Двигатель ЗМЗ-409.10 – руководство по ремонту.
Введение.
Настоящее руководство имеет целью ознакомить работников автомобильных хозяйств, станций технического обслуживания и ремонтных мастерских с обслуживанием и ремонтом двигателя ЗМЗ-409.10 на базе готовых запасных частей.
В руководстве приведены основные технические данные двигателя и агрегатов даны рекомендации по обслуживанию и ремонту, а также указания о порядке разборки, сборки, регулировки, определения неисправностей и их устранения. Общий вид и поперечный разрез двигателя приведены на рисунках 1, 2.
Ввиду того, что конструкция двигателя постоянно совершенствуется, то отдельные узлы и детали могут несколько отличаться от описанных в настоящем Руководстве.
Рисунок 1. Общий вид двигателя.
Рисунок 2. Поперечный разрез двигателя.
Техническая характеристика двигателя и его систем.
Тип | бензиновый, 4-цилиндровый, рядный с комплексной микропроцессорной системой управления впрыском топлива и зажиганием двигателя (КМПСУД) |
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм | 95,5×94 |
Рабочий объем цилиндров, см ³ | 2693 |
Степень сжатия | 9,0 |
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 |
Направление вращения коленчатого вала (наблюдая со стороны шкива) | правое |
Номинальная мощность при частоте вращения 4400 мин⁻¹, кВт (л.с.) | 105 (142,8) |
Максимальный крутящий момент при частоте вращения 3900±200 мин⁻¹, Н·м (кгс·м) | 230,0 (23,5) |
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт·ч (г/л.с·ч) | 265,2 (195) |
Расход масла на угар, % от расхода топлива | 0,3 |
Масса незаправленного двигателя со сцеплением, кг | 190 |
Система питания топливом | впрыск топлива во впускную трубу |
Топливо: | см. Приложение 4 «Химмотологическая карта горюче-смазочных материалов и охлаждающих жидкостей, применяемых на двигателе» |
Система вентиляции | закрытая, принудительная, действующая за счет разрежения во впускной системе |
Система смазки | комбинированная, под давлением и разбрызгиванием |
Масляный фильтр | 2105С-1012005-НК-2 |
Датчик указателя давления масла | ММ-358 |
Датчик сигнализатора аварийного давления масла | 30.3829 |
Масло моторное: | см. Приложение 4 «Химмотологическая карта горюче-смазочных материалов и охлаждающих жидкостей, применяемых на двигателе» |
Система охлаждения | жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией жидкости |
Охлаждающая жидкость: | см. Приложение 4 «Химмотологическая карта горюче-смазочных материалов и охлаждающих жидкостей, применяемых на двигателе» |
Термостат | ТС107-05, ТР-01 |
Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости | ТМ106-11 |
Воздушный фильтр | сухой, с картонным фильтрующим элементом (устанавливается на автомобиле) |
Сцепление | сухое, однодисковое, с диафрагменной пружиной |
Электрооборудование | постоянного тока, однопроводное, отрицательные клеммы источников и потребителей соединены с корпусом |
Номинальное напряжение, В | 12 |
Генератор | 9422.3701 или 2502.3771, со встроенным выпрямительным блоком и регулятором напряжения |
Стартер | 6012.3708 или 406.3708 (ф.«Искра», Словения) или 0 001 109 063 (ф. BOSCH, Германия) |
Система зажигания | микропроцессорная, осуществляющая управление углом опережения зажигания |
Катушки зажигания | 406.3705 |
Свечи зажигания | А14ДВР или LR17УС |
Основные данные для регулировки и контроля.
Давление в системе смазки на прогретом двигателе в месте установки датчика аварийного давления масла при частоте вращения коленчатого вала на холостом ходу 850±50 мин⁻¹, кПа (кгс/см²), не менее | 98 (1,0) |
Прогиб ремня привода вспомогательных агрегатов при нажатии с усилием 8 кгс, мм | 14±1 |
Зазор между электродами свечей зажигания, мм | 0,7…0,85 |
Нормальная температура жидкости в системе охлаждения, °С | 80…90 |
Минимальная частота вращения коленчатого вала на холостом ходу, мин⁻¹ | 850±50 |
Руководство по ремонту.
(Кривошипно-шатунный и газораспределительный механизмы; системы: смазки, охлаждения, питания топливом, впуска воздуха и выпуска отработавших газов, вентиляции картера).
Комплексная микропроцессорная система управления двигателем (КМПСУД).
Диагностические коды неисправностей.
Техническое обслуживание двигателя.
Возможные неисправности двигателя и методы их устранения.
Приложения.
Электрические схемы соединений элементов системы управления двигателем. (Приложение 1).
Размеры сопрягаемых деталей двигателя. (Приложение 2).
Моменты затяжки резьбовых соединений двигателя. (Приложение 3).
Заправочные емкости. (Приложение 5).
Инструмент и приспособления для ремонта и технического обслуживания двигателя. (Приложение 6).