Система управления свечами накаливания и рециркуляцией отработавших газов. Дизельный двигатель модели ЗМЗ-5143.10 – руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту.
7 Система управления свечами накаливания и рециркуляцией отработавших газов.
Система управления свечами накаливания и рециркуляцией отработавших газов предназначена для обеспечения пуска двигателя и его прогрева, снижения токсичности при работе двигателя и остановки двигателя. Схема соединений системы управления свечами накаливания и рециркуляцией отработавших газов двигателя ЗМЗ-5143.10 приведена на рис.45.
7.1 Основные функции системы управления свечами накаливания и рециркуляцией отработавших газов.
Основными функциями данной системы являются:
– управление свечами накаливания – для обеспечения пуска двигателя и его прогрева;
– управление рециркуляцией отработавших газов – для снижения содержания окислов азота в выбросах отработавших газов;
– управление клапаном блокировки топливоподачи ТНВД для остановки двигателя;
– управление лампой индикации включения свечей накаливания на панели приборов автомобиля;
– управление лампой индикации неисправности системы управления на панели приборов автомобиля;
– диагностика системы управления;
– в блок управления также заложена возможность управления работой электроподкачивающего насоса и выдача сигналов на тахометр автомобиля.
7.2 Работа системы управления свечами накаливания и рециркуляцией отработавших газов.
Главным элементом системы, осуществляющим процесс управления, является микропроцессорный блок управления. Блок управления вырабатывает сигналы управления на основе данных, полученных от датчиков системы, контролирующих состояние двигателя, и программы, заложенной в его памяти.
Система управления работает следующим образом.
При повороте ключа в выключателе пуска в положение «I» в комбинации приборов загораются и гаснут через одну – две секунды лампы включения свечей накаливания и диагностики системы управления. Это означает, что система управления исправна и готова к работе.
Далее блок управления (БУ) определяет температурное состояние двигателя по датчику температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ). Если температура охлаждающей жидкости ниже плюс 23°С, то БУ через реле свечей накаливания выдает команду на включение свечей накаливания. При этом повторно загорается лампа включения свечей накаливания и горит не более 25 секунд (время зависит от температурного состояния двигателя), что свидетельствует о разогреве свечей накаливания. Если, примерно через 25 секунд, лампа продолжает гореть, а также включается лампа диагностики, то это значит, что в системе управления обнаружены ошибки самодиагностикой. Запуск двигателя должен производиться с момента, как погаснет лампа включения свечей накаливания.
Рис. 44. Система управления двигателем ЗМЗ-5143.10. Схема соединений.
Условные обозначения:
ЭБУ – электронный блок управления (устанавливается на автомобиле);
ДПКВ – датчик положения коленчатого вала 0 261 210.113 (BOSCH);
ДТОХЛ – датчик температуры охлаждающей жидкости 234.38.28;
ДПР – датчик положения рычага ТНВД (входит в состав ТНВД);
Кл.ост.топл. – клапан остановки топлива (входит в состав ТНВД);
ТНВД – топливный насос высокого давления 0 460 414 217 (BOSCH);
Общий GNA1, GNA2 – аналоговый массовый провод;
Общий GND – цифровой массовый провод;
Общий GNP – массовый провод питания;
СТАХ – сигнал на тахометр автомобиля (панель приборов 352.3801010);
КЛР – электромагнитный клапан управления рециркуляцией 1902.3741;
ЛД (HL1) – лампа диагностики А12-1,2 (устанавливается на автомобиле);
15 – +12В с клеммы 15 замка зажигания;
АКБ – аккумуляторная батарея;
СН – свечи накаливания 0 250 202 029 (BOSCH) (4 штуки);
РСН – реле свечей накаливания 711.3747-02 (устанавливается на автомобиле);
РПТ – реле подогрева топлива 90.3747-10 (устанавливается на автомобиле);
РПН – реле ЭПН 90.3747-10 (устанавливается на автомобиле);
+12в – питание +12в с клеммы АКБ, после РГЛ;
K-Line – канал диагностики ISO 9141 приём/передача);
ДМ авар. – датчик сигнализатора аварийного давления масла (на схеме не показан);
ДМ указ. – датчик указателя аварийного давления масла (на схеме не показан);
ДТОЖ пред. – датчик сигнализатора перегрева охлаждающей жидкости (на схеме не показан);
ДТОЖ указ. – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости (на схеме не показан);
FU1 – плавкий предохранитель (10А);
ФТОТ – фильтр тонкой очистки топлива 0 450 133 256 (BOSCH);
ЭПН – электрический топливоподкачивающий насос;
HR – реле подогрева топлива (установлено в ФТОТ);
Rn – нагревательный элемент (установлено в ФТОТ);
HL2 – лампа сигнализатора аварийного давления масла;
HL3 – лампа сигнализатора перегрева охлаждающей жидкости;
HL4 – лампа сигнализатора неисправности генератора;
СН-диагн. – диагностика включений свечей накаливания;
ЛСН – лампа индикации включения свечей накаливания;
ДРС – дополнительное реле стартера;
РВ – реле электровентилятора;
Кл50 – сигнал включения стартера.
Во время пуска двигателя лампа включения свечей накаливания загорается вновь и горит, пока включены свечи накаливания (время зависит от температурного состояния двигателя).
Управление включением – выключением рециркуляции отработавших газов осуществляется путем выдачи блоком управления электрических импульсов на электромагнитный клапан управления подачей вакуума от вакуумного насоса на клапан рециркуляции и зависит от показаний датчиков температуры охлаждающей жидкости, положения рычага подачи топлива ТНВД, положения коленчатого вала и программы, заложенной в память блока управления.
БУ определяет число оборотов по датчику положения коленчатого вала и выдает сигнал на тахометр автомобиля.
В случае выхода из строя датчиков, исполнительных устройств или цепей системы управления БУ автоматически переходит на резервный режим работы, используя данные, заложенные в его памяти. При переходе БУ в резервный режим постоянно горит лампа диагностики системы управления двигателем. Работа БУ в резервном режиме может ухудшать пуск, особенно, холодного двигателя, увеличивать токсичность, расход топлива. В этом случае необходимо проведение ремонтных работ.
7.3 Диагностика системы управления.
Блок управления способен осуществлять диагностику элементов системы управления двигателем или их цепей. При обнаружении неисправности блок управления включает диагностическую лампу в комбинации приборов автомобиля и в его память заносится код, отражающий данную неисправность. Это не означает, что двигатель необходимо немедленно заглушить, а свидетельствует о необходимости установления причин включения лампы и проведения ремонтных работ в наиболее возможно короткий срок.
Диагностические коды неисправностей возможно прочитать, подключив к блоку управления тестер АСКАН-10, их обозначение и вероятные причины приведены в табл. 8.
Таблица 8.
Код ошибки | Вероятная причина |
P0650 | “Ошибка в цепи лампы диагностики (MIL) “ |
P0380 | “Неисправность цепи обмотки РСН “ |
P0655 | Неисправность в цепи лампы прогрева двигателя (ЛСН) |
P0490 | КЛР “КЗ на массу” |
P0489 | КЛР “КЗ на +12В” |
P0487 | КЛР “обрыв” |
Р1106 | Высокое напряжение на свечах накаливания (“залипли” контакты РСН) |
Р1107 | Низкое напряжение на свечах накаливания (“обрыв” в цепи контактов РСН) |
P0117 | Низкий уровень напряжения с датчика температуры охлаждающей жидкости |
P0118 | Высокий уровень напряжения с датчика температуры охлаждающей жидкости |
P0122 | Низкий уровень напряжения с датчика положения рычага ТНВД |
P0123 | Высокий уровень напряжения с датчика положения рычага ТНВД |