Технические данные. Дизельный двигатель модели ЗМЗ-5143.10 – руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту.
3. Технические данные двигателя.
3.1 Техническая характеристика двигателя и его систем.
Тип двигателя | Дизельный, с непосредственным впрыском и турбонаддувом |
Число тактов | 4 |
Число цилиндров | 4 |
Расположение цилиндров | Вертикально в ряд |
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 |
Направление вращения коленчатого вала (со стороны шкива коленчатого вала) | Правое |
Диаметр цилиндра, мм | 87 |
Ход поршня, мм | 94 |
Рабочий объем двигателя, л | 2,24 |
Степень сжатия | 19,5 |
Номинальная мощность брутто по ГОСТ 14846-2020 при частоте вращения коленчатого вала 4000 мин ⁻¹, кВт (л.с.) | 71,3 (97) |
Максимальный крутящий момент брутто по ГОСТ 14846-2020 при частоте вращения коленчатого вала 1750…1900 мин ⁻¹, Н·м (кгс·м) | 230 (23,4) |
Минимальный удельный расход топлива при частоте вращения 1600 мин ⁻¹, г/кВт·ч | 245 (180) |
Система подачи топлива: | |
Топливный насос высокого давления (ТНВД) | Распределительного типа (VE) c механическим регулятором и встроенным топливоподкачивающим насосом, 514.1111001-10 (0 460 414 217) ф.«BOSCH», Германия |
Ремень привода ТНВД | Зубчатый, 2112-1106040, 2112-1106040-02 |
Форсунки | Закрытого типа, с двухстадийной подачей топлива, 514.1112010 (0 432 193 549 (Y 431 K03 019) ф.«BOSCH», Германия |
Фильтр тонкой очистки топлива | С электрическим подогревателем топлива, 514.1117246-10 (0 450 133 256) ф.«BOSCH», Германия |
Сменный фильтрующий элемент топливного фильтра | 457 434 061 или 1 457 434 174 ф.«BOSCH», Германия |
Система смазки: | Комбинированная, многофункциональная |
Масляный фильтр | W930/21 ф. «MANN+HUMMEL», Германия |
Жидкостно-масляный теплообменник | Встроенный в системы охлаждения и смазки. Устанавливается между блоком цилиндров и масляным фильтром |
Масляный насос | Шестеренчатый, односекционный, расположен в масляном картере |
Система охлаждения: | Жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией и подачей охлаждающей жидкости в блок цилиндров |
Термостат | Одноклапанный, ТС 108-01М ООО «СтАТО» пгт.Ставрово или ТА108-01 ООО «Томсон Авто», г.Владимир |
Насос системы охлаждения | Центробежный, приводимый от шкива коленчатого вала ремнем |
Ремень привода агрегатов | Поликлиновой 6РК 1220 |
Система наддува: | Турбокомпрессором, приводимым отработавшими газами |
Турбокомпрессор | С клапаном ограничителя наддува, 514.1118010-02 (С12-170-01), ф.«CZ Strakonice, a.s.», Чехия |
Система рециркуляции отработавших газов | С пневмоэлектрическим управлением. Клапан рециркуляции с приводом от пневмокамеры |
Сцепление: | Сухое, однодисковое, с диафрагменной нажимной пружиной |
Ведомый диск | С встроенным демпфером холостого хода и 2-х ступенчатым гасителем крутильных колебаний, 514.1601130 (324 0215 11) ф.«LUK», Германия
или 316380-1601130-00 ООО «Шэффлер РУС», г.Тольятти |
Система вентиляции | Закрытая, принудительная |
Воздушный фильтр 1) | С сухим сменным фильтрующим элементом, производительностью 500 м³/ч |
Вакуумный насос | Роторно-пластинчатого типа, расположен на блоке цилиндров |
Электрооборудование: | Постоянного тока, номинальное напряжение 12 В, система однопроводная, отрицательные выводы источников и потребителей электрической энергии соединены с корпусом двигателя |
Генератор | С номинальным напряжением 14 В и максимальной токоотдачей в нагретом состоянии не менее 80 А с выводами фазы и дополнительных диодов, 4052.3701000-01 (ААК 5730 14V 80A 11.203.640) ООО «Прамо-Электро», г.Ржев
или 5122.3771 ООО «Прамо-Электро», г.Ржев |
Стартер | С редуктором, дистанционным электромагнитным включением, 6012.3708 пр-ва ОАО «ЗИТ», г.Самара
или 405.3708000 (11.131.262 типа AZE 2154, 12V, 1,9 kWt) ф.«Iskra», Словения или 405.3708000-01 (AZE 2203 12V 1,9kW z9 11.131.568) ООО «Прамо-Электро», г.Ржев или 5112.3708 ОАО «БАТЭ» Беларусь или 514.3708000 (DW-12V, 2,0 kW, B 001 116 163) ф.«BOSCH», Германия |
Свечи накаливания | Штыревые, 514.3740000 (0 250 202 029) ф.«BOSCH», Германия
или 514.3740000-01 (ИЮМА.387 524.003 (СН-10) АО «УАПО», г.Уфа или 514.3740000-02 (0 250 202 045) ф.«BOSCH», Германия |
Система управления рециркуляцией и свечами накаливания: | |
Электронный блок управления 1) | Микропроцессорный, «БУДС-3.1» 514.3763-10 |
Датчик положения коленчатого вала | Индукционного типа, 23.3847 ПАО «КЗАЭ», г.Калуга
или 406.3847060-01 (ДС-1) ЗАО «Пегас», г.Кострома |
Датчик температуры охлаждающей жидкости | Полупроводниковый, 19.3828 АО «КЗАМЭ», г.Калуга
или 405226 ОАО «Рикор Электроникс», г.Арзамас |
Датчик положения рычага ТНВД (входит в состав ТНВД) | Потенциометрического типа |
Реле включения свечей накаливания 1) | Электромагнитного типа |
Реле подогрева топлива 1) | Электромагнитного типа |
Клапан управления системой рециркуляции отработавших газов 1) | Электромагнитный |
Датчики приборов: | |
Указателя температуры охлаждающей жидкости | Терморезисторный, ТМ 106-11 ОАО «Завод «Автоприбор», г.Владимир |
Указателя давления масла | Потенциометрического типа, 3902.3829 ОАО «Завод «Автоприбор», г.Владимир |
Сигнализатора аварийного давления масла | Контактного типа, 6002.3829 ООО ПО Пензенский завод «Электромехизмерение», г.Пенза |
Масса незаправленного смазкой двигателя со сцеплением, кг | 225 |
1) Устанавливается на автомобиле.
3.2 Основные данные для регулировки и контроля.
Минимальная частота вращения холостого хода, мин⁻¹ | 875…930 |
Максимальная частота вращения холостого хода, мин⁻¹ | 4500…4800 |
Рабочая температура охлаждающей жидкости, ºС | 60…110 |
Прогиб ремня привода водяного насоса е генератора при приложении усилия 78,4 Н (8 кгс) посередине между шкивами генератора и натяжного ролика, мм | 8…9 |
Прогиб ремня привода вентилятора и насоса ГУР при приложении нагрузки 78,4 Н (8 кгс) посередине между шкивами вентилятора и насоса ГУР, мм | 8…9 |
1) Устанавливается на автомобиле.
3.3 Эксплуатационные материалы, применяемые на двигателе.
1. Топливо:
Дизельное ЕВРО по ГОСТ 32511-2013:
– летнее, сорта A (B, С, D), экологического класса 5: «ДТ-Л-К5 по ГОСТ 32511-2013»;
– межсезонное, сорта E (F), экологического класса 5: «ДТ-E-К5 по ГОСТ 32511-2013»;
– зимнее, класса 0 (1, 2, 3), экологического класса 5: «ДТ-З-К5 по ГОСТ 32511-2013»;
– арктическое, класса 4, экологического класса 5: «ДТ-А-К5 по ГОСТ 32511-2013».
2. Моторное масло:
Для заливки в двигатель применять моторные масла классов вязкости по классификации SAE J300 и групп эксплуатационных свойств по классификации API и ACEA, как указано в табл. 1.
Таблица 1.
API | ACEA | SAE | Температурный диапазон применения |
СF-4 и выше (CG-4, CH-4, CI-4, CI-4+, CJ-4 и т.д.) | A3/B4, C3 | 5W-30 | от -25 ºС 1) до +20 ºС |
5W-40 | от -25 ºС 1) до +35 ºС | ||
10W-30 | от -20 ºС 1) до +30 ºС | ||
10W-40 | от -20 ºС 1) до +35 ºС | ||
15W-30 | от -15 ºС до +35 ºС | ||
15W-40 | от -15 ºС до +45 ºС | ||
20W-40 | от -10 ºС до +45 ºС | ||
20W-50 | от -10 ºС до +45 ºС и выше | ||
30 | от -5 ºС до +45 ºС | ||
40 | от 0 ºС до +45 ºС | ||
50 | от 0 ºС до +45 ºС и выше |
1) Допускаются к использованию при температуре ниже -25 °С при условии оснащения автомобиля предпусковым подогревательным устройством по ГОСТ Р 54120–2010.
Объём масла при замене – 5,1…5,3 л. Заправочный объём системы смазки сухого двигателя – 6,3…6,5 л.
3. Охлаждающие жидкости:
Для заливки в систему охлаждения двигателя использовать охлаждающие жидкости, приведенные в табл. 2.
Таблица 2.
Основные | Дублирующие | Температурный диапазон применения |
ОЖ-40 «Лена» ТУ 113-07-02-88 | «Термосол» А-40 ТУ 301-02-141-91 | выше -40 ºС |
Тосол-А40М ТУ 6-57-95-96 | ||
ОЖ-65 «Лена» ТУ 113-07-02-88 | «Термосол» А-65 ТУ 301-02-141-91 | выше -65 ºС |
Тосол-А65М ТУ 6-57-95-96 |
Вода пресная 1) – допускается применять кратковременно и только в экстренных случаях, перед применением профильтровать подручными средствами.
После использования воды систему охлаждения промыть. При промывке запрещается использовать растворы, содержащие кислоты и щелочи, так как их применение приводит к разъеданию алюминиевых деталей.
1) В случае поломки двигателя вследствие замерзания воды в системе охлаждения, завод-изготовитель двигателя ответственности не несет.
Заправочный объём системы охлаждения двигателя (без объема радиатора охлаждения, радиатора отопителя и соединительных шлангов) – 3,7 л.