Масляные насосы автомобилей LADA – ремонт.
Масляные насосы автомобилей LADA – ремонт.
ТИ 3100.25100.40176
1. Типы насосов и конструктивные особенности.
На автомобилях LADA применяются масляные насосы шестеренчатого типа служащие для подачи масла к трущимся поверхностям деталей двигателя. На задне – и полноприводные автомобили устанавливаются насосы типа 2101/2121-1011010. Масляный насос этого типа устанавливается внутри поддона картера и крепится двумя болтами 1, рисунок 1, к блоку цилиндров. Ведущая шестерня неподвижно закреплена на валике 8, а ведомая шестерня 9 свободно вращается на оси, запрессованной в корпусе. Масло поступает в насос по маслоприемному патрубку 2, пройдя через фильтрующую сетку.
В корпусе маслоприемного патрубка встроен редукционный клапан 5. При повышении давления масла в системе смазки выше допустимого, редукционный клапан открывается и избыточное масло перепускается из полости давления в полость маслоприемника. Давление, при котором срабатывает редукционный клапан, определяется жесткостью пружины 4.
Рисунок 1. Детали масляного насоса задне – и полноприводных автомобилей.
1 – болт; 2 – патрубок приемный; 3 – шайба пружины; 4 – пружина; 5 – клапан редукционный; 6 – крышка; 7 – корпус; 8 – валик; 9 – шестерня ведомая.
На переднеприводные автомобили устанавливаются насосы типа 2108/2112-1011010. Насос собран в корпусе 1, рисунок 2, и крепится к передней стенке блока цилиндров. Масляный насос односекционный, шестеренчатый, с зубчатым колесом внутреннего зацепления. Внутренняя ведущая шестерня 4 масляного насоса приводится во вращение коленчатым валом.
В крышке масляного насоса устанавливается передний сальник коленвала.
При работе двигателя ведущая и ведомая шестерни насоса всасывают масло через маслоприемник и впадинами зубьев подают его в нагнетательную полость насоса. При давлении выше допустимого открывается редукционный клапан 8 и часть масла перепускается из нагнетательной полости в полость всасывания.
Применяемость масляных насосов на а/м LADA указана в таблице 1, основные детали насосов указаны в таблице 2.
Рисунок 2. Детали масляного насоса переднеприводных автомобилей.
1 – корпус; 2 – патрубок приемный; 3 – болт; 4 – шестерня ведущая; 5 – шестерня ведомая; 6 – крышка; 7 – сальник; 8 – клапан редукционный; 9 – пружина; 10 – пробка; 11 – болт; 12 – уплотнительное кольцо.
Рисунок 3. Патрубок масляного насоса.
2101
2121
Высота патрубка 2101 равна 49 мм.
Высота патрубка 2121 равна 79 мм.
Рисунок 4. Крышка масляного насоса.
2108
2112
На крышке 2112 масляного насоса имеется прилив под датчик положения коленчатого вала.
На крышке 2108 масляного насоса прилив отсутствует.
Таблица 1.
Применяемость масляных насосов на двигатели ВАЗ.
Номер насоса по каталогу ВАЗ | Модель двигателя | |||
2103
2104 2105 2106 21067 |
21213
21214 2130 |
2108
21081 21083 2110 |
11183
11194 21114 2112 21124 21126 |
|
2101-1011010 | + | |||
2121-1011010 | + | |||
2108-1011010 | + | |||
2112-1011010 | + |
Таблица 2.
Основные детали масляных насосов.
Наименование детали | Модель масляного насоса | |||
2101-1011010 | 2121-1011010 | 2108-1011010 | 2112-1011010 | |
Корпус насоса | 2101-1011015 | 2101-1011015 | 2108-1011015 | 2108-1011015 |
Крышка насоса | 2101-1011052 | 2101-1011052 | 2108-1011050 | 2112-1011050 |
Патрубок приемный | 2101-1011070 | 2121-1011070 | 2108-1011070 | 2108-1011070 |
Валик | 2101-1011040 | 2101-1011040 | – | – |
Клапан редукционный | 2101-1011090 | 2101-1011090 | 2108-1011090 | 2108-1011090 |
Пробка | – | – | – | 2112-1011061 |
Шестерня ведущая | – | – | 2108-1011045 | 2108-1011045 |
Шестерня ведомая | 2101-1011032 | 2101-1011032 | 2108-1011032 | 2108-1011032 |
2. Разборка.
Работы выполнять в соответствии с требованиями “Правил по охране труда на автомобильном транспорте” ПОТ РМ-027-2003 и инструкции по охране труда, действующей на предприятии.
2.1 Разобрать масляный насос:
– закрепить масляный насос в тисках с алюминиевыми накладками (тиски).
Для масляных насосов задне – и полноприводных автомобилей:
– отвернуть болты, снять приемный патрубок 2, рисунок 1, вместе с редукционным клапаном 5 давления масла и пружиной 4 (головка сменная 13, вороток);
– снять крышку 6 корпуса 7 насоса, извлечь из корпуса валик 8 насоса с ведущей шестерней и ведомую шестерню 9.
Для масляных насосов переднеприводных автомобилей:
– отвернуть болты 11, рисунок 2, крепления корпуса 1 насоса и крышки 6. Извлечь корпус, ведомую 5 и ведущую 4 шестерни (ключ торцовый 5 под внутренний шестигранник);
– отвернуть пробку 10 редукционного клапана 8. Извлечь пружину 9 с клапаном (головка сменная 13 или ключ под внутренний шестигранник 8, вороток);
– извлечь из крышки насоса сальник 7 коленчатого вала (отвертка плоская или крючок технологический). Сальник коленвала подлежит замене.
2.2 Промыть детали и продуть сжатым воздухом (установка L-90 для мойки узлов и деталей, пистолет типа АН 050101 для обдува сжатым воздухом).
3. Контроль и сортировка деталей.
3.1 Произвести осмотр деталей.
Детали, техническое состояние которых не удовлетворяет требованиям настоящей инструкции, а также прокладка и сальник подлежат замене.
Не допускаются:
- трещины, сколы, задиры, обломы, раковины, срыв резьбы более чем на два витка, смятие граней, повреждение и износ шлицев.
3.2 Произвести замер деталей.
Рисунок 5. Корпус 2101-1011015 масляного насоса.
3.2.1 Корпус 2101-1011015 масляного насоса, рисунок 5.
Допускается:
- диаметр оси ведомой шестерни не менее 11,9 мм;
- диаметр отверстия под валик ведущей шестерни не более 12,05 мм;
- глубина гнезд под шестерни не более 30,1 мм;
- диаметр гнезд под шестерни не более 34,13 мм (штангенциркуль ШЦ-1-125, нутромер НИ-10-18, 18-50, штангенглубиномер ШГ 250).
Рисунок 6. Валик 2101-1011040 с ведущей шестерней.
3.2.2 Валик 2101-1011040 с ведущей шестерней, рисунок 6.
Допускается:
- диаметр валика не менее 11,97 мм;
- высота шестерни не менее 29,95 мм;
- изгиб валика не более 0,04 мм (микрометр МК 25-1, 50-1, призмы, штатив ШМ-ПВ-8, индикатор ИЧ-10).
Рисунок 7. Ведомая шестерня 2101-1011032.
3.2.3 Ведомая шестерня 2101-1011032, рисунок 7.
Допускается:
- высота шестерни не менее 29,95 мм;
- диаметр отверстия под ось не более 11,98 мм (микрометр МК 50-1, нутромер НИ-10-18).
Рисунок 8. Редукционный клапан 2101-1011090.
3.2.4 Редукционный клапан 2101-1011090, рисунок 8.
Допускается:
- диаметр стержня клапана не менее 6,93 мм (микрометр МК 25-1).
Рисунок 9. Патрубок 2101/2121-1011070.
3.2.5 Патрубок 2101/2121-1011070 масляного насоса, рисунок 9.
Допускается:
- диаметр отверстия под редукционный клапан не более 7,04 мм (нутромер НИ 6-10).
Рисунок 10. Крышка 2101-1011052 масляного насоса.
3.2.6 Крышка 2101-1011052 масляного насоса, рисунок 10.
Допускается:
- допуск плоскостности рабочей поверхности крышки не более 0,03 мм (плита поверочная, набор щупов).
Рисунок 11. Ведущая шестерня 2108-1011045.
Рисунок 12. Ведомая шестерня 2108-1011032.
3.2.7 Ведущая шестерня 2108-1011045, рисунок 11.
Допускается:
- внутренний диаметр шестерни не более 35,05 мм; ширина шестерни не менее 7,42 мм;
- ширина посадочного места на вал не более 30,0 мм (нутромер НИ 18-50, микрометр МК-25-1, штангенциркуль ШЦ-1).
3.2.8 Ведомая шестерня 2108-1011032, рисунок 12.
Допускается:
- наружный диаметр шестерни не менее 74,80 мм (микрометр МК 75-1);
- ширина шестерни не менее 7,35 мм (микрометр МК 25-1).
Рисунок 13. Редукционный клапан 2108-1011090.
3.2.9 Редукционный клапан 2108-1011090, рисунок 13.
Допускается:
- диаметр стержня клапана не менее 11,98 мм (микрометр МК 25-1).
Рисунок 14. Корпус 2108-1011015 масляного насоса.
3.2.10 Корпус 2108-1011015 масляного насоса, рисунок 14.
Допускается:
- диаметр гнезда под ведомую шестерню не более 75,10 мм (нутромер НИ 50-100).
3.2.11 Крышка 2108/2112-1011052 масляного насоса.
Допускается:
- диаметр отверстия под клапан не более 12,03 мм (нутромер НИ 10-18).
4. Сборка.
4.1 Выполнить сборку масляного насоса в последовательности, обратной разборке. Перед сборкой смазать детали насоса моторным маслом.
Для масляных насосов задне- и полноприводных автомобилей:
– зазор между зубьями шестерен и корпусом насоса должен быть от 0,11 до 0,18 мм, рисунок 15 (набор щупов);
– зазор между торцами шестерен и плоскостью корпуса насоса должен быть от 0,06 до 0,16 мм, рисунок 16 (набор щупов, линейка поверочная).
Рисунок 15. Проверка радиального зазора.
Рисунок 16. Проверка осевого зазора.
Для масляных насосов переднеприводных автомобилей:
– шестерни устанавливать фасками в сторону корпуса.
Предъявить масляный насос ОТК. ОТК проверить выборочно качество проведенного ремонта пооперационно в процессе выполнения работ.