Возможные неисправности агрегатов и систем автомобиля КамАЗ-5490. Самопомощь.
- Сообщения на дисплее КамАЗ-5490.
- Сигнализаторы комбинации приборов и органы управления КамАЗ-5490.
- Управление информационной системой КамАЗ-5490.
- Бортовая (встроенная) диагностика, чтение ошибок. КамАЗ-5490.
- Назначение переключателей КамАЗ-5490.
Необходимо своевременно устранять неисправности агрегатов и систем автомобиля, т.к. эти неисправности могут ухудшить экологические и эксплуатационные показатели работы автомобиля (увеличить расход топлива, уменьшить мощность двигателя, увеличить выброс вредных веществ в атмосферу), а также влияют на безопасную эксплуатацию автомобиля.
Контролировать состояние всех систем автомобиля позволяют контрольные приборы и сообщения на дисплее комбинации приборов.
При повороте ключа замка выключателя приборов и стартера в первое фиксированное положение, на панели приборов на 2-3 секунды загораются все контрольные лампы и сигнализаторы.
Если лампы продолжают гореть или загораются во время движения автомобиля, то это означает, что возникла неисправность (см. подраздел Индикация и устранение неисправностей). После устранения неисправности контрольные лампы гаснут.
При появлении критических неисправностей в дополнении к сообщению загорается лампа STOP. В некоторых случаях звучит предупредительный звуковой сигнал.
При необходимости провести диагностику систем автомобиля. Режим диагностики служит для контроля работы электронных систем автомобиля и выдачи кодов неисправности.
Для расшифровки кодов и устранения неисправностей следует обратиться в сервисный центр.
Ремонт компонентов Даймлер, расшифровку кодов неисправностей двигателя «Mercedes-Benz» необходимо производить в сервисных центрах «Mercedes-Benz» или авторизованных (для осуществления сервиса компонентов Даймлер) сервисных центрах ОАО «КамАЗ».
Внимание!
При проведении ремонта и устранении неисправностей необходимо остановить двигатель и отключить питание системы. Питание системы отключается при повороте ключа замка выключателя приборов и стартера в положение «О».
Возможные неисправности узлов и систем автомобиля, причины и методы их устранения см. в Руководстве по устройству, техническому обслуживанию и ремонту автомобиля КамАЗ-5490.
Включение аварийной сигнализации.
При возникновении неисправностей, угрожающих безопасности движения, надо немедленно остановить автомобиль, включить стояночный тормоз и аварийную сигнализацию.
Для включения аварийной сигнализации нажать вверху на выключатель аварийной сигнализации, расположенный на панели приборов
Для выключения аварийной сигнализации нажать на выключатель внизу. Указатели поворотов, а также сигнальная лампа (светодиод), встроенная в выключатель, гаснут.
Аварийная световая сигнализация активируется при выходе из строя обеих стоп-сигналов тягача или прицепа/полуприцепа, или при нажатии на педаль тормоза.
Диагностика систем автомобиля.
Если на панели приборов загорается контрольная лампа неисправностей электронной системы (например, – неисправность в системе управления двигателем), это означает, что в системе управления этой системой произошла неисправность.
Необходимо провести диагностику электронной системы автомобиля и устранить неисправность.
После устранения неисправности контрольная лампа неисправности гаснет.
Управление экранами на дисплее осуществляется кнопками, расположенными на рулевом колесе с левой стороны (см. рис. Управление экранами на дисплее).
Управление экранами на дисплее.
1 — информационный дисплей; 2 — кнопки управления экранами на дисплее.
Кнопки управления экранами на дисплее.
Вход в меню. Подтверждение сообщения на дисплее. | |
Пролистывание вперед (выбор функции) | |
Пролистывание назад (выбор функции) | |
Выход из текущего экрана/возвращение в главное меню |
Последовательность чтения диагностических кодов.
- Повернуть ключ выключателя приборов и стартера в положение «ON» (положение движения).
Появляется главный экран.
Главный экран.
- Включить стояночный тормоз.
Внимание!
Режим диагностики всех систем доступен только на стоящем автомобиле (при включенном стояночном тормозе).
- Нажимать на кнопку до появления экрана «Диагностика». Нажать кнопку «Вход в меню» . Строка для выбора системы для диагностики становится подсвеченной.
- Нажимая кнопки или , выбрать систему автомобиля (при наличии) для диагностики:
- двигатель;
- тормозная система;
- система нейтрализации отработавших газов;
- пневмоподвеска;
- коробка переключения передач ZF ASTronic;
- ретардер;
- электрооборудование.
- Нажать кнопку «Вход в меню» .
- Выбрать строку «Коды ошибок», нажимая кнопку .
При выборе строки «Параметры» открывается экран с параметрами выбранной электронной системы управления, получаемыми по шине данных CAN.
- Нажать кнопку «Вход в меню» .
Если есть активные ошибки, то отображаются:
- название системы;
- общее количество ошибок в блоке;
- SPN (номер устройства, подключенного к конкретной (локальной) электронной системе (датчики, исполнительные механизмы, сообщения в шине данных CAN);
- FMI – код типа неисправности.
Далее нажатиями на кнопки и можно пролистать до 10 активных ошибок блока. Если ошибок больше чем 10, то следующие ошибки можно будет посмотреть только после устранения тех, которые уже отображены.
- После просмотра ошибок возвращаемся к основному экрану при помощи долгого нажатия кнопки .
Диагностика других электронных систем автомобиля проводится аналогично.
Для расшифровки кодов и устранения неисправностей следует обратиться в сервисный центр.
Для проведения диагностики неисправностей в сервисных центрах используется разъем бортовой диагностической системы (OBD), расположенный слева от рулевой колонки (см. рис. Расположение разъема диагностики).
Расположение разъема диагностики
1 — разъем диагностики.
Технологический режим диагностики.
Технологический режим может использоваться в случае удалённой диагностики неисправности специалистами ОАО «КамАЗ» либо специалистами сервисных центров.
В технологическом режиме для уточнения неисправности внутри систем автомобиля дисплей показывает восемь дополнительных экранов. На дисплей выводятся параметры различных элементов и систем автомобиля.
Внимание!
Технологический режим диагностики более информативен во время движения. Вследствие чего этим режимом следует пользоваться только на ровных площадках без препятствий и других участников движения.
Категорически запрещается пользоваться технологическим режимом диагностики на дорогах общего пользования, т.к. для считывания и анализа информации с экранов водитель меньше внимания будет уделять ситуации на дороге. Активация технологического режима диагностики возможна только при включенной аварийной сигнализации.
Для просмотра экранов дисплея в технологическом режиме диагностики:
- Включить аварийную сигнализацию.
- Повернуть ключ выключателя приборов и стартера в положение «I».
- В течение 15 секунд пять раз нажать на педаль управления подачей топлива или педаль тормоза, или десять раз включить дальний свет. На дисплее появится сообщение 1.
Сообщение 1.
Далее на дисплее появится сообщение 2.
Сообщение 2.
- Просмотреть следующие восемь экранов с помощью кнопок или .
Для выхода из технологического режима выключить аварийную сигнализацию.
Экраны технологического режима диагностики.
Экран 1.
Версия программного обеспечения блока CBCU и язык прошивки LCD дисплея.
Экран 2. Двигатель:
- обороты коленчатого вала;
- мгновенный расход топлива;
- давление во впускном коллекторе;
- процент нажатия на педаль управления подачей топлива.
Экран 3. Двигатель (продолжение):
- момент на выходе двигателя (в процентах от максимального);
- температура воздуха во впускном коллекторе;
- давление масла в системе смазки двигателя;
- уровень масла в системе смазки (10 % – отметка «MIN» по щупу, 90 % – отметка «МАХ» по щупу).
Экран 4. Температура:
- окружающего воздуха;
- топлива на впрыске;
- охлаждающей жидкости;
- масла.
Экран 5. Органы управления:
- процент нажатия на педаль управления подачей топлива;
- процент нажатия на педаль тормоза;
- нажатие на педаль сцепления (нажата/ не нажата);
- активация стояночного тормоза.
Экран 6:
- скорость передней оси, как среднее арифметическое скоростей левого и правого колес передней оси;
- относительная скорость переднего левого колеса;
- относительная скорость переднего правого колеса;
- относительная скорость заднего левого колеса;
- относительная скорость заднего правого колеса.
Экран 7. Система курсовой устойчивости:
- скорость рыскания;
- величина бокового ускорения;
- величина продольного ускорения;
- скорость автомобиля по колёсам.
Экран 8. Коробка передач:
- обороты входного вала коробки передач с автоматическим управлением;
- обороты выходного вала коробки передач с автоматическим управлением;
- процент пробуксовки сцепления;
- выбранная передача;
- включенная передача.
Индикация и устранение неисправностей.
Индикация неисправности | Возможная причина неисправности | Предложения по устранению неисправности |
(цвет – красный)
– на дисплее: (цвет – красный) |
Давление масла в системе смазки двигателя ниже нормы. | Движение автомобиля запрещено до устранения неисправности.
• Остановить автомобиль с учетом дорожной обстановки; • остановить двигатель; • поставить автомобиль на стояночный тормоз; • проверить уровень масла в картере двигателя. Если уровень масла в картере двигателя в норме, а контрольная лампа аварийного давления масла не гаснет, то необходимо обратиться в сервисный центр. Проверить двигатель на герметичность. При обнаружении утечки масла движение автомобиля запрещено до устранения неисправности. Обратиться в сервисный центр. |
(цвет – красный) |
Засоренность воздушного фильтра. | Заменить воздушный фильтр. |
(цвет – красный) |
Отсутствует зарядный ток генератора | Движение автомобиля ограничено (с повышенной осторожностью).
Проверить натяжение приводного ремня генератора, при необходимости отрегулировать (см. Руководство по эксплуатации двигателя «Mercedes-Benz»). Если натяжение приводного ремня в порядке, проверить электрооборудование в сервисном центре. |
(цвет – оранжевый) |
Неисправность в автоматической коробке передач. | Движение автомобиля ограничено (с повышенной осторожностью). Обратиться в сервисный центр. |
(цвет – оранжевый) |
Критическая неисправность в автоматической коробке передач | Движение автомобиля запрещено до устранения неисправности.
• Остановить автомобиль с учетом дорожной обстановки; • остановить двигатель; • поставить автомобиль на стояночный тормоз; • провести диагностику системы. Если неисправность, определённую по кодам не удалось устранить, то следует обратиться в сервисный центр для устранения неисправности. |
на дисплее
Перегрев жидкости в КПП |
Аварийная температура масла в коробке передач с автоматическим управлением | Движение автомобиля запрещено до устранения неисправности.
• Немедленно остановить автомобиль с учетом дорожной обстановки; • поставить автомобиль на стояночный тормоз; • оставить двигатель работать с повышенной частотой вращения коленчатого вала, дать остыть коробке передач. Если температура масла в коробке передач понизилась и сообщение погасло, остановить двигатель и дать остыть ему до температуры окружающего воздуха; • проверить уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке, герметичность соединений системы охлаждения двигателя. При необходимости долить охлаждающую жидкость. При наличии течи охлаждающей жидкости, по возможности устранить неисправность на месте; • проверить уровень масла в коробке передач. Если уровень охлаждающей жидкости и уровень масла в коробке передач в норме, а контрольная лампа не гаснет, то следует обратиться в сервисный центр. |
– на дисплее | Недостаточное давление в IV контуре пневмосистемы | Переключение передач невозможно.
Проверить герметичность IV контура пневмосистемы, работоспособность 4-х контурного защитного клапана, адсорбентного осушителя, компрессора. Во всех контурах давление должно быть не менее 10 кгс/см2. Если неисправность устранить не удалось, обратиться в сервисный центр. |
– на дисплее | Положение сцепления не может быть определено | Движение автомобиля запрещено до устранения неисправности.
Обратиться в сервисный центр. |
– на дисплее | Перегрузка сцепления | Выбрать низшую передачу или остановиться. |
– на дисплее | Предельный износ сцепления | Достигнут расчетный предельный износ сцепления. Обратиться в сервисный центр для замены сцепления. |
– на дисплее | Нарушена связь дисплея с электроникой коробки передач | Движение автомобиля запрещено до устранения неисправности.
Обратиться в сервисный центр. |
– на дисплее | Неисправность, системная ошибка | Убрать ногу с педали газа. Если ошибка не погасла, то возникла системная ошибка. Дальнейшее движение невозможно. Обратиться в сервисный центр. |
(цвет – оранжевый) |
Неисправность в системе управления двигателем | Движение автомобиля ограничено (с повышенной осторожностью). Обратиться в сервисный центр.
Провести диагностику двигателя. • остановить автомобиль с учетом дорожной обстановки; • остановить двигатель; • поставить автомобиль на стояночный тормоз; • провести диагностику двигателя. Если неисправность, определённую по кодам не удалось устранить, то следует обратиться в сервисный центр для устранения неисправности. |
(цвет – оранжевый) |
Аварийное состояние двигателя | Движение автомобиля запрещено до устранения неисправности.
Обратиться в сервисный центр. |
контрольная лампа аварийной температуры ОЖ (цвет-красный)
(цвет – оранжевый) |
Перегрев охлаждающей жидкости
Отключение автоматического режима работы муфты привода вентилятора двигателя |
Движение автомобиля ограничено (с повышенной осторожностью).
• Остановить автомобиль с учетом дорожной обстановки; • остановить двигатель; • поставить автомобиль на стояночный тормоз; • проверить уровень охлаждающей жидкости (ОЖ) в расширительном бачке. Если уровень охлаждающей жидкости в норме, а контрольные лампы не гаснут, то следует обратиться в сервисный центр. |
цвет – оранжевый |
Неисправность в системе нейтрализации отработавших газов | Движение автомобиля ограничено (с повышенной осторожностью).
Провести диагностику двигателя. Для расшифровки кодов неисправностей и устранения неисправностей следует обратиться в сервисный центр. |
|
Возможно повреждение элементов системы нейтрализации отработавших газов | Обратиться в сервисный центр для проверки системы нейтрализации. |
(цвет – синий) |
Низкий уровень жидкости AdBlue в системе нейтрализации | Эксплуатация системы без нейтрализующей жидкости AdBlue не допускается.
Проверить уровень нейтрализующей жидкости AdBlue, при необходимости долить. Если уровень нейтрализующей жидкости в норме, а контрольная лампа не гаснет, обратиться в сервисный центр. |
(цвет – оранжевый) |
Износ тормозных накладок | Движение автомобиля запрещено до устранения неисправности.
Обратиться в сервисный центр. |
(цвет – красный) |
Ремень безопасности не пристегнут | Пристегнуть ремень безопасности. |
(цвет – красный) с указанием контура
Звуковой сигнал |
Возникла неисправность в тормозной системе.
Давление в контурах ниже 450-550 кПа (4,5-5,5 кгс/ см2) |
Движение автомобиля запрещено до устранения неисправности.
• Остановить автомобиль с учетом дорожной обстановки; • поставить автомобиль на стояночный тормоз; • проверить утечку сжатого воздуха в пневмоприводе из-за негерметичности соединений трубопроводов и гибких шлангов. Проверить работоспособность пневмоаппаратов тормозной системы; • устранить неисправность; • после устранения неисправности на стоящем автомобиле для пополнения запаса сжатого воздуха дать поработать двигателю; • продолжать движение только после того, как погаснут контрольные лампы (5,0-5,5 кгс/см2) и давление в контурах тормозной системы достигнет 9,0-10,0 кгс/см2. Если неисправность устранить невозможно, лампы продолжают гореть, то обратиться в сервисный центр. |
– на дисплее | Низкий уровень охлаждающей жидкости | Залить охлаждающую жидкость в расширительный бачок. |
(цвет – оранжевый) |
Неисправность в тормозной системе автомобиля | Допускается движение автомобиля с особой осторожностью.
• Остановить автомобиль; • поставить автомобиль на стояночный тормоз; • провести диагностику тормозной системы. Для устранения неисправности следует обратиться в сервисный центр. После устранения неисправностей системы необходимо удалить пассивные ошибки из памяти электронного блока EBS в целях избежания их накопления (не более 50) и последующей блокировки работы системы. Для удаления пассивных ошибок необходимо обратиться в сервисный центр. |
(цвет – оранжевый) |
Отказ функции EBS автомобиля | Допускается движение автомобиля с особой осторожностью.
• Остановить автомобиль; • поставить автомобиль на стояночный тормоз; • провести диагностику тормозной системы автомобиля. Для устранения неисправности следует обратиться в сервисный центр. После устранения неисправностей системы необходимо удалить пассивные ошибки из памяти электронного блока EBS в целях избежания их накопления (не более 50) и последующей блокировки работы системы. Для удаления пассивных ошибок необходимо обратиться в сервисный центр. |
(цвет – оранжевый) |
Неисправность EBS полуприцепа. | Допускается движение автомобиля с учетом дорожной обстановки.
Обратиться в сервисный центр. |
(цвет – красный) |
Гидрозамки кабины не закрылись. | Движение автомобиля запрещено до устранения неисправности.
Проверить закрытие замков. При не закрытии хотя бы одного из замков необходимо: • поднять и опустить кабину (см. запись «Подъем и опускание кабины»). Гидрозамки должны закрыться автоматически; • или довести давление в пневмоприводе до номинального. Если контрольные лампы продолжают гореть, обратиться в сервисный центр. |
(цвет – красный) |
Неисправность в системе управления пневматической подвески. | Провести диагностику системы пневмоподвески (см. подраздел «Диагностика систем автомобиля»).
После устранения неисправности лампа гаснет. Если лампа не гаснет после устранения неисправности, определенной по световому мигающему коду, или самостоятельно устранить неисправность не удается, следует обратиться в сервисный центр. |