Меню Закрыть

Типы стартеров и конструктивные особенности. Стартеры автомобилей ВАЗ – конструкция, электрические схемы, диагностика и поиск неисправностей.

Типы стартеров и конструктивные особенности. Стартеры автомобилей ВАЗ – конструкция, электрические схемы, диагностика и поиск неисправностей.

Типы стартеров и конструктивные особенности.

На  а/м  ВАЗ  применяются  стартеры,  рис 1,  представляющие  собой электродвигатель постоянного тока с электромагнитным двухобмоточным тяговым реле и роликовой муфтой свободного хода (обгонной муфтой). До 1981 г. на а/м ВАЗ применялся стартер 2101-3708000 с однообмоточным тяговым реле, электрическая схема подключения которого приведена на рис.11.

Стартеры служат для обеспечения минимальной частоты вращения коленчатого вала, необходимой для запуска двигателя. Питание стартера в режиме пуска осуществляется от аккумуляторной батареи. Технические характеристики стартеров приведены в таблице 1 (замеры проводятся при условиях, указанных в разделе “Проверка стартера на стенде“).

Рис.1. Стартеры а/м ВАЗ.

Типы стартеров и конструктивные особенности. Стартеры автомобилей ВАЗ – конструкция, электрические схемы, диагностика и поиск неисправностей.

При подаче питания на штекер “50” тягового реле последнее срабатывает – ток проходит параллельно через две обмотки реле (втягивающую и удерживающую). Якорь реле втягивается, рычаг привода перемещает привод и шестерня привода входит в зацепление с венцом маховика.

Одновременно замыкаются контактные болты тягового реле,  при этом втягивающая обмотка реле обесточивается и якорь реле удерживается во втянутом положении за счет электромагнитного поля удерживающей обмотки. При замыкании контактных болтов питание поступает на обмотки якоря и статора. В результате создаваемого вокруг обмоток электромагнитного поля якорь начинает вращаться и его вращение через муфту и шестерню привода передается к венцу маховика.

Таблица 1.

Номер стартера Параметры
режим холостого хода режим полного торможения Номинальная мощность
Iхх, А (не более) Ѡ, мин⁻¹ Uт, В (не более) Iт, А (не более) P, кВт
2101-3708000-02 75 4000-6000 7,5 550 1,3
2108-3708010 75 4000-6000 7,5 550 1,3
2108-3708010-06 80 >3000 5,0 700 1,55
2110-3708010 80 >3000 5,0 700 1,55
21213-3708010 80 >3000 5,0 700 1,55
21045-3708010 75 >2600 5,0 700 1,7

Iхх – потребляемый стартером ток в режиме холостого хода; Ѡ – частота вращения якоря стартера (для стартеров 2108-06 и 2110 – вала привода).

Применяемость стартеров на а/м ВАЗ приведена в таблице 2.

Таблица 2.

Номер стартера Автомобили ВАЗ
2101, 03, 06 2104, 05, 07 21213 21214 2108, 09, 099 2115 2110, 11, 12 21045 2123
2101-3708000-02 + + +          
2108-3708010       + + +*    
2108-3708010-06       + + +*    
2110-3708010           +    
21213-3708010     +         +
21045-3708010             +  

* – данный стартер использовался только с коробкой передач 2110-1700012-20.

Стартеры 2101-3708000-02 и 2108-3708010 – с прямой передачей крутящего момента от вала якоря на маховик двигателя – имеют смешанное возбуждение (три катушки обмотки статора соединены с обмоткой якоря последовательно, одна – параллельно). На части выпускаемых переднеприводных автомобилей могут устанавливаться стартеры 2108-3708010-04 и 2108-3708010-05. Данные стартеры взаимозаменяемы по техническим характеристикам и установочным размерам со стартером 2108-3708010, но имеют различия в конструктивном исполнении комплектующих деталей. Комплектующие детали стартеров 2108-3708010, 2108-3708010-04/05/06 не взаимозаменяемы.

Рис.2. Детали стартера с прямой передачей крутящего момента.

Типы стартеров и конструктивные особенности. Стартеры автомобилей ВАЗ – конструкция, электрические схемы, диагностика и поиск неисправностей.

1 – передняя крышка; 2 – заглушка крышки; 3 – рычаг привода; 4 – реле стартера; 5 – задняя крышка; 6 – щетка стартера; 7 – пружина щетки; 8 – кожух; 9 – стопорное кольцо; 10 – регулировочная шайба; 11 – корпус статора; 12 – шпилька; 13 – якорь стартера; 14 – трубка защитная; 15 – привод; 16 – ограничитель хода шестерни.

Рис.3. Детали стартера с планетарным редуктором.

Типы стартеров и конструктивные особенности. Стартеры автомобилей ВАЗ – конструкция, электрические схемы, диагностика и поиск неисправностей.

1 – передняя крышка; 2 – уплотнительная прокладка; 3 – кронштейн рычага; 4 – якорь реле; 5 – реле стартера; 6 – “отрицательная” щетка; 7 – прокладка; 8 – задняя крышка; 9 – фиксатор щетки; 10 – “положительные” щетки в сборе с соединительной шиной; 11 – щеткодержатель; 12 – корпус статора; 13 – якорь стартера; 14 – шпилька; 15 – опора вала якоря; 16 – центральная шестерня; 17 – планетарная шестерня; 18 – вал привода с водилом; 19 – шестерня с внутренним зацеплением; 20 – уплотнительное кольцо; 21 – опора вала привода с вкладышем; 22 – стопорное кольцо; 23 – привод; 24 – ограничитель хода шестерни; 25 стопорное кольцо.

Стартеры 2108-3708010-06, 2110-3708010, 21213-3708010 и 21045-3708010 имеют возбуждение от постоянных магнитов и конструктивно содержат планетарный редуктор. Детали стартера с планетарным редуктором представлены на рис.3.

Перечень основных деталей стартеров приведен в таблице 3, внешний вид деталей представлен на рис.4…10, параметры – в таблицах 4…8.

Таблица 3.

Наименование детали Тип стартера
2101-02 2108 2108-06 2110 21213 21045
Передняя крышка 2101 2108 2108-06 2110 21213 21045
Привод 2101 2108 2108-06 2110 21213 21045
Якорь 2101-10 2108 2110 2110 21213 21045
Статор 2101-10 2108 2110 2110 2110 21045
Задняя крышка 2108 2108 2110 2110 2110 21045
Реле 2101-01 2108 2110 2110 2110 2110
Щетки 2101 2101 2110 2110 2110 21045
Рычаг привода 2101 2101
Кожух 2108 2108
Планетарный редуктор 2110 2110 2110 21045
Опора вала якоря 2110 2110 2110 21045
Опора вала привода 2110 2110 2110 21045
Вал привода с водилом 2110 2110 2110 21045
Щеткодержатель 2110 2110 2110 21045

Не допускаются: сколы, деформация и трещины деталей, раковины, риски и задиры рабочих поверхностей, повреждение или потемнение от перегрева изоляции обмоток, повреждение резьбы более 1-2 витков.

При ремонте стартера для пайки использовать мягкий припой ПОС 40 ГОСТ 21930-76, в качестве флюса применять канифоль ГОСТ 19113-84, для защиты пропаянного соединения использовать лак типа УР-231 ТУ 6-21-14-90.

Рис.4. Передняя крышка.

Типы стартеров и конструктивные особенности. Стартеры автомобилей ВАЗ – конструкция, электрические схемы, диагностика и поиск неисправностей.

Внутренний диаметр втулки передней крышки 2101 под вал должен быть не более 12,1 мм, передних крышек 2110, 21213 – не более 12,05 мм.

Рис.5. Привод.

Типы стартеров и конструктивные особенности. Стартеры автомобилей ВАЗ – конструкция, электрические схемы, диагностика и поиск неисправностей.

Шестерни приводов 2101, 2108, 2108-06, 21213, 21045 имеют по 11 зубьев, шестерня привода 2110 – 9 зубьев.

Шестерня должна проворачиваться относительно ступицы муфты только в одном направлении.  Зубцы шестерни должны быть без сколов и забоин.

Рис.6. Якорь.

Типы стартеров и конструктивные особенности. Стартеры автомобилей ВАЗ – конструкция, электрические схемы, диагностика и поиск неисправностей.

Обмотка якоря не должна иметь замыкания на “массу” (при проверке мегомметром сопротивление между пластинами коллектора и сердечником якоря должно быть более 10 кОм). Шлицы и цапфы вала якоря должны быть без задиров и забоин. Винтовые шлицы вала якоря и зубцы шестерни вала якоря должны быть без сколов и забоин. Параметры якорей приведены в таблице 4.

Таблица 4.

Параметр Тип якоря
2101-10 2108 2110, 21213
Биение поверхности сердечника, не более, мм 0,08 0,08 0,08
Биение коллектора, не более, мм 0,05 0,05 0,05
Диаметр вала под втулку задней крышки, не менее, мм 11,95 11,95 11,90
Диаметр вала под втулку пер. крышки (опоры), не менее, мм 11,95 11,95 11,05
Диаметр вала под шестерню привода, не менее, мм 13,80 13,80
Диаметр коллектора, не менее, мм 30,00

Рис.7. Корпус статора.

Типы стартеров и конструктивные особенности. Стартеры автомобилей ВАЗ – конструкция, электрические схемы, диагностика и поиск неисправностей.

Обмотки статоров 2101-10 и 2108 не должны иметь замыкания на “массу” (при проверке мегомметром сопротивление между выводами обмоток и корпусом статора должно быть более 10 кОм).

Рис.8. Задние крышки и щеткодержатель.

Типы стартеров и конструктивные особенности. Стартеры автомобилей ВАЗ – конструкция, электрические схемы, диагностика и поиск неисправностей.

Задние крышки 2101 и 2108 конструктивно содержат щеткодержатели. Щеткодержатели положительных щеток не должны иметь замыкания на “массу”. Щетки должны свободно, без заеданий передвигаться в пазах щеткодержателей. Остаточная высота щеток и диаметр втулки задней крышки под вал якоря приведены в таблице 5.

Таблица 5.

Параметр Тип крышки
2101 2108 2110
Остаточная высота щеток, не менее, мм 12,0 12,0 3,5*
Диаметр втулки под вал якоря, не более, мм 12,10 12,10 12,0

* – остаточная высота щетки измеряется от рабочей кромки до контактного вывода.

Рис.9. Реле.

Типы стартеров и конструктивные особенности. Стартеры автомобилей ВАЗ – конструкция, электрические схемы, диагностика и поиск неисправностей.

Реле стартера имеет две обмотки: втягивающую (последовательную) и удерживающую (параллельную). Сопротивления обмоток приведены в таблице 6. Сопротивление втягивающей обмотки измерять между штекером “50” и нижним контактным болтом, сопротивление удерживающей обмотки – между штекером “50” и корпусом реле. Якорь реле должен свободно перемещаться. При необходимости болты в месте контакта зачистить плоским бархатным напильником.

Таблица 6.

Параметр Тип реле
2101-01 2108 2110
Сопротивление втягивающей обмотки, Ом 0,5 – 0,6 0,5 – 0,6 0,2 – 0,3
Сопротивление удерживающей обмотки, Ом 0,7 – 0,8 0,7 – 0,8 0,8 – 0,9

Рис.10. Вал привода 2110 с водилом.

Типы стартеров и конструктивные особенности. Стартеры автомобилей ВАЗ – конструкция, электрические схемы, диагностика и поиск неисправностей.

Винтовые шлицы вала привода должны быть без сколов и забоин.

Параметры вала приведены в таблице 7.

Таблица 7.

Параметр Значение
а – диаметр штифта водила под планетарные шестерни, не менее, мм 4,95
в – диаметр вала под втулку опоры вала привода, не менее, мм 16,45
с – диаметр вала под шестерню привода, не менее, мм 11,95
d – диаметр вала под втулку передней крышки, не менее, мм 11,95

Параметры опоры 2110 вала якоря и опоры 2110 вала привода приведены в таблице 8.

Таблица 8.

Параметр Значение
Внутренний диаметр втулки опоры вала якоря, не более, мм 11,15
Внутренний диаметр втулки опоры вала привода, не более, мм 16,55

Перед сборкой стартера винтовые шлицы вала якоря (привода), втулки крышек и опор, шестерню привода смазать моторным маслом. Поводковое кольцо привода и шестерни планетарного редуктора смазать консистентной смазкой Литол-24.

Осевой ход вала стартеров 2101-3708000-02 и 2108-3708010 должен быть в пределах 0,07-0,7 мм. При сборке стартера регулировку осевого хода производить подбором количества регулировочных шайб 10, рис.2.

Поделиться ссылкой:

Похожие статьи

Руководства