Меню Закрыть

Электрооборудование. Дизельный двигатель модели ЗМЗ-5143.10 – руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту.

Электрооборудование. Дизельный двигатель модели ЗМЗ-5143.10 – руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту.

Дизельный двигатель модели ЗМЗ-5143.10 – руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту.

6. Электрооборудование.

На двигателе установлено электрооборудование постоянного тока.

Номинальное напряжение – 12 В. Приборы электрооборудования подсоединены по однопроводной схеме. С “массой” двигателя соединены все клеммы “–” (минус) приборов и агрегатов электрооборудования.

Ремонт электрооборудования производится на специализированных СТО.

6.1 Генератор.

На двигатели ЗМЗ-5143.10 могут устанавливаться следующие генераторы:

– 4052.3701000-01 1) (ААК 5730, 11.203.640) ф.«Iskra» (рис.42);

– 5122.3771000 1) (5122.3771) ООО «Прамо Электро» (рис.42).

1) Обозначение ЗФ ООО «УАЗ»

Генератор переменного тока с электромагнитным возбуждением со встроенным регулятором напряжения и выпрямительным блоком.

Генератор предназначен для работы в качестве источника электрической энергии параллельно с аккумуляторной батареей в системе электрооборудования автомобиля.

6.1.1 Основные технические данные.

Направление вращения (со стороны шкива) правое
Номинальное напряжение, В 14
Максимальный ток, А 80

Ток отдачи при напряжении 13 В температуре окружающей среды 25±10 °С при длительном режиме работы и частоте вращения ротора генератора, мин⁻¹:

Таблица 4.

Обозначение генератора Частота вращения ротора генератора, мин⁻¹ 
1500 1800 2000 6000 8000
4052.3701000-01 22 40 48 80 82
5122.3771000 24 40 48 80 82

Рис. 42. Габаритные размеры и токоскоростная характеристика генераторов 4052.3701000-01 ф.«Iskra» и 5122.3771000 ООО «Прамо-Электро».

Электрооборудование. Дизельный двигатель модели ЗМЗ-5143.10 – руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту.

6.1.2 Эксплуатация.

Привод генератора осуществляется от шкива коленчатого вала поликлиновым ремнем с передаточным отношением 2,4. Схема привода показана на рис. 27.

Рис. 27. Схема привода вспомогательных агрегатов.

Электрооборудование. Дизельный двигатель модели ЗМЗ-5143.10 – руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту.

1 – шкив коленчатого вала привода водяного насоса и генератора; 2 – зубчатый шкив привода ТНВД; 3 – натяжной ролик; 4 – ремень привода генератора и водяного насоса; 5 – шкив генератора; 6 – натяжной ролик ремня привода ТНВД; 7 – шкив ТНВД; 8 – зубчатый ремень привода ТНВД; 9 – шкив вентилятора; 10 – ремень привода вентилятора и насоса ГУР; 11 – шкив насоса ГУР; 12 – направляющий ролик; 13 – шкив водяного насоса

При эксплуатации генератора недопустимо проверять работоспособность генератора замыканием его выводов на «массу» и между собой, а также попадание на генератор электролита, антифриза и т.д.

Работоспособность генератора контролируют по сигнализатору неисправности генератора (контроль заряда аккумуляторной батареи) и указателя напряжения, расположенным на комбинации приборов. При нормально работающем генераторе сигнализатор не горит, а стрелка указателя напряжения находится в зеленой зоне шкалы. В случае неисправности работоспособность генератора проверить на стенде.

Необходимо при эксплуатации следить:

– за состоянием электропроводки, особенно за чистотой и надежностью соединений контактов проводов, подходящих к генератору (при плохих контактах бортовое напряжение может выйти за допустимые пределы);

– за правильным натяжением ремня привода агрегатов (слабо натянутый ремень не обеспечивает эффективную работу генератора, а натянутый слишком сильно приводит к разрушению его подшипников).

6.1.3 Возможные неисправности генератора и методы их устранения.

Таблица 5.

Причина неисправности Метод устранения
Лампа сигнализатора неисправности горит постоянно или периодически при движении автомобиля
Проскальзывает ремень привода генератора и водяного насоса Отрегулировать натяжение ремня
Неисправен регулятор напряжения Заменить регулятор напряжения
Короткое замыкание обмотки возбуждения генератора Заменить ротор на СТО
Обрыв или короткое замыкание диодов выпрямительного блока Заменить выпрямительный блок на СТО
Лампа сигнализатора неисправности генератора не загорается при включенном зажигании
Неисправен регулятор напряжения Заменить регулятор напряжения
Изношены щетки генератора Заменить щетки
Зависли щетки генератора, окислены контактные кольца Очистить от пыли и грязи, протереть кольца тряпкой, смоченной в бензине
Обрыв в обмотке возбуждения генератора Заменить ротор на СТО
Генератор работает, стрелка указателя напряжения находится в левой красной зоне
Проскальзывает ремень привода генератора и водяного насоса на больших оборотах Отрегулировать натяжение ремня
Ослаблено крепление наконечников проводов на генераторе и аккумуляторной батарее, поврежден провод Затянуть наконечники или заменить провод
Неисправна аккумуляторная батарея Заменить аккумуляторную батарею
Неисправен регулятор напряжения Заменить регулятор напряжения
Генератор работает, стрелка указателя напряжения находится в правой красной зоне
Неисправен регулятор напряжения Заменить регулятор напряжения
Повышенный шум генератора

Изношены подшипники

Заменить подшипники на СТО
Ротор задевает за полюса статора Заменить генератор

6.2 Стартер.

На двигатели ЗМЗ-5143.10 могут устанавливаться следующие стартеры:

– 405.3708000 1) (AZE 2154, 11.131.262) ф.«Iskra»;

– 405.3708000-01 1) (11.131.568) ООО «Прамо-Электро»;

– 5112.3708000 ОАО «БАТЭ»;

– 6012.3708000 ПАО «ЗиТ».

Стартер состоит из электродвигателя постоянного тока, планетарного редуктора, привода с муфтой свободного хода роликового типа, электромагнитного тягового реле. Стартер установлен с правой стороны двигателя.

Электрическая схема подключения стартера показана на рис. 43.

Рис. 43. Электрическая схема подключения стартера.

Электрооборудование. Дизельный двигатель модели ЗМЗ-5143.10 – руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту.

6.2.1 Основные технические данные.

Таблица 6.

Характеристика стартера Номинальное напряжение, В Номинальная мощность, кВт
405.3708000 12 1,9
405.3708000-01 1,9
5112.370800 1,8
6012.3708000 2,0

6.2.2 Возможные неисправности стартера и методы их устранения.

Таблица 7.

Причина неисправности Метод устранения
При включении стартер не работает
Короткое замыкание или обрыв втягивающей обмотки тягового реле, отсутствие электрической цепи между силовыми контактами реле Заменить тяговое реле
Обрыв или отсутствие контакта в цепи питания «+» или в цепи питания «–» Восстановить цепь питания
Отсутствует контакт между щетками и коллектором Протереть коллектор чистой тряпкой, смоченной в бензине, заменить щетки. Проверить, не заедают ли щетки в щеткодержателях
Не работает дополнительное реле стартера 711.3747-02 Заменить реле
Обрыв цепи в стартере Проверить и устранить дефекты стартера или заменить стартер
Коленчатый вал двигателя не проворачивается стартером или вращается медленно
Разряжена аккумуляторная батарея Зарядить батарею
Замаслен или загрязнен щеточно-коллекторный узел Протереть коллектор чистой тряпкой, смоченной в бензине
Подгорели контакты тягового реле Заменить реле
Короткое замыкание в обмотке якоря Заменить якорь
Плохой контакт двигателя с массой автомобиля или «+» АКБ со стартером Обеспечить надежный контакт
Неисправен планетарный редуктор Произвести ремонт стартера в специализированной СТО
Применяемое в двигателе масло не соответствует сезону Заменить масло
После пуска двигателя якорь продолжает вращаться
Приварилась контактная пластина к контактным болтам Заменить реле
Приварились контакты дополнительного реле стартера 711.3747-02 Заменить реле
Неисправен замок выключателя пуска Заменить замок выключателя пуска
При включении стартера тяговое реле не срабатывает
Разряжена аккумуляторная батарея Зарядить батарею
Неисправно дополнительное реле стартера 711.3747-02 Заменить реле
Обрыв втягивающей обмотки тягового реле Заменить реле
Неисправен замок выключателя пуска Заменить замок выключателя пуска
Якорь стартера вращается, но не проворачивает коленчатый вал
Неисправен привод Заменить привод
Шестерня привода не входит в зацепление с венцом маховика при нормальной работе реле
Забиты торцы зубьев маховика Зачистить торцы зубьев венца маховика или заменить его
Заедание шестерни на валу стартера из-за наличия загрязнений или фрезеровка зубьев венца маховика шестерней привода Очистить вал и шлицы от грязи и смазать смазкой ЦИАТИМ-221 или ЦИАТИМ-203

Предупреждение!

  • Запрещается двигать автомобиль стартером. Продолжительность непрерывной работы стартера не должна превышать 15 секунд. Повторно включать стартер можно не раньше, чем через 1 минуту, допустимое число повторных включений не более трех. Если двигатель при этом не пускается, необходимо обнаружить и устранить возникшую неисправность.

Поделиться ссылкой:

Похожие статьи

Руководства