Меню Закрыть

Электрооборудование. Дизельный двигатель модели ЗМЗ-5143.10 – руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту (2006 год).

Электрооборудование. Дизельный двигатель модели ЗМЗ-5143.10 – руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту (2006 год).

5. Электрооборудование.

На двигателе установлено электрооборудование постоянного тока.

Номинальное напряжение – 12 В. Приборы электрооборудования подсоединены по однопроводной схеме. С “массой” двигателя соединены все клеммы “-” (минус) приборов и агрегатов электрооборудования.

Стартер с редуктором, дистанционным электромагнитным включением.

Генератор с номинальным напряжением 14 В и максимальной токоотдачей в нагретом состоянии не менее 90А с выводами фазы и дополнительных диодов.

Генератор агрегатирован с вакуумным насосом.

Ремонт электрооборудования производится на специализированных СТО.

5.1 Генератор с вакуумным насосом.

Генератор синхронный переменного тока 6 003 GB5 011 фирмы «BOSCH» с электромагнитным возбуждением со встроенным регулятором напряжения, выпрямительным блоком и вакуумным насосом (на валу генератора).

Генератор предназначен для работы в качестве источника электрической энергии параллельно с аккумуляторной батареей в системе электрооборудования автомобиля. Вакуумный насос на валу генератора служит для создания вакуума в вакуумном усилителе тормозов и в системе рециркуляции отработавших газов.

5.1.1 Технические данные:

Направление вращения (со стороны шкива) правое
Номинальное напряжение, В 14
Максимальный ток, А 90
Ток отдачи, при напряжении 14 В, температуре окружающей среды 25 ±10 ºС в горячем состоянии и частоте вращения ротора генератора, мин⁻¹:  
1100 0
1500 34
6000 90
Объем рабочей камеры вакуумного насоса, см³ 50
Давление масла, кгс/см² 3,5
Емкость вакуумной системы, л 20
Время (с) достижения вакуума 800 мбар при частоте вращения ротора генератора, мин⁻¹:  
1800 70 (max)
3000 46,5

5.1.2 Устройство и эксплуатация.

Привод генератора осуществляется от шкива коленчатого вала поликлиновым ремнем с передаточным отношением 2,4. Схема привода показана на рисунке 24.

Вакуумный насос вместе с крышкой тремя болтами прикреплён к генератору.

Ротор с лопатками насоса установлен на шлицевом конце вала ротора генератора.

При вращении ротора лопатки прижимаются к внутренней поверхности корпуса и создают в зоне штуцера отбора вакуума разрежение. Трущиеся поверхности смазываются моторным маслом из системы смазки двигателя, которое подается через нагнетательный шланг 6 (Рисунок 37) и штуцер 7, расположенный на крышке насоса.

Воздух из вакуумного усилителя тормозов и клапана рециркуляции и излишки смазки отводятся через штуцер и шланг 9 в масляный картер двигателя.

Внимание!

  • Для предотвращения выхода из строя вакуумного насоса запрещается эксплуатировать генератор, не присоединив шланг подвода масла 6 (Рисунок 37) к вакуумному насосу.

Недопустимо также эксплуатировать двигатель с отсоединенными шлангами вакуумной системы от штуцеров вакуумного насоса 1, 2, т.к. это приведет к повышению давления в картере и повышенному расходу масла на угар.

Рисунок 37. Схема подключения вакуумного насоса.

Электрооборудование. Дизельный двигатель модели ЗМЗ-5143.10 – руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту (2006 год).

1 – щтуцер подвода разрежения к вакуумному усилителю тормозов; 2 – штуцер подвода разрежения к клапану рециркуляции; 3 – генератор; 4 – вакуумный насос; 5 – штуцер блока цилиндров; 6 – шланг подвода масла в вакуумный насос; 7 – штуцер вакуумного насоса; 8 – патрубок масляного картера слива масла из вакуумного насоса; 9 – шланг слива масла из вакуумного насоса

При эксплуатации генератора недопустимо проверять работоспособность генератора замыканием его выводов на «массу» и между собой, а также попадание на генератор электролита, антифриза и т.д.

Необходимо при эксплуатации следить:

– за состоянием электропроводки, особенно за чистотой и надежностью соединений контактов проводов, подходящих к генератору (при плохих контактах бортовое напряжение может выйти за допустимые пределы);

– за правильным натяжением ремня привода агрегатов 4 (Рисунок 24) (слабо натянутый ремень не обеспечивает эффективную работу генератора, а натянутый слишком сильно приводит к разрушению его подшипников).

Рисунок 24. Схема привода вспомогательных агрегатов.

Электрооборудование. Дизельный двигатель модели ЗМЗ-5143.10 – руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту (2006 год).

1 – шкив коленчатого вала привода водяного насоса и генератора; 2 – зубчатый шкив привода ТНВД; 3 – натяжной ролик; 4 – ремень привода генератора и водяного насоса; 5 – шкив генератора; 6 – натяжной ролик ремня привода ТНВД; 7 – шкив ТНВД; 8 – зубчатый ремень привода ТНВД; 9 – шкив вентилятора; 10 – ремень привода вентилятора и насоса ГУР; 11 – шкив насоса ГУР; 12 – направляющий ролик; 13 – шкив водяного насоса

5.1.3 Особенности технического обслуживания.

Работоспособность генератора контролируют по сигнализатору неисправности генератора (контроль заряда аккумуляторной батареи) и указателя напряжения, расположенным на комбинации приборов. При работоспособном генераторе сигнализатор не горит, а стрелка указателя напряжения находится в зеленой зоне шкалы.

В случае неисправности работоспособность генератора проверить на стенде.

При ТО-2 необходимо очистить генератор от грязи, проверить надежность его крепления к двигателю и соединения проводов с выводами генератора.

Техническое обслуживание вакуумного насоса заключается в замене лопаток через 125 тыс.км, одновременно с заменой щеток генератора. При отказе насоса, что определяют по разрежению в тормозной системе на холостых оборотах двигателя ниже 0,05 МПа (0,5 кгс/см²), необходимо снять насос, отвернув для этого три болта, снять крышку, отметив ее положение, осмотреть лопатки и уплотнительные кольца.

Детали, вышедшие из строя, заменить. Собирать в обратном порядке.

5.1.4 Возможные неисправности и методы их устранения.

Таблица 3.

Причина неисправности Метод устранения
Лампа сигнализатора неисправности горит постоянно или периодически при движении автомобиля
Проскальзывает ремень привода генератора и водяного насоса Отрегулировать натяжение ремня
Неисправен регулятор напряжения Отрегулировать натяжение ремня
Короткое замыкание обмотки возбуждения генератора Заменить ротор на СТО
Обрыв или короткое замыкание диодов выпрямительного блока Заменить выпрямительный блок на СТО
Лампа сигнализатора неисправности генератора не загорается при включенном зажигании
Неисправен регулятор напряжения Заменить регулятор напряжения
Изношены щетки генератора Заменить щетки
Зависли щетки генератора, окислены контактные кольца Очистить от пыли и грязи, протереть кольца тряпкой, смоченной в бензине
Обрыв в обмотке возбуждения генератора Заменить ротор на СТО
Генератор работает, стрелка указателя напряжения находится в левой красной зоне
Проскальзывает ремень привода генератора и водяного насоса на больших оборотах Отрегулировать натяжение ремня
Ослаблено крепление наконечников проводов на генераторе и аккумуляторной батарее, поврежден провод Затянуть наконечники или заменить провод
Неисправна аккумуляторная батарея Заменить аккумуляторную батарею
Неисправен регулятор напряжения Заменить регулятор напряжения
Генератор работает, стрелка указателя напряжения находится в правой красной зоне
Неисправен регулятор напряжения Заменить регулятор напряжения
Повышенный шум генератора

Изношены подшипники

Заменить подшипники на СТО
Ротор задевает за полюса статора Заменить генератор

5.2 Стартер.

Стартер DW–12V, 2,0 kW, B 001 116 163, фирмы «BOSCH» постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов, со встроенным планетарным редуктором, установлен с правой стороны двигателя. Стартер состоит из электродвигателя постоянного тока, планетарного редуктора, привода с муфтой свободного хода роликового типа, электромагнитного тягового реле.

5.2.1 Основные технические характеристики.

Номинальное напряжение, В 12
Максимальная мощность, кВт 2

5.2.2 Особенности технического обслуживания.

При ТО-2 проверить чистоту и надежность соединений, очистить от грязи, проверить надежность крепления стартера к двигателю.

5.2.3 Возможные неисправности и методы их устранения.

Таблица 4.

Причина неисправности Метод устранения
При включении стартер не работает
Короткое замыкание или обрыв втягивающей обмотки тягового реле, отсутствие электрической цепи между силовыми контактами реле Заменить тяговое реле
Обрыв или отсутствие контакта в цепи питания «+» или в цепи питания «-» Восстановить цепь питания
Отсутствует контакт между щетками и коллектором Протереть коллектор чистой тряпкой, смоченной в бензине, заменить щетки.

Проверить, не заедают ли щетки в щеткодержателях

Не работает дополнительное реле стартера 711.3747-02 Заменить реле
Обрыв цепи в стартере Проверить и устранить дефекты стартера или заменить стартер
Коленчатый вал двигателя не проворачивается стартером или вращается медленно
Разряжена аккумуляторная батарея Зарядить батарею
Замаслен или загрязнен щеточно-коллекторный узел Протереть коллектор чистой тряпкой, смоченной в бензине
Подгорели контакты тягового реле Заменить реле
Короткое замыкание в обмотке якоря Заменить якорь
Плохой контакт двигателя с массой автомобиля Обеспечить надежный контакт
Неисправен планетарный редуктор Устранить неисправность
Применяемое в двигателе масло не соответствует сезон Заменить масло
После пуска двигателя якорь продолжает вращаться
Приварилась контактная пластина к контактным болтам Заменить реле
Приварились контакты дополнительного реле стартера 711.3747-02 Заменить реле
При включении стартера тяговое реле не срабатывает
Разряжена аккумуляторная батарея Зарядить батарею
Неисправно дополнительное реле стартера 711.3747-02 Заменить реле
Обрыв втягивающей обмотки тягового реле Заменить реле
Неисправен замок выключателя пуска Заменить замок выключателя пуска
Якорь стартера вращается, но не проворачивает коленчатый вал
Неисправен привод Заменить привод
Шестерня привода не входит в зацепление с венцом маховика при нормальной работе реле
Забиты торцы зубьев маховика Зачистить торцы зубьев венца маховика или заменить его
Заедание шестерни на валу из-за отсутствия или некачественной смазки Очистить вал и шлицы от грязи и смазать смазкой ЦИАТИМ-221 или ЦИАТИМ-203
Фрезеровка зубьев шестерни привода Заменить привод

Предупреждение!

  • Продолжительность непрерывной работы стартера не должна превышать 15 с. Повторно включать стартер можно не раньше, чем через 1 мин, допустимое число повторных включений не более трех. Если двигатель при этом не пускается, необходимо обнаружить и устранить возникшую неисправность (см «8.2 Возможные неисправности двигателя и методы их устранения».).

Поделиться ссылкой:

Похожие статьи

Руководства