Электрооборудование. Дизельный двигатель модели ЗМЗ-5143.10 – руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту.
6. Электрооборудование.
На двигателе установлено электрооборудование постоянного тока.
Номинальное напряжение – 12 В. Приборы электрооборудования подсоединены по однопроводной схеме. С “массой” двигателя соединены все клеммы “–” (минус) приборов и агрегатов электрооборудования.
Ремонт электрооборудования производится на специализированных СТО.
6.1 Генератор.
На двигатели ЗМЗ-5143.10 могут устанавливаться следующие генераторы:
– 4052.3701000-01 1) (ААК 5730, 11.203.640) ф.«Iskra» (рис.42);
– 5122.3771000 1) (5122.3771) ООО «Прамо Электро» (рис.42).
1) Обозначение ЗФ ООО «УАЗ»
Генератор переменного тока с электромагнитным возбуждением со встроенным регулятором напряжения и выпрямительным блоком.
Генератор предназначен для работы в качестве источника электрической энергии параллельно с аккумуляторной батареей в системе электрооборудования автомобиля.
6.1.1 Основные технические данные.
Направление вращения (со стороны шкива) | правое |
Номинальное напряжение, В | 14 |
Максимальный ток, А | 80 |
Ток отдачи при напряжении 13 В температуре окружающей среды 25±10 °С при длительном режиме работы и частоте вращения ротора генератора, мин⁻¹:
Таблица 4.
Обозначение генератора | Частота вращения ротора генератора, мин⁻¹ | ||||
1500 | 1800 | 2000 | 6000 | 8000 | |
4052.3701000-01 | 22 | 40 | 48 | 80 | 82 |
5122.3771000 | 24 | 40 | 48 | 80 | 82 |
Рис. 42. Габаритные размеры и токоскоростная характеристика генераторов 4052.3701000-01 ф.«Iskra» и 5122.3771000 ООО «Прамо-Электро».
6.1.2 Эксплуатация.
Привод генератора осуществляется от шкива коленчатого вала поликлиновым ремнем с передаточным отношением 2,4. Схема привода показана на рис. 27.
Рис. 27. Схема привода вспомогательных агрегатов.
1 – шкив коленчатого вала привода водяного насоса и генератора; 2 – зубчатый шкив привода ТНВД; 3 – натяжной ролик; 4 – ремень привода генератора и водяного насоса; 5 – шкив генератора; 6 – натяжной ролик ремня привода ТНВД; 7 – шкив ТНВД; 8 – зубчатый ремень привода ТНВД; 9 – шкив вентилятора; 10 – ремень привода вентилятора и насоса ГУР; 11 – шкив насоса ГУР; 12 – направляющий ролик; 13 – шкив водяного насоса
При эксплуатации генератора недопустимо проверять работоспособность генератора замыканием его выводов на «массу» и между собой, а также попадание на генератор электролита, антифриза и т.д.
Работоспособность генератора контролируют по сигнализатору неисправности генератора (контроль заряда аккумуляторной батареи) и указателя напряжения, расположенным на комбинации приборов. При нормально работающем генераторе сигнализатор не горит, а стрелка указателя напряжения находится в зеленой зоне шкалы. В случае неисправности работоспособность генератора проверить на стенде.
Необходимо при эксплуатации следить:
– за состоянием электропроводки, особенно за чистотой и надежностью соединений контактов проводов, подходящих к генератору (при плохих контактах бортовое напряжение может выйти за допустимые пределы);
– за правильным натяжением ремня привода агрегатов (слабо натянутый ремень не обеспечивает эффективную работу генератора, а натянутый слишком сильно приводит к разрушению его подшипников).
6.1.3 Возможные неисправности генератора и методы их устранения.
Таблица 5.
Причина неисправности | Метод устранения |
Лампа сигнализатора неисправности горит постоянно или периодически при движении автомобиля | |
Проскальзывает ремень привода генератора и водяного насоса | Отрегулировать натяжение ремня |
Неисправен регулятор напряжения | Заменить регулятор напряжения |
Короткое замыкание обмотки возбуждения генератора | Заменить ротор на СТО |
Обрыв или короткое замыкание диодов выпрямительного блока | Заменить выпрямительный блок на СТО |
Лампа сигнализатора неисправности генератора не загорается при включенном зажигании | |
Неисправен регулятор напряжения | Заменить регулятор напряжения |
Изношены щетки генератора | Заменить щетки |
Зависли щетки генератора, окислены контактные кольца | Очистить от пыли и грязи, протереть кольца тряпкой, смоченной в бензине |
Обрыв в обмотке возбуждения генератора | Заменить ротор на СТО |
Генератор работает, стрелка указателя напряжения находится в левой красной зоне | |
Проскальзывает ремень привода генератора и водяного насоса на больших оборотах | Отрегулировать натяжение ремня |
Ослаблено крепление наконечников проводов на генераторе и аккумуляторной батарее, поврежден провод | Затянуть наконечники или заменить провод |
Неисправна аккумуляторная батарея | Заменить аккумуляторную батарею |
Неисправен регулятор напряжения | Заменить регулятор напряжения |
Генератор работает, стрелка указателя напряжения находится в правой красной зоне | |
Неисправен регулятор напряжения | Заменить регулятор напряжения |
Повышенный шум генератора Изношены подшипники |
Заменить подшипники на СТО |
Ротор задевает за полюса статора | Заменить генератор |
6.2 Стартер.
На двигатели ЗМЗ-5143.10 могут устанавливаться следующие стартеры:
– 405.3708000 1) (AZE 2154, 11.131.262) ф.«Iskra»;
– 405.3708000-01 1) (11.131.568) ООО «Прамо-Электро»;
– 5112.3708000 ОАО «БАТЭ»;
– 6012.3708000 ПАО «ЗиТ».
Стартер состоит из электродвигателя постоянного тока, планетарного редуктора, привода с муфтой свободного хода роликового типа, электромагнитного тягового реле. Стартер установлен с правой стороны двигателя.
Электрическая схема подключения стартера показана на рис. 43.
Рис. 43. Электрическая схема подключения стартера.
6.2.1 Основные технические данные.
Таблица 6.
Характеристика стартера | Номинальное напряжение, В | Номинальная мощность, кВт |
405.3708000 | 12 | 1,9 |
405.3708000-01 | 1,9 | |
5112.370800 | 1,8 | |
6012.3708000 | 2,0 |
6.2.2 Возможные неисправности стартера и методы их устранения.
Таблица 7.
Причина неисправности | Метод устранения |
При включении стартер не работает | |
Короткое замыкание или обрыв втягивающей обмотки тягового реле, отсутствие электрической цепи между силовыми контактами реле | Заменить тяговое реле |
Обрыв или отсутствие контакта в цепи питания «+» или в цепи питания «–» | Восстановить цепь питания |
Отсутствует контакт между щетками и коллектором | Протереть коллектор чистой тряпкой, смоченной в бензине, заменить щетки. Проверить, не заедают ли щетки в щеткодержателях |
Не работает дополнительное реле стартера 711.3747-02 | Заменить реле |
Обрыв цепи в стартере | Проверить и устранить дефекты стартера или заменить стартер |
Коленчатый вал двигателя не проворачивается стартером или вращается медленно | |
Разряжена аккумуляторная батарея | Зарядить батарею |
Замаслен или загрязнен щеточно-коллекторный узел | Протереть коллектор чистой тряпкой, смоченной в бензине |
Подгорели контакты тягового реле | Заменить реле |
Короткое замыкание в обмотке якоря | Заменить якорь |
Плохой контакт двигателя с массой автомобиля или «+» АКБ со стартером | Обеспечить надежный контакт |
Неисправен планетарный редуктор | Произвести ремонт стартера в специализированной СТО |
Применяемое в двигателе масло не соответствует сезону | Заменить масло |
После пуска двигателя якорь продолжает вращаться | |
Приварилась контактная пластина к контактным болтам | Заменить реле |
Приварились контакты дополнительного реле стартера 711.3747-02 | Заменить реле |
Неисправен замок выключателя пуска | Заменить замок выключателя пуска |
При включении стартера тяговое реле не срабатывает | |
Разряжена аккумуляторная батарея | Зарядить батарею |
Неисправно дополнительное реле стартера 711.3747-02 | Заменить реле |
Обрыв втягивающей обмотки тягового реле | Заменить реле |
Неисправен замок выключателя пуска | Заменить замок выключателя пуска |
Якорь стартера вращается, но не проворачивает коленчатый вал | |
Неисправен привод | Заменить привод |
Шестерня привода не входит в зацепление с венцом маховика при нормальной работе реле | |
Забиты торцы зубьев маховика | Зачистить торцы зубьев венца маховика или заменить его |
Заедание шестерни на валу стартера из-за наличия загрязнений или фрезеровка зубьев венца маховика шестерней привода | Очистить вал и шлицы от грязи и смазать смазкой ЦИАТИМ-221 или ЦИАТИМ-203 |
Предупреждение!
- Запрещается двигать автомобиль стартером. Продолжительность непрерывной работы стартера не должна превышать 15 секунд. Повторно включать стартер можно не раньше, чем через 1 минуту, допустимое число повторных включений не более трех. Если двигатель при этом не пускается, необходимо обнаружить и устранить возникшую неисправность.