Возможные неисправности двигателей ЗМЗ–409051.10 и ЗМЗ–409052.10 («ZMZ PRO») и методы их устранения.
Двигатель не пускается.
Вероятная причина | Способ устранения |
Нарушение фаз газораспределительного механизма или обрыв цепи привода распределительных валов | Произвести корректировку установки фаз газораспределительного механизма или отремонтировать двигатель |
- Газораспределительный механизм ЗМЗ–409051.10 и ЗМЗ–409052.10 («ZMZ PRO»).
- Установка меток ГРМ ЗМЗ–409051.10 и ЗМЗ–409052.10 («ZMZ PRO»).
Нарушение подачи бензина.
не работает электробензонасос (ЭБН) | проверить целостность предохранителя. Проверить исправность и надежность разъемов ЭБН, пускового реле (ПР) и реле ЭБН. При включении зажигания должен быть слышен характерный звук 2…3 с работы ЭБН |
засорен фильтр тонкой очистки топлива | заменить фильтр |
засорен топливопровод или замерзла вода в топливопроводе | продуть топливопровод сжатым воздухом |
отсутствие топлива в баке | залить топливо в бак |
Неисправности в микропроцессорной системе управления двигателем.
зазор между электродами свечи не соответствует норме | проверить зазор и отрегулировать |
неисправны свечи зажигания, шунтирование центрального электрода на массу нагаром на конусе изолятора | заменить неисправные свечи. При шунтировании нагаром устранить причину неисправности |
нет сигнала от датчика синхронизации; | проверить надежность разъема и исправность датчика |
отсутствует контакт в электрической цепи катушек зажигания, блока управления | проверить исправность и надежность разъемов. После каждой проверочной операции разъема выполнить пробный пуск двигателя |
неисправен блок управления | заменить блок управления |
Двигатель работает неустойчиво.
попадание воды в топливный бак | слить отстой из топливного бака |
нарушение контактов в соединениях жгута микропроцессорной системы управления двигателем | устранить неплотности контактов |
неисправность жгута проводов микропроцессорной системы управления двигателем | устранить неисправность |
нарушение контакта в соединениях цепи массы | устранить неисправность |
Перебои или отказ в работе одного из цилиндров двигателя.
нарушение или загрязнение контактов в системе зажигания | устранить загрязнение или неплотности контактов |
нагар на тепловом конусе свечи | заменить свечу |
не работает свеча зажигания | заменить неисправную свечу |
неисправность катушки зажигания | заменить неисправную катушку |
при работе на бензине отсутствие контакта в разъеме форсунки или неисправность форсунки | проверить разъем на форсунке или заменить форсунку |
при работе на газовом топливе отсутствие контакта в разъеме электромагнитного клапана или неисправность электромагнитного клапана | проверить разъем на электромагнитном клапане или заменить электромагнитный клапан |
Повышенная частота вращения коленчатого вала в режиме холостого хода на прогретом двигателе.
нарушение контакта или выход из строя дроссельного модуля | проверить разъем, заменить дроссельный модуль |
неисправность датчика положения педали газа или цепи датчика | заменить датчик |
негерметичны форсунки или загрязнены их распылители | заменить неисправные форсунки |
Двигатель глохнет на минимальных оборотах холостого хода.
нарушение фаз газораспределительного механизма | произвести корректировку установки фаз |
засорение калиброванного отверстия клапана разрежения крышки клапанов | снять крышку клапана разрежения, диафрагму с пружиной и прочистить калиброванное отверстие |
- Газораспределительный механизм ЗМЗ–409051.10 и ЗМЗ–409052.10 («ZMZ PRO»).
- Установка меток ГРМ ЗМЗ–409051.10 и ЗМЗ–409052.10 («ZMZ PRO»).
- Системы впуска воздуха, выпуска отработавших газов и вентиляции картера двигателей ЗМЗ–409051.10 и ЗМЗ–409052.10 («ZMZ PRO»).
Повышенная токсичность выхлопных газов.
повышенный угар масла | см. пункт “Повышенный угар масла.” |
неисправность микропроцессорной системы управления двигателем | произвести диагностику системы управления и устранить неисправность |
неисправность антитоксичной системы автомобиля | устранить неисправность |
Двигатель не развивает полной мощности.
повышенное сопротивление потоку воздуха во впускном тракте | очистить впускной тракт или заменить воздушный фильтр |
повышенное покрытие впускных клапанов нагаром | очистить клапаны от нагара |
повышенное сопротивление в выпускном тракте | очистить выпускной тракт или заменить детали системы выпуска |
нарушение фаз газораспределительного механизма | произвести корректировку установки фаз |
износ кулачков распределительных валов | заменить распределительные валы |
чрезмерное нагарообразование в камерах сгорания | очистить камеры от нагара или заменить топливо и выжечь нагар ездой на режиме максимальной мощности |
зазор между электродами свечи не соответствует норме | проверить зазор круглым щупом и при необходимости отрегулировать |
пониженная компрессия двигателя | притереть клапаны или произвести ремонт цилиндро-поршневой группы |
недостаточная мощность искры | заменить неисправную свечу зажигания или катушку зажигания |
неисправность микропроцессорной системы управления двигателем | произвести диагностику и устранить неисправность |
износ или заклинивание гидротолкателей | заменить дефектные гидротолкатели |
выход из строя нейтрализатора | заменить нейтрализатор |
Недостаточная подача топлива.
низкое давление топлива | заменить бензонасос, фильтр тонкой очистки топлива или очистить топливоподающую магистраль, топливоприемник |
засорение форсунок | заменить неисправные форсунки |
неисправность обмоток форсунок | заменить неисправные форсунки |
Двигатель не работает на газовом топливе.
низкое давление газа | проверить и заменить неисправные элементы газовой системы |
низкая температура газа | проверить обогрев газового редуктора. заменить неисправные элементы |
засорен фильтр низкого давления | заменить фильтр |
неисправность электромагнитных клапанов на блоке | заменить неисправные электромагнитные клапаны |
неисправен газовый редуктор | заменить редуктор |
нет газа в баллоне | заправить баллон |
Двигатель перегревается.
недостаточное количество охлаждающей жидкости в системе | долить жидкость. Проверить герметичность системы |
неисправен термостат | заменить термостат |
прогорание прокладки головки цилиндров | заменить прокладку, проверить неплоскостность привалочной плоскости головки цилиндров |
проскальзывание ремня привода агрегатов вследствие предельной вытяжки ремня или поломки автоматического механизма натяжения | заменить ремень или автоматический механизм натяжения ремня |
нарушение циркуляции охлаждающей жидкости | промыть систему охлаждения |
неисправность водяного насоса – проворачивание ступицы или крыльчатки, износ крыльчатки | заменить водяной насос |
Низкое давление масла или отсутствие давления в системе смазки.
заклинивание редукционного клапана масляного насоса в открытом положении, поломка или ослабление пружины плунжера | устранить причину заклинивания клапана или заменить пружину плунжера |
засорение масляного фильтра | заменить фильтр |
засорение сетки маслоприемника масляного насоса | очистить сетку |
залипание противодренажного клапана масляного фильтра после длительной стоянки автомобиля | заменить фильтр |
перегрев двигателя | устранить причину перегрева |
повышенные зазоры в масляном насосе, износ шестерен насоса | заменить масляный насос |
увеличенные зазоры в кривошипно-шатунном и газораспределительном механизмах в тех узлах, куда масло подается под давлением | произвести ремонт двигателя |
пониженный уровень масла в масляном картере | долить масло до рекомендуемого уровня по указателю |
неисправен привод масляного насоса | заменить дефектные детали привода |
залито моторное масло низкого качества или несоответствующее сезону эксплуатации | заменить моторное масло. Промыть систему смазки |
неисправность датчика аварийного давления масла или замыкание провода от датчика до сигнализатора на массу | заменить датчик или устранить замыкание |
Повышенный расход масла.
Течь масла через сальниковые уплотнения и прокладки.
разрушение сальника, ослабление пружины сальника | заменить сальник |
износ коленчатого вала под рабочей кромкой сальника | установить дистанционное кольцо для смещения рабочей кромки сальника |
дефект уплотняющих прокладок, коробление прилегающей плоскости детали | установить новую прокладку или заменить деталь |
повышенное давление в картере из-за засорения системы вентиляции | очистить систему вентиляции |
Повышенный угар масла.
высокий уровень масла в масляном картере | слить лишнее масло |
износ, закоксовывание поршневых колец | произвести ремонт двигателя |
засорение у маслоотражателя отверстий для слива отделенного масла | прочистить у маслоотражателя отверстия для слива отделенного масла и промыть полости маслоотражателя |
разрушение маслоотражательных колпачков | заменить колпачки |
износ отверстий под клапан направляющих втулок клапанов | произвести ремонт двигателя |
износ поршней, цилиндров, задир цилиндра | произвести ремонт двигателя |
повышенное разрежение в картере двигателя из-за разрыва диафрагмы клапана разрежения или неплотного прилегания диафрагмы к седлу | заменить диафрагму клапана разрежения или очистить диафрагму и седло от загрязнений |
Попадание масла в систему охлаждения двигателя.
Нарушение герметичности прокладки головки цилиндров | Заменить прокладку головки цилиндров. Проверить неплоскостность поверхности сопряжения головки с блоком цилиндров |
Стуки в двигателе.
износ вкладышей коленчатого вала | произвести ремонт двигателя |
износ шатунно-поршневой группы | произвести ремонт двигателя |
износ поршней, цилиндров, задир цилиндра | произвести ремонт двигателя |
неисправен гидротолкатель клапана | заменить гидротолкатель |
неисправен гидронатяжитель цепи | заменить гидронатяжитель |
повышенное удлинение цепи – равномерный шум в передней части двигателя, усиливающийся при средних оборотах и переменных нагрузках | проверить увеличение длины цепей, при необходимости заменить цепи со звездочками комплектом |
задир стержня клапана в направляющей втулке | произвести ремонт головки цилиндров |
осадка под нагрузкой клапанной пружины | заменить пружину |
поломка пружины автоматического механизма натяжения | заменить автоматический механизм натяжения |
ослабло крепление шкива-демпфера коленчатого вала | подтянуть болт |
неисправен подшипник генератора | заменить подшипник на СТО |
стук подшипника водяного насоса | произвести ремонт водяного насоса или заменить насос |
стук подшипника направляющего ролика ремня привода агрегатов | заменить направляющий ролик |
- Ремонт двигателей ЗМЗ–409051.10 и ЗМЗ–409052.10 («ZMZ PRO»).
- Сборка двигателей ЗМЗ–409051.10 и ЗМЗ–409052.10 («ZMZ PRO»).
- Порядок установки навесного оборудования на двигатели ЗМЗ–409051.10 и ЗМЗ–409052.10 («ZMZ PRO»).
- Размеры сопрягаемых деталей двигателей ЗМЗ–409051.10 и ЗМЗ–409052.10 («ZMZ PRO»).
- Моменты затяжки резьбовых соединений двигателей ЗМЗ–409051.10 и ЗМЗ–409052.10 («ZMZ PRO»).
Возможные неисправности электрооборудования и методы их устранения.
Генератор.
Лампа сигнализатора разряда аккумуляторной батареи горит постоянно или периодически при движении автомобиля.
проскальзывает ремень привода генератора | отрегулировать натяжение ремня |
неисправен регулятор напряжения | заменить регулятор напряжения |
короткое замыкание обмотки возбуждения генератора | заменить ротор на станции технического обслуживания (СТО) |
обрыв или короткое замыкание диодов выпрямительного блока | заменить выпрямительный блок на СТО |
Лампа сигнализатора разряда аккумуляторной батареи не загорается при включенном зажигании.
неисправен регулятор напряжения | заменить регулятор напряжения |
изношены щетки генератора | заменить щетки |
зависли щетки генератора, окислены контактные кольца | очистить от пыли и грязи, протереть кольца тряпкой, смоченной в бензине |
обрыв обмотки возбуждения генератора | заменить ротор на СТО |
При работе двигателя загорается сигнализатор разряда аккумуляторной батареи
проскальзывает ремень привода генератора и водяного насоса на больших оборотах | отрегулировать натяжение ремня |
ослаблено крепление наконечников проводов на генераторе и аккумуляторе, поврежден провод | заменить наконечники или заменить провод |
неисправен аккумулятор | заменить аккумулятор |
неисправен регулятор напряжения | заменить регулятор напряжение |
При работе двигателя загорается сигнализатор неисправности системы управления .
неисправен регулятор напряжения | заменить регулятор напряжения |
Повышенный шум генератора.
изношены подшипники | заменить подшипники на СТО |
ротор задевает за полюсы статора | заменить генератор |
Стартер.
При включении стартер не работает.
короткое замыкание или обрыв втягивающей обмотки втягивающего реле, отсутствие электрической цепи между силовыми контактами реле | заменить втягивающее реле |
обрыв или отсутствие контакта в цепи питания «+» или в цепи питания «–» | |
отсутствует контакт между щетками и коллектором | протереть коллектор чистой тряпкой смоченной в бензине, заменить щетки |
не работает дополнительное реле стартера | проверить подвижность щеток. Заменить реле |
обрыв цепи в стартере | проверить и устранить дефекты стартера или заменить стартер |
Коленчатый вал двигателя не проворачивается стартером или вращается медленно.
разряжена аккумуляторная батарея | зарядить батарею |
замаслен или загрязнен щеточно-коллекторный узел | протереть коллектор чистой тряпкой, смоченной в бензине |
подгорели контакты втягивающего реле | заменить реле |
короткое замыкание в обмотке якоря | заменить якорь |
плохой контакт двигателя с массой автомобиля или «+» аккумулятора со стартером | обеспечить надежный контакт |
неисправен планетарный редуктор | произвести ремонт стартера на СТО |
применяемое в двигателе масло не соответствует сезону | заменить масло |
После пуска двигателя якорь продолжает вращаться.
приварилась контактная пластина к контактным болтам | заменить реле |
приварились контакты дополнительного реле стартера | заменить реле |
неисправен замок зажигания | заменить замок зажигания |
При включении стартера втягивающее реле не срабатывает.
разряжена аккумуляторная батарея | зарядить батарею |
неисправно дополнительное реле стартера | заменить реле |
обрыв втягивающей обмотки втягивающего реле | заменить реле |
неисправен замок зажигания | заменить замок зажигания |
Якорь стартера вращается, но не проворачивает коленчатый вал.
неисправен привод | заменить привод |
Шестерня привода не входит в зацепление с венцом маховика при нормальной работе реле.
забиты торцы зубьев маховика | зачистить торцы зубьев венца маховика или заменить его |
заедание шестерни на валу стартера из-за наличия загрязнений или фрезеровка зубьев венца маховика шестерней привода | очистить вал и шлицы от грязи и смазать смазкой «ЦИАТИМ-221» или «ЦИАТИМ-203» |
Датчик аварийного давления масла.
Лампа сигнализатора аварийного давления масла должна загораться каждый раз при включении зажигания и неработающем двигателе. Если лампа не загорается, то, возможно, вышел из строя датчик, или произошел обрыв в цепи от датчика до сигнализатора. Для проверки отсоединить провод от датчика и замкнуть на массу. Если цепь исправна и неисправен датчик, контрольная лампа на панели приборов должна загореться.
Постоянное горение лампы сигнализатора при работе двигателя (контрольный манометр показывают давление масла выше 1 кгс/см 2) может быть следствием неисправности датчика и замыкания на массу в цепи от датчика до лампы сигнализатора. В данном случае следует отсоединить провод от датчика. Если нет замыкания на массу и неисправен датчик, контрольная лампа на панели приборов должна погаснуть.
Правильно работающий новый датчик должен срабатывать при давлении 0,4…0,8 кгс/см 2 . При снижении давления срабатывания датчика ниже 0,32 кгс/см 2.