Турбокомпрессор. Дизельный двигатель модели ЗМЗ-5143.10 – руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту.
Турбокомпрессор.
Приложение Е.
Турбокомпрессор (ТКР) С12-92-02 Чешской фирмы «CZ Strakonice, a.s.» с клапаном перепуска отработавших газов (ОГ).
Е.1 Эксплуатация и техническое обслуживание.
Эксплуатация двигателя без воздухоочистителя на входе в ТКР не допускается.
При эксплуатации двигателя на рекомендованных смазочных маслах и установке рекомендованных масляных фильтров, а также своевременной их замене срок службы ТКР совпадает со сроком службы двигателя.
Внимание!
- Не начинайте движение на автомобиле сразу после запуска холодного двигателя. Необходимо поработать 1…2 минуты на минимальных оборотах холостого хода для прогрева турбокомпрессора с целью исключения задевания колеса турбины за корпус и ускоренного износа лопаток колеса, вероятность которого возрастает по мере роста пробега автомобиля в связи с износом подшипников скольжения турбокомпрессора.
- Не рекомендуется работа двигателя более 10 минут на минимальных оборотах холостого хода. За счет разрежения, создаваемого при работе двигателя, часть смазочного масла из подшипникового узла ТКР поступает в систему впуска, вызывая повышенное дымление отработавших газов
- При остановке двигателя после длительной работы на большой нагрузке необходимо в течение 3…5 минут дать поработать двигателю на минимальных оборотах холостого хода, во избежание преждевременного выхода из строя турбокомпрессора.
- Производить регулировку клапана перепуска ТКР во избежание поломки двигателя строго запрещается.
Обслуживание системы газотурбинного наддува заключается в периодической проверке герметичности соединения впускной трубы с корректором по наддуву ТНВД. При неработающем корректоре двигатель теряет до 30 % мощности.
Также важно своевременно в сроки, установленные инструкцией по эксплуатации двигателя проводить контроль и замену фильтрующего элемента фильтра очистки воздуха.
Е.2 Возможные дефекты на дизельном двигателе ЗМЗ-5143.10 с турбокомпрессором С12-92-02 и их идентификация.
Е.3 Общие требования к замене и ремонту турбокомпрессора.
Ремонт ТКР должен производиться только на специализированном ремонтном предприятии.
В случае выхода из строя ТКР по вине завода-изготовителя укажите, по адресам, указанным в конце подраздела, следующую информацию:
- сведения, указанные на фирменной табличке, установленной на корпусе колеса компрессора, например:
- номер двигателя ЗМЗ-5143.10, на котором установлен данный ТКР;
- марку автомобиля и пробег в километрах;
- краткое описание повреждения согласно данным табл. п.Е.2.
При установке ТКР необходимо выполнить следующие требования:
- предварительно проверить ТКР на отсутствие инородных тел в корпусе компрессора, корпусе подшипников и корпусе турбины;
- подсоединить корпус турбины к выпускному коллектору, снятому с двигателя;
- при установке выпускного коллектора с ТКР на двигатель отклонение осей отверстий для подачи и стока масла из корпуса подшипников ТКР от вертикали не должно превышать ±15°;
- при установке шланга слива масла из турбокомпрессора не допускать его перегиба, что приведет при работе двигателя к уносу масла через уплотнения вала турбокомпрессора в системы впуска воздуха и выпуска отработавших газов;
- при соединении корпусов ТКР с соответствующими системами двигателя необходимо использовать только новые серийные уплотнительные прокладки и шланги;
- применение герметиков и уплотнительных замазок не допускается.
Внимание!
- За 15 минут до первого пуска двигателя после установки ТКР необходимо отвернуть штуцер подвода масла к корпусу подшипников ТКР и снять впускной патрубок с корпуса компрессора ТКР. Сплошной струей залить в корпус подшипников ТКР чистое моторное масло, применяемое в двигателе (20-50 мл с температурой не менее плюс 20 °С). Температура ТКР не должна быть ниже плюс 10 °C. После заливки масла пальцами повернуть на несколько оборотов ротор ТКР. Установить штуцер подвода масла и впускной патрубок.