, мм | 87 |
Ход поршня, мм | 94 |
Рабочий объем двигателя, л | 2,24 |
Степень сжатия | 19,5 |
Номинальная мощность брутто по ГОСТ 14846 при частоте вращения 4000 мин⁻¹, кВт (л.с.) | 72 (98) |
Максимальный крутящий момент брутто по ГОСТ 14846 при частоте вращения 2250 мин⁻¹, Н·м·(кгс·м) | 216 (22,0) |
Система питания: | |
топливный насос высокого давления (ТНВД) | 0 460 414 217, фирмы «BOSCH», Германия распределительного типа с двухрежимным механическим регулятором частоты вращения и встроенным подкачивающим насосом |
ремень привода ТНВД | 2112-1106040,-02 пр-ва ОАО «БРТ», г.Балаково |
форсунки | 0 432 193 549 (Y 431 K03 019), фирмы «BOSCH», Германия закрытого типа, с двухстадийной подачей топлива |
фильтр тонкой очистки топлива | 0 450 133 256, фирмы «BOSCH», Германия, с подогревателем |
Система смазки | Комбинированная, многофункциональная: под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительных и промежуточного валов, детали привода масляного насоса, опоры рычагов привода клапанов и натяжители цепей, подшипники турбокомпрессора, остальные детали смазываются разбрызгиванием. Струями масла охлаждаются поршни. Давлением масла приводятся в рабочее положение гидроопоры и гидронатяжители |
масляный фильтр | 2101С-1012005-НК-2, ф.«Колан» или 406.1012005-02 ф.«БИГ-фильтр» однократного использования неразборной конструкции, полнопоточный, со встроенным перепускным клапаном, защищенным дополнительным фильтрующим элементом |
жидкостно-масляный теплообменник | Встроенный в системы охлаждения и смазки, устанавливается между блоком цилиндров и масляным фильтром |
масляный насос | Шестеренчатый, односекционный, расположен в масляном картере |
Система охлаждения | Жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией, с подачей охлаждающей жидкости в блок цилиндров |
термостат | типа ТС 108-01, с твердым наполнителем, одноклапанный |
насос системы охлаждения | Центробежный, привод осуществляется поликлиновым ремнем от шкива коленчатого вала. Передаточное число 1,11 |
ремень привода агрегатов | поликлиновой 6РК 1220 |
Система наддува | Турбокомпрессором, приводимым отработавшими газами |
турбокомпрессор | С12-92-02, ф. «CZ Strakonice, a.s.», Чехия, с клапаном ограничителя наддува |
Система рециркуляции отработавших газов | С пневмоэлектрическим управлением. Клапан рециркуляции с приводом от пневмокамеры |
Сцепление | Сухое, однодисковое, с диафрагменной пружиной, наружный диаметр ведомого диска 240 мм |
ведомый диск | LUK 324021510, ф. «LUK», Германия с встроенным демпфером холостого хода и 2-х ступенчатым гасителем крутильных колебаний |
Система вентиляции | Закрытая, принудительная |
Воздушный фильтр* | С сухим фильтрующим элементом, производительностью 500 м³/ч |
Электрооборудование | Постоянного тока, номинальное напряжение 12В, система однопроводная, отрицательные выводы источников и потребителей электрической энергии соединены с корпусом двигателя |
генератор | с вакуумным насосом, N1 14V, 90A, 6 033 GB5 011, фирмы «BOSCH», Германия. С номинальным напряжением 14 В и максимальной токоотдачей в нагретом состоянии не менее 90 А, с выводами фазы и дополнительных диодов |
стартер | С редуктором, дистанционным электромагнитным включением, мощностью 2 кВт DW–12V, 2,0 kW, B 001 116 163, фирмы «BOSCH», Германия
или мощностью 1,9 кВт 11.131.262 типа AZE 2154, 12V, 1,9 kWt фирмы «Iskra», Словения |
свечи накаливания | 0 250 202 029, фирмы «BOSCH», Германия, штифтовые |
Система управления рециркуляцией и свечами накаливания | |
электронный блок управления* | Микропроцессорный |
датчик температуры охлаждающей жидкости | 19.3828, полупроводниковый |
датчик положения коленчатого вала | 23.3847, индукционного типа |
датчик положения рычага ТНВД** | потенциометрического типа |
реле включения свечей накаливания* | Электромагнитного типа |
реле управления подкачивающим насосом* | Электромагнитного типа |
реле подогрева топлива* | Электромагнитного типа |
клапан управления системой рециркуляции отработавших газов | Электромагнитный |
Датчики приборов: | |
указателя температуры охлаждающей жидкости | ТМ 106-11, терморезисторный |
указателя давления масла | 3902.3829, потенциометрического типа |
сигнализатора аварийного давления масла | 6002.3829, контактного типа |
сигнализатора перегрева охлаждающей жидкости* | ТМ 111-03, контактного типа |
Масса незаправленного смазкой двигателя со сцеплением, кг | 220 |
* Устанавливается на автомобиле.
** Входит в состав ТНВД.
2.2 Основные данные для регулировки и контроля.
Прогиб ремня привода агрегатов | при приложении усилия 78,4 Н (8 кгс) посередине между шкивами водяного насоса и генератора стрела прогиба ремня должна быть 14±1 мм |
Прогиб ремня привода вентилятора и насоса ГУР при приложении нагрузки 78,4 Н (8 кгс) посередине между шкивами вентилятора и насоса ГУР должен быть, мм | 8,5±0,5 |
Давление масла в центральной масляной магистрали блока цилиндров, при температуре масла в масляном картере в зоне приемника масляного насоса в пределах от 78 до 82 °С, должно быть не менее, кПа (кгс/см²): | |
при частоте вращения коленчатого вала 700…800 мин⁻¹ | 108 (1,1) |
при частоте вращения коленчатого вала 2 000 мин⁻¹ | 294 (3,0) |
Оптимальная температура охлаждающей жидкости в системе охлаждения, °С: | 80…90 |
Минимальная частота вращения холостого хода, мин⁻¹ | 800±50 |
2.3 Эксплуатационные материалы, применяемые на двигателе.
Таблица 1.
Наименование и обозначение марки | Периодичность смены | Объем, заправляемых в изделие | Примечание | |||
Основные | Дублирующие | Зарубежные | Основная марка | Дублирующая марка | ||
Дизельное топливо по ГОСТ 305: | Диапазон температур применения: | |||||
Л-0,2-40 | выше 0 °С | |||||
З-0,2 минус 35 | выше минус 20 °С | |||||
А-0,2 | выше минус 50 °С | |||||
Масло моторное по СТО ААИ 003-98: | Масло моторное по SAE J 300, API: | 10 тыс. км | 6,5 л – первоначальный объем заправки
5,1…5,3 л – объем масла при замене |
Диапазон температур применения: | ||
SAE 5W-30, ААИ Д3/Б4 | SAE 5W-30, API CF-4/SG | от минус 25 °С, до плюс 20 °С | ||||
SAE 5W-40, ААИ Д3/Б4 | SAE 5W-40, API CF-4/SG | от минус 25 °С, до плюс 35 °С | ||||
SAE 10W-30, ААИ Д3/Б4 | SAE 10W-30, API CF-4/SG | от минус 20 °С, до плюс 30 °С | ||||
SAE 10W-40, ААИ Д3/Б4 | SAE 10W-40, API CF-4/SG | от минус 20 °С, до плюс 35 °С | ||||
SAE 15W-30, ААИ Д3/Б4 | SAE 15W-30, API CF-4/SG | от минус 15 °С, до плюс 35 °С | ||||
SAE 15W-40, ААИ Д3/Б4 | SAE 15W-40, API CF-4/SG | от минус 15 °С, до плюс 45 °С | ||||
SAE 20W-40, ААИ Д3/Б4 | SAE 20W-40, API CF-4/SG | от минус 10 °С, до плюс 45 °С | ||||
SAE 20W-50, ААИ Д3/Б4 | SAE 20W-50, API CF-4/SG | от минус 10 °С, до плюс 45 °С и выше | ||||
SAE 30, ААИ Д3 | SAE 30, API CF-4 | от минус 5 °С, до плюс 45 °С | ||||
SAE 40, ААИ Д3 | SAE 40, API CF-4 | от 0 °С, до плюс 45 °С | ||||
SAE 50, ААИ Д3 | SAE 50, API CF-4 | от 0 °С, до плюс 45 °С и выше | ||||
Охлаждающая жидкость | Автожидкость охлаждающая | 3 года | 3 года | 3,7 л
Без учета емкости радиатора, отопителя и соединительных шлангов |
||
ОЖ-40 «Лена» – до минус 40 °С | Тосол-А40М – до минус 40 °С | |||||
ОЖ-65 «Лена» – до минус 65 °С | Тосол-А65М – до минус 65 °С | |||||
ТУ 113-07-02-88 | ТУ 6-57-95-96 | |||||
Антифриз «Термосол» | 10 лет | |||||
марка А-40 – до минус 40 °С | ||||||
марка А-65 – до минус 65 °С | ||||||
ТУ 301-02-141-91 | ||||||
Литол-24 ГОСТ 21150-87 | Зимол ТУ 38 УССР 201285-84
Лита ТУ 38.1011308-90 ЛСЦ-15 ТУ 38.101.140-71 |
По мере необходимости | Для смазки отверстия под ось коромысла с натяжными роликами ремня привода ТНВД |
Примечание: допускается применение моторных масел более высоких групп по классификации API.
Приобретение масел осуществлять непосредственно у изготовителя с сертификатом качества масла.
Запрещается смешивание моторных масел различных торговых марок и различных фирм.